Когда опрокинется «замволт»? — «военные действия»

Когда опрокинется «замволт»? - «военные действия»"Неравный бой. Корабль кренится отечественный. Спасите отечественные души человечьи!" — пел Владимир Высоцкий.

На данный момент история с кренящимся кораблем купила особенное значение. В сети показалась масса специалистов, озабоченных величиной и остойчивостью метацентрической высоты нового американского эсминца.

“Замволт” и в самом деле выглядит необычно. Но морская история знает примеры судов с куда более парадоксальной конструкцией. Каковые, на первый взгляд, по большому счету не могли держаться на ровном киле.

Пагоды японских линейных кораблей

Суда сынов Аматэрасу отличались собственным неповторимым колоритом.

Главным “украшением” всех японских линейных кораблей была экстремально высокая надстройка, в которой иноземцы усмотрели черты хороших синтоистских пагод. Самой высокой была “пагода” линейного корабля “Фусо”, она возносилась ввысь на 40 метров — как современный двенадцатиэтажный дом!

Снаружи похожая на хаотичное нагромождение боевых постов и мостиков, в конечном итоге “пагода” возводилась строго по фэн-шую. Любой уровень был рекомендован для определенной задачи: ходовой мостик с хорошим обзором — для рулевых и командира, штурманский мостик, обзорные площадки, артиллерийские дальномерные посты — для орудий главного, универсального калибра и среднего.

Этот конструктивный элемент можно считать блестящей находкой, если бы обращение не шла о боевом корабле, что, как и всякое плавсредство, должно было отвечать требованиям остойчивости. Т.е. иметь возможность противостоять внешним возмущениям, вызывающим его крен либо дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании раздражающего действия.

Не считая 40-метровой “пагоды”, бэттлшип “Фусо” нес на могучих плечах ШЕСТЬ башен главного калибра — громоздких вращающихся конструкций, чьи лобовые плиты имели толщину 28 сантиметров. Любая башня весила 620 тысячь киллограм — все шесть в сумме весили в четыре раза больше, чем композитная надстройка эсминца “Замволт”. Не считая 12 десятков тонн орудий и тысяч брони меньшего калибра.

Оцените масштабы!

В итоге “Фусо” все же перевернулся. Случилось это не раньше, чем изувеченный бомбами линейный корабль взял несколько торпед на протяжении боя в проливе Суригао (1944 г.).

Ядерный крейсер “Лонг Бич”

По окончании спуска на воду во второй половине 50-ых годов двадцатого века крейсер “Лонг Бич” очень сильно накренился и опрокинулся совершил кругосветный поход. Он прослужил тридцать лет, прошел Вьетнамскую войну, в первой половине 90-ых годов двадцатого века закрывал линейный корабль “Миссури” на протяжении обстрелов Ирака.
Его знали и опасались: вьетнамским пилотам не разрещалось подлетать к береговой линии ближе чем на 100 км, дабы не попасть под удар зенитных совокупностей крейсера "Лонг Бич". Согласно данным самих американцев, крейсеру все же удалось сбить несколько МиГов. Кроме обеспечения ПВО, крейсер употреблялся как командный пункт, координируя собственными замечательными радарами действия групп авиации.

В европейских водах “Лонг Бич” оказался нечасто, совершив солидную часть работы на Тихом океане. Морякам ТОФа был прекрасно знаком его феерический силуэт. Увы, все ожидания были тщетны.

Не обращая внимания на боевые действия и шторма, “Лонг Бич” так и не опрокинулся под тяжестью собственной ужасной надстройки.

Её наличие разъяснялось не слабоумием конструкторов, а необходимостью размещения антенн экспериментального радиолокационного комплекса “Хьюз” SCANFAR. Подобно “Замволту”, тот крейсер был демонстратором новых разработок, каковые опередили собственный время на 20-30 лет.
В конце восьмидесятых существовали замыслы по превращению “Лонг Бич” в ударный крейсер, подобный советскому “Орлану”. Но, попав под воздействие российско-американских программ сокращения оружий, легендарный крейсер отправился, в итоге, на свалку.

Модернизация “Олбани”

У крейсера “Лонг Бич” был такой же неуклюжий с виду сотрудник по имени “Олбани”.

Данный корабль эры Второй мировой войны известен тем, что перенес операцию по смене пола. Будучи выстроен как тяжелый артиллерийский крейсер, “Олбани” был выбран в качестве экспериментальной платформы для размещения ракетного оружия. На протяжении модернизации в конце 50-х гг. он лишился всех башен, надстройки и пушек, которая купила форму высоченной башни.

Вместо им были установлены пять современных радаров и 12 ракетных комплексов, перевоплотивших “Олбани” в самый тяжеловооруженный ракетный крейсер в истории.

Причудливый вид крейсера “Олбани” не остался без последствий. Находившиеся на ходовом мостике обрисовывали леденящий ужас, в то время, когда 17-тысячетонная махина кренилась на поворотах. А после этого кроме этого нехотя возвращалась на ровный киль.

Об подлинных габаритах ракет и радаров свидетельствуют чуть различимые фигурки людей

Основная неприятность заключалась в неадекватных размерах вычислительных громоздкости и машин радаров 60-летней давности. Второй проблемой была нерациональная компоновка отсеков и помещений, изначально рассчитанных на установку артиллерийского оружия. Плюс совсем ненужные в существующем виде броневые палубы, весящие более тысячи тысячь киллограм, но, в силу изменившейся компоновки, уже не талантливые прикрыть наиболее значимые отсеки корабля.

Пробуя как-то уменьшить “верхний вес” и сохранить остойчивость, янки выстроили надстройку из легких сплавов, в один момент, заложив в топливные цистерны на протяжении киля две тысячи тысячь киллограм свинца. Это заметно сократило дальность плавания, но мореходность “Олбани” как и раньше была не на высоте.

Но крейсер не опрокинулся. “Олбани” прослужил в новом обличье продолжительных 18 лет, выполняя должность флагманского корабля Шестого флота.

Пламя из всех стволов!

Эпилог

“Раскормили носорога”, “громадный шкаф громче падает” и другие язвительные комментарии не отражают обстановке. Делать скорые выводы, основываясь лишь на внешнем виде, как минимум, неразумно. Как велик либо мелок запас остойчивости корабля, может сообщить лишь “расчет жёсткий стали и гаек”.

мореходность и Остойчивость зависят от множества параметров: размеров корабля, соотношения длины и ширины корпуса, формы обводов в подводной части, соотношения “запаса балласта” и верхнего веса, высоты борта, глубины осадки, распределения весов в надстройки и корпуса…

Однако, основываясь на приведенных законах и примерах непостижимой вечной логики, можно подчернуть, что “Замволт” при всем жажде очевидно не попадает в “группу риска”. Все узнаваемые факты технического характера показывают, что эсминец “более адекватен”, чем его известные предшественники.

Пирамида надстройки по совокупности размеров не превосходит "коробку" крейсера “Лонг Бич”, наряду с этим “Замволт” объективно должен иметь преимущество за счет подпалубного отсутствия и размещения оружия огромных коробок РЛС подсветки целей, установленных на макс. громадной высоте над поверхностью воды.

Благодаря сильному завалу бортов конструкция “Замволта” сосредоточена около центра весов, что кроме этого положительно отражается на его остойчивости в сравнении с башней “крейсеров” и нелепой коробкой прошлых лет.

Наконец, эсминец более мал, широк и “коренаст”, соответственно — a priori более устойчив. Габариты “Замволта” составляют 183 х 24,5 м против 200…220 метров при стандартной ширине корпуса американских крейсеров той эры 21,3 м.

Что до примера с японским линкором, то “Фусо”, без сомнений, есть шедевром военно-морской инженерии. Прямое сравнение с “Замволтом” вряд ли уместно — линейный корабль в три раза превосходит его по водоизмещению. Но масштабы изумляют: лишь башни главного калибра весили в четыре раза больше, чем вся надстройка “Замволта” (самый громоздкий элемент современного эсминца, массой 920 тысячь киллограм).

Повторный разговор о 40-метровой “Пагоде” считаю уже излишним.

Создатели “Замволта” знают все это лучше нас. Не просто так, взяв официальный отказ от установки полного набора радаров, они внесли трансформации в проект третьего эсминца серии. Вместо легких (и дорогих) композитов надстройка эсминца “Линдон Джонсон” будет выполнена из простой конструкционной стали.

Надстройка "Замволта"

Линейный корабль "Фусо" опрокидывается! Шутка. Всего лишь опробования совокупности контрзатоплений отсеков (1941 г.)

«ЗАМВОЛТ» ПРОТИВ «АЙОВЫ». Кто кого?

Статьи, которые будут Вам интересны: