Корабли восточных «драконов»

Корабли восточных «драконов»

Начало 80-х годов XX века совпало с важными трансформациями геополитической обстановке в мире, в особенности на Дальнем Востоке. Такие «незаметные» в прошлом страны, как Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, переживали быстрое рост экономики, почему на Западе их стали обобщенно именовать «молодыми драконами». Это уважительное прозвище наглядно свидетельствовало, что у классических «драконов» Китая — и региона японии — показались хорошие соперники.

Как это в большинстве случаев не редкость, подъем экономики стал причиной и рост внешнеполитических амбиций. Дальневосточные государства приступили к интенсивной модернизации собственных армии по большому счету и флота в частности. Собственного рода апогеем военно-морской экспансии стало появление в составе ВМС Таиланда авианосца. Еще десять лет назад никто из западных специалистов не имел возможности себе для того чтобы кроме того представить!

Но факт остается фактом: иметь личные большие боевые суда для влиятельных государств Восточной Азии стало элементом престижа.

Само собой разумеется, авианосец — это крайность: его эксплуатация была Таиланду не по карману, и солидную часть времени «Чакри Нарьюбет» («Честь династии Чакри») сейчас простаивает в резерве. Для большинства дальневосточных «драконов» самые внушительными боевыми единицами флота стали эсминцы.

Причем, если не принимать в расчет СССР, судов данного класса за два последних десятилетия в Азии было выстроено намного больше, чем во всех европейских государствах совместно забранных.

Эскадренные миноносцы по традиции являются базой современного японского флота, официально именуемого Морскими силами самообороны.

В 1960-е годы военное кораблестроение Страны восходящего солнца следовало в кильватере США — японские дестройеры того времени оснащались только американским оружием и имели очевидно выраженную противолодочную направленность. К примеру, вступившие в строй в 1967—1970 годах четыре эсминца типа «Такацуки» по составу радиоэлектронного оборудования и вооружения очень сильно напоминали американские фрегаты типа «Нокс», не смотря на то, что были пара больше и владели чисто «миноносной» архитектурой.

В отличие от заокеанской «родни», они несли усиленное артиллерийское оружие и дополнительный шведский 375-мм реактивный бомбомет «Бофорс» (единственный не американский пример оружия), но вместо полноценного вертолета располагали только беспилотными аппаратами совокупности DASH (см. «Моделист-конструктор» № 8 за 2002 г.). Позднее эту неудачную совокупность сняли с оружия, а на освободившемся месте установили зенитный ракетный комплекс самообороны «Си Спэрроу».

337.

Эсминец «Хатакадзе», Япония, 1986 г.

Строился на верфи «Мицубиси». Водоизмещение стандартное 4650 т, полное 5600 т. Протяженность громаднейшая 150 м, ширина 16,4 м, осадка 4,8 м. Мощность газотурбинной установки 74 100 л.с., скорость 32 узла.

Оружие: одна ПУ ЗРК «Тартар-Стандарт», восемь ПКР «Гарпун», комплекс ПЛУРО АСРОК, два 127-мм универсальных орудия и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 1986—1988 гг. выстроено две единицы: «Хатакадзе» и «Симакадзе».

338.

Эсминец «Татикадзе», Япония, 1976 г.

Строился на верфи «Мицубиси». Водоизмещение стандартное 3950 т, полное 5200 т. Протяженность между перпендикулярами 143 м, ширина 14,3 м, осадка 4,7 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 60 000 л.с., скорость 32 узла. Оружие: одна ПУ ЗРК «Тартар-Стандарт», комплекс ПЛУРО АСРОК, два 127-мм универсальных орудия, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО.

Всего в 1976—1983 гг. выстроено три единицы: «Татыкапзе» и «Савакадзе».

339. Эсминец «Хацуюки», Япония, 1982 г.

Строился на верфи «Сумитомо». Водоизмещение стандартное 2950 т, полное 3700 т. Протяженность между перпендикулярами 131,7 м, ширина 13,7 м, осадка 4,1 м. Мощность газотурбинной установки 56 800 л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: восьмиствольная ПУ ЗРК «Си Спзрроу», восемь ПКР «Гарпун», комплекс ПЛУРО АСРОК, одна 76-мм универсальная артустановка и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фапанкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, вертолет SH-60J. Всего в 1982—1987 гг. выстроено 12 единиц.

340.

Эсминец «Асагири», Япония, 1988 г.

Строился на верфи «Исикавадзима». Водоизмещение стандартное 3500 т, полное 4300 т. Протяженность между перпендикулярами 136,5 м, ширина 14,6 м, осадка 4,5 м. Мощность газотурбинной установки 53 900 л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: как на «Хацуюки». Всего в 1988—1991 гг. выстроено восемь единиц.

Параллельно с четверкой «Такацуки» японцы выстроили еще девять более недорогих противолодочных эсминцев типа «Ямагумо», три из которых кроме этого имели совокупность DASH, а остальные вместо нее — комплекс ПЛУРО АСРОК.

Действительно, эти маленькие (стандартное водоизмещение — 2100 т) суда с дизельной скромной скоростью и силовой установкой хода (27 узлов) по существу являлись обычными фрегатами, а никакими не эсминцами.

Как мы уже знаем, полный провал выдумки с радиоуправляемыми вертолетами вынудил японцев заняться созданием особых «авианесущих» эсминцев (см. «Моделист-конструктор» № 12 за 2002 г).

Потому, что зенитные ракеты на последних отсутствовали, для их защиты были выстроены три корабля типа «Татикадзе», а после этого еще два типа «Хатакадзе». Все они являлись прямыми потомками первого ракетного эсминца «Амацукадзе» (1965 г) и его прототипа — американского «Чарльза Ф.Адамса».

База оружия новых японских судов — ракетные комплексы «Тартар» и АСРОК— осталась без трансформаций. «Хатакадзе» отличается от тройки собственных ярких предшественников увеличенными размерениями и новой газотурбинной энергетической установкой, что радикально поменяло силуэт корабля. Попутно пусковую установку на «Хатакадзе» переместили из кормовой части в шнобель — подобно тому, как это было сделано на американских фрегатах типа «Оливер Х.Перри».

В цепом эсминцы семейства «Татикадзе» и «Хатакадзе» оцениваются экспертами как пара устаревшиепо концепции, но прекрасно сбалансированные суда с хорошей мореходностью, большой мощным вооружением и дальностью плавания, кстати, позднее усиленным противокорабельными ракетами «Гарпун» и зенитными артиллерийскими комплексами «Вулкан-Фаланкс». Само собой разумеется, отсутствие на борту вертолета значительно снизило их противолодочные возможности, но японцы сознательно пошли на это, считая, что этот недочёт в полной мере компенсируется наличием в составе флота эсминцев-вертолетоносцев типа «Ха-руна» и «Сиранэ».

Одновременно с этим, очень необычно, что на «Хатакадзе» — внушительном корабле длиной 150 м и водоизмещением в 5600 т — не нашлось места под вертолетный ангар и взлетно-посадочную площадку, поскольку для этого было нужно бы пожертвовать только кормовой 127-мм артустановкой. Из-за чего японские конструкторы отказались от столь рационального ответа, для большинства зарубежных военно-морских специалистов осталось тайной.

Но многоцелевые эсминцы метшего водоизмещения, традиционно строившиеся большими сериями, в 1980-е годы стали, наконец, «вертолетоносными». Двенадцать судов типа «Хацуюки» и восемь типа «Асагири» имеют газотурбинную энергоустановку и несут обычный набор оружия американского примера, но японского производства.

Особенность новых дест-ройеров — в отказе от 127-мм артиллерии в пользу 76-мм и в наличии тяжелого противолодочного вертолета SH-60J (выпускающийся по лицензии вариант популярного «Си Кинга»). Состав оружия эсминцев обоих типов однообразен, но «Асагири» отличается от «Хацуюки» увеличенными размерениями, отсутствием конструкционных материалов на базе алюминиевых сплавов и повышенной живучестью боевых постов за счет их переноса вовнутрь корпуса — это было сделано с учетом опыта Фолклендского конфликта.

В соответствии с расчетам, предполагается, что возможность выхода из строя в следствии попадания одной противокорабельной ракеты у «Асагири» многократно меньше, чем у «Хацуюки».

С 1996 года японский флот начал пополняться новыми эсминцами типа «Мурасамэ».

Они являются увеличенный (стандартным водоизмещением в 4400 т) вариант «Асагири» с двумя установками вертикального пуска (УВП) ракет вместо использовавшихся ранее «коробок»: УВП противолодочных ракетоторпед АСРОК находится в носу, сзади 76-мм артустановки; УВП зенитных ракет «Си Спэрроу» — недалеко от миделя, между дымовыми трубами. Первую группу эсминцев из девяти единиц планировалось ввести в строй к концу 2002 года; на данный момент ведется постройка второй группы с увеличенным на 300 т водоизмещением.

Предполагается, что все семейство «Мурасамэ» будет насчитывать 17 судов.

В Китае к созданию нового поколения эсминцев приступили в 1980-е годы — до этого флот наибольшей азиатской державы располагал только устаревшими судами типа «Цзинань», по технологии и конструкции соответствовавшими уровню тридцатилетней давности. Дабы наверстать потерянное, китайские кораблестроители решили максимально применять зарубежный опыт.

В следствии эскадренный миноносец «Харбин» воплотился в воистину «интернациональный» проект: газовые турбины на нем были американскими, дизельные двигатели— западногерманскими, зенитные ракеты, радиолокаторы и вычислительная техника — французскими, противокорабельные ракеты, артиллерия и реактивные бомбомёты — китайскими. В первый раз на вооружении показались буксируемая гидроакустическая станция, боевая информационно-управляющая совокупность (БИУС) и современные средства радиоэлектронной борьбы.

Потому, что попытка китайских инженеров создать личные морские зенитные ракеты не увенчалась успехом, было нужно закупить французский комплекс «Наваль Кроталь» и на его базе наладить производство ракет HQ-7. Авиационное оружие кроме этого было французским: и вертолет Z-9 (представляет собой выпускающийся по лицензии «Дофин»), и гарпунная палубная совокупность посадки «Самах».

Эсминец «Харбин», Китай, 1993 г.

Строился на верфи в Шанхае. Водоизмещение стандартное 4800 т, полное 5700 т. Протяженность громаднейшая 148 м, ширина 16 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72 200 л.с., скорость 31,5 узла. Оружие: одна восьмиствольная ПУ ЗРК МО-7 («Наваль Кроталь»), восемь ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета Z-9 Всего в 1993—1996 гг. выстроено две единицы: «Харбин» и «Циндао».

Эсминец «Яньтай», Китай, 1999 г.

Строился на верфи в Даляне. Водоизмещение полное 6600 т. Протяженность громаднейшая 153 м, ширина 16,5 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72 800 л.с., скорость 29 узлов.

Оружие: одна восьмиствольная ПУ ЗРК НС2-7 («Наваль Кроталь»), 16 ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ППО, два вертолета Ъ-9. Всего в 1999—2001 гг. выстроено две единицы: «Яньтай» и «Шэньчжень».

Эсминец «Квангэто-Дэваи», Республика Корея, 1998 г.

Строился на верфи «Дэу». Водоизмещение стандартное 3200 т, полное 3855 т. Протяженность громаднейшая 135 м, ширина 14,2 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 59 000 л.с., скорость 33 узла. Оружие: УВП ЗРК «Си Спэрроу», восемь ПКР «Гар-пун», одна 127-мм универсальная артустановка и два 30-мм автомата «Голкипер», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета «Супер Линке».

Всего в 1998—2000 гг. выстроено три единицы: «Квангэто-Дэван», «Ульчимундок» и «Ян-Манчун».

«Харбин» должен был стать головным кораблем большой серии эсминцев, но расстрел демонстрации на площади Тяньаньмынь во второй половине 80-ых годов XX века привёл к сильному похолоданию в отношениях Китая с Западом. США, успевшие реализовать КНР лишь пять наборов газовых турбин LM-2500, наложили эмбарго на все армейские поставки.

В итоге американскими двигателями китайцы смогли оснастить лишь два собственных эсминца — «Харбин» и «Циндао», а для купили турбины на Украине. Попутно в проект произвели несколько изменений: увеличили размерения корпуса, усилили противокорабельное оружие, усовершенствовали радиоэлектронное оборудование.

Так что два эсминца типа «Яньтай», вошедшие в строй в 1999—2001 годах, превратились в совсем новый тип, значительно отличающийся от своих предшественников и по чертям, и по силуэту.

На данный момент в состав китайского флота входят шесть современных эсминцев: четыре собственной постройки и два—российской, типа «Ханьчжоу» (проект 956). Все они широко применяются для исполнения дипломатических миссий и без того именуемого «показа флага».

Примером тому может служить кругосветное плавание эсминца «Циндао», идеальное в мае — сентябре 2002 года, на протяжении которого китайский корабль в первый раз в истории посетил Севастополь.

Базу ВМС Тайваня и Южной Кореи в течение продолжительного времени составляли бессчётные эсминцы типа «Аллен М. Самнер» и «Гиринг», прошедшие капитальное переоборудование и вооруженные ракетами различных классов.

Но время брало собственный, и к середине 1990-х годов все сроки эксплуатации этих судов совсем вышли. Южнокорейское правительство решило заменить ветхих «американцев» эсминцами собственной постройки, благо, судостроительная индустрия данной страны была вправду передовой (по количеству торгового судостроения Южная Корея к тому времени прочно занимала второе место в мире а также претендовала на первое).

Проект KDX-1 разрабатывался в кооперации с рядом европейских компаний и по уровню «интернационализма» существенно превосходил китайский «Харбин». Снаружи корейский эсминец напоминает легко уменьшенный вариант западногерманского фрегата «Бранденбург»: ракетное оружие, часть и газовые турбины радиолокационных станций на нем — американские, артиллерия — итальянская и голландская, гидроакустическая аппаратура и дизели — германские, радиоэлектроника — британская и французская.

Головной дестройер проекта KDX-1 вступил в строй во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Ему присвоили имя «Квангэто-Дэван», так в древние времена кликали 19-го монарха семейства Когурё. Любопытно, что на Востоке не было принято именовать суда в честь людей — корейцы первыми нарушили эту традицию.

Всего по проекту KDX-1 планировалось выстроить 17—20 эсминцев, но позднее их число уменьшили до трех единиц. Следующие суда решили строить по улучшенному проекту KDX-2.

В случае если первую тройку по меркам солидных морских держав следовало все же отнести не к эсминцам, а к фрегатам, то проект KDX-2 уже по всем параметрам соответствовал дестройерам. Протяженность корабля увеличилась до 154,4 м, полное водоизмещение — до 5000 т. Вместо «Си Спэрроу» сейчас установлена УВП с более замечательными зенитными ракетами «Стандарт»; дополнительно предусматривается установка зенитных комплексов самообороны — американских RAM либо израильских «Барак-1».

На данный момент постройка трех судов проекта KDX-2 ведется на верфи «Хёндэ» в Ульсане.

Но на этом эволюция корейских эсминцев отнюдь не закончилась. В Сеуле вынашивают замыслы строительства еще более больших судов типа KDX-З, оснащенных американской многофункциональной совокупностью управления «Иджис». Интерес к подобным эсминцам проявляет и Тайвань. Но, это уже отдельная тема — о судах-носителях совокупности «Иджис» мы поведаем в следующем номере.

С. БАЛАКИН

Китайские супер-суда Открытия древности

Статьи, которые будут Вам интересны: