Крейсера италии второй мировой

Крейсера италии второй мировой

По в далеком прошлом сложившейся традиции, итальянские крейсера, среди них и тяжёлые, стали необычными «мальчиками для битья» в области кораблестроения. Тяжело отыскать обзор либо статью 30-х годов прошлого века, посвящённую военно-морским флотам, в которой в адрес «итальянцев» не отпускалась бы пара-вторая очень вызывающих большие сомнения «комплиментов». «Через чур легко выстроенные», «картонные», «не хорошо защищённые», «маложивучие», наконец легко «неудачные»… В это же время инженеры с Апеннинского полуострова создали и выстроили всего два типа тяжёлых крейсеров, любой из которых заслуживал много хороших слов и во многом превосходил собственных соперников-современников, по крайней мере, «на бумаге».

Сразу после подписания Вашингтонского морского соглашения исконный соперник Италии, Франция, приступила к постройке новых крейсеров, причём к тройке 8000-тонных единиц типа «Дюгэ-Труэн» добавлялась пара предельного разрешённого водоизмещения — «Дюкен» и «Турвиль». Италия, взявшая по условиям Вашингтонского контракта неожиданный презент — разрешение паритета со своим более представительным соседом, не имела возможности оставаться бесстрастной.

Попытка не отстать от французов стала причиной тому, что в 1923 г. было решено выстроить два корабля с максимальными чертями, другими словами с восьмидюймовыми водоизмещением и орудиями в десять млн кг; уже ранней весной следующего года судостроительные компании «Орландо» и «Стабилименто Текнико Триестино» взяли заказ на принципиально новые крейсера. По интересному совпадению, компании из Триеста достался корабль под таким же заглавием.

Итальянские нацисты, пришедшие к власти в стране, стремились всячески выпятить «великую победу» страны в Первой мировой. (Не смотря на то, что в действительности поздно вступивших в дело итальянцев неоднократно выручали от полного провала союзники по Антанте.) И в качестве необычной рекламы избрали тяжёлые крейсера: все они взяли имена городов, отошедших от «лоскутной монархии» к Италии.

Перед итальянскими инженерами стояла совсем сложная задача.

Кроме того, что и у них не было никакого опыта в создании крейсеров нового типа. Обстановка усугублялась тем, что традиционно оказывавшие громадную помощь британцы отошли от дел на полуострове, и их ученикам было нужно функционировать самостоятельно. К тому же требования к проекту сходу были высокими. Власти хотели иметь самые скоростные суда, быстроходнее, чем у соперника и соседа, Франции.

Нужно заявить, что конструкторам удалось хорошо совладать с поставленными задачами, не смотря на то, что, как и всем участникам «крейсерских гонок», отнюдь не безвозмездно. С целью достижения казавшегося немыслимым предела скорости в 36 узлов (таковой движение имели возможность развить только немногие эсминцы!) «Тренто» и «Триесте» было нужно сделать в пропорциях лёгких судов, долгими и довольно узкими.

Их корпуса выросли практически до 200 м длиной — национальный рекорд, превзойдённый лишь огромными линкорами типа «Литторио». Новой стала и форма корпуса: в первый раз итальянцы сделали его гладкопалубным, со большим подъёмом к форштевню. Такая конфигурация стала причиной громадной отличию в высоте помещений в корме и носу.

В случае если каюты и кубрики в задней части крейсеров соответствовали самым скромным «панельным» стандартам при высоте потолка 2,3 м, то в носу появились настоящие «сталинские хоромы» высотой более чем 4,5 м. Но, непременно, главные новшества «затаились» в внушительной конструкции. «Гвоздём» проекта стала энергетическая установка мощностью в 150 тыс. л.с., занявшая практически 40% длины корабля. Для улучшения живучести её разместили в эшелонном варианте: с носа в корму шли два котельных отделения, после этого турбинное, за ним — третье котельное и в «хвосте» этого «каравана» — второе турбинное.

Вопреки классическим упрёкам, совсем хорошо смотрелась и защита. В отличие от фактически ничем не прикрытых «французов» первой генерации и скромных американцев «и» «бронированных» ящиков «англичан» на итальянских крейсерах применили классическую для линкоров схему. Бортовой пояс тянулся от передней башни до задней и закрывался сверху броневой палубой.

Нужно заявить, что и толщина обеих преград оставалась в полной мере солидной для «консервных банок» 20-х годов — 70 и 50 мм соответственно. В отличие от воистину «картонной» защиты артиллерии всех тяжёлых крейсеров соперников удалось прилично прикрыть башни главного калибра а также установить 100-мм боевую рубку. Само собой разумеется, такая броня не защищала от восьмидюймовых снарядов, но, по крайней мере, избавляла огромные крейсера от унизительной возможности быть при случае изрешечёнными пушками эсминцев.

Компании, строившие эти принципиально новые суда, столкнулись с таким числом неприятностей, что не удалось кроме того выработать единого подхода к их ответу. В следствии строившийся в Триесте крейсер сошёл на воду без большинства и надстроек механизмов. А вот «Тренто» решили «начинять» до тех пор, пока не будут смонтированы все турбины и котлы, а на палубе заодно показались фактически все главные надстройки а также треногая передняя мачта.

В итоге столь старательно опекаемый питомец был тяжелее собственного «коллеги» на две с половиной тысячи тысячь киллограм. И это чуть не стало для него фатальным. При спуске на воду в присутствии членов королевской семьи и верхушки фашистской партии «Тренто» чуть сдвинулся на полсотни метров и «завяз» на стапеле, начисто сорвав торжество. Вероятнее, ему «помогли» антифашисты, подсыпав песок в смазку.

Так или иначе, но внушительный корпус украшал стапель в течение месяца, по окончании чего его втихую стащил на воду… пассажирский пароход.

Сами же суда вышли не только достаточно сильными, но ещё и прекрасными. Ровная линия палубы, большой борт, обширно расставленные широкие трубы, характерная мачта с на большом растоянии расставленными «ногами» завлекали праздных зрителей и глаза моряков.

Но, в отличие от вторых, первые деятельно думали о том, на чём им предстоит вести войну, по возможности — прикрывшись толстой бронёй. Исходя из этого следующая серия сначала «затачивалась» под умеренную скорость и сильную защиту. Сходу в проект постарались заложить 200-мм броневой пояс и 32-узловую скорость, но кроме того самым громадным оптимистам скоро стало ясно, что при законном «вашингтонском» водоизмещении это при любых ухищрениях легко нереально технически.

Адмиралы тут же внесли предложение по большому счету не подмечать договорных ограничений и расширить новые крейсера (справедливо взявшие обозначение «броненосных») практически до 15 млн кг, считая, что тройка таких «богатырей» нормально расправится с шестью простыми «договорниками». Но на подобную наглость не решились пойти кроме того фашистские власти, осознавая, что тут же окажутся в роли изгоев. Оставалось экономить в весе на всём.

Толщину броневого пояса уменьшили с 8 до 6 дюймов, решили применить максимально облегчённые механизмы с лёгких крейсеров, число валов сократили с четырёх до двух. Было нужно отказаться и от гладкопалубного корпуса, возвратившись к классической схеме с не весьма долгим полубаком. (Тем самым, по крайней мере, удалось решить вопрос с «разновысотными» помещениями.) Корпус укоротили на 14 метров. Ценой всяческих ухищрений удалось снизить вес корпуса практически на 20%, если сравнивать с «Тренто».

Заодно решили отказаться от торпедных аппаратов, благо что установка их на предшественниках была очень вызывающей большие сомнения. На «Тренто» и «Триесте» торпедные аппараты размещались без движений, перпендикулярно борту.

Целиться в соперника возможно было или самим кораблём, что в боевых условиях представлялось очень затруднительным, или предварительной установкой гироскопа, что кроме этого являлось тяжело осуществимым при активном маневрировании. (Однако морякам было нужно очевидно пожалеть об отсутствии хотя бы таких аппаратов в сражении у мыса Матапан.)

Но, не обращая внимания на все ухищрения, водоизмещение «Полы» и её систершипов всё ещё оставалось на 1500 тысячь киллограм больше нормы.

По понятным лишь себе соображениям, такое превышение итальянцы сочли в полной мере приемлемым. В течение нескольких лет эксперты ведущих морских держав не без зависти наблюдали на «броненосных» итальянцев, пробуя сообразить, как их соперникам удалось втиснуть всё в десять млн кг. Секрет раскрылся на протяжении гражданской войны в Испании. Муссолини деятельно демонстрировал интерес Италии к соратникам-фалангистам, отправляя в испанские воды самые современные суда.

Но один из тяжёлых крейсеров по окончании аварии было нужно отбуксировать в логово будущего соперника — док в Гибралтаре. Там-то путём несложных подсчётов количества откачанной воды и стало известно, что итальянцы «сжульничали». Но, по окончании драки оставалось лишь впустую возмущаться и махать руками.

Кроме вызывающих большие сомнения торпедных аппаратов, на новых крейсерах отказались ещё от одного «новаторского ответа». Речь заходит о размещении гидроавиации, которой в те времена придавалось громадное значение. Стремясь сэкономить вес и место, итальянцы поместили катапульту для выпуска гидросамолётов в самом носу, перед башнями главного калибра, а сами самолёты — под палубой.

Ответ красивое, но нерациональное. Ясно, что старт становился совсем неосуществимым в боевых условиях: аппарат бы за борт ударной волной газов из стволов орудий. Хуже то, что пользоваться катапультой было нереально и во в полной мере мирное время на беспокойстве либо громадном ходу, в то время, когда вместо газов самолёт смывала либо повреждала вода.

Поразмыслив, конструкторы решили не оригинальничать и приняли на новом проекте классическое размещение гидросамолётов и катапульты в середине корпуса.

Главным, чем «полы» выделялись среди «вашингтонцев» всех государств, стала броневая защита. Так же, как у предшественников, она соответствовала линкор-ной схеме; её базой стала цитадель, прикрытая с бортов высокими 150-мм плитами, утоньчавшимися книзу до 100 мм, а с кормы и носа — траверзами чуть меньшей толщины (120-90 мм).

Сверху всё это «хозяйство» накрывалось 70-мм броневой палубой, хорошей линкора! (Так, механизмы «Нельсона» и «Роднея» отделяли от вражеских снарядов и бомб 76 мм брони.) Также, на крейсерах имелся верхний пояс, пускай узкий — 30 мм, но талантливый обезопасисть от лёгких фугасных снарядов, и 20-мм верхняя палуба. (Эта запасной защита неважных для сохранения боеготовности частей превышала таковую у механизмов английских и французских крейсеров!) Прекрасно прикрывалась и артиллерия, и броневая рубка, имевшие толщину 150 мм. Кроме того артиллерийский пост удалось забронировать 130-мм плитами с боков и 100-мм — сверху.

В целом защиту итальянских «броненосных крейсеров» (в частности так они первоначально и классифицировались) можно считать наилучшей среди всех «вашингтонских». Упорные критики в попытках отыскать хоть какой-то недостаток показывали, что при замечательной цитадели оконечности оставались совсем незащищёнными, но то же самое возможно сообщить и фактически о любом крейсере 1930-х годов.

Итальянские инженеры доказали, что смогут проектировать и строить красивые суда.

Им удалось кроме того сохранить на в полной мере приемлемом уровне скорость. Результаты заводских опробований : эти тяжёлые и довольно-таки маленькие крейсера достигли умопомрачительных 35 узлов при проектных 32! Но и тут, как с водоизмещением, не обошлось без лукавства: на мерную милю их выводили без боезапаса и с минимумом горючего.

Но кроме того настоящие 30 узлов, достаточно стабильно показывавшиеся на работе, являлись в полной мере приличными. «Быстроходные» «Триесте» и «Тренто», в сущности, в годы войны сохраняли приблизительно такой же движение. Частично скоростные успехи обеспечивались наличием в нижней части форштевня большого бульба (в первый раз применённого ещё на «Тренто»).

Данный практически необходимый для больших судов и современных кораблей элемент конструкции деятельно и удачно использовался итальянскими конструкторами, ставшими пионерами в данной области.

169. Тяжёлый крейсер «Больцано» (Италия, 1933 г.)

Строился компанией «Ансально» в Генуе.

Стандартное водоизмещение—10 890 т, полное—13 665 т, большая протяженность — 196,9 м, ширина — 20,6 м, осадка — 6,8 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки— 150 000 л.с., скорость — 36 узлов. Бронирование: борт 70 мм, палуба 50 — 20 мм, башни 100 мм, барбеты 70 — 60 мм, боевая рубка 100 мм. Оружие: восемь 203/50-мм орудий, шестнадцать 100/47-мм зенитных пушек, четыре 40-мм автомата и четыре 13,2-мм пулемёта, три гидросамолёта. В 1938 г. вместо четырёх задних 100-мм орудий установлено четыре 37-мм автомата.

В 1942 г. 13,2-мм пулемёты заменены на четыре 20-мм автомата. Потоплен подводными диверсантами в июне 1944 г. в гавани Специи.

170.

Тяжёлый крейсер «Тренто» (Италия, 1932 г.)

Строился компанией ОТО в Ливорно. Стандартное водоизмещение—10 345 т, полное—13 335 т, большая протяженность — 196,96 м, ширина — 20,60 м, осадка — 6,80 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки—150 000 л.с., скорость — 35,5 узла.

Бронирование: борт — 70 мм, палуба — 50 — 20 мм, башни—100 мм, барбеты — 70 — 60 мм, боевая рубка—100 мм. Оружие: восемь 203/50-мм орудий, шестнадцать 100/47-мм зенитных пушек, четыре 40-мм автомата и четыре 13,2-мм пулемёта, восемь 533-мм торпедных аппаратов, два гидросамолёта. Всего в 1928—1929 гг. выстроено две единицы: «Тренто» и «Триесте».

В 1937—1938 гг. на обоих вместо четырёх задних 100-мм орудий установлено восемь 37-мм автоматов и столько же 13,2-мм пулемётов. «Тренто» потоплен английской подлодкой в июне 1942 г., «Триесте» потоплен американской авиацией в Маддалене в апреле 1943 г., по окончании войны поднят и реализован Испании. Разобран на металл в 1956 — 1959 гг.

171.

Тяжёлый крейсер «Пола» (Италия, 1932 г.)

Строился компанией «ОТО» в Ливорно. Стандартное водоизмещение— 11 545 т, полное—14 135 т, большая протяженность—182,8 м, ширина — 20,62 м, осадка — 7,2 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки — 95 000 л.с., скорость — 32 узла.

Бронирование: борт 150—100 мм, палуба 70 — 20 мм, башни 150—120 мм, барбеты 150—120 мм, боевая рубка 150 мм. Оружие: восемь 203/53-мм орудий, шестнадцать 100/47-мм зенитных пушек, четыре 40-мм автомата и восемь 13,2-мм пулемётов, три гидросамолёта. Оружие на судах много раз изменялось. К 1944 г. «Гориция» несла 12 100-мм, 10 37-мм, 14 20-мм орудий и один гидросамолёт. В 1931 —1932 гг. выстроено четыре единицы: «Пола», «Зара», «Фиуме» и «Гориция».

На «Гориции» на протяжении войны добавлено ещё четыре 37-мм автомата, а 13,2-мм пулемёты заменены на четырнадцать 20-мм автоматов. «Пола», «Зара» и «Фиуме» потоплены 29 марта 1941 г. в сражении у Матапана, «Гориция» — подводными диверсантами в июне 1944 г. в гавани Специи.

Так же, как и прежде громадное значение придавалось живучести механической установки.

турбины и Котлы размешались в 12 изолированных отсеках, причем в необычном «шахматном» варианте (в том месте, где по одному борту шли котлы, По другому монтировались турбины). Кроме того дальность для Средиземного моря смотрелась в полной мере приличной, составляя приблизительно 5000 миль при 16-узловой скорости.

В целом, итальянские «броненосные крейсера», с позиций кораблестроения, представляли собой весьма хорошие военные машины.

Но в том месте, где со своей задачей справляются инженеры, довольно часто додают собственную ложку дёгтя адмиралы. Именно это и произошло с последним тяжёлым крейсером Италии. Седьмая единица по большому счету являлась «незаконной», потому, что не вписывалась ни в организацию флота, ни в его теорию. Заказ практически «выбила» для себя известная компания «Ансальдо», не хотевшая сокращения занятости собственных рабочих и, конечно же, уменьшения доходов.

Но вместо помой-му естественного жажды выстроить пятый «броненос-ник» управление флота сочло, что ему не достаточно быстроходных крейсеров. Исходя из этого и было принято очень спорное ответ повторить «Тренто», но с некоторыми трансформациями в числе и расположении котлов. Так появился «Больцано», что довольно часто и частично справедливо именуют третьим «Тренто».

Главным направлением прогресса стало тщательное разделение на отсеки, в особенности котельных отделений, которых стало пять. От «Полы» с товарищами «Больцано» унаследовал орудия (не смотря на то, что защиту башен снова низвели до прошлого уровня). Нашлось ему и идеологическое обоснование.

Потому, что на «Полу» возлагалась почётная и важная обязанность флагмана всего флота, то тяжёлые крейсера образовывали две однообразные трёхкорабельные дивизии: три оставшихся «броненосных» и два «Тренто» плюс «Больцано».

Не смотря на то, что строители и проектировщики основательно поднаторели в экономии массы, уложиться в положенные десять млн кг они снова не смогли. Нарушение, конечно же, вышло куда как более скромным, чем у предшественников, но однако составило практически 900 тысячь киллограм.

Не помогло и использование «облегчённого» варианта корпуса с полубаком. Каким-то извинением может служить разве то, что «Больцано», как и «Полу», планировалось применять в качестве флагманского корабля, в связи с чем он взял достаточно внушительную переднюю надстройку. Но, в остальном третий «скороход» был в полной мере успешным и вправду скоростным: он и на работе развивал 33 — 34 узла.

Появляется вопрос: из-за чего столь хорошие, если не сообщить больше, суда, как итальянские тяжёлые крейсера, столь очень плохо показали себя на войне? Обстоятельств тому большое количество; пожалуй, основная, субъективная, содержится в использовании флота и неудачном управлении в целом. Но имеется как минимум один объективный фактор, без сомнений, внёсший в неудачи собственный большой вклад.

Речь заходит об артиллерии. Причём изначально итальянцы именно планировали поразить всю землю собственными удачами в данной области. Их восьмидюймовки имели выдающиеся баллистические характеристики: 125-килограммовый бронебойный боеприпас имел начальную скорость 905 м/с, а 111-килограммовый фугасный разгонялся до 940 м/с. Но богатырские характеристики оставались таковыми лишь на бумаге.

Износ ствола до предела форсированного орудия был таким большим, что его приходилось учитывать кроме того в ходе одной и той же стрельбы, а неспециализированная живучесть ствола не разрешала прицельно отстрелять кроме того целый боезапас, разве что в «белый свет», как в копеечку.

Было нужно неспешно избавляться от столь страшного «совершенства».

Начальную скорость снизили до 840 м/сек, а после этого приняли и более лёгкий 118-килограммовый боеприпас, в следствии чего итальянская суперпушка робко поднялась в один последовательность с непретенциозными английскими и американскими. Но оставались и другие неприятности, снижавшие точность стрельбы. Так, на громадных скоростях долгие корпуса весьма вибрировали.

Но ещё посильнее тряслись треногие мачты с постами управления огнём. Итальянцы в отчаянии добавили им на «Тренто» и «Триесте» ещё по паре «ног», а на последующих единицах укоротили конструкцию в целом, но до конца неприятности с вибрацией решить так и не удалось. Но, пожалуй, основной проблемой являлось малое — менее метра расстояние между стволами.

Что сделаешь, за хорошую защиту башен приходилось расплачиваться, но в этом случае цена была через чур высокой: первые боеприпасы «вспахивали воздушные борозды на траектории», на «ухабах» которых «спотыкались» последующие. Для собственных «броненосных» тяжёлых крейсеров (и «Больцано») итальянцы создали новое орудие с увеличенной до 53 калибров длиной ствола, но ухитрились бережно наступить всё на те же грабли: через чур высокая начальная скорость, громадный износ, уплотнённое размещение в башне.

Дополняли целый данный дурно пахнущий букет небольших с виду, но важных по последствиям технических недостатков снаряды. При их изготовлении допускались через чур большие отклонения от заряда массы и номинала снаряда, в следствии чего на громадных расстояниях залп рассеивался на километр либо кроме того более. Отчаявшиеся артиллеристы пробовали хоть как-то бороться с таким безобразием, подбирая более либо менее однообразные снаряды конкретно в корабельных погребах.

Исходя из этого вовсе неудивительно, что эти образцы хорошего судостроения стреляли весьма не хорошо. За всю войну итальянские тяжёлые крейсера сумели попасть точно всего тремя боеприпасами — менее чем полснаряда на корабль! И это при том, что выпущено было их около двух тысяч: и «скороходы», и «броненосники» активно учавствовали в большинстве важных битв.

Главными их соперниками, и более чем важными, стали британцы. В бою у Пунта-Стило итальянские тяжёлые крейсера постарались сыграть роль быстроходного авангарда, тем более, что противостояли им английские лёгкие единицы, да ещё в соотношении пять против шести. Но кроме того столь благоприятное стечение событий ничего хорошего итальянцам не принесло.

Сперва «Больцано» взял важные повреждения всего от трёх 152-мм снарядов, а после этого их обстреляли английские линейные корабли и атаковали самолёты-торпедоносцы с авианосца «Игл». Завершилось дело тем, что «Фиуме» и «Больцано» постарались «обслужить» личные бомбардировщики, скинувшие на них как минимум несколько сотен бомб! К счастью, и неприятели и собственные промахнулись.

В сражении у мыса Теулада итальянские тяжёлые крейсера ожидал их звёздный час: они наконец-то попали в соперника! Их английский «вашингтонский сотрудник» «Бервик» взял два попадания, не причинившие, но, важных повреждений.

А вот следующее громадное сражение стало настоящей катастрофой. В сражении у мыса Матапан английский торпедоносец с авианосца «Формидебл» угостил «Полу» собственной «рыбкой» в максимально ахиллесова пята — переборку между обоими машинными отсеками.

Конечно, крейсер утратил движение. Для прикрытия «подранка» командующий флотом адмирал Якино покинул всю дивизию. Вся она и полегла, в то время, когда ночью английские линейные корабли, пользуясь радиолокаторами, сблизились с ничего не подозревавшими итальянцами менее чем на две мили и расстреляли их вместе с практически двумя тысячами моряков 381-мм «чемоданами».

Ясно, что хорошая для собственного класса защита тут ничем оказать помощь не имела возможности. По необычной иронии судьбы, на дно пошли именно те крейсера, каковые носили имена городов, снова потерянных Италией по окончании Второй мировой, — «Пола», «Зара» и «Фиуме». «Гориция» вместе с «Тренто», «Триесте» и «Больцано» была включёна в состав единственной оставшейся дивизии тяжёлых крейсеров, продолжившей достаточно безрадостную карьеру, на протяжении которой от и без того немногочисленного отряда всё время «отщипывался» авиацией либо подводными лодками то один, то второй корабль.

От торпеды английской субмарины погиб «Тренто», а его собрата на долгое время оправила в аут вторая лодка.

«Больцано» сумел пережить менее удачливых сотрудников, как ни необычно, как раз благодаря тем же британским подводным лодкам. Они два раза повреждали его торпедами; второе попадание, в августе 1942 года совсем послало «Бельцано» в «отстой» — на долгий ремонт. Итальянцы сначала захотели переоборудовать его в «полуавианосец», но работы на базе в Специи так и не начались.

В том месте он был захвачен немцами и отыскал собственный финиш практически два года спустя от рук английских подводных диверсантов неподалеку от «Гориции», ранее очень сильно повреждённой американскими тяжёлыми бомбардировщиками, которую постигла такая же участь.

Всех пережил, как это ни необычно, «Триесте», потопленный «либерейтерами» в апреле 1943 года. По окончании войны хорошо сохранившимся благодаря разлившемуся мазуту крейсером заинтересовалась Испания.

Франко желал заиметь в составе собственного флота авианосец, но союзники как-то не рвались снабжать последний фашистский режим судами главного сейчас класса. Да и средств не хватало. Появилась мысль «приобрести что-нибудь дешёвенькое и переоборудовать». Кандидатом стал «Триест».

Его подняли, реализовали якобы «на лом» и отбуксировали к новому обладателю. Испанцы довольно продолжительное время ходили около новой игрушки, но, в итоге, здравый суть восторжествовал: цена переоборудования чуть ли не превышала цену нового авианосца. По окончании нескольких лет ненужного стояния последний итальянский тяжёлый крейсер разобрали-таки на металл.

линейных кораблей и Хроника линкоров второй мировой

Статьи, которые будут Вам интересны: