Летающий корабль, плывущий самолет — «новости дня»

Летающий корабль, плывущий самолет - «новости дня»

В фильме «Около света за 80 дней», снятом по одноименному роману Жюля Верна, имеется таковой эпизод. Отважные путешественники, возвращаясь из Америки в Англию, осознали, что вряд ли поспеют в Лондон вовремя, другими словами на восьмидесятый сутки, в соответствии с пари, осуждённому с Английской академией.

В отыскивании выхода из затруднительного положения было принято фантастическое ответ — выстроить из материалов судна летательный аппарат. Работа закипела. Спустя некое время выстроили мелкий самолёт, что вылетел с палубы корабля, и киногерои прилетели в Англию на один сутки раньше условленного срока.

Роман великого фантаста был написан в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. Автор не имел возможности тогда знать, что через какие-то тридцать лет, в 1903 году, американцами братьями Райт будет выстроен первый в мире летательный аппарат. Ну, а авторы фильма, со своей стороны, не могли знать, что гибрид «самолета-корабля» в далеком прошлом уже был создан и выстроен в цехах и секретных лабораториях Конструкторского бюро Минобороны СССР, и еще в первой половине 60-ых годов двадцатого века совершил первый полёт над Каспийским морем.

Это чудо инженерной мысли было названо экранопланом.

Его создателем был коммунистический инженер Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще в первой половине 50-ых годов XX века его помощники и учёный за создание и разработку судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. От идеи до воплощения прошло пара лет.

В начале 60-х годов готовься экспериментальный пример аппарата, талантливого передвигаться по воде (правильнее, над водой) на скоростях, намного превышающих скорости простых судов.

Сущность идеи, которая стала причиной созданию экраноплана, в применении так именуемого «экранного результата». Он появляется, в то время, когда самолет летит низко и расстояние от крыла до почвы либо поверхности воды мало. Набегающий поток воздуха, отражаясь, успевает дойти до поверхности и возвратиться обратно.

Другими словами крылья самолета уплотняют под собой воздушное пространство, превращая его в динамическую подушку. Так появляется дополнительная подъёмная сила. Несложнее говоря, спрессованный под днищем и крылом самолёта воздушное пространство делает функции трамплина. Отрываясь от почвы посредством «экранного результата», экраноплан начинает полёт уже посредством реактивных двигателей. Лёгкий подъем делает его экономичнее простого самолёта, а грузоподъемность при других равных условиях делается на 40 процентов выше.

Машина перемещается на высоте от двух до десяти метров над довольно ровной поверхностью — морем, льдом, степью.

Новая, не имеющая аналогов в мире машина, в самый разгар холодной войны между СССР и Соединенными штатами, привела к позитивной реакции правительства. Полёты экраноплана СМ-1 в начале 1960-х демонстрировались лидерам правительства и партии, а также Главкому ВМФ С. Г. Горшкову. Демонстрация была такой убедительной, что высокие гости выразили желание прокатиться на экраноплане под персональную ответственность Р.Е. Алексеева. Их желание было выполнено.

Чуть позднее демонстрация экраноплана прошла с участием главы страны Н. С. Хрущёва. Быть может, именно поэтому, на национальном уровне была принята программа создания боевых экранопланов для ВМФ и для других родов армий. В структуре Конструкторского Бюро была организована лётно-испытательная работа.

И в 1965 году был создан самый большой в мире летательный аппарат — экраноплан КМ, взявший у зарубежных разведслужб наименование «каспийский монстр» — так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Он имел размах крыльев 37,6 метров, длину около 100 метров. Один раз он поднялся в воздух с взлетной массой 544 тысячь киллограм. В первой половине 70-ых годов двадцатого века был выстроен армейский экраноплан «Орленок», предназначенный для переброски морских десантов на 1500 километров.

Всего было выстроено пять таких экранопланов, каковые были включены в состав ВМФ. На их базе была организована 11-я отдельная авиагруппа, подчинявшаяся Главному штабу морской авиации.

Чем же, не считая низкой высоты полета, вертикального взлёта и замечательной для для того чтобы рода техники мобильностью, отличались экранопланы от простых морских и воздушных судов? Во-первых, их было тяжело найти радиолокационным оборудованием — не разрешала минимальная высота полета. Во-вторых, они не могли наскочить на мину либо быть сбитыми торпедой.

В-третьих, владели огромной скоростью если сравнивать с судами — 400–500 км/ч. В-четвертых, они имели более идеальное оружие — турельно-башенную установку «Утес-М» с двумя крупнокалиберными пулеметами. На усовершенствованной модели экраноплана (переименованного чуть позднее в экранолёт) были установлены бойницы для ракет ОС-11 с дальностью стрельбы на 30–40 километров.

Но не все шло так гладко, как может показаться на первый взгляд. У Ростислава Николаевича уже в начале появились значительные трудности со постройкой автомобилей. В морском министерстве его детище вычисляли самолетом и отправляли к «авиаторам». Те, со своей стороны, заявляли, что это не самолет, а корабль.

Да и сходит со стапелей судостроительной верфи. Такая бюрократическая чехарда. А в то время, когда на глазах у комиссии, в состав которой входили армейские министр и чины судостроения, у экраноплана отвалилось хвостовое оперение с кормой, ни о каком продолжении работ речи уже идти не имело возможности.

Алексеева тут же (тогда это делалось достаточно скоро) выгнали с работы с должности начальника. Через год, действительно, вернули. Но, по всей видимости, перенесенный временное забвение и стресс не остались без следа, и в первой половине 80-ых годов двадцатого века Ростислава Евгеньевича не стало.

Но дело было продолжено. Новым начальником Конструкторского Бюро стал ученик Алексеева А. И. Соколов. Полку экранопланов прибыло — в серийное производство пошли тяжелые суда проекта «Лунь», практически совпадающие по весу, другим параметрам и длине с КМ-1, но летавшие со скоростью 500 км/ч.

Действительно, вместо десяти рассчетных автомобилей было выстроено всего две.

В то время казалось, что строительство экранопланов будет поставлено на поток, и на вооружение отечественной армии будет новая техника — автомобили, которой не было ни у одной армии в мире. Все попытки западных разведслужб «рассекретить» экраноплан заканчивались неудачей. Но в годы перестройки, в эру бардака в экономике и в армии неудача и, грубо говоря, забвение ожидало и детище Ростислава Алексеева.

на данный момент экранопланостроение идет весьма медленными темпами, ограничиваясь выпуском маленького количества автомобилей малых размеров. К примеру, ЗАО «АТТК» реализовывает экраноплан, рассчитанный на пассажироперевозки. Борт перевозит по 5–6 человек за рейс.

Их выпущено всего 20 единиц. Последнего «Орленка», чудо-машину из рода «каспийских монстров» отбуксировали в гавань Музея Минобороны России и за деньги показывают всем желающим. самый любознательным, а такие находятся, в большинстве случаев, среди детей, разрешается поиграть в кабине главного пилота в виртуальные игры.

Словом, будущее великого изобретения была печальной. То, что должно было быть гордостью ВМФ страны, стало жалким музейным архетипом с игровыми автоматами в салонов и коммерческим челноком для перевозки граждан. Как угодно, но не такую судьбу собственному созданию готовили инженеры и учёные в Конструкторском Бюро Ростислава Алексеева.

Но история экраноплана еще далеко не закончена. Сравнительно не так давно в массмедиа, ссылаясь на влиятельного представителя руководства ВМФ РФ, было сказано о том, что «Российская Федерация возобновит производство экранопланов в качестве ударных комплексов с крылатыми ракетами по окончании 2020 года».

10 САМЫХ Немыслимых ПОСАДОК САМОЛЕТОВ