«Карл» на службе у третьего рейха. часть і

В первой половине 30-ых годов XX века, с приходом к власти фашистов, в Германии активизировались работы по созданию новых оружий. Прежде всего это касалось артиллерии. Для разрушения французской «Линии Мажино» и бельгийских фортов было решено создать мортиры особенно громадного калибра.

В первой половине 30-ых годов XX века германское Управление оружий сухопутных армий распространило среди соответствующих фирм техническое задание на разработку орудия, талантливого одним боеприпасом вывести из строя объект с цементными стенками толщиной до 9000 миллиметров.

В 1935 году компания «Рейнметалл-Борзиг» создала 600-мм мортиру, на базе которой и было решено вести предстоящие разработки. Проекту было присвоено кодовое наименование «Проект 040», но более популярным стало наименование «Карл» — в честь генерала Карла Беккера, курировавшего проект и внесшего пара предложений и ценных замечаний разработчикам.

Проектные изыскания стали причиной созданию во второй половине 30-ых годов XX века опытного образца мортиры калибра 600 мм. Вес мортиры для того времени был ужасным – 54,5 тонны. Совершённые стрельбы и полевые испытания распознали множество неприятностей, потребовавших немедленного ответа.

«Карл» на службе у третьего рейха. часть і
Германские тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл». Рядом стоят транспортеры снарядов Pz.Kpfw.

IV. Источник — waralbum.ru

Дальность стрельбы мортиры 4-тонными боеприпасами составляла всего 1 км, что не устраивало клиента. Орудие, находящееся столь близко от линии фронта, было бы через чур скоро найдено инструментальной разведкой соперника и стёрто с лица земли. Помимо этого, громадный вес мортиры затруднял её доставку, выдвижение и монтаж на позиции.

Исходя из этого компании «Рейнметалл-Борзиг» было поручено создать самоходный тягач, на котором монтировалась бы артиллерийская установка и с которого бы проводились стрельбы.

Вес снарядов уменьшили в два раза и увеличили длину ствола, в следствии чего дальность стрельбы выросла до 4-х километров, но пробивная свойство снарядов наряду с этим уменьшилась до 3-3,5 метров железобетона. Армейские не возражали — баланс между пробивной способностью и дальностью выстрела снарядов был отыскан.

Определённые трудности появились и с разработкой самоходного лафета. До этого разработок аналогичной техники нигде в мире не велось, исходя из этого германским инженерам было нужно затевать «с чистого страницы». Был создан тягач с восемью опорными и восемью поддерживающими катками. В качестве силового агрегата был выбран 750-сильный 12-клапанный двигатель DB507 разработки компании «Daimler-Benz», что к тому времени уже употреблялся на торпедных катерах.

Двигатель размещался в передней части установки.

Чтобы лафет выдерживал 700-тонную нагрузку отдачи, внутренние финиши торсионов подвески жёстко не закрепляли, что разрешало перед выстрелом опускать тягач «на брюхо» — данный процесс занимал около десяти мин.. По окончании окончания стрельб проводилась обратная операция — тягач поднимался, и установка имела возможность затевать перемещение.

Август 1944 года. Выгрузка снарядов с погрузчика на лоток мортиры.
Источник — topwar.ru

Для гашения отдачи орудия использовалась совокупность двухуровневого отката. На начальной стадии откатывалось орудие в люльке, на втором – откатывалась сама люлька, подвижно закреплённая на тягаче.

Вес орудия вместе с тягачём-лафетом оказался огромным — 97 тысячь киллограм. Мощности двигателя хватало, дабы перемещать артсистему лишь со скоростью 10 км/ч. К тому же, малая дальность стрельбы «Карла» повышала возможность его обстрела соперником. Исходя из этого, было решено обезопасисть расчёт орудия противоосколочной бронёй из катаных металлических страниц толщиной 10 мм.

Помимо этого, для увеличения грузоподъёмности количество опорных катков увеличили с 8-ми до 11-ти. В следствии этого вес артсистемы увеличился до 126 тысячь киллограм.

Для мортиры были созданы три типа снарядов:

  • легкие бетонобойные — весом в 1,7 тонны (в т. ч., 280 кг тротила);

  • тяжелые бронебойные — весом в 2,17 тонны (в т. ч., 348 кг тротила);

  • фугасные — весом в 1,25 тонны (в т. ч., 460 кг тротила).

Скорострельность «Карла» составляла 1 выстрел за 10 мин.. Боезапас – 8 снарядов. Для перевозки боезапаса и его перегрузки употреблялись два тягача-погрузчика на базе танка Pz.Kpwf.

IV Ausf. E. Любой из них имел возможность везти по 4 боеприпаса и был снабжён 2,5-тонным краном для перегрузки их на лоток мортиры, где единовременно помещалось 3 боеприпаса. Заряжалась мортира раздельно (пороховой заряд подавался раздельно от боеприпаса), механизмы наведения орудия были ручными и разрешали устанавливать его ствол на углах наклона от 4° до 70°.

Большая продолжительность полёта боеприпаса составляла 49 секунд.

Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге.
Источник — worldcarslist.com

При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя намерено оборудованными пятиосными платформами. По шоссе мортира перевозилась на трейлерах, в разобранном виде. С целью этого установка разбиралась на четыре части:

  • люльку ствола весом в 42 тонны;
  • верхний лафет весом в 41,8 тонны;

  • мост и ходовую часть весом в 21,6 тонны;

  • самоходный лафет весом в 82,3 тонны.

Наряду с этим самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей употреблялись три четырёхосных платформы.

Самоходная мортира «Тор».
Источник — weaponscollection.com

В первой половине 40-ых годов двадцатого века началось производство первой серийной партии мортир «Проекта 040». Так как за всё время было выпущено всего 7 таких артсистем, включая прототип, то любая мортира взяла собственное наименование. Первые серийные экземпляры назвали по-библейски: «Ева» и «Адам». Но позже идеологическая «установка» поменялась, и все последующие мортиры взяли имена всевышних скандинавского пантеона: «Один», «Тор» «Локи» и «Циу» (либо «Тюр»).

Прототип же стал называться «Фенрир» — в честь сказочного волка, убийцы всевышнего Одина. Позднее, «для порядка», мортирам «Ева» и «Адам» были присвоены новые имена — «Бальдр» и «Вотан».

«Адам» поступил в армии в ноябре 1940 года. «Ева», «Тор» и «Один» — в середине апреля 1941 года. Последние две установки – в августе 1941 года. Первое боевое крещение мортиры взяли в сражениях Вермахта с Красной Армией.

Артиллеристы 2-й батареи 833-го тяжелого артбатальона Вермахта готовят к выстрелу 600-мм самоходную мортиру «Карл» (Karl Gerat 040 Nr.III «Odin»), подступы к Бресту, 1941 год. Около мортиры — погрузчик снарядов.
Источник — waralbum.ru

Вторая часть статьи

SS. 6 серия. Мёртвая голова

Статьи, которые будут Вам интересны: