Лучшие в своем классе

Лучшие в своем классе

Атаки на эсминец «Хэдли», пребывавший в радиолокационном дозоре у японского острова Окинава, где высаживалась американская морская пехота, начались рано утром. Самолеты налетали в одиночку и группами, сбрасывая бомбы и ведя пламя из бортового оружия. Кое-какие из них, управляемые пилотами-смертниками, пробовали таранить одинокий корабль.

Американцы яростно сопротивлялись. Орудия и автоматы эсминца поливали соперника сталью; к концу этого рокового дня моряки претендовали на двадцать сбитых самолетов! Но и «Хэдли» взял собственный сполна: 250-кг бомба поразила его носовую часть, управляемая реактивная бомба «Бака» (по сути, маленький самолет) попала в среднюю часть, а самолет-камикадзе врезался в корму.

Такую «дозу» взрывчатки вряд ли имел возможность выдержать и крейсер. На эсминце вышли из строя все орудия и механизмы, вода медлительно заполняла корпус, но корабль все же удалось спасти и отремонтировать. Так «Хэдли» подтвердил хорошую репутацию американских эсминцев военной постройки, по праву считавшихся лучшими в собственном классе.

Во второй половине 30-ых годов XX века руководство флотом Соединенных Штатов стояло на распутье: ему предстояло выбрать тип эсминца для массового строительства к будущей войне, которая вот-вот имела возможность разразиться. В качестве прототипа выяснили «Гливз», несший пять 127-мм орудий и два пятитрубных торпедных аппарата. Всего заложили 24 корабля этого типа, но все они вступили в строй уже по окончании начала войны в Европе.

И первый же боевой опыт светло говорил о необходимости усиления зенитного оружия, в особенности — повышения числа автоматов, ставших главной надеждой торпедных судов при отражении атак авиации. В этот самый момент стало известно, что совсем не мелкий (1850 т) корабль «упакован» через чур хорошо. Дабы установить всего шесть — восемь 20-мм «эрликонов», было нужно сделать важную модернизацию — снять с него одну 127-мм торпедный аппарат и пушку.

В этот самый момент нужно дать должное предусмотрительности американских экспертов. Потому, что договорные ограничения водоизмещения торпедных судов уже не являлись барьером, появлялся соблазн создать еще более очень сильно вооруженный и скоростной корабль.

Требовалась определенная сила воли чтобы не поддаться искушению и не повысить колличество торпедных труб и орудий на эсминце, водоизмещение которого выросло более чем на 600 т. «Лишним» тоннам удалось отыскать значительно более нужное использование. «Флетчер», ставший головным в самой большой в мире серии эскадренных миноносцев, имел весьма прочный корпус, пребывавший в районе котлов и турбин из страниц броневой стали толщиной 19 мм. Легкое бронирование имела и палуба.

Живучесть заметно повысилась и за счет выноса в корму и нос дополнительных дизель-генераторов, что разрешало бороться с водой и огнём кроме того при полного выхода из строя основных механизмов. В котельной установке употреблялись высокие параметры пара, причем, в отличие от многострадальных «немцев», корабельная энергетика оказалась в полной мере надежной и неприхотливой.

Более долгий и шепетильно поделённый на отсеки корпус согласно расчетам давал один шанс из трех на выживание при попадания одной торпеды и один из десяти кроме того при попадания двух — хороший результат для эскадренного миноносца! Опыт войны на Тихом океане подтвердил эти прогнозы, не обращая внимания на то, что японцы применяли 610-мм торпеды — «долгие копья», несшие в два раза больший заряд взрывчатки, чем предполагали американцы за год до начала войны.

Увеличенная площадь палубы давала возможность установить дополнительные зенитные автоматы, чем американцы не преминули воспользоваться. На протяжении военных действий ПВО «флетчеров» много раз усиливалось: сперва до шести 40-мм «бофорсов» и десяти 20-мм «эрликонов», после этого добавили еще две спарки «бофорсов» и, наконец, все спаренные автоматы заменили четырехствольными, доведя общее число 40-мм стволов до 20.

Действительно, по последнему, так именуемому «окончательному» варианту переоборудовали всего пара единиц. Излишне сказать, что совокупности управления огнем как по надводным, так и по воздушным целям — «любимый конек» американских конструкторов — пребывали на высоте. Сначала в состав оборудования включили поисковый и артиллерийский радиолокаторы. Сходу при проектировании предусматривался кроме этого боевой информационный пост, расположенный глубоко в корпусе.

Сейчас начальник имел возможность вести бой не с мостика, где его ослепляли залпы собственных орудий и заливали брызги от всплесков и волн вражеских снарядов, а из недр «мозгового центра».

Но кроме того столь идеальные суда не в полной мере удовлетворяли американских адмиралов. В конце 1941 года, совсем незадолго до Пёрл-Харбора, началось проектирование нового эсминца «Аллен М.Самнер».

Главной идеей являлась замена одиночных 127-мм установок на спаренные в трех настоящих башнях, что еще больше увеличивало свободную поверхность палубы. Очевидно, безлюдным место не осталось — его заняли два десятка автоматов, бомбосбрасыватели и бомбомёты. Но в следствии суда были заметно перегруженными, и проект потребовалось изменять еще раз.

259. Эскадренный миноносец «Флетчер», США, 1942 г.

Строился компанией «Федерал Шилбилдинг Компани».

Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 2960 т. Протяженность громаднейшая 114,73 м, ширина 12,07 м, осадка 4,21 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 л.с., скорость 38 узлов. Оружие: пять 127-мм орудий, четыре 40-мм и четыре 20-мм автомата, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1942—1944 годах выстроено 183 единицы, из них 18 погибли во время второй мировой.

260. Эскадренный миноносец «Аллен М.Самнер», США, 1944 г.

Строился компанией «Федерал Шилбилдинг Компани». Водоизмещение стандартное 2620 т, полное 3240 т. Протяженность громаднейшая 114,76 м, ширина 12,45 м, осадка 4,33 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 л.с., скорость 36,5 узла. Оружие: шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб.

Всего в 1944 — 1946 годах выстроено 55 единиц, из них четыре погибли во время второй мировой. Еще 12 единиц закончены как быстроходные минные заградители. Они не имели торпедных аппаратов и имели возможность принимать 80— 1 00 мин.

261. Эскадренный миноносец «Гиринг», США, 1945 г.

Строился компанией «Федерал Шилбилдинг Компани».

Водоизмещение стандартное 2640 т, полное 3510 т. Протяженность громаднейшая 119,03 м, ширина 12,45 м, осадка 4,37 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 л.с., скорость 36,5 узла. Оружие: шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1945 — 1946 годах выстроено 97 единиц.

Из них 24 в самом финише войны перестроены в суда дальнего радиолокационного дозора для обеспечения предполагавшегося десанта на Японские острова.

Стремительное и уникальное ответ пребывало в том, что в середину корпуса засунули дополнительную 5-метровую секцию. Так появился последний армейский проект эскадренного миноносца США, первоначально так и названный — «длиннокорпусный «Самнер».

Потом общеупотребительным стало обозначение типа по имени головного корабля — «Гиринг». На обеих шестиорудийных сериях сохранили ту же мощность энергетической установки, что и на «Флетчере», а утрату скорости в 1,5—2 узла посчитали в полной мере допустимой.

Поступление эсминцев новых серий в соединения, действовавшие на Тихом океане, весьма скоро поменяло соотношение сил в пользу американцев.

Уже в конце 1942 года головной «Флетчер» в очень позорном для флота США бою у мыса Тассафаронга был единственным, своевременно нашедшим и атаковавшим неприятеля (действительно, напрасно). А В первую очередь следующего года большая часть бессчётных стычек у берегов Соломоновых островов заканчивались уже не в пользу японцев — тут, первым делом, сказывались преимущества современного радиолокационного оборудования новых американских судов.

В будущем эсминцам отводилась все более ключевая роль: тяжело представить, как бы удалось отбивать массированные атаки авиации, если бы в состав всех оперативных групп не входили десятки »очень сильно вооруженных, быстроходных и трудноуязвимых дестройеров.

В это же время, на широких просторах Атлантики разгорелась совсем вторая война.

Тут редко появлялась угроза авиации, но работы по конвоированию торговых судов, поиску подводных лодок и охранению боевых эскадр было достаточно. Для решения этих задач «Флетчер» был через чур дорогим кроме того для самой богатой в мире державы. Но потребность в эскадренных миноносцах оставалась высокой, причем требования к их численности господствовали над мощью каждой единицы.

Исходя из этого американцы в один момент с «флетчерами» строили проверенные и непритязательные суда типа «Гливз». С них сняли одно из 127-мм орудий. Оставшихся четырех в полной мере хватало и для борьбы с подводными лодками, и для отражения воздушных бомбандировок, и, при необходимости, для обстрела береговых либо надводных целей.

Сэкономленный вес отправился на усиление легкого зенитного и противолодочного оружия. Потом, при модернизациях, пожертвовали одним из торпедных аппаратов. Необходимость в таком трансформации оружия стала еще более очевидной, когда союзники приступили к десантным операциям в Европе, где им было нужно столкнуться практически с теми же проблемами, что и на Тихом океане.

Действие германской авиации усилилось, а вот возможность вступить в бой на море с сильным соперником фактически свелась к нулю. Ну а на экстренный случай должно было хватить и одного пятитрубного аппарата.

К 1945 году в войне с японцами обозначились новые неприятности.

В то время, когда действия камикадзе купили массовый темперамент, стало известно, что предпочтителен более большой калибр зенитного оружия самообороны. Против быстро пикирующего самолета с пилотом-самоубийцей 20-мм автоматы были практически ненужны, да и 40-мм имели очевидно недостаточную действенную дальность. В итоге решили перевооружить все суда главных классов, а также эскадренные миноносцы, 76-мм автоматическими зенитками.

В те времена тяжело было найти в какой-нибудь второй стране мира торпедные суда, каковые имели возможность легко принять шесть 76-мм пушек без утраты других качеств, но американцам это удалось осуществить и на «флетчерах», и на «гирингах», и на «самнерах».

Подводя итоги, возможно заявить, что кейсы csgo кораблестроителям и конструкторам Соединенных Штатов удалось совладать с задачей создания торпедных сил значительно лучше, чем четверть века назад, в годы Первой Мировой.

Постройка судов велась скоро и как следует; к началу генерального наступления на обоих океанах у американцев недочёта в эсминцах не ощущалось, не смотря на то, что и в этом случае заметная часть боевых единиц флота вошла в строй лишь к завершению боевых действий либо уже по окончании заключения мира. Сами проекты были такими удачными, что допускали использование и модернизацию «флетчеров», «самнеров» и «гирингов» в течение многих послевоенных лет.

Часть из них перекочевала во флоты самые доверенных союзников. Остававшиеся в ВМС США прошли широкую модернизацию по программам FRAM-1 и FRAM-2, превратившись в универсальные суда 60-х и 70-х годов, пришедшие на смену «настоящим» эскадренным миноносцам.

В. КОФМАН

\