Легендарная тридцатьчетверка

Легендарная тридцатьчетверка

Зима 1940 года выдалась жёсткой и снежной. Исходя из этого, в то время, когда в последних числах Февраля две первые умелые тридцатьчетверки отправились в беспрецедентный тысячекилометровый пробег по маршруту Харьков — Москва, он стал, пожалуй, самым строгим и беспристрастным экзаменатором и для принципиально новых автомобилей, и для их конструкторов, и для производственников. Кстати, один из танков вел сам М. И. Кошкин, управлявший в то время отдел, проектировавший Т-34.

Распутье, обилие снега, заносы — все это не смогло остановить новые автомобили, с большим трудом пробивавшие себе дорогу. Не обошлось и без поломок. И все же оба танка дошли своим ходом до одного из подмосковных фабрик, где их подремонтировали, заменили вышедшие из строя узлы…

В ночь на 17 марта 1940 года автомобили двинулись в центральный район города, в Кремль.

Разработчикам предстояло продемонстрировать тридцатьчетверки участникам правительства. Беспокойство водителей Н. Носика и В. Дюканова достигло предела: так как от их мастерства в значительной степени зависела будущее новых танков. Но им удалось продемонстрировать верховный класс езды.

Танки взяли похвальные отзывы всех находившихся. Но совсем их судьбу должны были выяснить полигонные опробования…

“Биография” тридцатьчетверки началась в октябре 1937 года, в то время, когда танковое конструкторское бюро Харьковского завода взяло заказ от Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Красной Армии на проектирование новой колесно-гусеничной автомобили, талантливой в будущем заменить состоявший на вооружении танк типа БТ.

Автомобили данной серии характеризовались высокой подвижностью (большая скорость на гусеницах 52, на колесах — 72 км/ч), замечательным по тем временам оружием (45-мм пушка и 2—3 пулемета). К их недочётам возможно было отнести не сильный бронирование (13—20 мм), и повышенную пожароопасность авиационного бензинового двигателя.

Средний танк Т-34 выпуска 1940 г.:

1 — установка пушки Л-11, 2 — люк для вентиляции, 3 — смотровой прибор кругового обзора, 4 — рым, 5 — заглушка отверстия для стрельбы из револьвера, 6 — двигатель В-2, 7 — основной фрикцион, 8 — стартер, 9 — бортовой фрикцион, 10 — коробка перемены передач, 11 — подмоторная рама, 12 — моторная перегородка, 13 — сиденье начальника, 14 — боеукладка, 15 — сиденье механика-водителя, 16 — рычаги управления, 17 — педаль главного фрикциона, 18 — щиток контрольных устройств, 19 — баллоны со сжатым воздухом, 20 — буксирный трос, 21 — люк для сигнализации, 22 — замок башенного люка, 23 — коробки ЗИП, 24 — крышка люка над двигателем, 25 — сетка над трансмиссией, 26 — фара стоп-сигнала, 27 — запасной трак, 28 — амбразура спаренного пулемета, 29 — перископический прицел ПТ-6, 30 — амбразура прицела ТОД-б, 31 — боковой смотровой прибор, 32 — фара, 33 — центральный смотровой прибор водителя, 34 — крышка бокового смотрового прибора водителя, 35 — рым, 36 — съемный броневой лист для демонтажа пушки, 37 — корпус бортовой передачи, 38 — броневой кожух выхлопного патрубка, 39 — люк трансмиссионного отделения, 40 — ось балансира, 41 — цапфа, 42 — броневой колпак ступицы, 43 — бандаж, 44 — подвижная кассета, 45 — пружины, 46 — шток, 47 — ролик, 48 — ось ролика, 49 — прицел пулемета. Разрезы смотровых устройств даны по оси зрения.

Значительно уменьшить уязвимость танка от огня должно было создание замечательного дизеля, трудившегося на тяжелом горючем. К созданию для того чтобы двигателя был привлечен и Харьковский завод. Еще в декабре 1936 года новый, 12-цилиндровый дизель, взявший индекс В-2, был испытан в танке БТ-7.

А с 1939 года началось серийное производство автомобилей с дизельным мотором, названных БТ-7М, и артиллерийских тягачей “Ворошиловец” с тем же двигателем.

Начались работы и по созданию танка с противоснарядным бронированием. Проектирование колесно-гусеничной автомобили с 30-мм броней и 45-мм пушкой велось на Харьковском заводе в конструкторском отделе, возглавляемом М. Кошкиным.

Он только-только поменял на этом посту собственного предшественника, гениального конструктора А. Фирсова, необоснованно репрессированного во второй половине 30-ых годов XX века. Как раз А. Фирсову и сложившемуся к тому времени коллективу конструкторов принадлежала предварительная проработка нового танка.

Большой конструкторский опыт, купленный коллективом отдела при проектировании танков серии БТ, и опыт боевого применения этих автомобилей в Испании стали причиной окончательному выводу о бесперспективности колесно-гусеничного движителя. Как раз исходя из этого наровне с плановой работой над новым колесно-гусеничным танком А-20 завод по собственной инициативе начал разработку чисто гусеничной автомобили.

Через полтора года — 4 мая 1938 года — Комитету Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20, созданного в соответствии с тактико-техническими требованиями ГАБТУ, и чисто гусеничного, инициативного, взявшего наименование А-32. А в августе того же года оба проекта рассматривались на совещании Главного армейского совета.

Любой из танков имел и собственные преимущества, и собственные недочёты. Сделать выбор в пользу одного из них было непросто.

Так, А-20 выгодно отличался от всех БТ усиленным бронированием башни и корпуса, более рациональными углами наклона броневых страниц толщиной 20—25 мм. В башне устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет размешался в шаровой опоре в отделении управления, справа от механика-водителя. Базу силовой установки А-20 составлял 450-сильный дизель В-2.

Танк А-32 по техническим данным и снаружи сначала был похож на А-20. Масса — 19 т, то же оружие — 45-мм пушка, тот же двигатель — дизель В-2. (Но скоро пушку заменили на более замечательную — 76-мм Л-10.) Подобной была и механическая силовая передача. Но на этом сходство завершалось. И в отличие от танков серии БТ у А-32 отсутствовал колесный привод, а гусеничный движитель имел с каждой стороны по 5 опорных катков громадного диаметра с резиновыми шинами.

Ведущее колесо с шестью роликами для зацепления с гребнями траков пребывало позади. Подвеска — личная, со спиральными пружинами, размешавшимися в бортовых нишах корпуса. За счет уменьшения массы привода толщину лобовой брони удалось расширить до 30 мм.

На Главном армейском совете по окончании сообщений, сделанных об обеих автомобилях М. Кошкиным и А. Морозовым (начальником секции перспективного проектирования), было заслушано и вывод танкистов, прибывших из Испании, и представителей ГАБТУ. Первые отдавали предпочтение чисто гусеничному танку, вторые — колесно-гусеничному. В итоге большая часть участников Главного армейского совета отвергли проект А-32 как не отвечающий заданным требованиям Управления.

Выступивший напоследок И. Сталин внес предложение позволить конструкторам сделать предлагаемую ими новую машину и по окончании параллельного опробования двух образцов окончательно решить.

Опытные образцы А-20 и А-32 выстроили к июлю 1939 года. Оказалось, что трудоемкость изготовления первого была примерно в два раза больше трудозатрат на второй.

При ходовых опробованиях оба продемонстрировали фактически равноценные результаты, достаточные работоспособность и надёжность узлов и механизмов. Однообразной была и большая скорость того и другого — 65 км/ч. По итогам опробований сделали вывод, что танку А-32, имевшему запас по повышению массы, целесообразно усилить бронирование, соответственно повысив прочность отдельных деталей и узлов.

Обе автомобили показали управлению Красной Армии.

В августе 1939 года на совещании Главного армейского совета было решено всецело отказаться от колесно-гусеничного движителя и дать предпочтение танку А-32.

Несколькими месяцами позднее — 19 декабря 1939 года — правительство страны решило о создании усовершенствованного варианта А-32 — среднего танка Т-34, ставшего потом одним из самых известных в истории мирового танкостроения.

Изготовление двух первых умелых тридцатьчетверок начали в январе 1940 года.

И уже в последних числах Февраля танки отправились своим ходом в Москву.

По окончании показа автомобилей в Кремле начались полигонные опробования. Т-34 заставляли преодолевать сложнейшие препятствия, выполнять головокружительные маневры. По ним стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными боеприпасами. Ну а в завершение опробований танки послали на линию Маниергейма, а после этого через Киев и Минск на родной завод.

В нюне 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) решило о развертывании производства танков Т-34 и КВ.

Причем первых к Январю предполагалось выпустить уже 600 экземпляров. Но, в то время, когда управление ГАБТУ, включив в отчет об опробованиях отрицательный отзыв о машине экспертов полигона, направило его помощнику наркома обороны маршалу К. Кулику, тот, не разобравшись в сути отчета, поспешил утвердить его. Тем самым были прекращены и производство, и приемка танков Т-34. В следствии к 15 сентября 1940 года было выпущено только три серийных экземпляра.

Начальники Харьковского завода обжаловали ответ главка в народном комиссариате и внесли предложение производить все же тридцатьчетверки, доработав их в соответствии с пожеланиями полигонщиков. И лишь благодаря жёсткой позиции наркома среднего машиностроения В. начальника и Малышева главка А. Горегляда, и решительности представителя ГЛБТУ И. Лебедева удалось развернуть серийный выпуск и приемку новых танков. К 1 января 1941 года Харьковский завод успел выпустить 115 из 600 заказанных автомобилей.

К концу лета 1940 года здоровье М. Кошкина, очень сильно простудившегося на протяжении пробега в Москву, быстро ухудшилось. Не помогла и операция, из-за которой ему было нужно удалить легкое. 26 сентября Михаил Ильич скончался.

Управление конструкторским коллективом Харьковского завода поручили А. Морозову.

Много трудностей было нужно преодолеть и ему, и конструкторам КБ, и производственникам, перед тем как тридцатьчетверка стала кроме того, по оценкам и отечественных будущих союзников, и отечественных будущих неприятелей, шедевром мирового танкостроения. И одной из таких трудностей стало оснащение нового танка пушкой.

Первоначально для него была скомпонована 76,2-мм пушка Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра.

Но она владела целым рядом органических пороков и недостатков, исходя из этого скоро ее заменили на значительно более успешную, сконструированную под управлением В. Грабина.

76-мм пушка Л-11 примера 1939 г.:

1 — ствол пушки, 2 — передний колпак. 3 — передний защитный лист, 4 — шаровая установка, 5 — цапфа, 6 — бронировка откатной части, 7 — броневой лист, 8 — стопор походного положения пушки, 9 — зубчатый сектор, 10 — налобник, 11 — подушка, 12 — гильзоулавливатель, 13 — спаренный пулемет ДТ.

На виде сверху гильзоулавливатель условно не продемонстрирован

Это орудие, взявшее обозначение Ф-32, было принято на вооружение во второй половине 30-ых годов двадцатого века и предназначалось для установки в тяжелый танк КВ. Всего за семь месяцев конструкторы создали вариант и для тридцатьчетверки — 76,2-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр.

По своим тактико-техническим чертям Ф-34 существенно превосходила Л-11. Но, как отмечал потом в своих мемуарах В. Грабин, никто из начальников ГАУ и ГАБТУ не решался разрешить установку в танк нового орудия. И тогда директор завода А. Елян вместе с В. Грабиным совершили поступок громадного гражданского мужества: начали производство не принятой на вооружение пушки.

Серийный выпуск Ф-34 начался в январе 1941 года, а с февраля их уже начали устанавливать в танк наровне с Л-11.

Так, сложилась очень необычная обстановка: завод производил пушки, их принимали, устанавливали в танки, и танки уходили в армии. Но ни ГАУ, ни ГАБТУ не только не представили пушку правительству для принятия ее на вооружение, но и не удосужились дать ей хорошую оценку по итогам опробований.

И только в начале войны, в то время, когда от танкистов стали поступать похвальные отзывы о Ф-34, В. Грабин смог доложить на одном из заседаний ГКО о создавшемся положении. По окончании соответствующего указания орудие всего лишь за пять дней было испытано и уже официально принято на вооружение. А к концу лета 1941 года Ф-34 всецело заменила на тридцатьчетверках неудачную Л-11.

Но история с пушкой не исчерпала злоключений нового танка.

В волшебник 1941 года на протяжении дискуссии неприятности производства танка Т-34 в Комитете Обороны представители армии внесли предложение прекратить выпуск существующей модели танка и возобновить его уже в варианте Т-34М, разработкой которого Харьковский завод занимался с осени 1940 года. По сути, это была фактически новая машина, которая к маю 1941 года существовала еще только в макете и чертежах.

К счастью, Комитет Обороны, принимая к сведенью большую опастность войны, не дал собственного согласия на снятие Т-34 с производства. Было решено выпустить в первой половине 40-ых годов двадцатого века 2800 единиц Т-34 и изготовить пара Т-34М. Но с началом войны все работы над последним закончились.

Весной 1941 года технологи и конструкторы развернули огромную работу по упрощению и улучшению производства тридцатьчетверок. Прежде всего это касалось изготовления башен. У первых автомобилей они сваривались из катаных броневых плит, прессованных в холодном состоянии до соответствующей формы.

Процесс данный был сложным, трудоемким, дорогим. Стремясь упростить его, инженеры В. Буслов и В. Ниценко создали новую разработку, предусматривающую сварку башни с толщиной брони 52 мм всего лишь из двух литых элементов.

К началу ВОВ в Красной Армии насчитывалось уже 1225 танков Т-34, из них в западных округах — 967.

24—25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) разглядело насущные потребности танковой индустрии. Распоряжением Госкомобороны № 1 от 1 июля программа выпуска танков на Харьковском заводе была увеличена. К производству Т-34 подключались Сталинградский тракторный — СТЗ, и завод “Красное Сормово” в Неприятном.

Тридцатьчетверка была неприятной неожиданностью для фашистского вермахта.

Пушки Т-34 прошивали германские танки чуть ли не полностью, проламывали их “сухую” (другими словами невязкую, хрупкую) броню. Ну а германские орудия ничего не могли сделать с отечественной броней, и лишь разрыв траков имел возможность остановить Т-34. Но в гусеницу требовалось еще и попасть!

При высокой маневренности тридцатьчетверки сделать это пришлось тяжело.

К сожалению, недостаточная освоенность новых танков, рассредоточенность, распыленность автомобилей по нескольким механизированным корпусам значительно снизили эффективность их применения. К тому же сказались тяжелые потери танков Т-34 в приграничных сражениях первых месяцев войны, обусловленные господством соперника в воздухе, и применением немцами в противотанковых целях замечательных 88-мм зенитных пушек.

Тем временем Харьковский завод наращивал темпы выпуска танков. В июле он собрал 225, августе — 250, сентябре — 250, сдав 220… К 19 октября, выпустив последние 30 автомобилей, производство остановили, началась эвакуация завода.

Оборудование послали на Урал, где на базе нескольких фирм был создан танковый завод, ставший наибольшим производителем тридцатьчетверок в годы ВОВ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Корпус танка Т-34 примера 1939 года сваривался из броневых катаных страниц, которым были приданы рациональные углы наклона. Верхний и нижний лобовые страницы толщиной 45 мм размешались под углом 60°, Верхняя часть борта имела скос в 45°, нижняя—вертикальная.

Угол наклона кормовых страниц—45°. Броня кормы и бортов составляла 45 мм, крыши корпуса—20 мм, днища — 15 мм. Люк механика-водителя был на лобовом странице корпуса, В верхней части крышки люка был смонтирован центральный смотровой прибор водителя. Боковые смотровые устройства водителя устанавливались в лобовом странице корпуса слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка. Справа от люка имелась амбразура для установки курсового пулемета ДТ, закрытая броневым колпаком.

Верхний кормовой лист корпуса был съемный и крепился болтами к бортовым страницам. В нем был прямоугольный люк для доступа к агрегатам в кормовой части трансмиссионного отделения и два круглых отверстия под выхлопные трубы. Снаружи эти отверстия защищались броневыми колпаками.

Передняя часть крыши корпуса (над боевым отделением) приваривалась к лобовому и бортовым страницам. Задняя часть над моторно-трансмиссионным отделением—съемная, крепилась болтами к перегородкам и бортовым листам, снабжалась броневыми люками для доступа к двигателю и жалюзи.

Башня танка сварная, круглой обтекаемой формы.

борта и Лоб защищались 45-мм броней, корма—40-мм, крыша башни—16-мм. Задний лист ниши башни (створка) крепился на болтах; в нем кроме этого было отверстие для стрельбы из револьвера. В задней части крышки был люк для выхода и входа экипажа.

В крышке люка устанавливался смотровой прибор кругового обзора, а в передней части крыши — перископический прицел ПТ-6 и колпак вентилятора.

На части танков устанавливались литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания боковых смотровых устройств отливались заодно с корпусом башни. Задний съемный лист ниши остался таким же, как и в сварной башне.

Пушка Л-11 (либо Ф-34) была спарена с пулеметом ДТ.

Для стрельбы прямой наводкой на танке предназначался телескопический прицел ТОД-6. Угол возвышения пушки достигал +30°, понижения —5°. Боекомплект пушки составляли 77 выстрелов. Танки с радиостанцией снаряжались 46 пулеметными дисками (2898 патронов), на танках без радиостанций их было 75 (4725 патронов).

Поворотный механизм башни имел ручной и электрический приводы, подъемный механизм пушки—секторного типа с ручным приводом.

Двигатель В-2, закрепленный на подмоторной раме, и силовая передача пребывали в кормовой части танка. Двигатель эксплуатационной мощностью 400 л. с. при 1700 об/мин разрешал танку развивать скорость 47 км/ч. Запас хода по горючему достигал 300 км.

Подвеска танка — личная пружинная.

Пружины подвески, за исключением первых катков, размещались наклонно в особых шахтах, приваренных к бортам корпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались металлическими кожухами. В ходовую часть входили по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков громадного диаметра (830 мм) на борт. Направляющие колеса кроме этого обрезинивались.

Ведущие колеса насаживались на шлицы ведомых валов бортовых передач. Зацепление — гребневое, посредством роликов. Мелкозвенчатая гусеничная цепь планировала из 74 траков (37 плоских и 37 гребневых) шириной 550 мм. С наружной стороны на траках имелись шпоры-грунтозацепы.

Запасные траки крепились на надгусеничных полках в кормовой части.

Радиостанции 71-ТК-З устанавливались не на всех танках, а лишь на командирских. Ввод антенны — на правом борту корпуса, в передней части.

направляться не забывать, что танки Т-34 первых выпусков имели множество характерных подробностей, не видящихся в последующих модификациях.

Ко мне относятся: размещение смотровых устройств и форма люка механика-водителя, отсутствие броневой маски курсового пулемета, прямоугольный люк в кормовом странице корпуса, установка смотрового прибора кругового обзора в крышке башенного люка, наличие плавного закругленного перехода от верхнего к нижнему кормовым страницам, наличие двух фар на верхнем лобовом странице корпуса, размещение ЗИПа в четырех древесных коробках по типу тех, что устанавливались на танках БТ-7, закрепленных на бортовых страницах корпуса в средней его части с обеих сторон, вертикальные решетки на воздухозаборниках на протяжении верхней оконечности борта корпуса, и, наконец, рымы уникальной формы на верхнем лобовом и нижнем кормовом страницах корпуса.

Тридцатьчетверка окрашивалась в защитный цвет.

Резиновые бандажи на опорных и направляющих катках тёмные. Дульный срез пушки, гусеничные цепи и буксирный трос—неокрашенные. Стволы пулеметов — тёмные, вороненые.

Запасные траки—также тёмного цвета. Ни тактических номеров, ни опознавательных знаков танки того периода не несли,

При изготовлении модели нужно учитывать, что танки Т-34 ранних выпусков, 1940—1941 годов, отличались отличной внешней отделкой.

Видео:

Легендарная тридцатьчетверка

Статьи, которые будут Вам интересны: