Когда спящий просыпается…

Когда спящий просыпается...

Вдесятилетия, последовавшие за гражданской войной—самой громадной и кровопролитной в американской истории, Соединеные Штаты переживали неуклонный подъем. Страна наслаждалась собственной политической и экономической свободой, ход за шагом приближаясь к мировому первенству в промышленном производстве. Уже в середине 80-х годов XIX века выплавка стали сравнялась с подобным показателем Англии.

И на нее тут же пребывали бессчётные потребители: огромное количество металла уходило на бурно растущие железные дороги, сельскохозяйственное оборудование, торговые пароходы.

Но в данной кипящей жизни оставалась одна негромкая заводь. США впали в продолжительный летаргический сон в области морских оружий. Оставшийся по окончании покорения южных штатов американский ВМФ по численности номинально был самым бессчётным в мире, но уровень качества его оставляло хотеть большое количество лучшего.

По окончании недолгой кораблестроительной активности во второй половине шестидесятых годов девятнцадцатого века и попыток потягаться с Британией на океанских просторах, создавая быстроходные и независимые крейсера (попыток сколь амбициозных, столь и неудачных больше не было),— в течение полутора десятилетий в строй не вошло ни одного большого корабля. А пребывавшие в составе флота неспешно приходили в негодность. Из практически полутора сотен разнообразных боевых единиц в море имели возможность выйти не более трети.

стяжательство и Коррупция эры расцвета «дикого капитализма» имели возможность сказаться на вооруженных силах лишь быстро отрицательно. Морской министр (по традиции—гражданский государственный служащий) У.Уитни безрадостно подмечал в собственном докладе правительству, что в 1885 году ни один корабль не имел возможность продержаться в крейсерстве кроме того семь дней и что каждая высококлассная морская держава при войны скоро поставит США на колени.

Он же сказал, что национальные ВМС всецело зависят от Англии в поставках брони и артиллерии.

Не имея до тех пор пока ни одной колонии, США имели возможность позволить себе проигнорировать «мышиную возню» европейских стран, не прекращавших военноморскую гонку. Но до поры, до времени. К началу 80-х годов XIX века у занятого самим собой «дядюшки Сэма» нежданно начали проявлять себя неспокойные южные соседи.

Собственные морские силы стали создавать Аргентина, Чили и Бразилия. Наряду с этим они приобретали самые современные суда, в первую очередь крейсера, от лучших «кутюрье»—того же французских фирм и Армстронга. Не смотря на то, что флоты латиноамериканских государств оставались весьма немногочисленными, качественное их превосходство над безнадежно устаревшими и нескоростными, большей частью древесными судами янки начинало смотреться угрожающим.

Помимо этого, в Западном полушарии имелся еще один «игрок», чьи интересы все чаще пересекались с американскими: бывший «хозяин» практически всей Южной Америки—Испания. У нее все еще оставалось пара лакомых кусочков, размешавшихся раздражающе близко от побережья Штатов, таких, как Куба и Пуэрто-Рико. Вероятное противостояние на море кроме того данной второстепенной к тому времени европейской монархии в совокупности с ее бывшими колониями сулило малоприятные возможности.

Сонная судьба «Ю-Эс Нейви» закончилась тремя тройками: 3 марта 1883 года был принят первый указ о постройке четверки современных судов всецело сомостоятельно. Как раз с трех крейсеров и одного посыльного судна начался «новый флот» Соединенных Штатов, названный так намерено для того, чтобы совершить резкую границу со «ветхим», времен «великой спячки».

Неудивительно, что обновление началось как раз с крейсеров: боевые единицы этого класса традиционно считались в Соединенных Штатах самые полезными и действенными. Помимо этого, печальное состояние армейского кораблестроения не разрешало сходу приступить к более большим боевым единицам.

Кроме того с довольно скромной по своим чертям «азбукой» (заглавия трех крейсеров—«Атланта», «Бостон», «Чикаго» и посыльного корабля «Долфин» начинались с первых букв латинского алфавита) появились серьёзные неприятности. В качестве единственного подрядчика была выбрана компания «Джон Роуч», не имевшая никакого опыта в постройке современных боевых судов. Было нужно выбрать очень скромные проекты.

Из четырех первенцев три имели одновальные паровые установки, а единственный двухвинтовой «Чикаго», как и остальные, нес автомобили, мало чем отличавшиеся от созданных 30 лет назад, еще перед гражданской войной! Ни один из крейсеров не смог развить на опробованиях более 15 узлов. Старомодной для финиша 1880-х годов смотрелась и защита: броневая палуба не имела скосов и защищала не все помещения, а лишь машинные и котельные отделения, а толщина ее составляла всего 37 мм.

В качестве сильной стороны необходимо отметить достаточно замечательное для их размеров оружие, складывавшееся из восьми- и шестидюймовок, но эти орудия не были скорострельными. Помимо этого, требование сохранить полное парусное оружие стало причиной тому, что на самом большом из крейсеров—«Чикаго» практически вся артиллерия пребывала в бортовой батарее (восьмидюймовки — в выступах-спонсонах), что ограничивало мощь бортового залпа любой ее половиной.

На «Бостоне» и «Атланте» конструкторы постарались отойти от стандарта, расположив 8-дюймовые орудия в оконечностях, а 6-дюймовые — в центральной надстройке с уникально скошенными на манер ромба передней и задней переборками. Но им очевидно не хватало высоты борта; основной калибр заливался волнами кроме того на 13-узловом ходу.

Необходимо подчеркнуть, что «Роуч» и не пробовал установить на суда оружие, и его было нужно монтировать на столь же не хорошо оборудованных национальных верфях, каковые все же имели хоть какой-то опыт в обращении с артиллерией.

Однако вся троица продолжительно служила и много раз модернизировалась. Так, на «Чикаго» в конце XIX века кроме того установили 25-мм защиту бортовой батареи, не считая замены автомобилей, артиллерии и котлов.

До 1922 года просуществовал и столь же малоудачный 1500-тонный «Долфин», вооруженный единственным 152-мм орудием (не считая скорострелок), за что на флоте его именовали «прогулочным судном». Вправду, на большей части собственной карьеры он служил в качестве необычной «яхты» государственного секретаря по делам флота (морского министра).

Но дело сдвинулось с мертвой точки. Через четыре года последовала закладка пяти куда более современных боевых единиц.

Один из них, «Ньюарк», воображал собой большое развитие идей, заложенных в «Чикаго». Все еще с полным рангоутом на всех трех мачтах, он имел уже всю артиллерию в спонсонах, разрешавших обеспечить более либо менее приличные углы обстрела, а солидная «черепахообразная» палуба со скосами закрывала сейчас целый корпус. Проектная скорость выросла до 18 узлов. Еще более современным смотрелся «Чарльстон»—и не просто так.

Американцы разумно обратились к опыту собственной «мачехи» Англии. «Чарльстон» достиг на опробованиях практически 19 узлов и украсил флот, но прослужил менее 10 лет, наткнувшись во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века на не обозначенную на карте гора у только что завоеванных Филиппинн.

Английские корни проглядываются и на «Балтиморе» и «Филадельфии». Первый из них создавался по чертежам, приобретённым у сэра Армстронга, предназначавшихся для постройки по заказу Испании крейсера «Рейна Рехенте».

Проиграв конкурс, предприимчивый фабрикант предложил свою разработку за океан. Нужно сообщить, не без пользы для обеих сторон. Более большой, чем «Эсмеральда», «Балтимор» имел более большой борт с полуютом и полубаком и очень приличную мореходность, развивая притом высокую скорость—до 19 узлов. Он деятельно поучаствовал не только в войне с Испанией, но и в Первой мировой.

Переоборудованный в минный заградитель, бывший крейсер сыграл ключевую роль при постановке «Великого северного заграждения», десятками тысяч мин перегородившего Северное море от Шотландии до Норвегии.

76. Бронепалубный крейсер «Олимпия» (США, 1895 г.)

Строился компанией «Крамп». Водоизмещение 5865 т, протяженность большая 104,87 м, ширина 16,15 м, осадка 6,55 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 13 500 л.с., скорость 20 узлов (на опробованиях 17 300 л.с. и 21,58 узла). Оружие: четыре 203-мм/35 и десять 127-мм/40 скорострельных орудий, четырнадцать 57-мм и шесть 37-мм малокалиберных скорострельных пушек, шесть 457-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: башни 88 мм, барбеты 114 мм, подачи 76 мм, палуба 51 мм, на скосах 120 мм, в оконечностях 76 мм, рубка 127 мм. В 1900 г. сняты торпедные аппараты. С 1912 г. употреблялся в качестве плавучей казармы, наряду с этим 203-мм башни были сняты, но в годы Первой Мировой снова введен в состав действующего флота. Выведен из состава флота в 1922 г. Сохраняется сейчас в качестве музея.

77. Бронепалубный крейсер «Балтимор» (США, 1890 г.)

Строился компанией «Крамп». Водоизмещение 4415 т, протяженность большая 102,11 м, ширина 14,78 м, осадка 5,91 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 10 750 л.с., скорость 19 узлов. Оружие: четыре 203-мм/35, шесть 152-мм/30, четыре 57-мм, две 47-мм и две 37-мм малокалиберные скорострельные пушки. Бронирование: палуба 63 мм, на скосах до 102 мм, рубка 76 мм.

В 1900— 1903 гг. перевооружен двенадцатью 152-мм/40 скорострельными орудиями; кроме этого установлены новые котлы. В 1913— 1914 гг. переоборудован в минный заградитель с оружием из четырех 127-мм орудий. Выведен из состава флота в 1922 г., но сдан на слом лишь через 2 десятилетия, в 1942 г.

78. Бронепалубный крейсер «Чикаго» (США, 1889 г.)

Строился компанией «Джон Роуч». Водоизмещение 4500 т, протяженность большая 104,29 м, ширина 14,7 м, осадка 5,77 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 5000 л.с., скорость 14 узлов. Оружие: четыре 203-мм/30, шесть 152-мм/30 и два 127-мм/30 орудия, две 57-мм и две 37-мм малокалиберные скорострельные пушки. Бронирование: палуба 37 мм. Модернизирован в 1895 — 1898 гг. с установкой новых автомобилей мощностью 9000 л.с.; скорость 18 узлов.

Артиллерия заменена на два 203-мм/35 и четырнадцать 127-мм/40 скорострельных орудий, установлена бронированная рубка (76 мм). С 1910 г. в резерве, по окончании Первой Мировой — плавбаза для подводных лодок с оружием из четырех 127-мм орудий. С 1923 г. плавучая казарма в Пёрл-Харборе. В 1928 г. переименован в «Элтон».

В 1936 г. исключен из перечней флота; затонул при буксировке на разделку.

очевидно отрицательным причиной стала тяга американцев к сохранению вероятно большего парусного оружия. В случае если «коренные англичане» «Чарльстон» и «Балтимор» имели по паре мачт с ограниченной парусностью, то личный вариант, созданный на базе последнего, воображал собой, по сути, громадную трехмачтовую шхуну.

По артиллерии и защите «Филадельфия» была близка к прототипу, лишь смесь 8- и 6-дюймовок свелась к однородному оружию из двенадцати 152-мм орудий. От ненужной тяжести снастей потом постарались избавиться. В 1902 году крейсер попал на национальную верфь в Пьюджет-Саунд, где … так и остался до сдачи на слом во второй половине 20-ых годов XX века, служа в качестве запасного судна.

Любопытно, что, начиная с «Ньюарка», ознаменовавшего собой уже реально новый и современный боевой корабль, американцы перешли от буквенной схемы наименования собственных крейсеров «нового флота» к номерной. Сейчас они приобретали вместе с именем обозначение, воображающее собой букву «С» (от британского «cruiser») с прибавлением порядкового номера.

По всей видимости, уже тогда амбициозные деятели флота предполагали, что алфавита весьма не так долго осталось ждать может не хватить, и ввели эту эргономичную и стройную совокупность, благополучно просуществовавшую много лет.

Крейсер С5, он же «Сан-Франциско», воображал собой пара улучшенный «Ньюарк», имевший на узел громадную скорость и такое же однородное оружие, как «Филадельфия». В 1908 —1910 годах он кроме этого прошел переоборудование в минный заградитель с оружием из восьми 127-мм орудий.

В конце Первой Мировой их число уменьшилось в два раза за счет большей минной нагрузки, потому, что «Сан-Франциско» наровне с «Балтимором» принимал участие во все той же грандиозной постановке в Северном море.

Американские крейсера «второй волны», очень многое перенявшие от английских образцов, стали переходным звеном к собственным разработкам, в которых заокеанские инженеры начали проявлять все больше изобретательности и оригинальности, производя собственный почерк и собственный стиль.

Что касается их осуществления, то «Роучу» важные работы больше не доставались, но в число ведущих поставщиков вошли филадельфийский заводчик Крамп и «Юнион Айрон Уоркс», полностью выстроившие эту пятерку. Сейчас деятельно развивались и национальные верфи: через пара лет они готовься принять львиную долю заказов.

Следующий указ от 7 сентября 1888 года предусматривал уже лишь всецело отечественные проекты.

Его «гвоздем» стал громадной крейсер «Олимпия», в котором проявились многие характерные черты будущих «сотрудников». С мачт совсем провалился сквозь землю анахроничный рангоут, 127-мм артиллерия стала скорострельной, а основной калибр из четырех 8-дюймовок в первый раз размешался в бронированных башнях. В первый раз же на корабле этого класса в Соединенных Штатах показались торпедные аппараты.

Тут уместно отыскать в памяти еще об одной чисто американской особенности, которая связана с оружием. инженеры и Заокеанские моряки весьма возлюбили 6-фунтовые (57-мм) скорострелки, устанавливавшиеся на всех судах, начиная с «Атланты». Число их всегда росло и достигло на «Олимпии» четырнадцати.

Считалось, что они смогут быть крайне полезными на тогдашних маленьких расстояниях боя против любых небронированных целей. Вправду, из 57-миллиметровок деятельно стреляли во всех сражениях испано-американской войны, время от времени не без успеха. Характерным отличием стали и весьма толстые скосы броневой палубы, достигавшие 114 мм.

Как раз они делали американские крейсера весьма хорошо защищенными—независимо от того, имели они броневой пояс либо оставались бронепалубными. Скоростной 20-узловый крейсер, на большем протяжении собственной работы несший тропическую окраску, взял прозвище «белого крейсера». Он отличался пропорциональным и прекрасным внешним видом, так что до наших дней сохранился вправду один из самые выдающихся образцов годов и 90-военного судостроения позапрошлого века.

Само собой разумеется, обстоятельство столь трепетного отношения к «Олимпии» содержится не только и не столько в том, что она приятна глазу. Во второй половине 90-ых годов XIX века именно она возглавила отряд под руководством коммодора Дьюи, ворвавшийся в Манильскую бухту и стёрший с лица земли в том месте испанскую эскадру, причем как раз флагман сделал львиную долю работы.

Крейсер продолжал широко применяться и в Первую мировую, в то время, когда с него сняли 203-мм башни, покинув лишь дюжина длинноствольных пятидюймовок, заменивших ветхие 40-калиберные. Спустя десятилетия на поднявшемся на вечную стоянку ветеране-музее установили макеты грозных восьмидюймовок.

Достаточно уникальными стали и маленькие крейсера «Цинциннати» и «Рэйли», заложенные по той же программе 1888 года.

Для собственных 3200 т водоизмещения они несли весьма хорошее оружие из одиннадцати орудий, одно из которых было 152-мм, а остальные— 127-мм. (Потом от данной неоднородности отказались, заменив 6-дюймовку 127-мм пушкой.) Суда приобрели новые паровые машины тройного расширения с вертикальным размещением цилиндров и в полной мере современные котлы. Вступившие в строй в 1895 году, они явили собой последнюю попытку сохранить паруса, не смотря на то, что и с весьма ограниченной площадью.

Через пять лет паруса совсем провалились сквозь землю из американского флота, становившегося все более и более «цивилизованным» и современным.

Но наряду с этим флот янки сохранял и национальные черты.

Одной из них являлась тяга к постройке пара непривычных для европейцев судов, занимавших промежуточное место между настоящими крейсерами и столь любимыми американцами канонерскими лодками. (В английском флоте им более всего соответствовали крейсера-«шлюпы» 3-го класса.) Тройка таких «гибридов» современной формации кроме этого показалась по программе 1888 года. «Монтгомери», «Детройт» и «Марблхэд» имели водоизмещение около 2100 т, но несли наряду с этим девять скорострельных пятидюймовок, одна из которых устанавливалась на верхней палубе в носу, а остальные—по бортам. Ясно, что при таком оружии и столь маленьком размере важной защиты обеспечить не удалось.

Вряд ли можно считать такой 12,7-мм броневую палубу, к тому же не на всей протяженности корпуса. Недостаточной для полноценного крейсера являлась и 17-узловая скорость. Но язык не повернется назвать эти стройные суда с обычным крейсерским силуэтом канонерками, в первую очередь, в силу… все той же скорости. Об их статусе свидетельствует и все та же «родовая» нумерация: с С9 по С11.

Так, ход за шагом, Соединенные Штаты в полной мере с уверенностью занялись созданием современного крейсерского флота. И к моменту войны с Испанией во второй половине 90-ых годов XIX века, всего через 12 лет по окончании ввода в строй «Атланты», он уже смотрелся значительно предпочтительнее собственного соперника. Но с началом боевых действий адмиралы забили тревогу: согласно их точке зрения, крейсеров очевидно не хватало и для действий с эскадрами, и для защиты собственных торговых путей и берегов.

Как раз тогда американцы «перехватили» у Бразилии «армстронговцев»: «Нью-Орлеан» и «Олбани», и безотлагательно вооружили для боевой работы множество частных суденышек, в большинстве собственном мало подходящих для роли «охранителей». Война завершилась скоро и удачно для США, но одним из основных ее уроков стало необходимости и понимание важности крейсерских сил. И проснувшийся гигант решительно приступил к «заделке бреши».

В. КОФМАН

Дремлющий просыпается — Герберт Уэллс. 1/2.

Статьи, которые будут Вам интересны: