«Лебединая песня» парусного флота

«Лебединая песня» парусного флота

Последняя серия армейских парусных судов Черноморского флота была построена в Российской Федерации во второй половине XIX века. «Двенадцать апостолов», «Париж», «Князь Константин» — трехдечные линкоры -воплотили в себе последние успехи мирового парусного судостроения. Гениальный русский корабельный инженер Степан Иванович Чернявский строил их по инициативе и под наблюдением главного начальника Черноморского флота адмирала М. П. Лазарева, что внес большое количество новшеств в конструкцию линкоров.

Был усовершенствован комплект корпуса, его обводы, введена закругленная корма, поменян угол наклона форштевня, усилена артиллерия. Суда стали более мореходными и маневренными.

В первой половине 40-ых годов девятнадцатого века со стапелей в Николаеве сошел «Двенадцать апостолов», в 1849 — «Париж», а в 1852 — «Князь Константин».

Это были огромные парусные суда водоизмещением более 5500 т, длиной 63 м, шириной 18 м. Громадные размеры давали возможность установить предельное число орудий на судах, каковые взяли, по классификации того времени, первый, другими словами 120-пушечный, ранг. Практически на них было установлено по 130 орудий. Не только количество, но и огневая мощь пушек делали суда данной серии самыми сильными в мире. Намерено были отлиты 68-фунтовые орудия с бомбами ударного действия.

Они находились на нижних палубах и предназначались для разрушения корпусов вражеских судов. Установленные на корме и носу, 36-фунтовые долгие пушки должны были обстреливать преследуемые либо преследующие суда. С верхней палубы 36-, 24-и 18-фунтовые пушки-карронады поражали неприятельские команды.

Не обращая внимания на огромные размеры, суда имели изящный корпус и совершенные обводы.

Громадная площадь парусов, крепкий такелаж и стройный рангоут разрешали им развивать скорость 10 узлов. Суда были весьма прекрасны. Недаром превосходный русский живописец-маринист И. К. Айвазовский на восьми картинах изобразил «Двенадцать апостолов».

По боевой подготовке «Двенадцать апостолов» под руководством В. А. Корнилова был ведущим кораблем Черноморского флота. Введенная Корниловым обучения и система тренировки личного состава корабля стала примером для всего русского армейского флота. Благодаря ей морские артиллеристы достигали меткости и высокой скорострельности. К примеру, из 68-фунтовых орудий имели возможность создавать в среднем по одному выстрелу в 60 секунд. По тем временам это была рекордная скорострельность.

матросов и Морская выучка офицеров достигла для того чтобы совершенства, что огромные суда ходили кроме того при свежем ветре предельно сомкнутой линией.

18 ноября 1853 года суда данной серии принимали участие в известном сражении при Синопе — последнем бою парусных армейских флотов. Трехдечные 120-пушечные линкоры составляли ядро русской эскадры. Пламя их орудий за двадцать мин. сжег лучшие суда турецкого крейсерного флота.

Турки сражались отчаянно, но русские бомбы создавали на их судах ужасные разрушения: разрывались в корпуса, приводили к пожарам и взрывы пороховых камер.

Синопский бой имел громадное значение для развития армейского кораблестроения. Стало ясно, что из-за возросшей мощи артиллерии парусный древесный корабль отжил собственный век.

Синопская победа — «лебединая песня» парусного военного флота.

В то время, когда объединенные силы Турции, Англии, Франции и других союзных с ними держав осадили в первой половине 50-ых годов XIX века Севастополь, команды этих превосходных судов выстроили на берегу батареи и установили орудия со собственных судов, чем усилили оборону. Батареи назывались «Двенадцатиапостольской», «Парижской» и т. д. Защищая на суше Севастополь, они вписали немеркнущие страницы в историю русского армейского флота.

Линейный парусный корабль «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ»:

1 — княвдигет с носовым украшением; 2 — крамбол; 3 — коечные сетки; 4 — руслени; 5 — боканец; 6 — иллюминаторы орлоп-дека; 7 — пушечный порт гон-дека; К пушечный порт мидель-дека; 9 — пушечный порт опер-дека; 10 пушечный порт квартор-дека; 11 — ют; 12 — нарядный трап; 13 кормовая галерея; 14 — фор-стеньги-стаксель; 15 — кливер; 16 -бом-кливер; 17 — фок; 18 — фор-марсель; 19 фор-брамсель: 20 — фор-бом-брамсель; 21 — трисель; 22 грот; 23 грот-марсель; 24 — грот-брамсепь; 25 — грот-бом-брамсель; 26 — крюйсель; 27 — крюйс-брамсель; 28 — крюйс-бом-брамсель; 29 — бизань; 30- лиселя; 31 — фок-мачга; 32 — фор-марс; 33 — фор-стеньга; 34 — фор-салинг; 35 — фор-брам-стеньга; 36 — бом-утлегарь; 37-утлегарь; 38-эзельгофт бушприта; 39 -бушприт; 40- мартин-гик; 41 — фока-реи; 42 — фор-марса-реи; 43 — фор-брам-рей; 44 — фор-бом-брам-рей; 45 — грота-рей; 46 — грот-марса-рей; 47 — грот-брам-рей; 48 — грот-бом-брам-рей; 49 — бегин-рей; 50 — крюйс-марса-рей: 51 — крюйс-брам-рей; 52 — крюйс-бом-брам-рей; 53 — бизань-гафепь; 54 — бизань-гик; 55 — лисель-спирты; 56 световые люки; 57 — входные люки: 58 — 36-фунтовая пушка; 59 — карронады 24-фунговые; 60 — боканец; 61 — ящик для сигнальных знамён; 62 68-фунтовое бомбическое орудие; 63 — блоки; 64 — штурвал; 65 — нактоуз; 66 — штаги; 67 — ванты; 68 — фордукы; 69 — рама; 70 бизань-марс; 71 — рыбины; 72 — эзельгофт; 73 — бугель; 74 грот-мачта; 75 — чиксы; 76 лонг-салинги; 77 — грот-стеньга; 78 — шлюпбалки; 79 — кренометр

Реконструкция модели корабля «Двенадцать апостолов» проводилась автором в течение нескольких лет по настоящим чертежам строителя корабля капитан-лейтенанта Чернявского, картинам и литографиям Прохорова и рисункам Айвазовского.

Публикуемые картинки являются пара упрощенной схемой подробных чертежей корабля, сделанных автором.

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Борта, фальшборт и крышка пушечных портов покрываются тёмной краской, полоса пушечных портов — чисто белой, внутренняя часть фальшборта — темнозеленой, подводная часть корпуса — в цвет, имитирующий бронзовую обшивку. Носовое и кормовое украшения красятся под цвет золота. Мачты и реи делаются белыми, рей и бугеля мачт — тёмными, настил палубы должен иметь естественный цвет дерева.

Детально о технологии изготовления парусного корабля возможно прочесть в № 4 «МК» за 1968 год на странице 38.

И. ИВАНОВ, Москва

War Thunder Пиратский флот!

Статьи, которые будут Вам интересны: