Корабль императора: как восстанавливают полтаву

Корабль императора: как восстанавливают полтаву

А где возможно взглянуть на громадные боевые суда, выстроенные при Петре и громившие шведский флот при Гангуте и Гренгаме? Нигде. Увы, от них остались в лучшем случае маленькие, поднятые со морского дна обломки.

В сохранности и целости не осталось ничего.

    Фото Так выглядят останки линкора «Портсмут», обнаруженные дне Финского залива на протяжении дноуглубительных работ. Это наглядный монумент корабельных разработок прошлого.

На территории яхт-клуба в Лахте (Петербург) под навесом лежит пара обточенных морем подробностей русского линкора «Портсмут». Его выстроили в Голландии по заказу Петра I, он правильно служил русскому флоту, но в один раз погиб, налетев на мель. И вот все, что удалось поднять со дна.

Но в нескольких метрах от останков «Портсмута» уже второй год реализуется неповторимый проект. Тут в громадном крытом помещении на стапелях рождается историческая реплика линкора IV ранга «Полтава», выстроенного в 1712 году на Адмиралтейских верфях при личном участии Петра и названного в честь известной победы над шведами. Достаточно войти в полутемный цех, где стоит необыкновенный терпкий запах пиленого дуба, чтобы выяснить: нас ожидает что-то грандиозное. «Полтава» — далеко не ботик, это корабль водоизмещением более 1000 т.

Вдохновленные картиной

Возрожденная «Полтава» станет частью музейного комплекса, включающего в себя Музей и Морской музей морской археологии. Комплекс создается в рамках территории, примыкающей к новому высотному офису «Газпрома», что строится тут же, в Лахте, исходя из этого и главным спонсором проекта «Полтава» есть тот же «Газпром». Но, не обращая внимания на наличие для того чтобы влиятельного спонсора, реконструкция петровского корабля была делом сложным и небыстрым.

Для начала нужно было легко выяснить, вероятна ли она в принципе. Строго говоря, от исторической «Полтавы» не осталось ничего точного, не считая изображения на картине голландско-русского живописца Питера Пикарта. Энтузиастам проекта было нужно углубиться в изучения, начало которым было положено еще судомоделистами. Удалось отыскать так именуемую построечную ведомость, которую вел Феодосий Скляев — основной строитель «Полтавы».

Касалась ли ведомость конкретно «Полтавы» — неизвестно, но обращение шла кроме этого о 54-пушечном линкоре. В данный документ записывали размеры всех подробностей, каковые на протяжении строительства устанавливали на корабль. Нашелся и простой, без особенных подробностей, чертеж.

Хорошим подспорьем стали «каноны», в которых описывалось соотношение размерений судов Петровской эры.

Иными словами, при отсутствии точных чертежей как раз «Полтавы» в распоряжении конструкторов выяснилось большое количество материалов, обрисовывающих разработки строительства аналогичных судов. Началось проектирование, которое длится и по сей день, в то время, когда корабль уже строится. «Делать такое судно сходу в 3D было бы весьма не легко, — говорит основной конструктор «Полтавы» Олег Кробкин. — Вместо этого подробность сперва рисуется в плоских чертежах, а после этого я строю ее 3D-изображение и вставляю в неспешно складывающуюся модель.

Заодно возможно проверить, пока подробность еще не выполнена в дереве, как прекрасно она сопрягается с другой конструкцией».

    К проектированию «Полтавы» возможно только с громадной натяжкой применить термин reverse engineering. У конструкторов не было материальных образцов, каковые они имели возможность бы превращать в чертежи и 3D-модели.

Практически любая подробность конструировалась заново и только после этого вставлялась в трехмерную компьютерную модель.
Применение программы 3D-проектирования разрешает избежать многих неточностей. В виртуальном пространстве возможно проверить правильность сопряжения различных подробностей и продумать последовательность сборочных операций.

Больше дуба!

Предварительно заявлено, что «Полтаву» спустят на воду через два года и еще год уйдет на ее достройку. Но будет ли она ходить в море? «Официально, — говорит основной строитель корабля Михаил Плеханов, — мы строим стоечное судно, место которого у берега. Дело в том, что совместить современные требования по безопасности мореплавания с аутентичными разработками XVIII века фактически нереально. Это относится непотопляемости, остойчивости, пожаробезопасности.

Но наряду с этим по функциональности «Полтава» купирована не будет. Мы делаем ее так, дабы она имела возможность ходить в море, и, быть может, при условии каких-то особых мер безопасности, это в один раз случится».

Важная проблема строительства стройматериал. Да, древесины у нас в стране большое количество, но кораблю нужен дуб, да не просто дуб, а замечательные прямые стволы высотой приблизительно 12 м. Отыскать древесину для того чтобы стандарта очень сложно: поставщики предлагают 3−6-метровые стволы — из них получается красивый паркет. Дуб нужных размеров добывается по чуть-чуть — в Саратовской, Брянской, Воронежской других регионах и областях России.

Брать за границей безумно дорого. На сегодня стройка поглотила порядка 1100 дубовых стволов, и еще нужно раздобыть приблизительно в два раза больше.

    Постройка «Полтавы» идет вместе c проектированием. До тех пор пока конструкторы решают вопрос, как будут сопрягаться подробности на корме, корабль уже взял килевую балку и более половины из 46 шпангоутов. Строители говорят: сделано до тех пор пока около 10% работы.

До тех пор пока продольные связи между шпангоутами не установлены, эти габаритные тяжелые подробности нужно каким-то образом фиксировать. До установки бимсов форму шпангоутам оказывают помощь сохранить шергеня — особые поперечные балки. На шергенях монтируются рабочие площадки.

Потому, что вырезание подробностей из досок и дубовых брёвен — задача не в полной мере тривиальная, конструкторы включают в отправляемые в цех чертежи примерные очертания заготовок с контуром будущей подробности. При распиле древесины используются современные средства.

Склеивать подробности из маленьких стволов строители не желают — это сказалось бы на аутентичности разработок. «Древних разработок строительства судов мы стараемся придерживаться по максимуму, не смотря на то, что, само собой разумеется, кое-какие отступления присутствуют, — говорит Михаил Плеханов. — К примеру, в петровские времена больше применяли нагеля и меньше — металлический крепеж, на данный момент мы отдаем предпочтение металлу. Второй пример: при Петре, чтобы согнуть доску, ее отжигали, снимали внутренние напряжения на открытом огне.

Мы для этих целей получаем парогенератор — процесс тот же, но с паром трудиться эргономичнее. Для распила отечественных бревен мы используем современный инструмент — пилорамы, бензопилы, станки. Но это и все.

А в то время, когда нам нужно будет заняться такелажем, роль ручного труда еще возрастет».

Ничего, не считая салюта!

Потому, что речь заходит о армейском корабле, отдельная тема реконструкции «Полтавы» — это ее оружие. Но в случае если на историческом прототипе было 54 пушки, то на реконструированной реплике не будет ни одной. То, что делается в ходе проекта, хоть с виду ничем не отличается от пушек времен Северной войны, официально именуется «салютными устройствами». В «пушки» имеют полости, мешающие стрельбе важными зарядами. Корабельные орудия смогут трудиться лишь в режиме хлопушек.

    Часть орудий «Полтавы» (а правильнее, салютных устройств) уже отлита на Ижорском и Кировском фабриках. Корабельные станки выполнены из дуба по архивным описаниям. Оковку станков не доверили индустрии — ей занимались два кузнеца из расположенной по соседству кузницы.

    В пушки имеют полости, что не только мешает применению орудий для стрельбы ядрами, но совершает их легче.

    Но, не идя на конфликт с законом в части изготовления огнестрельного оружия, в остальном авторы проекта придерживаются принципа исторической достоверности. «Развитие металлургических разработок на Западе и в Российской Федерации, — говорит начальник отдела научных изучений Филипп Богданов, — стало причиной происхождению пушек «новых пропорций», другими словами разрешило расширить калибр орудий, не увеличивая их вес. За счет этого на «Полтаве» показались более тяжелые орудия калибром 18, 12 и 6 фунтов.

    Шестифунтовые пушки отливались из латуни, устанавливались на квартердеке и стреляли книппелями — двумя маленькими ядрами, соединенными цепью. 12- и 18-фунтовые орудия отливались из чугуна и использовались для разрушения корпусов судов. Воссоздать внешний вид орудий помогли архивные материалы, в частности чертежи самого Кристиана Отто — шведа на русском работе, что ведал при Петре I пушечным производством».

    Статья «Корабль императора» размещена в издании «Популярная механика» (№143, сентябрь 2014).

    <

    h4>

    Возвращение \

    Статьи, которые будут Вам интересны: