Крейсера латинской америки
Испытать динамитное орудие в боевой обстановке выяснилось делом не несложным. Не смотря на то, что вспомогательный крейсер «Нитерой» вошёл в строй ещё в конце 1893 г., на нём неизменно что-то ломалось и выходило из строя, причём как из-за недосмотра собственным экипажем, так и по откровенному саботажу. 18 февраля 1894 г. начальник «Нитероя» получил приказ взять на борт до 300 десантников для высадки в Рио-де-Жанейро и обстрелять упрочнения мятежников у Виллегегнона.
В самый важный момент стало известно, что пропал минёр, обслуживающий «чудо-пушку». Не раздался долгожданный выстрел и на протяжении последнего и решительного боя за Рио 13 марта. Только 15 марта, в то время, когда финал битвы был уже предрешён, в сутки окончательной капитуляции мятежников, злосчастный выстрел всё-таки удалось произвести.
Пригласив на борт бессчётных журналистов, «Нитерой» вышел в центр бухты и стал на траверзе острова Пай. По окончании чего всё и случилось. В отличие от классической артиллерии, выстрел раздался довольно негромко и скорее напоминал громкий кашель, нежели канонаду. Но взорвавшийся боеприпас произвёл зрелище воистину красивое: он дал броскую вспышку, подняв над собой громадный столб почвы… безо всякого вреда для мятежников.
Так закончились первые в мире боевые опробования динамитного орудия. И что очень примечательно — произвела их не передовая морская держава, а всевышним забытая Бразилия!
В 1869 г. Альфред Нобель, пропитав нитроглицерином пористый кремнезём — кизельгур, изобрёл динамит — взрывчатку, не имевшую аналогов по собственной разрушительной силе.
В 1876 г. тот же Нобель создал ещё более действенное взрывчатое вещество, названное за собственное желеобразное состояние «гремучим студнем», которое имело возможность выдержать маленькие перегрузки в канале артиллерийского орудия. Нобель внес предложение армейским «гремучий студень» в качестве заряда для торпед.
В начале 1880-х гг. польский эмигрант, живший в Соединённых Штатах, Эдмунд Жалиньский, внес предложение конструкцию орудия, талантливого стрелять боеприпасами, наполненными «гремучим студнем».
Секрет был достаточно несложен: боеприпас разгонялся в канале ствола не пороховыми газами, а сжатым воздухом. А в этом случае неизменно возможно было подобрать давление, исключавшее взрыв боеприпаса при выстреле. Мысль Жалиньского понравилась Армейскому департаменту, спонсировавшему все предстоящие испытания.
В сентябре 1887 г. умелое пневматическое орудие для динамитных снарядов установили на полигоне, и на протяжении пробных стрельб оно достаточно скоро послало на дно выделенную для опытов списанную шхуну. Приверженцы динамитного оружия праздновали победу. Ещё бы, поскольку при очень большой разрушительной силе новое орудие имело возможность нести судно достаточно скромных размеров. Канонерка с огневой мощью броненосца — золотая мечта любого создателя оружия.
Как будто бы заблаговременно предвидя успех, Бюро судостроения уже начало проектирование особого динамитного крейсера, наречённого очень символично — «Везувиус». В сентябре 1887 г., чуть дождавшись экспериментальных результатов, на верфи Крампа в Филадельфии состоялась церемония закладки корабля, спущенного на воду практически через пара месяцев.
Видя относительную дешевизну и сравнительную простоту строительства, уже в марте 1889 г. Конгресс США проголосовал за выделение средств для ещё одного динамитного крейсера и утвердил программу строительства пятнадцати судов!
Но, не обращая внимания на восторженные отзывы журналистов, видевших очередной «гений американской мысли», уже первые опыты с «Везувиусом» вынудили призадуматься над его предстоящей судьбой.
Новостройка владела таким букетом врождённых неприятностей, что адмирал Жерарди, в чьей эскадре был «Везувиус», обозвал его не в противном случае как «гвоздь в заднице».
Достаточно хорошо скомпонованный корабль отличался необычайной теснотой помещений. Достаточно упомянуть факт, что в то время, когда выяснилась совсем недостаточная мощность привода руля, заменить его вторым не представилось вероятным, поскольку для него просто не хватало места!
Помимо этого, «Везувиус» имел не сильный корпус, совсем мореходность и никудышную манёвренность. К примеру, корабль стал безотносительным «рекордсменом» в американском флоте по диаметру циркуляции, покинув на большом растоянии сзади не только канонерки и крейсера, но и многократно более большие броненосцы!
Не остались в долгу и пневматические пушки. Прекрасная мысль на практике обернулась настоящей головной болью для руководства.
Пара лет заводский и экипаж корабля инженеры бились над пневмоавтоматикой, так и не сумев предложить ничего более-менее удовлетворительного. В итоге очень замечательные боеприпасы летели в «белый свет, как в копеечку».
В итоге последние оставшиеся поклонники динамитного оружия смогли доказать, что большая часть неприятностей пневматической артиллерии неразрывно связано с проблемами его носителя.
Разориться на новый корабль достаточно проблематичной ценности Конгресс больше не захотел, и в то время как по заказу началась гражданская война в Бразилии.
В междоусобной бойне правительство США решило поддержать проамерикански настроенного маршала Пейшото. А потому, что фактически целый флот был на стороне мятежников, американцы поставили ему пара кораблей ВМФ.
В качестве второго динамитного крейсера был выбран только что выстроенный в Ньюпорте пароход «Эль Сид». Большие размеры судна разрешали не только установить на верхней палубе 267-мм динамитное орудие, но очень прилично вооружить простой артиллерией: 127-, 102- и 57-мм калибра. Не считая всего другого, на борту расположились две миноноски — «Нужно» и «Иньядуай».
А дальше начались обрисованные выше мучения с «чудо-оружием» управления бразильского флота, так что первый залп был последним. По окончании гражданской войны совсем ненужное динамитное орудие демонтировали, а в 1898 г. рачительные бразильцы реализовали собственный вспомогательный крейсер назад. Из-за начавшейся испано-американской войны американцы очень нуждались в пароходах для переоборудования во вспомогательные крейсера.
Так же в целом бесславно прошла и карьера «Везувиуса». Поставленный на прикол уже в 1895 г., его с началом испаноамериканской войны повторно ввели в строй. А адмирал Семпсон посчитал 381-мм динамитные пушки очень нужным приобретением для обстрела блокированного Сантьяго. И вправду, крадучись по ночам к испанским позициям и создавая бесшумные стрельбы, крейсер неизменно приводил к нешуточному переполоху у соперника.
По отзывам военнопленных испанцев, боеприпасы оставляли замечательные воронки, в которых возможно было упрятать эскадрон кавалерии, выкашивапи цепые просеки в лесах, а один раз кроме того немного подняли над водой миноносец.
Но все эти упрочнения стоили им только нескольких раненых — очень скромная цена, не окупившая кроме того затраты на производство снарядов! Так что «Везувиус», согласно точки зрения самих американцев, остался настоящим «монументом готовности американского флота к опытам».
Но возвратимся к крейсерам Бразилии. Чтобы выяснить, что «Нитерой» был для неё далеко не случайным кораблём, направляться перенестись ещё на полвека назад.
И начать историю о воистину превосходном крейсерском флоте данной наибольшей латиноамериканской державы, возможно, следовало бы строчком, с которой начинается если не самый узнаваемый, но уж совершенно верно самый растиражированный роман бразильского писателя Б.Гимараенса — «Рабыня Изаура»: «А случилось всё во времена отечественного славного императора Дона Педру…»
Нельзя сказать, что бразильские адмиралы не осознавали значения крейсеров.
Наоборот, выигрышу в наиболее значимых «морских» сражениях в войне с Парагваем Бразилия чуть ли не целиком и полностью обязана присутствию в том месте фрегата «Амасонас». Его появление на поле боя всегда было похожим присутствие «громадного парня» на детской площадке. Вправду, в то время, когда бой ведут буксиры и вооружённые пароходики, один силуэт 2000-тонного монстра смотрелся угрожающе. В будущем, в то время, когда речная сила президента Лопеса была стёрта с лица земли, главная нагрузка легла на мониторы и броненосцы.
И тут Бразилия не ударила в грязь лицом, создав целый флот бронированных судов.
Всё закончилось со свержением королевской власти в 1889 г. Богатейшая страна Южной Америки вступила во время бессчётных заговоров, переворотов, контрпереворотов, гражданских войн и восстаний, в маленькие периоды мирных передышек вспоминая о флоте заказом очередных судов.
Исходя из этого в случае если сравнить крейсерские силы «алфавитных» флотов — так в английской литературе именуются флоты Аргентины, Бразилии и Чили (АВС-флоты), — то создаётся тяжёлая картина: бразильские крейсера того времени представляли собой разнотипную и разномастную коллекцию судов собственной постройки, французской, британской и германской, и внушительный штат запасных крейсеров. Но нужно дать должное морякам данной страны.
Бразильские суда отличал высокий процент инноваций: так, не считая Бразилии, ни одна страна Латинской Америки не рискнула прибегнуть к собственной постройке.
А в качестве отправной точки в обзоре бразильского крейсеростроения возможно выбрать уже упомянутый «Амасонас». Нельзя сказать, что до него у бразильцев не было собственных крейсеров, но этот корабль стал первым паровым фрегатом, что имел возможность реализовать настоящие крейсерские задачи.
Неудивительно, что неповторимый для Бразилии корабль было нужно заказывать за границей. Бразильского первенца спустили на воду 25 сентября 1851 г. на верфи Биркенхеде (Ливерпуль), а уже 2 июня следующего года, совершив трансатлантический переход под управлением собственного первого начальника капитан-лейтенанта Антонио душ Сантуша, корабль «де факто» был включён в состав флота.
Передовой для Бразилии, но по британским меркам это был достаточно тривиальный паровой фрегат При стандартном водоизмещении 1800 тысячь киллограм он нёс полный парусный рангоут, которому помогала 350-сильная паровая машина. При благоприятных состояниях моря и ветра корабль имел возможность развить скорость до 10 узлов. Всё оружие корабля, складывавшееся из двух 70-фунтовых и четырёх 32-фунтовых орудий, возможно было перемещать по особым рельсам.
Это не только облегчало наведение, но и при необходимости давало возможность сосредоточить пламя по одному борту.
С началом Парагвайской войны в 1865 г. фрегат в качестве флагмана был включён в состав эскадры адмирала Баррусу и принимал участие во всех мало-мальски значащих сражениях. В отличие от «бурной юности», предстоящая карьера фрегата была не столь уж примечательна.
Пробыв в качестве флагмана до конца 1870-х гг., он в 1884 г. был передан в качестве учебного торпедно-артиллерийского корабля (!) военно-морской школе. Возможно, бразильцы в память о собственных военно-морских традициях в итоге переоборудовали бы легендарный фрегат в корабль-музей, но, на его горе, на протяжении гражданской войны 1893 г. он попал в руки мятежников. Изрядно «похозяйничав» на ветхом корабле, они покинули его в полузатопленном состоянии в западной части острова Эншадас.
По окончании возвращения к мирной судьбе стало известно, что выручать «Амасонас» уже поздно. Фрагменты его мачты, носовое украшение, штурвал и ряд других реликвий в итоге оказались в фондах музея военно-морского флота, а сам фрегат был реализован на дрова. Последние фрагменты корпуса отправились на слом в 1897 г.
163.
Динамитный крейсер «Везувиус», США, 1888 г.
Строился в Филадельфии, заложен в сентябре 1887 г., построен 28 апреля 1888 г., укомплектован 2 июня 1890 г. Водоизмещение 930 т, протяженность по ватерлинии 76,91 м, ширина 8,06 м, осадка 2,74 м. Мощность двухвальной машинной установки 3200 л.с., скорость 21 уз. Оружие: три 381-мм динамитных орудия, три мелкокалиберные пушки.
Экипаж 70 чел. Разоружён в 1904 г., реализован на слом в 1922 г.
164. Динамитный крейсер «Нитерой», Бразилия, 1893 г.
Строился в Ньюпорте, заложен под наименованием «Эль Сид» в 1893 г., построен 31 мая 1893 г., введён в строй как пароход 24 августа 1893 г., повторно введён в строй как вспомогательный крейсер в ноябре 1893 г. Водоизмещение 6530 т, протяженность по ватерлинии 123,76 м, ширина 14,70 м, осадка 6,33 м. Мощность одновальной машинной установки 3600 л.с., скорость 14,5 уз.
Оружие: одно 267-мм динамитное, одно 127-мм и два 102-мм скорострельных орудия, восемь мелкокалиберных пушек. Экипаж около 400 чел. Всего выстроено четыре фактически однотипных парохода: «Нитерой» (бывш. «Эль Сид»), «Эль Суд», «Эль Норте», «Эль Рио». «Нитерой» в 1898 г., выкуплен американским руководством, переименован в «Буффало» и обращён во вспомогательный крейсер (два 127-мм и четыре 102-мм орудия, шесть мелкокалиберных пушек и два пулемёта).
Остальные в 1898 г. употреблялись как вспомогательные крейсера: «Ешимите», «Янки» и «Дикси».
165. Крейсер 2 ранга «Република», Бразилия, 1899 г.
Строился в Ньюкастле, заложен в июне 1891 г., построен 26 мая 1892 г., укомплектован 20 октября 1892 г. Водоизмещение 1630 т. Протяженность 75 м, ширина 11,8 м, осадка 4,45 м. Силовая установка—двухвальная мощностью 5000 л.с., скорость 20 узлов, дальность плавания 4200 миль, запас угля 322 т. Бронирование: палуба 30 — 37 мм, рубка 51 мм.
Оружие: четыре 150-мм, два 100-мм орудия, четыре мелкокалиберные пушки, два торпедных аппарата. Экипаж 273 чел. В 1894 г. переименован в «Квинсе де Новембру», но в будущем году возвращено прошлое наименование. Исключён из перечней флота в 1920 г.
Ещё по окончании войны с Парагваем бразильцы неоднократно пробовали в большей либо меньшей степени воспроизвести успешный проект.
Но им это удалось только в 1880 г., в то время, когда на верфи в Рио-де-Жанейро заложили корпус «Альмиранте Баррусу». Этот корабль в первый раз был официально классифицирован как крейсер.
Названный в честь командующего бразильским флотом в Парагвайской войне адмирала Франсиско Мануэля Баррусу, крейсер, по окончании одноименного броненосца, стал вторым кораблём с этим именем.
И это ещё при жизни самого адмирала! Но, если не обращать внимания на подобные нескромности, новостройка в полной мере имела возможность стать основанием для национальной гордости. Проект корабля создал бразилец капитан-лейтенант Жуан де Кандидо, проект автомобилей — кроме этого бразилец капитан-лейтенант Маноэль Алвиш Барбоса.
Фактически все комплектующие и материалы были кроме этого произведены бразильской индустрией. Так, железные конструкции поставляла сравнительно не так давно выведенная на проектные мощности Национальная железоделательная фабрика «Ипанема». Исходя из этого не было ничего необычного, что 17 апреля 1882 г., на протяжении спуска крейсера на воду находился фактически целый бразильский «бомонд», включая императора Дона Педру II и самого адмирала Баррусу.
При стандартном водоизмещении чуть больше 2000 тысячь киллограм корабль нёс полное парусное оружие корвета. Паровая машина на нём уже не делала запасного роль, а в полной мере могла быть использована для продолжительных переходов на механической тяге, благо мощность в 2200 лошадиных сил это в полной мере разрешала.
В этом случае скорость в самые благоприятных условиях достигала 12 узлов. «Альмиранте Баррусу» нёс передовое в то время оружие из шести 70-фунтовых орудий Уайтхеда на центральном штыре, четыре 25-мм и шесть 11-мм митральез Норденфельда. Наконец, делали честь бразильским корабелам и сроки постройки: 19 июня 1882 г. он, подняв флаг, начал кампанию, всего через два года по окончании закладки!
В 1884 г. «Альмиранте Баррусу» совершил первое трансатлантическое плавание, посетив Соединенные Штаты и Европу, показав хорошие мореходные качества. Так что бразильцы имели возможность гордиться — крейсер в полной мере соответствовал мировому уровню. В 1888 г. на борту корабля в кругосветное плавание отправился лейтенант, уже на протяжении путешествия ему присвоили звание лейтенанта , Аугусту Леупульду — наследный принц бразильского престола.
Кстати, в Европе шесть пушек в центральном барбете заменили на новейшие 120-мм орудия Армстронга, так что в 1890 г. из кругосветного плавания в Бразилию возвратился ещё и сильнейший её крейсер.
Скоро корабль отправился в собственное второе кругосветное плавание. Но на этот раз всё прошло не так благополучно.
21 мая 1893 г. в Красном море корабль налетел на риф Рас Зейт и затонул. А экипаж его выручала английская канонерка «Долфин», которой руководил тогда ещё лейтенант Крэдок, потом в чине адмирала погибший на протяжении боя с эскадрой фон Шпее.
Итак, «Альмиранте Баррусу» продемонстрировал, что бразильцам в полной мере под силу строительство современного корабля.
В следствии показался более амбициозный проект Жуана де Кандидо (ставшего к этому времени капитаном), хотевшего показать миру, что стране под силу не просто строительство хороших и надёжных судов, но и крейсеров, под стать сильнейшим представителям собственного класса в мире.
В случае если если сравнивать с наибольшими английскими и французскими крейсерами он смотрелся очевидно слабовато, то, непременно, заслуживал титула самого большого корабля Латинской Америки.
При водоизмещении практически 4500 тысячь киллограм корабль имел металлической двойное дно и корпус с очень приличным разделением на влагонепроницаемые отсеки. Два двигателя развивали мощность до 7500 лошадиных сил и информировали скорость до 17 узлов. Двенадцать 150- и 120-мм новейших орудий Армстронга имели возможность стать достаточно весомым доводом не только во внутренних латиноамериканских разборках, но достойно ответить великим государствам. Как явный пережиток на корабле сохранялся полный парусный рангоут.
Но, в то время безрангоутные крейсера ещё не успели сообщить собственное веское слово.
Второй бразильский крейсер взял имя ещё одного храбреца Парагвайской войны — адмирала Тамадари, и без того же, как крейсер «Альмиранте Баррусу», он стал вторым кораблём с этим именем по окончании одноимённого броненосца и также практически ещё при жизни собственного «патрона». Но бразильскую новостройку погубила свержение и революция императора Дона Педру.
Как это в большинстве случаев не редкость в аналогичных обстановках, новому правительству было не до морских амбиций. В следствии по окончании приостановки строительства и многократных перестроек «Альмиранте Тамадари» вошёл в строй только после этого, дабы стать объектом для всевозможных насмешек.
Кстати, недостроенный крейсер принял достаточно активное участие в революции 1893 г. Восставшие в полной мере по преимуществу оценили сильный бортовой залп крейсера и применяли его в качестве плавучей батареи.
Наконец, в 1897 г. многострадальный корабль, лишившись собственного рангоута и взяв на вооружение новейшую скорострельную артиллерию, был включён в состав флота. Не смотря на то, что за время всех этих пертурбаций он взял последовательность технических новинок (к примеру, очень хорошую совокупность вентиляции), большая часть ответов, заложенных в проект практически через два десятка лет, стали анахронизмами и были непреодолимы. Да и сдача флоту кроме этого оказалась нелёгкая: представители клиента трижды забраковывали корабль.
В итоге крейсер вошёл в строй только чтобы… стать казармой для гардемаринов!
Наконец в 1906 г. управление принимает ответ дать «новейший» крейсер в распоряжение «Опытной школы» (бывшей Школы рулевых). Так, став «многопрофильным» учебным кораблём, в 1913 г. «Альмиранте Тамадари» прошёл техническое освидетельствование, продемонстрировавшее необходимость докования.
В июле этого же года его послали в док Гуанабара, где заменили сходу 145 страниц наружной обшивки. Но это стало только полумерой, состояние корабля к этому времени было более чем плачевным. Очевидно, затем он ещё эксплуатировался в качестве плавучей казармы, но только после этого, дабы в 1915 г. совсем быть вычеркнутым из перечней флота.
Тем временем неугомонный Жуан де Кандиду начал проработку проекта следующего крейсера. Водоизмещение новостройки, которую так и опоздали назвать, в проекте не превышало 4500 тысячь киллограм. Компоновка, защита и конструкция крейсера мало чем отличались от «Тамадари», но из-за роста водоизмещения и для обеспечения проектных 17 узлов было нужно существенно поднять мощность автомобилей.
А вот оружие уже по-настоящему внушало уважение не только по бразильским, но и по мировым меркам. К десятку шестидюймовок Армстронга прилагалось четыре 12-тонные восьмидюймовки. К сожалению, амбициозный крейсер Жуана де Кандиду со свержением королевской власти в 1889 г. было нужно разобрать на стапеле.
Но, уже спустя пара лет, на фоне усиления флотов собственных извечных соперников по континенту, бразильские армейские заключили о необходимости продолжить гонку морских оружий, для чего были выделены средства на постройку двух новых крейсеров. Видя сложности сооружения судов на собственных верфях собственными силами, оба судна изначально планировались под зарубежного поставщика.
Первоначально предполагалось дать заказ в одни руки, но выросший к этому времени до адмирала Кандиду сумел доказать необходимость строительства одного из крейсеров по его уже созданному проекту, что давало маленькую экономию отпущенных средств. В следствии он отправился во Францию для последующей приёмки и надзора заложенного на верфи в Л а Сене крейсера «Бенжамин Констант».
Подобное ответ пара обескуражило сэра Армстронга, что небезосновательно предполагал, что заказ на оба крейсера дастся ему. Однако ему удалось убедить бразильцев, что сможет фактически за ту же цену выстроить «полтора крейсера», другими словами фактически сам корабль и в качестве дополнения его уменьшенную вдвое копию. Так в Ньюкастле были заложены в том же 1891 г. ещё два корабля для Бразилии: крейсер второго ранга «Република» и канонерская лодка «Тирадентес».
Оба корабля спустили на воду за одни сутки — 26 мая 1892 г., и в осеннюю пору того же года они подняли бразильские знамёна, сумев прибыть на родину зимний период следующего, 1893 г. Строительство «Бенжамина Константа» длилось продолжительнее: только в мае 1893 г. он вышел на ходовые опробования.
Последовавшие летом 1893 г. события развели крейсера по различные стороны баррикад. «Република», как и большая часть действующих судов флота, примкнула к мятежникам, «Традентес», будучи на доковании в Уругвае, остался верным правительству, а «Бенджамин Константин» задержали французские власти до окончания гражданской войны, отпустив его на родину только в 1895 г.
В целом, итогом войны стало очередное подтверждение порочности экономии на флоте. В следствии новое правительство, отбросив данный тезис, заказало Армстронгу сходу три крейсера типа «Амасонас». При довольно маленьком стандартном водоизмещении (всего 2300 тысячь киллограм) суда имели возможность развить хорошую скорость в 20 узлов и несли десять шести- и пятидюймовых скорострелок.
В один момент был заключён сделку с германскими верфями на постройку ещё трёх крейсеров мельче: «Тупи», «Тимбира» и «Тамойо», взявших собственные заглавия в честь агрессивных индейских племён. При водоизмещении практически вдвое меньше, они несли две скромные 100-мм скорострелки, но развивали скорость более чем 23 узлов. В итоге Бразилия намечала всецело перевооружить собственные крейсерские силы, добившись некоего подобия паритета над собственными соседями по «алфавитным» флотам.
Но следом в стране опять последовали политические осложнения, из-за которых два крейсера — «Амасонас» и «Альмиранте Абреу» пополнили собой флот Соединённых Штатов… Крейсерам, вошедшим в строй до 1897 г., повезло больше.
25 августа 1896 г. на «Баррусу» подняли бразильский флаг.
Но фактически всю собственную продолжительную 35-летнюю карьеру крейсер делал только представительские функции, самая парадоксальная из которых ожидала его в 1908 г. — перевоз останков собственного патрона адмирала Баррусу из Монтевидео в Рио. С началом Первой Мировой крейсер вместе с тремя судами типа «Тупи» свели в один отряд, звучно названный 3-м военноморским дивизионом. Но уже через год исключили из перечней флота сперва «Тупи», через год — «Тамойо» и в 1917 г. — «Тимбира».
Сам «Баррусу» отправился на слом только в 1931 г., сдав собственный основной калибр для установки на форт Коимбра.
Значительно продолжительнее в перечнях флота значился «Бенжамин Констант». Не смотря на то, что его разоружили еще в 1926 г., корпус бывшего крейсера облюбовали штабные работы. Но в 1938 г. на борту плавучего штаба случился пожар, по окончании которого восстанавливать было уже нечего. А самая интересной сложилась биография «Републики», на протяжении Первой Мировой превратившейся в авизо в Амазонии.
В 1920 г. корабль разоружили, но через два года у него последовала «реинкарнация» — ветхий крейсер потребовался для обеспечения перелёта через Атлантику португальских лётчиков Ж. Кутинью и С. Кабраля!