Легендарная эскадра колумба

Легендарная эскадра колумба

Открытие Нового Света — одно из необычнейших событий в истории . Мы так привыкли к фразе «Колумб изобрёл что то новое», что принимаем ее как теорему, редко вспоминая, из-за чего Америка названа Америкой. Так как раз ее открыл Колумб, ей следовало бы именоваться Колумбией. Обстоятельство этого парадокса, как это часто и не редкость в истории, — сумбурное переплетение случайностей, недоразумений и заблуждений.

Судьбе угодно было распорядиться так, что Америго Веспуччи на основании ни при каких обстоятельствах не совершенного плавания стяжал столь бессмертную славу, что его имя стало наименованием четвертой части света.

Пожалуй, самое правильное и краткое определение этому историческому парадоксу дал Стефан Цвейг: «Колумб изобрёл что то новое, но не знал этого, Веспуччи ее не открывал, но первым осознал, что Америка — новый континент. Это единственное достижение Веспуччи связано со всей его судьбой, с его именем».

Но и имя Колумба не забыто. Оно навечно вписано в историю . Ставший легендой генуэзец был географом и выдающимся мореплавателем собственного времени.

И не нужно забывать, что он совершил не одно, а четыре плавания в Новый Свет (1492, 1493, 1498 и 1502 гг.). Им открыты все наиболее значимые острова Карибского моря — Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага. Начатое Колумбом освоение Нового Света продолжали многие другие мореплаватели и завершили русские мореходы Беринг и Чириков.

В то время, когда мы слышим фразу: «Каравелла Колумба», то понимаем, что речь заходит о «Санта-Марии» -флагманском судне великого мореплавателя.

Но была ли она каравеллой в конечном итоге? Так как в собственных ежедневниках Колумб именует ее не в противном случае как «нао» (по-испански «корабль»). Точно известно,что «Санта-Мария» 25 декабря 1492 года погибла, наскочив на риф недалеко от острова Эспаньола, и Колумб перенес флаг на «Нинью». Не смотря на то, что время не сохранило нам чертежей судов, участвовавших в великом плавании, в каждом морском музее любой страны имеется модель легендарной «Санта-Марии.

Их много. Но среди них нет хотя бы двух однообразных. Какая модель соответствует действительности, только бог ведает…

Все эти музейные модели, не говоря уже о тысячах частных, строились по разным описаниям великого открытия, рисункам кораблей и старинным гравюрам на морских атласах, относящимся ко времени Колумба. Размещённая в «Моделисте-конструкторе» № 10 за 1966 год статья Л. Скрягина «Четыре «Санта-Марии» заинтересовала столичного инженера-кораблестроителя С. Лучининова и ленинградского живописца-мариниста Е. Войшвилло.

Они воссоздали самый вероятный вид трех судов, участвовавших в первом плавании Колумба. Ими была проделана огромная работа: достаточно заявить, что библиография их изучения включает много литературных источников на десятках языков.

Редакции издания авторы представили пара подробных разработок по реконструкции судов Колумба, изданных за последние 50 лет в Италии, Испании, Англии, США, Австрии и ГДР.

По окончании тщательного сравнения чертежей редакция «Моделиста-конструктора» пришла к выводу, что последняя реконструкция эскадры Колумба, сделанная Е. Войшвилло и С. Лучининовым, самая точная и в большей мере соответствует истине.

Главные подробности судов Колумба:

1 — форштевень; 2 — бушприт; 3 — блинд; 4 — фок; 5 — марсель; 6 — грот; 7 — бонеты; 8 — бизань; 9 — выстрел бизань-шкота; 10 — ахтерштевень; 11 — штаги; 12 — ванты; 13 — фордуны; 14 — брасы; 15 — булинь; 16 — гордень; 17 — гитовы; 18 — шкоты; 19 — бархоут (пояс усиленной обшивки); 20 — фендерсы; 21 — киль; 22 основная палуба; 23 — квартердек (шканцы); 24 — палуба ахгеркастеля (юта); 25 — палуба форкастеля (бака); 26 — грузовой люк; 27 — входной люк; 28 камбуз; 29 — кофель-планка; 30 — утки для крепления снастей; 31 — корабельная кладовая; 32 — трюм для воды; 33 — грузовой трюм; 34 — продовольствие; 35 — балласт (камни); 36 — румпель; 37 — подробности комплекта корпуса; 38 — щит с гербом Колумба; 39 — флаг Кастилии и Леона; 40 — флаг экспедиции; 41 — щит

В начале средневековья на смену весельно-парусным судам пришли чисто парусные.

Показались в полной мере мореходные и относительно громадные по тому времени грузовые суда со целой палубой, носовой и кормовой площадками. На двух мачтах крепились реи, несущие латинские паруса. Такие суда назывались нефами.

После этого показались каракки — очень вместительные и прочные суда, имевшие уже, в большинстве случаев, три мачты: грот и фок с прямыми парусами и латинскую бизань. Но мачты еще не несли марселей и стеньг. Но уже вместо рулевых весел показался навесной руль с румпелем.

Надстройки стали делать более развитыми. На этих судах к середине XV века для противодействия пиратам стали ставить бомбарды — маленькие пушки, размещавшиеся на верхней палубе.

Постоянное развитие мореплавания стало причиной созданию более идеальных и более мореходных и прочных судов, талантливых долгое время пребывать в море. Такиесуда показались уже в последней четверти XV века. На грот-мачте ставили марсель, на бушприте — блинд.

Суда эти назвали каравеллами, не смотря на то, что еще в XIII в. это наименование, бытовавшее в Португалии, относилось только к маленьким рыбацким судам. Каравеллы строились как с прямыми, так и с латинскими парусами. Приблизительное соотношение главных размерений каравелл финиша XV века: ширины, длины по килю, громаднейшей длины и осадки пребывало в пропорции 1:2:3:2/5.

Однако эти суда прекрасно управлялись и были легки на ходу. Из дневников Колумба явствует, что его каравеллы шли со скоростью 11, 12 а также 15 итальянских миль (0,8 морских миль) в час. Но это были простые торговые суда, выстроенные не учитывая особого назначения, которое выпало на их долю.

Водоизмещение их пребывало в пределах 100 — 200 т. Экипаж всей флотилии состоял приблизительно из 100 человек. Увидим, что на «Санта-Марии» грот-мачта была составной, она закреплялась вантами иштагом.

Грот-стеньга скреплялась с мачтой найтовами. Она имела две пары вант. Помимо этого, с одной стороны использовался один постоянный фордун и марса-фал.

Грота-рей равнялся длине судна по килю. Поднимался он двумя горденями и удерживался у мачты бейфутом. Для уборки грота грота-рей опускался на релинги. Грота-рей был снабжен двойными брасами и топенантами, прикрепленными к нокам, для брасопки реев в горизонтальной плоскости. Марса-рей по длине равен ширине каравеллы, он поднимался ординарным фалом, в ходовой финиш которого заводили тали. Брасами, совершёнными через блоки на топе бизань-мачты, руководили марса-реем.

Марса-фалы помогали одновременно и фордунами.

Фок-мачта если сравнивать с гротом была значительно меньше, она чуть достигала длины каравеллы по килю. Крепление ее осуществлялось штагом и парой вант, закрепленным на бушприте. Бизань-мачта была еще меньше, имела уклон к корме и крепилась вантами.

Штага она не имела. Бегин-рей поднимался двойным фалом, ходовой финиш которого являлся штагом.

Размеры судов Колумба

Марс-площадка с поручнями, установленная на грот-мачте, являлась наблюдательным пунктом и употреблялась при уборке парусов.

Рулевое устройство складывалось из румпеля, установленного в корме, и массивного древесного руля, перо которого оканчивалось над транцем, где баллер входил в полукруглый гельмпорт.

Для отражения нападений пиратов на каравеллах имелись бомбарды, стрелявшие каменными ядрами, и фальконеты — переносные малокалиберные пушки. При стрельбе из фальконетов их дульную часть, имеющую вилку, помещали в особое отверстие в планшире. Также, экипаж экспедиции Колумба имел ручное огнестрельное оружие — аркебузы.

C. ЛУЧИНИНОВ

Первые Вайнахи на «Почва Колумба»

Статьи, которые будут Вам интересны: