Машинный звук: car audio

Машинный звук: car audio

    Новейшие тенденции: в головные устройства начинают встраивать цифровые процессоры
    Аудиоаккумулятор
    Автоколонки
    Аудиоконденсаторы
    Усилитель

Часть первая.

Автомобиль как транспортное средство

Первое, что кидается в глаза в салоне автомобиля и с чего начинают строить собственное car audio, — головное устройство, в большинстве случаев CD-ресивер. Верная по логике попытка подобрать головное устройство по звучанию, в большинстве случаев, обречена на провал. При хорошей внешних усилителях и акустике (что, в большинстве случаев, стоит во всех приличных салонах) разобраться в нюансах звучания смогут единицы.

По окончании первой (и неудачной) попытки клиент начинает думать, что основное в автомобильном звуке — акустика, а цена головных устройств определяется наличием и красотой дисплеев сервисных функций. И в чем-то он прав.

Вправду, изготовители автомобильной электроники строят всю собственную линейку продуктов на базе одной, в крайнем случае двух моделей. Исходя из этого класс звучания всей серии определяется качеством топовой модели. Легко из более недорогих моделей изготовители убирают дистанционное управление, упрощают интерфейс пользователя, ограничивают количество линейных выходов и т. д. Исходя из этого, в большинстве случаев, класс головного устройства определяют не по звуку, а по наличию именно сервисных функций.

К примеру, характерной изюминкой моделей верхнего уровня есть наличие диммера (устройства, изменяющего яркость подсветки дисплея в зависимости от того, включены габариты либо нет). Цена реализации аналогичной функции не превышает полдоллара, но ставят ее лишь в дорогие устройства — в противном случае в классах совсем запутаешься.

Очень улучшить звук головное устройство не имеет возможности, не смотря на то, что если оно что-то и отрежет в частотной чёрте, никакие устройства вернуть отрезанное не окажут помощь. Да и не в каждой машине возможно заменить «голову»: многие производители так интегрируют их в панель управления (к примеру, на Peugeot 206), что их смена преобразовывается в дорогостоящую косметическую операцию. А вот что поменять необходимо в любом случае — это акустику (в случае если, само собой разумеется, у вас не Rolls-Royce).

В большинстве случаев, изготовители машин ограничиваются самыми недорогими бюджетными моделями. Требования к автомобильной и домашней акустике различаются: первая трудится в агрессивной среде (особенно в случае если устанавливается в дверях) и в условиях повышенной вибрации. Исходя из этого классические бумажные диффузоры исключены.

Диффузоры недорогих моделей изготавливаются из полипропилена низкого давления, более дорогих — большого. Для повышения жесткости (а следовательно, и качества звучания) полипропилен довольно часто армируют углепластиковыми нитями либо, что более модно, покрывают узким слоем железной фольги.

Самая дорогая акустика применяет фактически аналогичные дорогим домашним совокупностям разработки — кевларовые, углепластиковые а также картонные диффузоры (действительно, пропитанные особыми водостойкими смолами). Высокочастотные автомобильные головки, в большинстве случаев, ничего увлекательного из себя не воображают: употребляется купольная мембрана из пластика, металла либо шелка.

Две либо четыре?

какое количество колонок ставить? В этом вопросе специалисты так и не пришли к одному точке зрения.

Имеется установщики, совсем отрицающие заднюю акустику и вычисляющие ее атавизмом, пришедшим из тех лет, в то время, когда совокупность складывалась из магнитолы и двух динамиков — пластмассовых коробочек, каковые кидались на заднюю полку. Аргумент у них простой — так как в домашней стереосистеме никто не ставит колонки позади. Но в любом приличном авторесивере как минимум четыре канала усиления — куда тогда девать лишние два канала?

Заводить на сабвуфер, потому что это практически самое основное устройство в автомобиле. Другие специалисты прочно стоят на позиции четырехточечного размещения акустики в салоне, упирая на специфику звучания автомобильного салона, и не вычисляют низкочастотный динамик так уж и нужным. Единственное, в чем сходятся и первые, и вторые, — двери не лучшее место для размещения акустики.

При таковой установке получается эффект стереонаушников, в то время, когда источники звука локализуются в самой голове, а не перед слушателем, как задумывал звукорежиссер. Совершенное место для размещения — торпедо. Нужно, дабы торпедо было громадное, а лобовое стекло очень сильно наклонено назад. Но при таком размещении высокие частоты при отражении от стекла будут скоро затухать. Исходя из этого высокочастотные «пищалки» при таковой схеме выносятся на боковые стойки.

Если вы решились на это, то совершили первый ход на пути в пропасть — нескончаемого улучшения звучания вашего автомобиля. Потребуются бессчётные опыты с углами наклона, местами размещения, борьбой с отражением сигнала и т. д. Кроме времени все это стоит сумасшедших денег.

Звуковые процессоры

Выход из положения достаточно простой — возвращаем акустику в штатные места и устанавливаем специальный звуковой процессор.

В электронный мозг этого мелкого компьютера вбивается масса данных: расстояние от слушателя до всех звуковых головок, размеры салона, материал обивки и т. д., — а процессор, при помощи подстройки временных частотной коррекции и задержек сигналов сигнала, адаптирует звучание к салону любого автомобиля. Единственная неприятность — процессор вычислен лишь на одного человека. В то время, когда в салоне вы несколько, его возможно отключить, тогда все слушатели будут слышать что-то среднее.

Сейчас процессоры быстро дешевеют, и с их распространением чисто звуковые ответы будут отодвигаться на второй план. До тех пор пока среднестатистический автоаудиолюбитель обходится без процессора, кроме того не подозревая об их существовании, — согласно данным статистики на десять реализованных усилителей приходится один процессор.

Усилители

В случае если цена выбранной акустики перевалила за двести долларов за несколько, вам не обойтись без внешнего усилителя. Не смотря на то, что эксперты рекомендуют ставить усилитель при любой возможности — нельзя впихнуть в миниатюрную микросхему ничего прилично звучащего, утверждают они. Но установка усилителя несет за собой массу неудобств. Во-первых, для лучшего охлаждения он должен быть открытым.

Возможно, само собой разумеется, запихнуть его под сиденья, но в большинстве случаев его размещают в багажнике. Довольно часто это приводит к твёрдому закреплению спинки задних сидений — прощай, изменение салона, а вместе с ней и перевозка сноубордов и любимых лыж. В два раза возрастает протяженность проводов: сейчас их нужно тащить сперва от головного устройства в багажник и лишь позже — к акустике.

Установив усилитель, вы близко приблизились к тому порогу, в то время, когда автомобиль все же больше транспортное средство, чем мобильная аудиосистема.

Часть вторая.

Аудиомобиль

Перемещение к совершенству начинается с осознания того, что одного усилителя вам мало, необходимо как минимум три: один на правый борт, один на левый, один к сабвуферу. Басовые динамики в далеком прошлом уже живут в собственном особенном мире, и питают их особые усилители, трудящиеся в отдельном классе D (низкочастотные разработки в далеком прошлом разошлись с простыми).

Возможно сходу забыть, что в багажнике возможно что-то возить. В том месте сейчас навечно поселятся усилители, процессор и сабвуфер (лучше два). По иронии, как раз усилители установщики вычисляют самой прекрасной частью автомобиля. Исходя из этого в любой приличной мастерской вам порекомендуют отделку багажника кожей, нубуком либо деревом, предложат астрономическое количество всевозможных накладок, декоративных рамок, изготовленные на заказ болтики, неоновые лампы и светодиоды.

Самый хит сезона — особые лазеры. Экономить на всем этом не следует: в то время, когда в полночь вы откроете багажник и оттуда полыхнет всеми цветами радуги, знатоки это оценят.

Основной калибр

Много усилителей начинает приводить к токовому голоданию, хорошего звука ожидать запрещено. Пора поменять силовые провода. Как в оружии, их диаметр измеряется в калибрах. Чем меньше калибр, тем толще провод. Нулевой соответствует копеечной монете. Цена — от четырех до сорока долларов за метр. Поменяли?

Слушаем любимую скрипку. И внезапно на одном из дисков вам показалось, что кульминация раздалась как-то смазанно и неинтересно. Показалось либо не показалось, раздалась либо не раздалась?

Существует ничтожная возможность, что вам помешала инерционность автомобильного аккумулятора, что выдал необходимый ток для вашего усилителя на долю секунды позднее. Что, тянули-тянули подкалиберный кабель — и все напрасно? Нет, легко вы наконец доросли до конденсатора.

Установка аудиоконденсатора — это уже предел. Затем вы имеете возможность на равных обсуждать со экспертами маленькой круг тем. Музыкальный конденсатор делает роль накопителя энергии. В момент наступления кульминации произведения конденсатор, не ждя реакции со стороны нерасторопного аккумулятора, без промедления даст нужную порцию энергии усилителям мощности, и музыкальный фрагмент раздастся достойно.

Превосходно, не считая одного «но» В случае если внезапно незаряженный конденсатор включить в сеть, он неминуемо взорвется. Причем очень сильно. Исходя из этого следующим по окончании конденсатора приобретением будет особое устройство с дисплейчиком, надевающееся на клеммы и смотрящее за зарядкой.

Про питание

Совсем насладиться звучанием всей данной роскоши мешает звук трудящегося двигателя. Выключаем его. Вот он, момент истины. Как раз момент — гирлянда усилителей выпивает аккумулятор до дна мин. за двадцать. Меньше звучания половины компакт-диска.

Самое время ставить особый гелевый аудиоаккумулятор. По собственной структуре он более напоминает конденсатор (тонкие пластины, помещенные в гель), многократно превосходит классические аккумуляторная батареи по скорости отдачи тока. Связанный гелеобразный электролит не требует ухода, что разрешает размещать аудиоаккумулятор поближе к электронике.

Действительно, и стоит это чудо многократно дороже простого аккумулятора.

Вооружившись конденсаторами, аккумуляторами и проводами, вы наслаждаетесь музыкой, не подозревая, что сейчас проблемы смогут поджидать в дороге. Имя данной неприятности — генератор, что подзаряжает аккумулятор, что заряжает конденсатор, что питает усилитель. Дело в том, что надежное питание автомобиля обычный генератор снабжает начиная с 3−3,5 тыс. об./мин. А в пробках, в которых музыку по большей части и слушают, генератор крутится на 1000−1500 оборотах.

В случае если же включить стеклоочистители, омыватели, простые и противотуманные фары, кондиционер, прикуриватель, антирадар, handsfree, «крякалку» и стробоскоп, аккумуляторная батареи не только прекратят подзаряжаться, но начнут быстро терять заряд. Мы снова имеем размытую — как ее? — кульминацию. Сутки сломан.

Выход один — специальные, как вы додумались, аудиогенераторы, талантливые выдавать двести и более ампер уже на тысяче оборотов. На этом этапе общаться кроме того с аудиофилами безтолку. Вам прямая дорога на соревнования по автозвуковому спорту.

Что это такое? Просматривайте в следующем номере.

Создатель благодарит компании A&t trade и Триа Интернешнл за консультации

Как это трудится

Многие современные головные устройства могут повышать громкость аудиосистемы с ростом скорости (и шумов в салоне). Функция реализуется тремя разными методами. В недорогих совокупностях стоит схема, которая смотрит за пульсацией напряжения в сети автомобиля. Не обращая внимания на то, что переменный ток, вырабатываемый генератором, позже преобразуется в постоянный, всецело избавиться от пульсаций не удается.

В случае если пульсация стала выше, значит, генератор начал работату на более высоких оборотах и, следовательно, увеличилась скорость автомобиля. Эта настройка трудится верно, в случае если человек все время едет на пятой передаче по хайвэю. При муниципальном стиле езды и резком переключении передач она будет лишь злить: звук будет то возрастать, то затухать независимо от скорости. Более сложные совокупности интегрируются в бортовой компьютер автомобиля и снимают показатели прямо с датчика скорости.

Имеется еще третий вариант: в то время, когда в совокупности имеется встроенный микрофон. Встроенный анализатор спектра совокупности вычленяет шум автомобиля и регулирует громкость совокупности. Вот такая совокупность будет трудиться самый корректно, компенсируя кроме того шум от открытого окна.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№11, сентябрь 2003).

<

h4>

Автозвук. Секреты Настроек №1. Кроссовер.

Статьи, которые будут Вам интересны: