M110: американская самоходная гаубица калибра 203 мм — «военные действия»

M110 — одна из самых замечательных американских самоходных гаубиц, созданных в двадцатом веке. Эта самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц была создана в 1956-1961 годах в рамках работ по созданию семейства облегченных авиатранспортабельных САУ наровне со 175-мм самоходной пушкой М107. От последней она отличалась лишь другой качающейся частью орудия.

Самоходные гаубицы M110 серийно выпускалась в Соединенных Штатах с 1962 года, в 1977-81 годах все САУ М107, состоящие на вооружении американской армии, были переоборудованы в версию M110. В общем итоге в армии США пребывало более 1000 гаубиц данного типа.

Самоходные 203-мм гаубицы M110 активно использовались на протяжении сражений Вьетнамской войны, потом эти артиллерийские совокупности много раз модернизировались. Кроме 1023 гаубиц, пребывавших на вооружении американской армии, часть САУ была поставлена союзникам США.

Гаубица выпускалась в трех главных модификациях:
М110 — базисная модель, с гаубицей М115, протяженность ствола 25,3 калибра.

М110A1 — модификация 1976 года с гаубицей М201, протяженность ствола 39,5 калибра.

М110A2 — модификация 1978 года, отличалась наличием на орудии дульного тормоза.
M110: американская самоходная гаубица калибра 203 мм - «военные действия»Американские САУ М110A2 в порту Антверпена, 1984 год

В Америке самоходные гаубицы M110 были сняты с оружия в 1990-х годах. Связано это было со понижением эффективности применения артиллерийских совокупностей большого калибра в современных реалиях. Одновременно с этим поставленные на экспорт САУ так же, как и прежде состоят на вооружении многих государств, а также Греции, Турции, Японии и других.
САУ М110

В первой половине 60-х годов прошлого века американские армейские сделали выводы из боевого опыта, что был накоплен на протяжении войны мировой и Второй войны в Корее. Практическая реализация накопленного опыта вылилась в постепенную замену в вооруженных силах классической буксируемой артиллерии на самоходную. В бронетанковых и механизированных дивизиях все пушки и гаубицы становились лишь самоходными.

В то время как в составе пехотных и воздушно-десантных дивизий должны были пребывать и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. Одновременно с этим в Соединенных Штатах приступили к работам по проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения.
В случае если первые образцы послевоенных САУ в большинстве случаев создавались на базе ходовых частей серийных гусеничных БТР либо танков, то сейчас для аналогичной боевой техники проектировались особые шасси высокой проходимости. Это применительно и к 203-мм САУ M110, опытный образец которой был в первый раз продемонстрирован в мае 1959 года под индексом Т236. В первой половине 60-ых годов XX века по окончании завершения войсковых доводки и испытаний самоходная гаубица была совсем стандартизована, взяв обозначение M110.

Спустя год первые серийные САУ начали поступать в части.
САУ M110 во Вьетнаме

Как и самоходная артиллерийская установка М107 калибра 175 мм, самоходная гаубица М110 была выстроена на базе универсального шасси Т249 с пятью громадными опорными катками на любой борт, поддерживающие ролики отсутствовали, направляющие колеса имели переднее размещение. В ходовой была реализована личная торсионная подвеска. Для каждого опорного катка были предусмотрены гидравлические амортизаторы.

Гусеницы САУ резинометаллические, они оснащались съемными резиновыми башмаками. Самоходную гаубицу М110 возможно было визуально легко отличить от модели М107 по значительно более маленькому и толстому стволу орудия. На первом варианте протяженность ствола 203 мм гаубицы составляла всего 25,3 калибра.

Для переброски по воздуху САУ М110 приходилось разбирать, артиллерийская часть перевозилась раздельно от ходовой.

Корпус самоходной гаубицы был сварным, он изготавливался из бронелистов дифференцированной толщины, большая толщина брони лба, крыши и бортов корпуса составляла 13 мм. Корпус САУ был разделен перегородками на три отделения. в первых рядах с левой стороны размещалось отделение управления, тут пребывало место механика-водителя, у него имелась особая башенка с приборами и люком наблюдения. Для вождения САУ в ночное время суток он имел возможность применять инфракрасный перископ.

С правой стороны в передней части корпуса размешалось силовое отделение. Тут же пребывали съемные крышки для доступа к силовой установке, воздушным фильтрам, отсеку и аккумуляторам для запасного имущества. В кормовой части корпуса размешалось боевое отделение.

В задней части САУ между стенками корпуса и перегородками был топливный бак.
Расчет САУ М110 складывался из 13 человек: начальника орудия, механика-водителя, 3-х наводчиков и 8-и заряжающих. Кроме механика-водителя, на самой САУ были предусмотрены места только для четырех участников расчета, каковые размещались по бортам боевого отделения. Остальные перевозились на отдельной машине сопровождения вместе с боекомплектом. Над самим корпусом отсутствовала бронированная рубка либо надстройка.

Так, расчет САУ не был никак прикрыт от пуль и осколков, что,впрочем , было не столь принципиально важно, принимая к сведенью дальность, с которой должна была вести пламя САУ М110. В центре самоходной установки на тумбовом лафете M158 была открыто расположена качающаяся часть полевой 203-мм буксируемой гаубицы M115, снабженная стволом-казёнником и моноблоком с поршневым затвором. Гаубица M115 была создана еще во время второй мировой.

Для облегчения для расчета процесса заряжания гаубицы, и его ускорения в конструкции были предусмотрены досылатель и подъёмник снарядов и зарядов, оборудованные приводами, каковые приводились в воздействие при помощи единой гидравлической совокупности.
Буксируемая 203-мм гаубица M115

203-мм самоходная гаубица М110 взяла гидравлический гидропневматический накатник и тормоз отката. В состав механизма наведения орудия, входили и гидравлические, и ручные приводы. Большой угол возвышения орудия составлял 65°, как у полевой буксируемой гаубицы M115, угол склонения орудия -2°.

В горизонтальной плоскости орудие наводилось в секторе ±30° довольно продольной оси САУ. Устойчивость САУ М110 при стрельбе обеспечивалась отключением подвески и двумя сошниками, каковые откидывались на землю при помощи гидравлических приводов. Кроме этого в кормовой части САУ размешался опускаемый бульдозерный нож, что предназначался кроме этого для самоокапывания установки на огневой позиции.

Время перевода самоходной гаубицы из походного в боевое положение и обратно составляло порядка одной 60 секунд.
В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания. Главным снарядом была осколочно-фугасная граната M106. Масса боеприпаса составляла 90,7 кг, начальная скорость полета — 594 м/с.

Дальность стрельбы — 16 926 метров. Два выстрела боекомплекта имели возможность перевозиться на самой САУ, остальные — на запасном транспортной машине. Кроме этого для стрельбы имел возможность употребляться ядерный боеприпас W-33 калибра 203 мм мощностью 2 кт.
В качестве силовой установки на самоходной гаубице М110 употреблялся восьмицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T производства компании Дженерал моторс. Большая мощность данного двигателя составляла 405 л.с. при 2300 об/мин. При перемещении по дорогам с жёстким покрытием большая скорость самоходки достигала 55 км/ч.

САУ М110 была в состоянии преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной до 2,3 метра, броды глубиной до 1,2 метра, не остановили бы ее и вертикальная стена высотой до 1 метра.

Для доставки к огневой позиции снарядов должны были употребляться гусеничный грузовой транспортер М548 (создан на базе БТР M113), а позднее транспортно-заряжающая машина М992. Ходовая часть для последней была позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108, она имела 7 опорных катков на любой борт и ведущие колеса переднего размещения.

В передней части транспортно-заряжающей автомобили было расположено отделение управления, тут же был установлен кран, что перегружал на САУ боеприпасы и полузаряды, каковые перевозились в закрытом сверху и с боков кузове. Перед началом загрузки у М992 раскрывается вверх задняя стена кузова, наружу выдвигается транспортер, на ленту транспортера поочередно укладываются снаряды.

В автомобили расчет при помощи штабель-укладчика распределяет их по стеллажам в определенном порядке: в первых рядах находятся боеприпасы, под ними у бортов расположены взрыватели, а в центральной и задней части корпуса, на боковых стеллажах расположены переменные заряды. Кроме снарядов на запасном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века была создана новая модернизированная версия самоходной гаубицы, которая взяла обозначение М110А1. Она отличалась наличием новой гаубицы M201 c значительно увеличенной длиной ствола — до 39,5 калибров. Кроме этого были подняты объём и размеры зарядной камеры.

В следствии выполненных работ были улучшены баллистические характеристики орудия, а также громаднейшая дальность ведения огня, которая при стрельбе простыми осколочно-фугасными гранатами выросла до 24 300 метров, а при применении энергично-реактивных снарядов — до 29 100 метров. Кроме этого доработкам подверглись противооткатные устройства САУ и механизмы, облегчавшие процесс заряжания. В боекомплект М110А1 входили осколочно-фугасные гранаты, а также энергично-реактивные, кассетные, химические и ядерные снаряды, что значительно расширяло боевые возможности САУ.
Наряду с этим уже во второй половине 70-ых годов двадцатого века свет заметила очередная версия самоходной гаубицы — М110А2. Она отличалась возникновением на стволе орудия высокоэффективного двухкамерного дульного тормоза и введением в боекомплект более замечательного боевого заряда (девятого), на версии М110А1 предельное количество зарядов равнялось восьми. Вместе с гаубицей имел возможность употребляться последний из созданных в Соединенных Штатах ядерных снарядов.

Это был 203-мм боеприпас W-79, созданный во второй половине 70-ых годов двадцатого века, его мощность составляла до 1,1 кт. До 1992 года на вооружении американской армии пребывало 550 снарядов данного типа.

Заряжание самоходной гаубицы М110 было раздельно-картузным. Американские эксперты обнаружили его более недорогим и несложным ответом. При таком способе заряжания порох находился в картузах — пакетах из особой ткани, для воспламенения которых употреблялись особые ударные, электрические либо вытяжные трубки.

Перед выстрелом в казенник орудия сперва досылали боеприпас, а за ним боевые заряды (их количество определялось исходя из удаленности цели), по окончании чего казенник закрывался поршневым затвором. При таком методе заряжания скорострельность гаубицы была не столь высокой, как при применении унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд уже содержится в железной гильзе. Наряду с этим прекрасно подготовленные артиллеристские расчеты имели возможность обеспечить скорострельность на уровне от 2-х до 4-х выстрелов в 60 секунд.
Проблемой 203-мм самоходных гаубиц М110 был стремительный износ ствола. Высокая начальная скорость полета боеприпаса была обстоятельством того, что приблизительно по окончании 400 выстрела из гаубицы ее ствол уже подлежал замене. Наряду с этим процедура замены ствола в большинстве случаев не занимала более двух часов, а недостатка в запасных стволах армия США не испытывала.
В последний период холодной войны в Соединенных Штатах по штатам 1986 года в каждой бронетанковой и механизированной дивизии имелся батальон тяжелой артиллерии. В его составе было две батареи 203-мм САУ М110А2 по 6 единиц в каждой (всего 12 самоходных гаубиц) и одна батарея РСЗО (9 единиц). В девяностых в некоторых государствах, а также в Соединенных Штатах и Англии самоходные гаубицы М110 всех модификаций были сняты с оружия, на смену им пришли самоходные системы залпового огня MLRS.

САУ M110A2 сил самообороны Японии

Тактико-технические характеристики M110A2:
Габаритные размеры: протяженность — 10,8 м, ширина — 3,1 м, высота — 3,1 м.
Масса — 28,3 т.
Бронирование — до 13 мм.
Орудие — 203-mm M201A1 (протяженность ствола 39,5 калибра, 8020 мм).
Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V71T.
Мощность двигателя — 405 л.с.
Большая скорость — 55 км/ч.
Запас хода — 523 км (325 миль).
Расчет — 5 (места на САУ) + 8 (перевозятся на отдельной машине).

Источники информации:
http://www.kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=97&Itemid=310
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/450-camohodnaia-gaybica-.html
http://voenteh.com/boevye-mashiny/samohodnye-pushki-i-gaubicy/203-mm-samohodnaya-gaubica-m110.html
Материалы из открытых источников

Работа заряжающих американской самоходной гаубицы M109A6 «Paladin»

Статьи, которые будут Вам интересны: