Конвой лейтенанта гредвелла — «военные действия»

Конвой лейтенанта гредвелла - «военные действия»Лейтенант Лео Гредвелл по профессии был юристом. Остальные “головорезы” из его команды — рыбаками.

Их корабль был не сильный в квадрате. Опытных военных моряков на нём не было — таким служить на “Айршире”не разрешала гордость. Оружия нет. Скорости нет.

Скрытности нет — штиль, лето, полярный день. Но имеется полярные миражи, показывающие, что происходит за горизонтом.
Море кишит самолётами и подлодками Люфтваффе. На траверзе “Айршира” покачиваются трое таких же горемык, с экипажами из моряков торгового флота. Навигационных карт для высоких широт нет. Охранение ушло.

Помощи ожидать неоткуда.

Лейтенант сцепил зубы и повел собственный мелкий конвой.

* * *

Вечером 4 июля 1942 года английское Адмиралтейство сняло охранение конвоя PQ-17, предложив транспортам самостоятельно пробиваться в русские порты. Армейский флот отошел полным ходом на Запад.

Корвет “Айршир” из яркого охранения конвоя остался с транспортами среди Баренцева моря.

Глядя вслед уходящим эсминцам, начальник корвета лейтенант Гредвелл осознал, что с 10 узлами ему за боевыми судами не угнаться. Ожидать его никто не планировал. Конвой к тому времени уже достиг 30 град. в.д., и возвращаться было через чур поздно.

Вооруженным траулерам, корветам и тральщикам было приказано самостоятельно добираться до Архангельска.

На этом сообщение с руководством прервалась. Некогда замечательный конвой неспешно таял на горизонте.

Большая часть транспортов шли на северо-восток, сохраняя надежду укрыться в бухточках Новой Почвы и оттуда дотянуть до Архангельска.

Кто-то развернул на север в надежде отсрочить встречу с германскими подлодками.

Вооруженная “мелочь” — корвет ПВО “Паломарес”, тральщики “Бритомарт”, “Хэлсион” и “Саламандер” — сбились в кучу и, отстреливаясь, стали пробиваться к Новой Почва. Тяжелогруженые транспорты, желающие присоединиться к отряду, посылались прочь, не обращая внимания на отчаянные просьбы о защите. Ответ мотивировалось приказом о необходимости рассеяния конвоя, что, но, не мешало самим тральщикам держаться сообща.

Грозный HMS Ayrshire (FY 225)

Корвет “Айршир” под руководством Гредвелла поступил увлекательнее. Он двинулся на северо-запад, практически в обратном направлении. Будучи предоставленным сам себе, он скоро присоединил два транспорта “Айронклайд” и “Трубадур”, и, заявив себя командующим отрядом, направился к границе паковых льдов.

В том направлении, где меньше всего шансов нарваться на неприятности.

По пути их мелкий отряд встретил транспорт “Силвер Сод”, что кроме этого присоединился к конвою Гредвелла.
Предстоящее выживание в страшных водах полностью зависело от находчивости бывшего юриста, что сумел предложить последовательность остроумных, но очень действенных мер по защите судов.

Вооруженный траулер “Айршир” водоизмещением 500 тысячь киллограм военной сокровище не воображал. При появления соперника он был бы скорее потоплен, чем имел возможность сделать выстрел из собственной единственной пушки. Стремясь как-то повысить огневую мощь собственного соединения, лейтенант Гредвелл внес предложение применять военную технику на борту транспорта “Трубадур”.

Матросы, вооружившись, инструментов скоро сорвали пломбы.

Лязгая траками по обледеневшей палубе, танки “Шерман” выстроились в оборонительную линию на протяжении бортов. Их башни были развернуты в сторону моря, а расчехленные орудия заряжены и приготовлены к стрельбе. Танки поставлялись сходу с наборе с оружием, боезапасом и всеми нужными принадлежностями, включая обмундирование и электроплитку экипажа.

Теоретически упрочнения Гредвелла имели возможность иметь шансы на успех. Вылетевший из тумана вражеский эсминец либо идущая в надводном положении подводная лодка имели возможность попасть в неприятное положение. А морская история изобилует примерами, в то время, когда всего одно успешное попадание, к примеру в ТА, портило боевые суда.

Достигнув арктического льда, Гредвелл не остановился и продолжил направляться вглубь на 20 миль — , пока разрешала ледовая ситуация. В том направлении, где их смогут зажать льды, но точно не дотянутся германские подлодки.

Лавируя среди льдин, суда застопорили движение и погасили котлы, дабы не выдавать себя дымами. Бежать им было некуда. По замыслу Гредвелла, они должны были провести в этом районе пара дней, ждя, пока германские подлодки закроют “сезон охоты” и возвратятся в базы.

Тогда, его отряд, быть может, возьмёт шанс проползти на протяжении границы льдов к Новой Почва.

Оставалась последняя неприятность. В любую секунду стоящие без хода транспорты могли быть найдены с воздуха. Беззащитный отряд стал бы хорошей мишенью для бомбардировщиков.

Гредвелл приказал собрать в мастерских все белила и выкрасить борта и палубы со стороны открытого моря в ослепительно белый цвет. А в том месте, где не хватало краски — применять белые простыни.
12 июля германские самолёты-разведчики обследовали территорию поиска судов конвоя PQ-17, не найдя ни одного сохранившегося судна. Германским руководством было заявлено о полном уничтожении конвоя.
Из хроники военных действий.

Спустя трое дней шум в радиоэфире начал стихать. Так и не найденные соперником суда выбрались из ледового плена и добрались до пролива Маточкин Шар. По пути был ими встречен и включен в состав отряда транспорт “Бенджамин Харрисон”, а “Айршир” подобрал три шлюпки с экипажем потопленного “Фэйрфид Сити”.

В том месте их и встретили суда Северного флота и благополучно отконвоировали в Архангельск.
Определив о конвое лейтенанта Гредвелла, английское руководство впало в ступор. С одной стороны, он нарушил приказ. Иначе — в той ситуации все действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть расценен как преступная неточность.

Факт имеется факт. Три из одиннадцати спасшихся транспортов каравана PQ-17 были личной заслугой лейтенанта Гредвелла. Его наградили Крестом за доблестную работу.

А сходу по возвращении перевели на противолодочный корвет HMS Thirlmere — еще более убогий баркас, чем прошлый “Айршир”.

Сокрушающий все на своем пути HMS Thirlmere (FY 206)

Так храбрец встретил окончание войны и, сойдя на берег, продолжил заниматься адвокатской практикой. В мирное время столь грамотным и решительным людям на флоте делать нечего.

Конвой. Битва за Атлантику — 1/4 (HD)

Статьи, которые будут Вам интересны: