Как спасают людей изгорящих небоскребов?

Как спасают людей изгорящих небоскребов?

Зимний период 1977 года ужасный пожар в отеле «Российская Федерация» унес судьбе практически полусотни человек. Многие погибли, пробуя спуститься через окна по связанным простыням. Прибывшие на место пожара автолестницы добывали максимум до седьмого этажа, и лишь импровизированная лестница, составленная из нескольких частей, протянувшись с седьмого по двенадцатый, помогла некоторым спастись.

Выбраться из огненной ловушки удалось не всем — многие просто не сумели спуститься.

В то время, когда загорелись подбитые самолетами башни ВТЦ в Нью-Йорке, минимум 200 человек спрыгнули вниз. Одни сознательно выбрали такую смерть, не имея второй возможности спастись от пламени, другие поддались панике. К тому моменту со времени трагедии в Москве прошло 24 года — но и они просто не сумели спуститься.

В 2006 году, на протяжении большого пожара в офисном строении во Владивостоке люди опять прыгали вниз. В среднем от 3 до 5% жертв пожаров пробуют спастись, выскакивая из окон. А средств для их спасения как не было, так и нет.

Не смотря на то, что нельзя сказать, что идей нет вовсе.

Мысль: по лестнице?

Находящиеся на работе у пожарных автолестницы достигают высоты от 17 до 60 м, что теоретически разрешает добираться до вершин кроме того 14- и 17-этажных строений. Но на практике достаточно долгих автолестниц неизменно мало: кроме того на громадные мегаполисы их закупают не больше нескольких штук: цена их через чур громадна. Само собой разумеется, требуются они не так уж и довольно часто, но в то время, когда нужны, смогут просто не успеть на место пожара.

Да и окажут помощь они не всегда: высоты хотя бы 30-го этажа достигают только единичные экземпляры. Пара лет назад пожарные китайского Сианя с гордостью рапортовали о выделении средств на приобретение в Финляндии неповторимой платформы с лестницей высотой 101 м.

В это же время в мире насчитывается более 7300 небоскребов высотой больше 100 м, и еще 2500 строятся, 17 из них превышают 100 этажей (и 18 строятся). Высочайшее из этих строений — комплекс Бурдж-Халифа в Дубае — насчитывает 828 м и 163 этажа. Тут на каждые 35 этажей устроено по одному «спасательному», оборудованному герметичным убежищем.

Считается, что при чего тут возможно будет укрыться и дождаться финиша пожара либо прибытия спасателей.

Мысль: с парашютом?

Кроме того в отсутствие огня парашютирование со строений — развлечение не для простых людей. Недаром бейсджампинг считается самым страшным среди экстремальных видов спорта: лишь в этом 2015 году в мире погибло 11 спортсменов.

Сложно раскрыть парашют вовремя, сложно учесть время, нужное ему для развертывания, сложно совершить посадку в надёжное место, нереально предвидеть все случайности А сейчас представьте, что около бушует пламя, создающее замечательные воздушные вихри, тёплые и непредсказуемые. В таких событиях кроме того умелый бейсджампер вряд ли положится на парашют. Американская компания Precision Aerodynamics, занятая созданием парашютов и кайтов, некое время разглядывала проект спасательного EscapeChute для прыжков с высоты от 35 м — но дальше первых идей дело так и не пошло.

Мысль: как в космосе?

Созданием посадочных совокупностей для космических аппаратов в химкинском НПО им. Лавочкина занимаются не первое десятилетие. Конические наполняемые устройства проектировались для торможения и ориентации зондов при спуске в воздухах вторых планет. К примеру, расправляющиеся конические экраны были установлены на два зонда-пенетратора миссии «Марс-96».

Увы, аппарат потерпел аварию еще при выходе на отлетную траекторию и затонул в Тихом океане, а надувной тормозной совокупности так и не удалось продемонстрировать себя в деле.

Но сама мысль похоронена не была, и еще в конце прошлого века конструкторы задумались об применении таких надувных конических экранов для эвакуации с громадной высоты. Людей предлагалось дополнительно обезопасить посредством «пневмококона» — нескольких амортизирующих баллонов, срабатывающих как подушки безопасности. Эта разработка кроме этого прошла диагностику космосом: во второй половине 60-ых годов двадцатого века посредством нескольких таких баллонов станция «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на поверхность другого небесного тела.

Макет таковой совокупности сотрудники НПО представили в начале 2000-х, демонстрируя ее кроме того на авиасалоне в Ле-Бурже. Предполагалось, что полумягкая конструкция будет помещаться в портфель, не смотря на то, что и достаточно большой, а по окончании прыжка из окна сможет мгновенно раскрыться за счет принудительного наполнения газом. Ремни надежно удержат человека в центре конструкции, а конусообразный экран разрешит затормозиться и сориентироваться в падении и приземлиться на амортизатор.

Но опробования продемонстрировали, что такая совокупность человеку не окажет помощь и по-настоящему действенна только на сверхзвуковых скоростях, — проект «Спасатель» был закрыт.

Мысль: парашют с наддувом

Концепцию пневматической спасательной совокупности удалось довести до ума инженерам компании «Космические совокупности спасения» (КСС) — действительно, от начальной идеи с надувным конусом не осталось фактически ничего. «Разработка была так нетрадиционна, что нам кроме того потребовалось выпустить новый национальный стандарт, ГОСТ, обезопасисть в Российской Федерации и за границей более 20 патентов, а для производства организовать кооперацию более 18 фирм», — поведал нам помощник директора компании КСС по науке, кандидат технических наук Сергей Кулик.

Снаружи совокупность СПАРС напоминает тот же ранец, в который особенным образом уложена шестиугольная наполняемая конструкция общим объемом около пяти метров 3. При экстренной эвакуации нужно только надеть его на плечи, застегнуть пятиточечный — как в детском автомобильном кресле — ремень, сесть на подоконник спиной наружу, закрепиться страховочным шнуром и дернуть за кольцо. Все другое будет происходить машинально впредь до приземления.

«Пожалуй, основное тут — это свойства и уникальная конструкция пневмокаркаса, что сочетает и пневмоупругую катапульту, и парашют с принудительным раскрытием, и посадочный демпфер, — продолжает Сергей Кулик. — Как известно, подобных систем в мире пока не создано: она разрешает гарантированно прыгать и со сверхмалых высот, от пяти метров, и с больших, впредь до километра и выше. Наряду с этим совсем не имеет значения, куда и на что вы приземляетесь — посадка будет надёжной».

    Пять кубов внутреннего количества пневмокаркаса наполняются газом под повышенным давлением за 10 секунд. Разработчикам было нужно модернизировать воздушный эжектор, что употребляется для раскрытия надувных трапов для спуска с аварийных самолетов.

Пенсионерам и экстремалам

Замечательный воздушный эжектор наполнит совокупность газом всего за 10 с, страховочная стропа перережется — и надувшийся пневмокаркас, как пружина, упруго выкинет человека из окна, подальше от горящего строения. На его верхних «спицах» принудительно растянется шестисегментный арамидный парашют, что скоро стабилизирует и ориентирует понижение. «Принципиальное отличие от простого парашюта в том, что куполу для раскрытия не нужен скоростной напор.

Уже через 3−5 м утраты высоты начнется стабильное парашютирование без дополнительного комплекта скорости, — говорит Сергей Кулик. — Теоретически, кроме того падая с километровой высоты, у почвы вы все равно станете двигаться не стремительнее 6 м/с». Согласно мнению Университета авиационно-космической медицины, такая скорость надёжна кроме того для стариков и детей.

Человек остается надежно зафиксирован на ложементе — «пояснице» ранца, в раздувшегося надёжного кокона из полиэфирного волокна, очень легкого и прочного. Наряду с этим в понижении СПАРС ведет себя как «неваляшка», разворачиваясь и приземляясь на дополнительный демпфирующий воздушный мешок с кевларовым дном. Возможно приземлиться на угол соседнего строения, на машину, дерево либо прямо на столб: удар будет амортизирован и погашен.

Продвижение совокупности СПАРС на рынке средств спасения лишь началось, но интерес к ней огромен. Поступают кроме того предложения применять ее в аттракционах и экстремальном спорте для любителей «пощекотать нервы» — в таком чудо-каркасе возможно сигануть хоть со строения, хоть со скалы над лесом. Одна беда: полет будет через чур уж надёжным. «Нагрузки вы испытываете не больше, чем при прыжке на матрас с полуметровой высоты, — говорит Сергей Кулик. — И в случае если в итоге мы и сделаем что-то для «экстремальщиков», то уровень защищенности придется мало понизить, в противном случае, осознаёте, никаких ярких ощущений».

Мысль: на тросе?

Спускаться по связке простыней — занятие достаточно страшное. Но что в случае если для людей, окруженных пожаром, заблаговременно приготовить надежную тросовую совокупность спасения? Такое ответ предлагает израильская компания Moseroth Technologies: совокупность эвакуации Spider монтируется у заблаговременно приготовленного места эвакуации, короб надежно ввинчивается в пол.

При пожаре необходимо только вынуть особую спасательную косынку, сесть в нее, прикрепиться карабином к 5-миллиметровому металлическому кабелю, выдохнуть и начать эвакуацию. Гидравлический тормоз сдержит трос, снабжая надёжный спуск на скорости от 0,9 до 1,8 м/с с высоты до 50 м.

    В интервью изданию New Yorker Кевин Стоун растолковал: «В случае если уж катушкой возможно вытянуть 400-фунтовую рыбу, то из-за чего запрещено 400-фунтового человека»?
    Повышенную надежность совокупности Spider снабжает пара замечательных тормозов — главной гидравлический и дублирующий механический. Металлический трос на разрыв выдерживает более 1,5 т

В второй форме эту совокупность реализовал американский изобретатель Кевин Стоун. Rescue Reel — «Катушка спасения» — подходит для небоскребов высотой до 100 этажей (305 м) и является средством не коллективного, а личного спасения. Принцип конструкции вправду заимствован у обычной рыболовной катушки, лишь вместо лески в ней употребляется очень прочный кевларовый шнур, талантливый выдержать нагрузку массой до 181 кг.

В момент возникновения угрозы достаточно зацепить его одним финишем за подходящий предмет — оконную раму либо батарею, усесться в спасательную косынку и, придерживаясь руками за катушку, а ногами отталкиваясь от стены, начать спуск.

Основной секрет Rescue Reel — скрытый в катушке тормозной механизм, что снабжает постоянную умеренную скорость раскручивания троса и гарантирует надёжный спуск. В случае если, само собой разумеется, вам повезет: вы не запаникуете при спуске и пожар не застанет вас выше 100-го этажа И в случае если вам не нужно будет спускаться через пламя, не имея особой защиты, в противном случае не окажет помощь никакой трос, кроме того кевларовый.

Мысль: в рукава?

Капроновые трубы, тянущиеся с одного яруса высотного строения на другой, были еще в 1950-х установлены на внешней стороне гостиницы «Украина» в Москве. Спускаясь по наружной стороне строения, они теоретически разрешают эвакуировать в один момент до десяти человек, участками по 30 м. Подобный пожарно-спасательный рукав предлагается сейчас называющиеся Baker Life Chute: при тревоги он выбрасывается машинально и разворачивается.

Спуск в трубы замедляют особые неровности, а у самой почвы удар смягчает надувная подушка. Но, для эвакуации с вправду высоких строений рукава не подходят. другие неприятности и Ветер, каковые в обязательном порядке случаются на месте чрезвычайной обстановке, смогут попросту не разрешить им раскрыться.

Наконец, рукав обязан идти под надёжным пологим углом, так, дабы люди скатывались как с горки, а не летели вертикально вниз. В современном мегаполисе, где от одного небоскреба до другого возможно рукой подать, таковой совокупности попросту негде развернуться. Недаром власти Манхэттена, каковые по окончании трагедии 11 сентября 2001 года деятельно присматриваются к разным вариантам спасения из высотных строений, изучили данный вариант и сделали вывод, что им он точно не подходит.

Мысль: в лифте?

Кроме того дети должны не забывать, что на протяжении пожара пользоваться лифтами запрещено категорически. Шахта является вытяжкой, которая в считаные секунды раздувает кроме того мелкое пламя. В 2000 году, в то время, когда загорелась вершина Останкинской телебашни, один из лифтов упал, и в нем погибло двое человек. Но нельзя ли заблаговременно подготовить защищенную от огня лифтовую совокупность спасения?

Таковой проект израильская компания Escape Rescue Systems продвигает уже десять лет.

Складывающиеся лифтовые совокупности монтируются на крыше — рекомендуется устанавливать хотя бы две, с различных сторон строения. При пожара, взяв сигнал по беспроводной связи, они машинально выгружаются и спускаются на протяжении одной из стенку небоскреба, раскрываясь на манер гармошки. Любая цепь лифтов включает пять вертикально расположенных кабин, рассчитанных на шесть человек и сделанных из огнеупорного материала, — совместно они разрешают проводить эвакуацию с пяти этажей параллельно.

Мысль: вертолетом?

До тех пор пока крыша не охвачена огнем и на ней достаточно открытого пространства, эвакуировать людей возможно простым спасательным вертолетом — как в «Крепком орешке». К сожалению, такое легче заметить в кино: в действительности крыша довольно часто недоступна, а особые летающие аппараты для эвакуации существуют только в наглых изобретательских проектах.

К примеру, компания Urban Aeronautics, известная своими летающими машинами, прорабатывает концепт специального аппарата, что имели возможность бы применять пожарные. Владея возможностями посадки и вертикального взлёта, но с роторами, укрытыми в корпусе, он подошел бы для эвакуации людей с крыши значительно лучше вертолета. Действительно, данный аппарат способен взять на борт не больше четырех-пяти человек за раз.

По десять человек планируется выручать посредством летающей платформы Eagle VTOL компании DM AeroSafe. пилоты и Пассажиры будут защищены кроме того от падающих обломков — для этого на аппарате предполагают установить кевларовый каркас. Но еще более уникальный проект озвучил калифорнийский механик Эрнест Барчелла: по плану изобретателя, его аппарат будет спускаться на тросе с тяжелого транспортного вертолета, прижимаясь к открытому окну посредством пары собственных роторов.

Вход прямо в плоском носу — хорошая идея, лишь снова же нереализованная.

Статья «Спасение не на высоте» размещена в издании «Популярная механика» (№157, ноябрь 2015).

<

h4>

11 сентября 2001: звонки из небоскребов

Статьи, которые будут Вам интересны: