«Королева океанов»

«Королева океанов»

23 ноября 1869 года с верфи Скотта и Линтона на реке Кляйд в городе Думбартон (Шотландия) был построен новый клипер. Супруга первого капитана, разбив бутылку шампанского о форштевень, дала судну имя «Катти Сарк», что в переводе с английского значит «маленькая рубаха».

Говорят, что владелец судна Джон Виллис в юности видел картину, на которой была изображена пленительная ведьма и молодая Нен из поэмы Бёрнса «Нен Маленькая рубаха», летящая над кочками шотландских болот.

Образ на много лет остался в памяти Джона Виллиса и воплотился в выстроенном им клипере, что должен был, по его плану, так же скользить по волнам, как и юная красивая женщина Нен. Но имя колдуньи, данное судну, имело возможность отпугнуть суеверных моряков. И Джон Виллис схитрил и назвал собственный клипер легко — «Маленькая рубаха» («Катти Сарк»), без имени Нен. Фигура же, установленная на носу клипера, изображала Нен Маленькая рубаха.

Древесная статуя была выполнена скульптором Ф. Уиллером.

Строители попытались сделать судно надёжным и хорошим ходоком с тяжёлым тиковой обшивкой и железным набором. Подводную часть покрыли тремя тысячами страниц металла Мюнца.

Так, у флота чайных клиперов показался новый соперник.В случае если вас интересует отдых на море рекомендуем . Тут вы сможете отправится в путешествие, где нетронутая природа, которая покорит вас с первого взляда.

16 февраля 1870 года «Катти Сарк» ушла в Китай, догнав по дороге лучший из существовавших клиперов «Фермопилы», выстроенный несколькими годами раньше кораблестроителем Дистрофичном в Эбердине.

Не обращая внимания на отчаянные команды «Фермопил» оторваться и уйти вперёд, «Катти Сарк» пришла в Шанхай в один момент с ним. С этого времени между двумя лучшими парусниками мира началась неустанная гонка по океанам и морям, длившаяся 25 лет. Лишь раз «Катти Сарк» не повезло в этом соревновании. Выйдя в первой половине 70-ых годов XIX века в один момент с соперниками из Шанхая, «Катти Сарк», попав в тайфун и утратив руль и мачту, пришла в Англию на двое суток позднее соперника.

С развитием торговли чаем на Цейлоне сократился его вывоз из Китая, и обладателям стало невыгодно держать на данной линии такие красивые суда. Клиперы перешли в так называемый «шерстяной» флот, суда которого совершали рейсы из Англии в Австралию и обратно и возили австралийскую шерсть для британской текстильной индустрии.

Чайный клипер «Катти Сарк»:

1 — ахтерпик; 2 — штурвал; 3 — компас; 4 — усы для проводки грота; 5 — световой люк; 6 — вход в кормовую надстройку; 7 — древесные бочки для мяса; 8 — пожарные вёдра; 9 — трап; 10 — бизань-мачта; 11 — ахтерлюк; 12 — надстройка с рострами; 13 — световой люк; 14 — водяная помпа;15 — усы для проводки фока-брасов; 16 — грот-мачта; 17 — кофель-планка; 18 — грузовая лебёдка; 19 — трюм; 20 — шлюпка; 21 — шкафут; 22 — вьюшка; 23 — кофель-планки; 24 — фок-мачта; 25 — грузовая лебёдка; 26 — трюм; 27 — трап; 28 — гальюн; 29 — ручной шпиль; 30 — кат-усы и балка для проводки ахтербакштагов; 31 — полубак

В первой половине 80-ых годов XIX века, в то время, когда капитаном судна стал Р. Вуджет, «Катти Сарк» с грузом шерсти прошла из Сиднея в Лондон за 82 дня.

Следующий рейс был сделан в рекордно маленький срок — за 73 дня. В приз за успех владелец судна Джон Виллис подарил экипажу маленькую рубаху, сделанную из золотой жести, которую судно носило на топе фок-мачты.

9 марта 1887 года «Катти Сарк» вошла в Английский порт с грузом шерсти, проделав путь из Сиднея около Африки за 70 дней.

Данный рекорд для парусного судна не побит по сей день, и «Катти Сарк» заслуженно нарекли «Королевой океанов».

Но паровые суда всё настойчивее теснили парусный флот, и нерентабельность известных чайных клиперов стала очевидной, не обращая внимания на 17-18 миль (35 км/час), каковые они имели возможность делать при попутном ветре.

В 1895 году гордость британского флота «Катти Сарк» была реализована португальской компании и переименована в «Ферейру».

Война 1914 года застаёт бывшую «Королеву океанов» в море. Судно, войдя в состав торгового союзного флота, возит уголь, прорываясь через блокаду германского подводного флота.

Большое количество ещё было приключений у «Катти Сарк», и, быть может, если бы не случай, не дошло бы до нас это превосходное произведение кораблестроительного мастерства.

А оказалось вот что. В первой половине 20-ых годов XX века, по окончании страшного шторма в Атлантике в Фалмут вошла баркентина, в которой капитан Доумен еле узнал «Катти Сарк». 22 сентября 1922 года он приобрел на собственные накопления за 3750 фунтов то, что некогда было «Королевой океанов», и решил вернуть судно как реликвию.

простые люди и Моряки Англии помогли Доумену — начали сбор средств для восстановления народной и морской гордости Англии.

Любой стремился оказать помощь чем имел возможность: один нёс трос, второй пара блоков; кто не имел возможности ничего принести, помогал работой.

Во второй половине 30-ых годов XX века, по окончании смерти капитана Доумена вдова покойного подарила «Катти Сарк» мореходному училищу, а училище, со своей стороны, в первой половине 50-ых годов двадцатого века передало парусник Комитету сохранения «Катти Сарк».

На данный момент «Королева океанов» стоит в сухом доке в Лондоне.

На судне находится музей корабельных носовых фигур и украшений, туристов и тысячи англичан из других государств посещают это превосходное судно, высшее достижение кораблестроения собственного времени, которое остаётся до сих пор знаком морской романтики.

Разработка ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Корпус модели возможно сделать из бруска липы либо второй древесины. Заготовку выдалбливают на высоту фальшборта.

Для этого рейсмусом наносят линию его толщины. По шаблону вырезают верхнюю палубу из 1-2-миллиметровой фанеры, обрабатывают наждачной бумагой и остро заточенным жёстким карандашом наносят линии опалубки, ещё раз обрабатывают небольшой наждачной бумагой и пара раз покрывают лаком. Затем палуба устанавливается на место прикасаясь к фальшборту.

Подводная часть обшивается страницами бронзовой фольги на мелких сапожных гвоздиках либо же окрашивается медной краской, имитирующей бронзовую обшивку. Рангоут (мачты, бушприт, реи и стеньги) возможно сделать из мелкослойной сосны, берёзы, бамбука, чиксы и марсовые площадки — из фанеры; лонг-краспицы и салинги — из сосны. Сейчас приступают к изготовлению шлюпок.

Корпуса спасательных шлюпок вырезают из целых кусков дерева, оргстекла либо целлулоида либо выклеивают из ткани.

По форме корпуса делают древесную болванку (без штевней и киля), поверхность смазывают жиром, по окончании чего обтягивают несколькими слоями марли, пропитывают разогретым столярным клеем, позволяют просохнуть, обрезают лишний материал и прошпаклёвывают, приклеивают штевни и киль, вырезанные из целлулоида, прессшпана либо узкой фанеры.

Ватер-бакштаги, бом-утлегарь-штаги, мартин-бакштаги делают из цепей. Стоячий такелаж — из кручёной лески толщиной 0,8 — 1 мм тёмного цвета.

Бегучий такелаж — из более узких ниток светло-коричневого цвета толщиной от 0,1 до 0,3 мм.

Надстройки модели возможно делать из фанеры, целлулоида, оргстекла, фольги; юферсы — из жёсткого дерева. Их вытачивают на токарном станке, а после этого наждачной бумагой доводят до нужного диаметра. Затем острым резцом наносят кипы и сверлят три отверстия. Над верхними юферсами вант и стеньвант привязывают ворст — металлическую проволоку, не дающую юферсам перекручиваться.

Якоря, киповые планки, кнехты возможно отштамповать из капрона.

Устанавливая стоячий такелаж и рангоут, старайтесь равномерно натягивать ванты и смотреть за тем, дабы мачты не перекосило.

Носовую фигуру лучше вырезать из мягкого дерева, но не всем это будет под силу. Мы можем порекомендовать более несложный способ. Подберите маленькую куклу-голышку из мягкого воска, сделайте долгие волосы, тунику и т. д. Разведите гипс, вылейте в глубокую тарелку и наполовину загрузите фигурку в гипс.

В то время, когда он затвердеет, смажьте форму жиром и залейте вторую часть гипсом. По окончании затвердевания гипса форму разрезают на две половины и вынимают куклу. Появившуюся форму заполняют белой пластмассой АКР-7. По окончании 35-минутной варки в кипящей воде фигурку вынимают из остывшей прессформы и бережно обрабатывают наждачной бумагой.

ПОКРАСКА

Надводную часть корпуса красят в чёрный цвет. Привальный брус -в белый. А лучше его сделать из белого целлулоида и приклеить по окончании покраски корпуса. Внутреннюю часть фальшборта окрашивают в коричневый цвет.

Мачты, ноки рей, бушприт, нок утлегаря, гик и гафель бизани красят белой краской. Стеньги, брамстеньги, реи и утлегарь нужно легко пропитать морилкой и покрыть бесцветным лаком.

Шлюпки покрывают белой краской с тёмной полосой от планширя до привального бруса.

Все орнаментальные украшения на корме и носу должны быть медного цвета. Рубаха носового украшения -бледно-голубого цвета.

М.

МИХАЙЛОВ

? БАРБИ ПРИНЦЕССА ОКЕАНА

Статьи, которые будут Вам интересны: