Как тони ролт бежал изконцлагеря нааэроплане

Как тони ролт бежал изконцлагеря нааэроплане

Он появился 16 октября 1918 года в обеспеченной семье, получал образование Итоне, после этого — в военной академии Сэндхёрст (это весьма респектабельный вуз, к слову), увлекался автогонками (в 1939 победил респектабельную гонку British Empire Trophy за рулём ERA), а позже, будучи лейтенантом, отправился на войну. Их часть направили в Кале на помощь отступающим британским армиям: Энтони руководил стрелковой бригадой.

Но немцы направили в Кале танки, и пехота ничего не смогла с ними сделать. Бригада Ролта уходила последней — и он оставался до самого финиша. 26 мая 1940 года его ранили и забрали в плен. И началась легенда.

По причине того, что Энтони Питер Ролт 8 раз пробовал бежать из фашистских лагерей.

7 побегов Энтони Ролта

Всё нахождение в германском плену для Ролта обернулось одной-единственной целью, для которой он жил: бежать. Семь раз (!) Ролт — как в одиночку, так и с сообщниками — пробовал спастись. Он бежал из временных бараков, где закрывали пленных, бежал на протяжении транспортировки — это стало, возможно сообщить, «хобби», привычкой.

Первую попытку он сделал практически сразу после пленения — спрыгнул в канаву и ринулся бежать; уйти он, как ни необычно, успел довольно далеко — но был всё-таки пойман. Второй раз Ролт пробовал бежать из временного лагеря Лауфен — они с ещё двумя осуждёнными прорыли под стеной тоннель, что был обнаружен при обходе.

Его перевели в лагерь Биберах, где они с товарищами похитили одежду у временных рабочих, каковые что-то строили на территории лагеря — и постарались через ворота. У них оказалось, и потому данный побег оказался самым обидным: Ролта и его сотоварищей забрали практически в нескольких метрах от границы с нейтральной Швейцарией, где они, голодные и замученные, столкнулись с обычным патрулём. В этом случае рецидивиста Ролта опять вернули в Лауфен и посадили в одиночную камеру.

Ещё позднее Ролта перевели в Познань: в том месте он подговорил товарищей перебросить через ров около лагерной стенки лестницу: попытка была пресечена часовыми. Ролта перекинули в Варбург — он постарался сбежать и оттуда, повторяя Биберахский опыт: похитив одежду у водопроводчика. Часовой окликнул его, в то время, когда Ролт уже покинул пределы лагеря — и Ролт не сумел ответить, потому, что не знал немецкого языка. Его опять забрали.

Ещё раз Ролт пробовал сбежать, в то время, когда их, осуждённых, послали на внелагерные работы. Пять человек, среди них и Тони, откололись от другой группы и выдавали себя за местных крестьян (где они забрали одежду — история умалчивает). Обман был раскрыт.

Седьмая, последняя попытка побега случилась уже в новом лагере, в Айнштадте. Ролт каким-то чудесным образом похитил германскую солдатскую форму и постарался покинуть лагерь в ней. Но в этот самый момент его поймали.

Восьмой побег Энтони Ролта

В начале войны немцы дорожили военнопленными. И неугомонный британец страдал в следствии собственных побегов значительно меньше, чем если бы он попал в концентрационный лагерь ближе к концу войны. Ролта вместе с другими захваченными в Кале британцами отконвоировали в самый узнаваемый лагерь для пленных, Oflag IV-C, размещённый в замке Колдиц в 40 километрах от Лейпцига. Вот фото замка, сделанное в 1945 году американским фотографом:

В неспециализированном-то, в офицерских лагерях высокой секретности было не так страшно, как могло быть. В первой половине 40-ых годов двадцатого века с разрешения руководства арестанты совершили внутрилагерные Олимпийские игры. В лагере был собственный оркестр из осуждённых, и польский хор. Осуждённые организовали собственный театр, а также — с немногословного согласия охраны — потихонечку гнали самогон из того, что утаивали на обедах. Охранники передавали узникам свежие германские газеты.

А французский пленный Фредерик Гигье сконструировал радио, дабы ловить свежие английские новости: приёмник удалось утаить, его нашли при реконструкции замка только в 1965 году!

А Ролт всё рвался сбежать. Как раз в Колдице к нему пришла безумная идея, которая потом принесла ему славу — а также послужила базой для художественного фильма. Из Колдица Ролт задумал улететь.

Трудностей было много. Колдиц был задуман как особый лагерь для пленных, склонных к бессчётным попыткам бежать, и для «тяжёлых» арестантов. Вследствие этого охрана лагеря была очень продуманной — и заметно усиленной довольно простых лагерей для пленных.

Более того, замок Колдиц размешался на высоком скалистом бугре, откуда замечательно просматривались все окрестности, а ночью с его башен и крыши били замечательные прожектора.

Заключённые в Колдице находились из самых различных государств — Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Англии а также Австралии. Первые арестанты поступили в Колдиц в ноябре 1940 года.

Внутренний двор гарнизона колонии имел всего два выхода, а гарнизон насчитывал около 200 прекрасно вооружённых воинов. Второй, внутренний двор, куда выходили окна камер, не имел яркого выхода наружу — он соединялся с гарнизоном. Его стенки были покрыты колючей проволокой, а на башнях днём и ночью сидели вооружённые автоматами часовые.

За историю Колдица были совершено 316 попыток побега (в германских документах все случаи обрисованы досконально, со характерной немцам дотошностью). 31 побег удался. Такое много обусловлено однако тем, что в начале войны немцы имели явное преимущество и не через чур опасались бегущих военнопленных.

Важные меры по предотвращению побегов и кошмары концлагерей начались пара позднее. Действительно, необходимо подчеркнуть, что из замка сбежали только 16 человек, остальные успешные побеги совершены из муниципального военного госпиталя либо в момент транспортировки. Более того, 90% побегов совершены до 1942 года: затем немцы серьёзно усилили охрану.

Арестанты бежали, перебираясь через колючую проволоку либо подпиливая решётки в узких окнах. Кто-то пробовал уйти через катакомбы. Офицеров старались не убивать при побегах: стреляли максимум по ногам, а позже выхаживали в лагерном лазарете. По большому счету, между заключёнными и охранниками существовал последовательность джентльменских соглашений, которым следовали и те, и другие. За всё время только одно пресечение побега закончилось фатально — для британского лейтенанта Майкла Синклера.

Немцы похоронили его на лагерном кладбище со всеми подобающими почестями, накрыв английским флагом и сняв каски.

Колдиц сейчас:

В Колдиц Ролт вместе с ещё одним офицером, Дэвидом Уокером, попал 14 июля 1943 года. В том месте, в лагере они познакомились с Джеком Бестом и Билли Голдфинчем — офицерами, которых перевели в Колдиц по окончании бесплодной попытки побега из другого лагеря. Четвёро товарищей решили бежать совместно, а замысел их был воистину амбициозен.

Бест и Голдфинч были армейскими лётчиками, а Ролт благодаря страсти к автогонкам весьма хорошо разбирался в технике. Они решили выстроить самолёт, а правильнее — планер. Вот портрет Джека Беста:

В тюремной библиотеке (военнопленные офицеры имели доступ к книгам) Голдфинч отыскал справочник по конструированию самодельных летательных аппаратов — и работа закипела. Планер строили в ограниченном пространстве барака — перед его задней стеной выстроили ещё одну, фальшивую, скрадывавшую около трёх метров пространства, и немцы не увидели уменьшения площади.

дерево и Фанеру они медлено крали в мастерских, где трудились — в частности, они применяли пара столов, из которых изготовили крылья будущей летучей автомобили.

Применяли всё, что имели возможность: тряпки и обрывки одежды, куски от доски и кроватей пола. Планер был изначально вычислен лишь на двоих — бежать должны были Ролт и Бест, не смотря на то, что трудились над ним более 40 человек. Главной задачей ставилось донесение до дружественных армий информации о Колдице, его чертежи, оборонных расположения позиций и схемы охранников — дабы союзники смогли без неприятностей захватить неприступную крепость.

Запуск планера они планировали осуществить с одной из башен замка. Башня нависала над пропастью: при падении вниз планер успевал собрать должное ускорение, дабы выйти из пикирования и лететь дальше. Для доставки планера на башню он был сделан разборным — сборка его на крыше заняла бы не более 10 мин..

Отдельные же подробности планера возможно было вынести через маленькую замаскированную дыру в стенке барака. Вот единственная сохранившаяся фотография того самого планера:

Размах крыльев планера был 9,75 метра, протяженность — 6 метров. Для обшивки применяли тюремные спальные мешки. Инструменты, при помощи которых изготовлен планер, также внушают уважение — они сделаны из кухонных ножей и деталей граммофона.

Необходимо подчеркнуть, что с 5 апреля 1943 года Джек Бест официально считался сбежавшим. В действительности он скрывался в каморке рядом с планером впредь до 28 марта 1944 года: ему носили еду и выносили отходы другие арестанты. Его случайно увидел германский охранник, в то время, когда Бест крал какой-то инструмент.

Страно, но факт, что более полугода осуждённый оставался «призраком», не вынудил немцев обыскать казармы.

Они строили планер практически целый 1944 год — с января по октябрь. Он был уже готов — и ожидал лишь момента старта. Само собой разумеется, это был ужасный риск. Никаких опробований, пропасть внизу, автоматы охранников сзади — и лишь одна попытка.

На его борту было написано наименование — «Колдицкий петух».

Они опоздали. 16 апреля 1945 года замок Колдиц был сдан наступающим армиям союзников (в этом случае американским частям). Высвобожденного Ролта послали к себе, в Англию, как и много вторых осуждённых.

В музее Колдица до сих пор хранится одна из подробностей планера — руль высоты. А во второй половине 90-ых годов двадцатого века по чертежам и рассказам Беста, Голдфинча и Ролта была сделана реплика того самого планера — и совершены его полётные опробования. Планер полетел.

В какой-то мере Ролт кроме того жалел, что его высвободили, что он не смог сам осуществить собственную мечту — и бежать. Вот фото реплики, которая сейчас хранится в английском музее:

А вот она же в полёте:

Но, он был весьма скромным человеком — и ни при каких обстоятельствах не считал собственную попытку побега из Колдица чем-то смелым. «Это был мой долг», — сказал Ролт.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века история была экранизирована. Режиссёр Филипп Ликок снял фильм «Человек-птица» (The Birdmen). Действительно, в фильме храбрецам однако удалось улететь на своём планере ещё до прихода американцев.

Послесловие

Что было по окончании войны? Ролт взял английский Армейский крест за показанный героизм на протяжении обороны Кале. А позже ушёл с головой в автогонки.

В первой половине 50-ых годов XX века дуэт Тони Ролта и Данкана Хэмилтона на заводском Jaguar C-Type победил известную гонку «24 часа Ле-Мана», опередив на 4 круга ближайших преследователей — второй экипаж команды, Стирлинга Мосса и Питера Уокера. В следующем, 1954 году, Ролт и Хэмилтон финишировали в Ле-Мане вторыми, всего круг уступив победителям — Гонзалесу и Тринтиньяну на Ferrari. Тот самый «Ягуар»:

Но, была и ещё одна легенда, которую сам Ролт весьма не обожал и открыто злился, в то время, когда кто-либо задавал ему вопрос на эту тему. В квалификации перед стартом гонки в Ле-Мане в первой половине 50-ых годов XX века экипаж Ролт/Хэмилтон допустил техническое нарушение — и им сказали, что они не прошли квалификацию. И это при том, что «Ягуар» конкретно претендовал на победу, будучи одной из сильнейших команд того времени!

С горя Ролт и Хэмилтон вечером того же дня отправились в бар и напились до полностью невменяемого состояния, будучи уверенными, что в завтрашней гонке им стартовать не требуется. Но на следующее утро напарники были разбужены вестью о том, что к гонке они допущены, и их квалификационное время восстановлено! Возможно, за рулём обоим было нужно достаточно туго Но, как уже было сообщено, Ролт категорически отрицал эту легенду.

Хэмилтон по этому поводу ни при каких обстоятельствах особенно не распространялся. Более того, гоночный директор команды «Ягуар» Лофти Ингленд полушутя подмечал: «Да что вы! Я бы ни при каких обстоятельствах не разрешил им выйти на старт в нетрезвом состоянии! Вы себе и представить не имеете возможность, сколько у меня от них неприятностей кроме того в то время, когда они трезвы»

С 1950 по 1971 год Ролт трудился над полноприводными машинами, будучи сотрудником, а после этого директором компании Ferguson. В первой половине 70-ых годов двадцатого века он основал собственную лабораторию. Как раз его компания FFD разрабатывала совокупность AWD (all wheel drive) для легендарного спортивного прототипа Jaguar XJ220, продемонстрированного во второй половине 80-ых годов двадцатого века, и для суперкара McLaren F1 и многих вторых машин.

FFD сотрудничала с наибольшими мировыми производителями машин: Ford, Chrysler, Audi, Fiat, Дженерал моторс.

Энтони Ролт скончался 6 февраля 2008 года в Уорвике, Англия, в возрасте 89 лет. Он прожил продолжительную судьбу, полную провалов и успехов, радости и горести. Он побеждал и проигрывал, был гонщиком и солдатом, бизнесменом и конструктором, но постоянно двигался вперёд.

Он был последним остававшимся в живых участником первого в истории Гран-При Мирового чемпионата — ГП Англии’1950, и последним участником Английского Клуба автогонщиков, вступившим в Клуб ещё до войны.

Время от времени думается, что тот самый планер однако вышел из собственного штопора — и летит где-то на безграничной высоте, и из кабины нам радуется храбрый британец Энтони Ролт.

Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com

<

h4>

Что творилось на концерте Тони Раута и Гарри Топора в Санкт-Петербурге клуб Астронавт 14.12.17 + новые треки

Статьи, которые будут Вам интересны: