Каронада — сто лет безупречной службы на флоте

Каронада - сто лет безупречной службы на флоте

В1774 году все морские державы громом артиллерийской канонады облетело сенсационное известие — в Англии показалось новое орудие потрясающей разрушительной силы. Очевидно, в том направлении сразу же последовали запросы: что за орудие, чем и как стреляет? Британцы культурно и с свойственным им необычным юмором отвечали, что познакомиться с новым орудием возможно лишь в сражении, но вряд ли стоит направляться этому совету, потому, что о взятых впечатлениях уже никто не определит…

Но кроме того в те далёкие времена, очень ограниченные в средствах массовой коммуникации, продолжительно скрывать такое изобретение было нереально. Скоро стало ясно, что речь заходит о маленьких (протяженность канала ствола до 10 калибров) чугунных гладкоствольных пушках, изготовлявшихся Карронским (Саrron) литейным заводом в Шотландии в графстве Штирлинг. По данной причине в отечественной литературе слово «каронада» время от времени пишется с двумя буквами «р» -карронада.

Собственное боевое крещение новые орудия взяли в 1775 году на протяжении войны за независимость в Северной Америке и продемонстрировали себя очень действенными в стрельбе по древесным судам с близкой дистанции.

Каронады скоро взяли общее признание. Сперва их ставили лишь на торговые суда, но неспешно они становятся неотъемлемой частью оружия любого военного судна, а после этого ими принялись вооружать и батареи береговой обороны.

При однообразной массе с пушкой каронады имели намного больший калибр, но дальность стрельбы — меньше, а точность — хуже, чем у пушек.

Появление каронад подготовлено историческим процессом развития войны на море и стало ответом на неизменно обострявшуюся проблему низкой эффективности огня артиллерии на фоне существенно возросшей боевой устойчивости древесных судов.

В Русском флоте использовались каронады следующих калибров:

Калибр в фунтах Калибр в дюймах
96 9
68 8
48 7,7
36 6,75
30 6,4
24 5,95

18 5,35
12 4,7
84,1

Заберём для примера Гогландское сражение 6 (17) июля 1788 года у о. Гогланд в Финском заливе на протяжении русско-шведской войны 1788 -1790 годов.

Русский линкор «Владислав» (протяженность корпуса 51,9 м) взял 34 подводных пробоины (27 — с левого борта и 7 — с правого), был повреждён руль и совсем избит рангоут. Корабль всецело потерял боеготовность, но с уверенностью держался на плаву.

Ещё один, более поздний, пример.

Наваринское сражение 8 (20) октября 1827 года. Флагманский корабль русского флота «Азов» взял 153 пробоины (из которых семь — ниже ватерлинии), были перебиты все мачты, реи и стеньги, прострелены паруса, перебит такелаж. Представьте себе — полторы много пробоин при длине корпуса всего 54,3 м. При таких повреждениях корабль не только не потонул, но и не потерял собственной боеготовности, а уже 13 октября направился в море и благополучно пришёл в Ла-Валетту на Мальту.

Рис.

1. Каронада (из книги «Я познаю мир»)

Рис. 2. Чугунная 24-фунтовая каронада (из книги «Наука морской артиллерии»)

Согласитесь, что такая эффективность огня артиллерии вызывала большое количество неприятных вопросов к создателям корабельной артиллерии. Ответом на стали и этот вызов каронады. Они не решили проблему всецело, это было сделано лишь в первой половине 20-ых годов XIX века, в то время, когда изобрели бомбовые пушки, но каронады существенно снизили её остроту.

Казалось бы, что все вопросы возможно снять повышением калибра орудий.

Чем больше ядро, тем больше наносимые им повреждения, но повышение калибра орудия имело собственный предел, при превышении которого пользы не компенсировали связанных с этим утрат. Тяжёлые орудия снижали темп стрельбы. Они стремительнее разрушали судно, на котором были установлены, и уменьшали его остойчивость и ухудшали мореходность.

Так фунтовых 30- пушек 48-и ядра, попадая в древесный корпус судна, создавали пробоины диаметром 6,46 и 7,7 дюймов.

По степени опасности такие пробоины фактически однообразны. И ту и другую возможно было легко и скоро заделать. Преимущество громадного ядра лишь в том, что от него образуется больше щепы, которая, разлетаясь в стороны, поражает экипаж.

Исходя из этого орудия веса и увеличение ядра было неоправданным.

Но существовал ещё один путь. По теории, сила удара боеприпаса пропорциональна его энергии. Она определяется его скоростью и массой снаряда при встрече с целью.

Следовательно, возможно увеличивать массу ядра за счёт определенного уменьшения его скорости.

Это теоретическое положение и реализовали при создании каронады. При весе, равном весу 6-фунтовой пушки каронада имела калибр 32 фунта, соответственно масса её ядра была больше. Но заряд каронады весил (приблизительно 1/15 веса боеприпаса) меньше, чем у пушки, в связи с чем скорость боеприпаса была меньше.

При попадании в древесное судно такое ядро вызывало весьма мощный удар и не пробивало, а разламывало и крушило обшивку борта.

Штатное положение 1805 года (число каронад на судах различного ранга)

Штатное положение 1842 года (число каронад на судах различного ранга)

В то время морской бой вёлся на маленькой расстоянии, исходя из этого ухудшение точности и некоторое снижение дальности стрельбы уже не имели значения.

Но уменьшение заряда разрешило уменьшить орудие приблизительно до массы, соответствовавшей 70 боеприпасам. Вследствие этого представлялось весьма удачным заменить долгие, тяжёлые и неудобные в обслуживании пушки лёгкими орудиями, потребовавшими меньше прислуги, эргономичными в сражении и наносившими значительно больше разрушений.

Изобретателем каронады считается британец Чарльз Гаскойн, юный шотландский инженер, которому ко времени создания орудия было всего 30 лет.

Во второй половине 50-ых годов восемнадцатого века он поступил на работу в Карронскую железоделательную компанию и благодаря таланту и своей энергии через десятилетие стал её управляющим. В эти годы под его управлением и была создана каронада.

Она предназначалась для стрельбы ядрами, картечью и разрывными снарядами в ближнем морском бою.

Для обеспечения хороших баллистических качеств собственного детища Гаскойну было нужно существенно поменять разработку отливки и повысить точность обработки стволов. Сейчас ствол отливали в виде целой болванки, а канал высверливали. Вся разработка производства шепетильно охранялась как тайная информация.

Фундаментальные особенности каронад

Самые громадные каронады — калибром 96 фунтов — имелись в русском флоте. Обширно распространёнными считались калибры от 24 до 68 фунтов.

Протяженность канала с каморой для каронад всех калибров составляла 7,437 клб. Протяженность цилиндрической каморы пребывала в пределах 0,628 — 0,788 клб. Диаметр каморы: 0,888 — 0,9 клб.

Коническую камору имели лишь 96-, 48- и 30-фунтовые каронады производства 1830 — 1840 годов.

Чтобы не было появления трещин в дульной части ствола, каронады имели распал, нужный и чтобы уменьшить разброс вылетавшего из ствола пламени, страшного для собственного судна.

С данной же целью было установлено минимально допустимое расстояние выдвижения орудия за пределы борта. Для фрегатов и открытой батареи кораблей оно равнялось 16,5 дюйма.

Ствол каронад отливали из чугуна.

Его усреднённая протяженность для различных калибров составляла: для 48 фунтовых — 77 дюймов, для 36 фунтовых — 68,1 дюйма и для 24 фунтовых — 59,5 дюйма. В отличие от пушек ствол каронады имел лишь казённую и дульную части.

Винград имел отверстие в вертикальном направлении. В него входил подъёмный винт, что снабжал более правильную и лёгкую наводку орудия в вертикальной плоскости.

Подъёмный винт приводился во вращение одним человеком (в крайнем случае — двумя), тогда как для подъёма казённой части пушки гандшпугами обычно требовались четверо.

Рис. 3. Вид позади чугунной 24-фунтовой каронады (из книги «Наука морской артиллерии»). Прекрасно видны кольца торели:

1 — винград (прицельный винт не продемонстрирован); 2 — винградное ухо; 3 — прилив с прорезью для прицеливания; 4 — поддон, которым казённая часть ложилась на опорную точку станка; 5 — проушина

Рис. 4. Приливы для прицеливания чугунной 24-фунтовой каронады (из книги «Наука морской артиллерии»):

1 — прилив с прорезью у торельного пояса; 2 — прилив с прорезью на пояске между дульной и вертлюжной частями; 3 — прилив с прорезью на пояске около дульного среза; 4 — усовершенствованный прилив на пояске между дульной и вертлюжной частями

Характерным отличительным показателем каронад стало отсутствие цапф. Вместо них внизу, вблизи центра тяжести ствола, имелась проушина в виде кольца, куда вставлялась металлическая ось, заменявшая цапфы.

В Русском флоте каронады показались во время царствования императрицы Екатерины II. Флотское наследство досталось ей в очень плачевном состоянии. «У нас в излишестве людей и кораблей, но нет ни флота, ни моряков…» — сокрушалась государыня. Не лучше обстояли дела и с производством артиллерийских орудий.

Для исправления положения Екатерина II повелела выписать из Англии лучшего мастера и «не затрудняться размером жалования, только бы точно лить пушки -нежели отечественные, как льют сто, а годятся большое количество десять». Делая монаршью волю, командующий Русским флотом адмирал С.К. Грейг, шотландец по происхождению, обратился прямо к Чарльзу Гаскойну, что к тому времени считался уже одним из самых металлургов Европы и авторитетных инженеров.

Ещё в первой половине 70-ых годов восемнадцатого века по инициативе командующего Русским флотом адмирала Ноульса, британца по происхождению, Карронской компании заказали 1000 пушек. С того времени в течение нескольких лет британские крупнокалиберные пушки поставлялись в Россию на весьма удачных условиях.

А после этого при содействии Гаскойна Российская Федерация закупила у данной компании формы для литья орудий и четыре сверлильных станка. Вследствие этого предприимчивый шотландец имел большое количество проблем.

Его обвиняли в продаже тайной разработке русским. Скандал скоро удалось замять, но большие денежные утраты были неизбежны.

Сейчас давешний привычный Гаскойна Самуил Карлович Грейг (также имевший шотландские корни) и передал ему приглашение русской императрицы Екатерины II. Предложенные условия смотрелись столь щедрыми, что во второй половине 80-ых годов XVIII века Гаскойн прибыл в Россию и с громадным энтузиазмом трудился тут до конца своей жизни (скончался он в 1806 году).

Для начала ему было нужно поменять тяжело произносимое для россиян имя Чарльз на Карл Карлович, но собственную фамилию он сохранил в неизменном виде, с чем и вошёл в историю русской металлургии и оружейного дела.

Начал Карл Карлович с реконструкции Александровского и Кончезерского железоделательных фабрик в Карелии. На Кончезерском плавили лучший в Российской Федерации чугун для производства орудий, а на Александровском отливали различные снаряды и стволы орудий для них.

За два года Гаскойн вывел эти фабрики на уровень лучших металлургических фирм Европы, а производство хороших по качеству орудий и снарядов возросло многократно.

По технологии Карронской компании производились каронады и пушки, каковые у нас так и именовали каронскими. По мере расширения производства пушек на Александровском заводе, от их приобретения в Англии отказались.

На казённой части этих орудий было литое изображение русского герба в виде двуглавого орла, а под ним старославянской вязью шла фамилия названия и надпись завода его начальника.

После этого Гаскойн основал три новых литейных завода — Кронштадтский (1789 г.), Луганский (1795 г.), что скоро стал главным поставщиком орудий и снарядов для Черноморского флота, и Петербургский (1801 г.), позднее преобразованный в Путиловский.

В следствии в конце XVIII — первой половине XIX столетий флот и российская армия были полностью обеспечены высококлассными снарядами и артиллерийскими орудиями отечественного производства.

С 1787 года каронады стали устанавливать на 100-пушечных судах.

В 1805 году издаётся штатное «Положение», определявшее калибр и род орудий для различного типа судов.

Для судов каронады были приняты в качестве запасного оружия. Бриги и люгера вооружались лишь каронадами. Так, к концу 1830-х годов на вооружении русской морской артиллерии состояли бомбовые пушки, долгие пушки примера 1833 года семи калибров, единороги, мортиры и каронады калибром 6-, 8-, 12-, 18-, 24- и 36 фунтов.

На все фрегаты ставили по две 8-фунтовые каронады. На некоторых судах вместо 8-фунтовых и 6-фунтовых пушек — 24-фунтовые каронады.

На судах, выстроенных в 1826 — 1832 годах для Балтийского и Черноморского флотов, на верхнем деке и в открытой батарее в большинстве случаев находились 24-фунтовые каронады.

Во века и второй четверти в связи с переходом к однокалиберному оружию фрегатов и кораблей их главным оружием стали 36-фунтовые пушки, а 24-фунтовые каронады в качестве дополнительного оружия размещались на открытых батареях. Вследствие этого было нужно отказаться от применения каронад громадного калибра.

Для судов меньшего водоизмещения — бригов, тендеров, шхун и люгеров каронады являлись главным оружием, благодаря чему в гладкоствольной русской морской артиллерии каронады занимали второе место по окончании пушек.

Реализация этого положения стала причиной очень солидному числу родов и калибров орудий на судах. К примеру, 120-пушечный корабль «Варшава» Черноморского флота имел 10 видов орудий, отличавшихся по калибру и роду.

Количество каронад на судах всегда увеличивалось. Об этом свидетельствуют следующие эти. В первой половине 90-ых годов XVIII века 100-пушечные суда несли четыре 24-фунтовых каронады. Наряду с этим неспециализированное число орудий доходило до 112, а масса выбрасываемого в залпе металла 2440 торговых фунтов.

В 1805 году на таких же судах насчитывалось уже 20 24-фунтовых каронад при неспециализированном числе 114 орудий. Вес выбрасываемого в залпе металла составлял 3485 торговых фунтов.

Ещё более впечатляющими выглядят эти по фрегатам.

1805 год — на открытой батарее 16 6-футовых пушек либо 16 24-фунтовых каронад — всего 44 орудия. Вес выбрасываемого в залпе металла — 922 торговых фунта либо (при установке каронад) 1267 торговых фунтов.

Как направляться из приведённых данных, боевая мощь фрегатов и кораблей в отечественном флоте всегда возрастала и по числу орудий, и по их калибру.

Бомбардирские суда в большинстве случаев пребывали вместе с флотом, исходя из этого не было необходимости вооружать их сильной артиллерией для действий против вражеских судов. По штату 1805 года трёхмачтовым бомбардирским судам надеялось 14 24-фунтовых каронад, а двухмачтовым — 10 24-фунтовых каронад.

Но эти орудия из-за малой дальности стрельбы были неэффективными на бомбардирских судах.

В то время, когда корабль пребывал в составе эскадры, они фактически не употреблялись, а в одиночном плавании каронады не снабжали оборону от судов неприятеля, потому, что для этого требовались дальнобойные орудия.

Дальность прямого выстрела 48-фунтовой каронады в первой половине XIX века составляла 127 саженей. При отлогом выстреле с углом возвышения в 1° такая же каронада стреляла на 175 саженей, а при возвышении 9° — на 700 саженей.

В ближнем бою и в умелых руках каронады выяснялись весьма сильным оружием. Особенно наглядно это проявилось на протяжении боя брига «Меркурий» 14 (26) мая 1829 года с двумя турецкими линкорами. Главным оружием брига были 18 каронад калибром 24 фунта, а одна такая каронада в ближнем бою в полной мере сопоставима с 36-фунтовой пушкой.

Но на «Меркурии» их было всего 18 (по 9 с каждого борта), а на двух турецких судах -184 орудия различного калибра.

Ненужно пересказывать тут движение боя, достаточно прекрасно узнаваемый, но принципиально важно подчернуть, что русские канониры продемонстрировали собственное полное превосходство. Успешными выстрелами они разбили рангоут сперва одного, а после этого и второго турецкого корабля, что и решило финал сражения.

Так, всего 18 каронад, плюс, само собой разумеется, мужество и умение русских моряков, разрешили одержать победу над в разы превосходящими силами турок.

Типовая каронада воображала из себя орудие калибра 5,95 дюйма. Протяженность канала его ствола с каморой — 44,25 дюйма, всего орудия — 59,5 дюйма, дульной части — 26,89 дюйма, протяженность казённой части — 17,35 дюйма, протяженность винграда и торели — 15,24 дюйма.

Характерные изюминки: канал ствола заканчивался маленьким закруглением — скатом и переходил в цилиндрическую камору с полушарным дном. В большинстве случаев протяженность цилиндрической каморы у каронад была, в пределах 0,628 — 0,788 клб. У этого примера протяженность каморы со скатом равнялась одному калибру. Диаметр каморы — 5,41 дюйма, что составляло 0,9 клб, при установившейся норме 0,888 — 0,9 клб.

Более поздние образцы 96-, 48- и 30-фунтовых каронад производства 1830 — 1840 годов имели коническую камору с плоским дном.

Рис. 5. Станок Борисова для 24-фунтовой каронады:

1 — станок; 2 — опора станка; 3 — колесо опоры; 4 — брус платформы; 5 — задняя подушка; 6 — база станка; 7 — упор подъёмного винта; 8 — проём порта; 9 — горбыль; 10 — ось; 11 — направляющий брус станка; 12 — отверстие для лопаря; 13 — гак крепления лопаря; 14 — бортовая подушка; 15 — передняя подушка платформы; 16-обух; 17-блок платформы; 18-блок станка

Запал шёл под прямым углом к оси орудия и имел обычный диаметр для применения скорострельной трубки.

В приливе пребывала раковина, но сам прилив был увеличен для крепления прицела, замка либо ударника. В передней части канала ствола имелся распал.

На чертеже продемонстрированы лишь бронзовые колпак и матка винта. Над шейкой винграда имелось приливное кольцо — винградное ухо. В него продевался штанов.

Внизу торели и казённой части был поддон — прилив, которым казённая часть ложилась на опорную точку станка.

Над торелью и на фризах в начале и в конце дульной части выполнялись приливы с прорезями для прицеливания. Каронады калибра 6, 8, 12, 18, 24, 36, 48, 68 и 96 фунтов имели такую же конструкцию, как и представленное выше орудие.

Каронадные станки

До начала XX века слово «орудие» означало лишь ствол, а станок постоянно рассматривался раздельно. Единым комплексом ствол со станком стал лишь тогда, в то время, когда удалось обеспечить откат ствола при неподвижном станке.

К корабельным орудийным станкам предъявлялись особенные требования, в соответствии с которым они должны были обеспечивать:

— достаточные углы горизонтальной и вертикальной наводки;

— уменьшение силы отдачи на конструкцию отката и судна орудия;

— лёгкое наведение орудия по вертикали и горизонтали, и лёгкость наката его к борту;

— обычную работу при минимальном количестве прислуги;

— удобство крепления по-походному;

— занимать минимум места на палубе судна.

В отечественной морской артиллерии для каронад употреблялись американские, британские и Конгревовы станки, и станок Борисова.

Американские и британские станки — без колёс, а Конгревовы — с колёсами.

Американскому каронадному станку, самому несложному по устройству, были свойственны и большие недочёты, каковые осложняли его боевое применение. Накат орудия к борту по окончании заряжания потребовал больших упрочнений. Помимо этого, на протяжении выстрела довольно часто происходил перекос всей совокупности. Передний финиш станка довольно часто упирался в кромку нижнего косяка порта. Всё это ещё больше затрудняло накат.

Дуло орудия мало выдвигалось за пределы борта, исходя из этого пламя, выбрасываемое из ствола, имело возможность опалить борт.

В британском станке эти недостатки исправили. Но он оказался более сложным, накат орудия к борту так же, как и прежде потребовал больших упрочнений, а отдача при выстреле была резкой и неспокойной.

Кроме этих недочётов, станки британского и американского типов были ещё через чур долгими, и это затрудняло их размещение в открытых батареях судов и кораблей. Дабы совладать с данной проблемой, в русском флоте был создан станок Борисова. Его основной изюминкой стала укороченная платформа. В один момент были внесены и другие усовершенствования.

Платформа станка складывалась из двух брусьев толщиной 6 дюймов, скреплённых двумя подушками.

Снизу внутренние края брусьев усиливались железными оковками. Станок скользил по верхней поверхности брусьев. Внизу станка имелся направляющий брус, что входил в зазор между брусьями платформы.

Он удерживал станок на платформе и снабжал его перемещение взад и вперёд, кроме какие-либо перекосы.

Снизу у заднего и переднего краёв платформы крепились подушки.

Переднюю часть платформы делали в виде полукруга. Её клали на бортовую подушку и крепили к ней металлическим штыром, что удерживал платформу на месте на протяжении выстрела. По окончании 1861 года на подушках платформ стали делать металлические оковки в виде петли, а металлический штыр заменили бронзовым.

Горизонтальная наводка обеспечивалась платформой: её передняя часть поворачивалась около штыра, а задняя перемещалась по палубе.

Верхняя поверхность платформы пребывала совершенно верно на уровне нижнего косяка порта. Это разрешало орудию выдвигаться на достаточное расстояние вперёд. В задней части платформы по бокам пребывали обухи, за каковые крепились поворотные сезни.

Эти же обухи применяли при креплении орудия по-походному.

Наряду с этим заднюю часть платформы поворачивали вправо , пока отверстие в металлической планке не совместится с отверстием в бортовом обухе.

После этого платформа крепилась к бортовому обуху болтом.

Базу станка составляла толстая доска с двумя чугунными горбылями. Они имели вид маленького возвышения и были установлены сверху на передней части доски.

В середине доски к её нижней поверхности крепился направляющий брус. Снизу направляющего бруса закреплялись два блока для закладки лопарей. Ось вертикальной наводки проходила через проушину каронады и фиксировалась чугунными горбылями к доске. В задней части станка имелись два обуха, в каковые закладывались боковые тали.

Рис. 6. Станок для 8-фунтовой каронады (из книги «Наука морской артиллерии»):

А — вид сбоку; Б — вид сверху; 1 — рым брюка; 2 — упор подъёмного винта; 3 — база станка; 4 — база платформы; 5 — задняя подушка; 6 — корпус судна; 7 — горбыль; 8 — ось; 9 — штыр станка; 10 — штыр платформы; 11 — передняя подушка

По бокам станка в его задней части крепились две опоры, колёса которых катились по палубе. Внутренние грани опор прилегали к наружным поверхностям платформы.

Именно поэтому, опоры, как и направляющий брус, удерживали станок на платформе и снабжали его ровное, без перекосов, перемещение по платформе. При откате задняя часть станка выходила за пределы платформы и поддерживалась опорами. Колёса отливали из чугуна, на них были установлены храповые механизмы, каковые существенно тормозили откат и разрешали колесу вольно вращаться при накате орудия к борту.

Весьма ответственной чёртом любого орудия являлся откат.

В большинстве случаев на судах принимали все меры, дабы уменьшить его величину. С целью достижения данной цели применяли толстый канат, именовавшийся брюком. Его продевали в винградное ухо, пропускали через рымы на станинах станка, а финиши крепили к обухам у борта судна. Длину брюка выбирали исходя из того, дабы при полном откате расстояние между бортом и дулом орудия было достаточным для эргономичного заряжания.

Накат орудия к борту по окончании выстрела производился посредством системы и лопарей блоков, установленных на станке и по бокам в передней части платформы. Сверху передней подушки закреплялся гак, к которому со своей стороны крепились финиши лопарей. От этого гака лопари шли к блокам на направляющем брусе станка, после этого к боковым блокам платформы и через особые отверстия в боковой поверхности платформы выводились наружу.

В целом, станок Борисова был более эргономичным и компактным, что разрешало применять его кроме того в условиях весьма ограниченного свободного пространства палубы. Но его, пускай кроме того крайне полезные, новшества не ликвидировали коренные недочёты станка, к тому же наличие опор делало станок более сложным, а колёса опор при откате портили палубу.

Станки для каронад меньшего калибра имели подобное устройство, конечно, были меньше и несложнее.

К примеру, полная протяженность орудия калибра 4,1 дюйма — 41 дюйм, протяженность дульной части — 18,54 дюйма и протяженность казённой части — 11,96 дюйма; протяженность станка — 26 дюймов, протяженность платформы — 42 дюйма; ширина станка всего — 10,5 дюйма, ширина платформы — 14 дюймов. Станок имел обухов и полный набор рымов для артиллерийского такелажа.

Не обращая внимания на маленькие размеры, станок употреблялся совершенно верно равно как и для более больших орудий. Такие орудия ставили на баркасы, небольшие парусники и десантные суда.

При довольно маленьком весе станок легко накатывался к борту.

У малых судов порты отсутствовали, исходя из этого орудие стояло на палубе либо на особых опорах. На маленьких баркасах имелось всего одно орудие, а на более больших судах ставили батарею до четырёх орудий.

В большинстве случаев они употреблялись для помощи десанта либо высадочных партий. Количество снарядов на малом судне было очень ограниченным, исходя из этого орудие предназначалось как средство устрашения либо для кратковременного обстрела родных целей.

На закрытых рейдах орудия открытой и верхней батарей, в большинстве случаев, держали придвинутыми к борту и закреплёнными по-якорному.

Наряду с этим орудие ставили посередине порта, ствол приводили в горизонтальное положение и закрывали втулкой. Штанов обтягивали и бухтой клали на казённую часть орудия.

Напоследок — ещё один пример из боевой практики, в этом случае Балтфлота, свидетельствующий об эффективности применения каронад в сражении. Это случилось 21 мая (1 июня) 1789 года на протяжении войны со Швецией.

Русский 22-пушечный коттер (фактически тот же бриг) «Меркурий» под руководством капитан-лейтенанта Р.В. Кроуна, замаскировавшись под купеческое судно, в полный штиль подошёл на вёслах к корме шведского 44-пушечного фрегата «Венус» и совсем нежданно для неприятеля начал стрелять из каронад всем бортом. Шведы пробовали отвечать из двух маленьких ретирадных орудий, но пламя 24-фунтовых каронад был таким сокрушительным, что по окончании получасового боя соперник сдался.

в. додонов

Крейсер «Аскольд». Масштаб 1:42 [World of Warships]

Статьи, которые будут Вам интересны: