Колёсная бронетехника времён второй мировой. часть 4. немецкие бронеавтомобили sd.kfz. 221 и sd.kfz. 222 — «военные действия»

Sd.Kfz. 221 — это германский бронеавтомобиль, созданный компанией Eisenwerken Weserhutte в первой половине 30-х годов на роль разведывательной либо штабной автомобили. Серийно производился в Германии с 1935 по 1940 гг., всего было выпущено 340 бронеавтомобилей данного типа.

Sd.Kfz. 222 был предстоящим улучшением автомобили, взяв вместо пулеметного пушечное оружие, кроме этого он отличался незначительно поменянным башней и корпусом. Бронеавтомобиль производился с 1937 по февраль 1944 г., всего было выпущено 990 боевых автомобилей данного типа. Бронеавтомобили Sd.Kfz. 221 и Sd.Kfz.

222 употреблялись германскими армиями в течении всей Второй мировой.
Незначительное количество этих боевых автомобилей было реализовано вторым странам. Так в конце 1938 года Германия смогла реализовать Китаю 18 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 221, каковые использовались китайскими армиями в битвах с японцами.

Наряду с этим в Китае пара боевых автомобилей перевооружили, установив в башню вместо пулемета 37-мм пушку «Гочкис». Еще 20 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 221 и Sd.Kfz. 222 купила Болгария.

Болгарская армия применяла эти бронемашины для противодействия партизанам Тито в Югославии, а в 1944-1945 годах оставшиеся автомобили использовались в сражениях уже против самих немцев на территории Австрии, югославии и Венгрии.
Предыстория создания
В первой половине 30-ых годов XX века в Германии стартовали работы над созданием нового бронеавтомобиля с повышенными тактико-техническими чертями. Первым шагом в этом направлении была разработка шасси для тяжелой военного машины. Министерством оружий Германии было выяснено соответствующее техзадание. Оно предусматривало создание четырехколесного шасси с приводом на все колеса и владевшего хорошей проходимостью.

Управление, которое действовало на все 4 колеса, должно было обеспечить машине хорошую маневренность. Вторыми преимуществами шасси должны были стать подвеска, маленькая масса, новая тормозная совокупность, большая прочность, малое удельное давление на грунт, и удобный доступ и простота конструкции к агрегатам и узлам, что должно было упростить ремонт. Не все из этого в конечном счете удалось воплотить в судьбу.

Колёсная бронетехника времён второй мировой. часть 4. немецкие бронеавтомобили sd.kfz. 221 и sd.kfz. 222 - «военные действия»
Sd.Kfz. 221
Требования к новому шасси были столь высокими, что исключили применение в этих целях серийных шасси коммерческих машин. Необходимо подчеркнуть, что первый серийный германский бронеавтомобиль, созданный по окончании Первой Мировой, был выстроен именно на базе коммерческого шасси. О бронемашинеSd.Kfz.13мы уже писали ранее.

Но сейчас армейским необходимо было что-то совсем новое и все компании, сотрудничавшие с Министерством оружий, взяли заказ на разработку нового прототипа. Лучшие образцы созданных шасси были продемонстрированы армейским в Берлине во второй половине 30-ых годов двадцатого века в рамках выставки средств моторизации. В конечном счете армейские остановили собственный выбор на прототипе, что был создан конструкторами завода Horch в Цвикау, принадлежавшем компании Auto-Union AG.
Всего ими было подготовлено два варианта полноприводного шасси. Первый вариант, что взял официальное обозначение Einheitsfahrgestell I fuer schwerer Personenkraftwagen, оснащался двигателем, установленным в корме. Шасси было намерено создано под установку на него бронированного корпуса.

Второй вариант под обозначением Einheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen отличался от первого тем, что двигатель в нем размешался в передней части, данное шасси предназначалось кроме этого для военных автомобилей тяжелого класса.
Первый вариант шасси, что в производстве обозначался как Horch 801/EG I, весил 1965 кг. Шасси взяло карбюраторный двигателем жидкостного охлаждения Horch/Auto-Union V8-108 количеством 3,5 литра и мощностью 75 л.с., которую он развивал при 3600 оборотах в 60 секунд. Коробка передач снабжала бронеавтомобилю 5 передач вперед и одну назад.

В соответствии с требованиями германских армейских шасси было полноприводным. Рулевое управление кроме этого действовало на все 4 колеса, но при перемещении по шоссе на скорости более 35 км/ч задние колеса бронемашины фиксировались в нейтральном положении. Колеса бронеавтомобиля подвешивались независимо через два маятника и две спиральные пружины, на них были установлены шины Continental размером 210-18, они имели пневматические камеры низкого давления.

Ножной тормоз действовал на все 4 колеса военной машины. Именно это шасси стало базой для бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221, а после этого и Sd.Kfz.

222.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221

Первыми в формируемые разведывательные части вермахта начали поступать легкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221 с пулеметным оружием. Начиная с 1936 года, они начали неспешно вытеснять ветхие бронеавтомобили Kfz 13. Бронеавтомобиль Sd.Kfz.

221 владел кузовом, что был сварен из бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты были расположены под рациональными углами наклона, что повышало защищенность автомобили от огня соперника. Бронирование было достаточным, дабы обезопасисть экипаж от винтовочных пуль (а также со металлическим сердечником) и осколков.

Умелые германские инженеры предусмотрели кроме этого защиту ступиц колес.

Механик-водитель следил за дорогой через прямоугольное окно, которое размешалось в лобовой броне корпуса. Подобные окна, но пара меньших размеров были находятся в правом и левом борту автомобили. В боевых условиях окна прикрывались бронезаслонками, в которых имелись узкие смотровые щели. Доступ к двигателю бронеавтомобиля открывали 3 люка прямоугольной формы.

За переборкой, которая разделяла боевое и моторное отделение, размешались два топливных бака, емкость каждого из которых составляла 55 литров. Экипаж садился в бронемашину и покидал ее через створки, размещенные в бортах кузова. Запасное колесо было прикреплено к правому борту бронеавтомобиля.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221 был вооружен только одним 7,92-мм пулеметом, что был размещен во вращающейся башенке. Она имела пирамиды и форму.

Целой крыши башня не имела, вместо нее сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки, в бортах башенки были расположены смотровые щели, предназначенные для наблюдения за местностью. На первых прототипах были установлены пулеметы MG 13, но все серийные автомобили взяли новый единый пулемет MG 34. Возимый боекомплект складывался из 1050-1200 патронов к пулемету, но на практике эта цифра могла быть значительно увеличена, все зависело от желания экипажа.

Девятигранная башенка имела возможность вращаться на 360 градусов, а станок пулемета снабжал углы вертикального наведения от -10 до +69 градусов, что разрешало стрелку вести пламя и по низколетящим самолетам соперника.
Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 состоял всего из двух человек: командира-и механика водителя, что по совместительству делал и обязанности стрелка. Штатное оружие экипажа включало в себя один пистолет-пулемет MP-38 либо MP-40, и 6 ручных гранат М-24.

Радиостанции на бронемашине не было, исходя из этого в сражении сообщение поддерживалась при помощи сигнальных флажков.

В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 разведывательные части германской армии взяли маневренную и стремительную машину. Но у Sd.Kfz. 221 был один значительный недочёт — весьма не сильный оружие. Уже по окончании начала Второй мировой на бронеавтомобили начали монтировать более тяжелое оружие. В частности дополнительно такие бронеавтомобили могли быть вооружены противотанковым ружьем PzB 39 калибра 7,92-мм, которое размещалось в башне рядом со штатным пулеметом.

Данное противотанковое ружье разрешало бороться с легкобронированной техникой соперника. Еще более успешным ответом была установка на Sd.Kfz. 221 тяжелого противотанкового ружья 2,8cm sPzB 41. Такая модификация бронемашины показалась в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Всего, так, было перевооружено 34 бронеавтомобиля, в которых противотанковое ружье было установлено на место пулемета. Размещение данного ружья потребовало от конструкторов мало поменять конструкцию башни (уменьшить высоту ее передней стены). Противотанковое ружье 2,8cm sPzB 41 монтировалось в башню бронеавтомобиля совместно со штатным щитком, что незначительно увеличивало высоту военной машины.

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 221:
Габаритные размеры: протяженность — 4800 мм, ширина — 1950 мм, высота — 1700 мм.
Боевая масса — 4000 кг.
Бронирование — 5 мм (крыша) — 14,5 мм (корпус).
Силовая установка — 3,5-литровый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с.
Большая скорость — 80 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 320 км (по шоссе), 200 км (пересеченная местность).
Оружие — 7,92-мм пулемет MG 34.
Боекомплект — до 1200 патронов к пулемету.
Экипаж — 2 человека.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 222

Во второй половине 30-ых годов XX века на вооружение вермахта приняли новый бронеавтомобиль, взявший обозначение leichter Panzerspaehwagen (2cm) Sd.Kfz. 222, что в отличие от собственного предшественника взял улучшенное оружие — 20-мм автоматическую пушку. Кузов бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 изменился несущественно.

Мало изменилась конфигурация брони в корме корпуса, а одно громадное окно, расположенное перед местом механика-водителя, было поделено на две части. А вот боевые возможности автомобили были очень сильно увеличены. По плану армейских, пушечные бронеавтомобили должны были снабжать огневую помощь подразделениям, каковые были вооружены только пулеметными бронемашинами.

Кроме всего другого Sd.Kfz. 222 приобрел новую увеличенную десятигранную башню, в которой и была установлена 20-мм автоматическая пушка 2cm KwK 30, спаренная с 7,92-мм пулеметом MG 34. И пушка, и пулемет имели возможность употребляться для ведения огня как по наземным, так и по воздушным целям, чему содействовали хорошие углы вертикального наведения: от -7 до +80 градусов.

Sd.Kfz. 222
В первой половине 40-ых годов двадцатого века компания Appel (Берлин) и F.Schichau (Эльблонг) по заданию Министерства оружий приспособили башню бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 для размещения в том месте Hangellafette 38. Это разрешило установить на военную машину 20-мм автоматическую пушку KwK 38 L/55 (усовершенствованный вариант 2cm KwK 30).

Новый лафет снабжал углы склонения/возвышения орудия от -4 до +87 градусов, что повышало эффективность автоматической пушки в борьбе с авиацией соперника. Пушка взяла два прицела. Так TZF 3a употреблялся для ведения огня по наземным целям, а прицел Fligerviseer 38 для огня по самолетам соперника. Башня бронеавтомобиля Sd.Kfz.

222 была открыта сверху, но была защищена двумя экранами с проволочной сеткой. Эти экраны легко возможно было открыть либо закрыть, в зависимости от складывающейся тактической обстановки. Углы возвышения ствола 20-мм автоматической пушки выше 20 градусов потребовали откинуть экраны обязательно.

Наведение автоматической пушки на цель осуществлялась вручную. Наряду с этим спуск пулемёта и пушки был синхронизирован, но, имелась возможность вести пламя только из одного ствола. В литературе в большинстве случаев упоминается о том, что возимый боекомплект складывался из 180-200 выстрелов к 20-мм пушке и 1050-1200 патронов к пулемету, но на практике экипаж легко имел возможность забрать с собой больший боекомплект, поскольку в бронеавтомобиле хватало большое количество свободного места.

Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 складывался из 3-х человек: начальника автомобили, наводчика-и механика водителя. Штатное оружие экипажа бронемашины дополняли один пистолет-пулемет MP-40 и 6 гранат М-24. Первоначально все бронемашины Sd.Kfz. 222 не имели радиостанцией, но позднее на них стали ставить радиостанции маленького радиуса действия.

В этом случае гнездо антенны пребывало в задней части десятигранной башни.

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 222:
Габаритные размеры: протяженность — 4800 мм, ширина — 1950 мм, высота — 2000 мм.
Боевая масса — 4800 кг.
Бронирование — 5 мм (крыша) — 14,5 мм (корпус).
Силовая установка — 3,5-литровый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с. (90 л.с. форсированный вариант).
Большая скорость — 70 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 300 км (по шоссе), 180 км (пересеченная местность).
Оружие — 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и 7,92-мм пулемет MG 34.
Боекомплект — 180-200 снарядов и до 1200 патронов к пулемету.
Экипаж — 3 человека.
Боевое использование

Большинство бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и 222 действовала в разведывательные части легких и танковых дивизий, организованных перед началом Польской кампании вермахта. В соответствии с действующим штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон должен был иметь две роты бронеавтомобилей. Любая такая рота складывалась из штабного взвода (автомобили Sd.Kfz.247, 263 и 223), взвода тяжелых бронеавтомобилей (Sd.Kfz.231 и 232), и двух взводов легких бронеавтомобилей (Sd.Kfz.221 и 222).

В будущем легкие бронеавтомобили частенько передавались в разведывательные подразделения пехотных и моторизованных дивизий, а также в связные части. Время от времени их применяли кроме этого для корректировки огня артиллерии.

Настоящий опыт военных действий вынудил ввести в конструкцию бронеавтомобилей Sd.Kfz. 222 и Sd.Kfz. 223 (отличался от прошлого лишь наличием радиостанции) последовательность трансформаций. Хотя повысить ходовые качества бронемашин, было решено применять более замечательный двигатель мощностью 81 л.с., позднее его форсировали до 90 л.с., и гидравлические тормоза.

Эти трансформации были реализованы в шасси Horch 801/v, новые бронеавтомобили на этом шасси выпускались уже с 1941 года. Соответственно была поменяна и совокупность обозначений. Ранние бронеавтомобили Sd.Kfz.

222 и Sd.Kfz. 223 взяли обозначение Ausfuehrung A, а новые на базе шасси Horch 801/v — Ausfuehrung B.

Кроме этого в мае 1941 года толщину лобового бронирования корпуса довели до 30 мм. Достаточно довольно часто бронемашины оснащались дымовыми шашками, каковые были расположены на лобовой броне. А по бортам башни довольно часто ставили дымовые гранатометы.

Поставив в сражении дымовую завесу, легкий бронеавтомобиль имел больше шансов выйти невредимым из огневого контакта с соперником.
В первоначальный период Второй мировой легкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 действовали в целом достаточно удачно. Успех сопутствовал бронемашинам в Польше и во Франции. Кроме того в весьма тяжёлых условиях ливийской пустыни эти военные машины продемонстрировали себя в полной мере достойно. Наряду с этим только достаточно не сильный оружие модели Sd.Kfz.

221 сказывалось на результативности в боевых условиях. Кроме этого стало известно, что во фронтовых условиях достаточно тяжело было обеспечить хорошее техобслуживание бронеавтомобилей. Инженеры компании Horch, пробуя удовлетворить всем требованиям германских армейских, спроектировали достаточно сложное шасси. Сложная конструкция не только осложняла производство боевых автомобилей, но и была не полностью надежной.

Чаще всего ремонтники и экипаж сталкивались с выходом из строя ведущего вала, сцепления и подвески. А у двигателей достаточно довольно часто разрушались болты креплений коромысел клапанов.

Битвы на Восточном фронте показали новые недочёты боевых автомобилей. Не обращая внимания на наличие полного привода, эти германские бронеавтомобили были предназначены все-таки для езды по хорошим дорогам с жёстким покрытием. Относительно громадное удельное давление на грунт приводило к тому, что автомобили довольно часто увязали в грязи, а разведывательные подразделения теряли собственный главное преимущество — мобильность.

По данной причине, начиная с 1942 года, в разведывательных подразделениях легкие бронемашины начали неспешно заменятся полугусеничными бронетранспортерами Sd.Kfz. 250/9, каковые были оснащены такой же башней, что и Sd.Kfz. 222, но выгодно отличались значительно лучшей проходимостью по распутью.
Источники информации:
http://mg-tank.ru/german/Sd.Kfz.221_222_223.htm
http://hisofweapons.ucoz.ru/publ/germanija/bronetekhnika_mezhvoennyj_period/sd_kfz_221/28-1-0-69
https://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/sd.kfz.221.htm
Материалы из открытых источников

Германский бронеавтомобиль sd.kfz.222

Статьи, которые будут Вам интересны: