«Митчелл» из унашей — «военные действия»

Песня «Бомбардировщики», в первый раз раздавшись в СССР в конце 1943 года, сходу завоевала огромную популярность. В оригинале это музыкальный рассказ об американских летчиках, написанный композитором Джимми Макхью, автором многих известных мелодий, на слова Гарольда Адамсона. В Соединенных Штатах песня показалась в том же 1943-м и именовалась Comin’ In On a Wing and a Prayer («Возвращаемся на молитве и крыле»).

«Митчелл» из унашей - «военные действия»

Перелетев океан, эта песня стала собственной и в Российской Федерации, но русский текст не был дословным переводом, не смотря на то, что и близок к оригиналу. В нашей версии летчики возвращались «на честном слове и на одном крыле». Выполняли ее Эдит и Леонид Утесовы в сопровождении Национального джаз-оркестра РСФСР.

Песня оказалась яркой, запоминающейся. Успеху содействовали аранжировка Аркадия Островского, мастерство исполнителей и не в последнюю очередь русский поэтический текст, близкий и понятный фронтовым летчикам. Песня полюбилась и американцам, и русским.

Записи на грампластинках выходили большими тиражами. Президент Трумэн процитировал строки из данной песни в одной из речей, посвященных окончанию войны.
От молитвы до честного слова

Но о каком бомбардировщике шла обращение – о конкретном? Либо это всего лишь песенный и поэтический образ? Мой сотрудник, доктор наук Академии армейских наук Владимир Васильев, будучи в служебной командировке в Соединенных Штатах, задал вопрос об данной песне офицерам американских ВВС.

Один из них ответил: «Знаю ее с детских лет, она звучала в доме моих своих родителей. А говорится в ней о конкретном бомбардировщике – В-25 «Митчелл», и было много случаев, в то время, когда они, взяв весьма важные повреждения, все же долетали до базы».

В годы войны у отечественных авиаторов потребность в средних бомбардировщиках В-25 «Митчелл» (Mitchell) была особенная. В отличие от некоторых вторых самолетов, поступавших по ленд-лизу, они прекрасно выдерживали перегон по сверхдальней воздушной автостраде Аляска – Сибирь, аварийности у них практически не было. Благодаря высоким морозоустойчивости Митчеллы и аэронавигационным «характеристикам» использовались в качестве фаворитов при перегонке американских истребителей Р-63 «Кингкобра» и других.

А основное – В-25 прекрасно продемонстрировали себя в боевых условиях.

По окончании трагедии Перл-Харбора («Сутки сбежавших авианосцев») Рузвельт, чтобы вселить уверенность в американскую нацию и ее вооруженные силы, решил нанести ответный удар по Японии. Как фаворит страны, вступившей в войну, он исходил из того, что нужно продемонстрировать Токио: агрессия не останется безнаказанной. Но Америка тогда не имела собственных баз на западном материковом побережье Тихого океана и на близлежащих островах.

Исходя из этого было решено ударить японскую столицу сухопутными бомбардировщиками, разместив их на авианосце.

Военным самолетам В-25 «Митчелл» (модификация В-25В), выбранным для данной цели, предстояло взлететь с палубы за 500 миль от японского берега, чтобы обеспечить скрытность. В бомбардировщиках оборудовали дополнительные баки для горючего, любая военная машина приняла на борт около тонны бомбового груза. Возвратиться на авианосец по окончании исполнения задания они уже не имели возможность: для посадки для того чтобы типа самолетов на взлетно-посадочной палубе не было соответствующего оборудования.

Да и горючего на обратный путь к авианосцу не хватило бы, он по окончании взлета бомбардировщиков должен был развернуть на восток. На новейшем авианосце «Хорнет» (Hornet) была размещена эскадрилья из 16 «двадцать пятых». В составе экипажей – лишь добровольцы.

Операцию так засекретили, что кроме того капитан корабля капитан 1-го ранга Марк Митшер сначала не знал о ее сути. Взлет шепетильно отрабатывался на суше, на ограниченном по площади участке, контуры которого соответствовали габаритам палубы «Хорнета». Возглавил авиагруппу полковник Джеймс Дулиттл.

Позднее, на протяжении высадки союзных армий в Нормандии в июне 1944-го он, уже генерал, руководил 8-й воздушной армией.

Миссия полковника Дулиттла началась 18 апреля 1942 года. С авианосца «Митчеллы» друг за другом взлетели приблизительно в 400 милях от берегов Японии. Дабы упредить появление японских сил, важный за проведение операции адмирал Уильям Хелси приказал Дулиттлу поднять самолеты с палубы «Хорнета» в атмосферу ранее намеченного срока.

Американский исследователь К. Рейнольдс, создатель книги о Дулиттле, пишет: «С всецело отклоненными закрылками, с плачущими на полном газу двигателями самолет ринулся на протяжении палубы, прямо на гребни штормовых волн. Все замерли, смотря за взлетом. Если не взлетит Дулиттл, не взлетит никто.

Но самолет оторвался от палубы, практически касаясь колесами волн, сильно взмыл вверх, как будто бы удирая от гребней. Вздох облегчения вырвался у всех».

Задание было выполнено удачно: Токио, и Кобе, Нагоя и Иокогама в первый раз подверглись бомбардировке. Она имела и громадный нематериальный эффект – японцы были деморализованы. Большая часть самолетов по окончании исполнения задания развернули на Китай, оккупированный японцами. Кое-какие «Митчеллы» совершили вынужденную посадку, другие разбились.

Часть летчиков ушла в партизаны, часть погибла. Данный налет продемонстрирован в американском фильме «Перл-Харбор», но очень принципиальный момент остался за кадром – один «Митчелл» забрал курс на север, в сторону советской территории.

Союзники-нарушители

Вечером 18 апреля 1942 года бойцы Н-ского поста работы ВНОС Тихоокеанского флота заметили заходивший со стороны моря малоизвестный самолет. Но ни наблюдатели, ни другие работы ВВС и ПВО флота особенной тревоги не испытывали – в условиях облачности «Митчелла» приняли за похожий по очертаниям бомбардировщик Ил-4. Но самолет углублялся в отечественное воздушное пространство, не реагируя на радиозапросы.

В 17 часов 22 60 секунд капитан Йорк наконец заметил подходящую взлетно-посадочную полосу. Это был аэропорт Унаши недалеко от нынешнего города Находка, на котором базировался 39-й отдельный полк авиации Тихоокеанского флота. На перехват «Митчелла» вылетел умелый летчик – начальник звена лейтенант Александр Луговой.

Его истребитель И-15 огня по нарушителю не открывал, пилот видел: малоизвестный самолет, проскочив между двумя сопками в страшной близости от них, отправился на посадку. К тому же Луговой увидел американские опознавательные символы: союзники. Возможно представить удивление советских морских наземного персонала и лётчиков, в то время, когда бомбардировщик приземлился (на последних каплях горючего), а из люков показались усталые пилоты в маленьких кожаных куртках с меховыми воротниками.

С взлета с палубы «Хорнета» до приземления на советской территории они провели в воздухе более девяти часов.

Американцев встретили весьма тепло. С ними, как мог, переговорил и лейтенант Луговой. По окончании официальных обоюдных представлений их пригласили в летную столовую, где накрыли столы и отметили окончание воздушной одиссеи широким русским застольем. А по окончании заздравных тостов пошли вопросы: в то время, когда же, господа союзники, вы откроете второй фронт?

Знали бы захмелевшие от пережитого и русской водки «господа союзники», что их одиссея в Российской Федерации лишь начинается.

Капитан Йорк через переводчика попросил офицеров штаба флотской авиации, прибывших в Унаши, оказать помощь заправить самолет, дабы уже утром он смог забрать курс на Китай, где согласно расчетам имели возможность приземлиться другие бомбардировщики, участвовавшие в миссии полковника Дулиттла. Такая помощь американцам была обещана.

Конечно, отечественных офицеров весьма интересовал вопрос: откуда прилетели янки? У карты капитан Йорк неизвестно махнул рукой в сторону Аляски. Но кроме того людям, не весьма искушенным в воздушной навигации, было ясно, что преодолеть такое огромное расстояние без дозаправки было бы нереально.

И в то время, когда один из штабных офицеров прямо задал вопрос Йорка, не принимал участие ли его экипаж в налете на Токио, американец отпираться не стал.

Было поздно, ужасная усталость клонила гостей в сон, и они отправились отдыхать в полной уверенности, что на следующий сутки улетят в Китай. Но предстоящие события стали развиваться совсем не так, как рассчитывали американцы, руководство авиачасти в Унашах и представители штаба ВВС Тихоокеанского флота. Дни уже были на исходе, в то время, когда на аэропорт прибыл представитель пограничных армий, входивших в состав НКВД.

Офицер "настойчиво попросил" выдать ему американцев для допроса как «зарубежных нарушителей национальной границы».

По существу пограничник был прав: налицо несанкционированное пересечение воздушной границы СССР, а с нарушителями чуть ли не братание устроили. Но летчики не дали согласие на выдачу собственных американских гостей, сославшись на то, что это прерогатива вышестоящего руководства. Да и как позже наблюдать в глаза попавшим в беду сотрудникам?

Людям, с которыми только что поднимали тосты за Сталина, Рузвельта, за будущий второй фронт против фашистской Германии.

Но пока шли препирательства между авиаторами и представителем погранвойск, сообщение о посадке американского самолета достигло Москвы. Оттуда поступила команда: послать нежданных чужестранцев в Хабаровск, в штаб Дальневосточного фронта. Американцы же никак не могли уразуметь, что произошло: так как им давали слово оказать помощь улететь, а тут все так быстро изменилось.

Но ничего не сделаешь. В Хабаровске пилотов допросили и позже заявили, что они интернированы и будут направлены в глубь России.

Будущее экипажа

Много лет в архиве Минобороны был интересный документ, что через пять десятилетий по окончании окончания войны нашёл армейский историк Андрей Почтарев. Это письмо майора Эдуарда Йорка главе Генштаба Красной армии генерал-полковнику Александру Василевскому. Американский офицер предлагал помощь в подготовке экипажей для поступивших по ленд-лизу бомбардировщиков.

Создатель письма – начальник того самого «Митчелла» под номером 02242, что в апреле 1942 года приземлился на советском аэропорте.

В январе 1943-го письмо майора Йорка поступило в Генштаб из самой что ни на имеется глуши – города Оханск в Молотовской области (сейчас Пермский край). Именно там, подальше от больших промышленных центров, где имела возможность функционировать вражеская агентура, и находились американские летчики. Это были начальник экипажа первый пилот майор Эдуард Йорк, второй пилот лейтенант Роберт Эмменс, навигатор-бомбардир лейтенант Норман Херндон, бортинженер штабной сержант Теодор Лабэн, воздушный стрелок сержант Дэвид Пол.

То, что случилось с экипажем Эдуарда Йорка по окончании пересечения воздушной границы СССР и приземления на отечественной территории, – следствие непростой с интернационально-правовой точки зрения обстановки. Не обращая внимания на то, что Япония совершала постоянные армейские провокации против СССР, задерживала и топила отечественные суда, Москва стремилась строго выполнять Пакт о нейтралитете, арестант с Токио 13 апреля 1941 года. Но одновременно с этим США и СССР были союзниками и наша страна приобретала помощь по ленд-лизу, включая авиационную технику.

Подобная двойственность положения, в которой находятся летчики американского бомбардировщика, не имела возможности не оказать влияние на практически полное отсутствие информации об их нахождении у нас во время второй мировой. Но краткое сообщение о приземлении на территории Приморского края самолета, сбившегося с курса, показалось 25 апреля 1942 года в «Красной» и «Правде звезде».

Рузвельт и Сталин были в курсе случившегося с «Митчеллом». 23 апреля 1942-го коммунистический начальник в беседе с американским послом адмиралом Уильямом Стэндли официально сказал о проишествии с самолетом. Сталин заявил, что мы были вынуждены интернировать экипаж.

На данный момент, выделил Главноком, летчики находятся на свободе, в хороших условиях. Напоследок беседы посол поблагодарил Сталина «за громадную заботу об американских летчиках».

Майор Йорк, предлагая собственную помощь для подготовки экипажей американских бомбардировщиков, знал, что «Митчеллы» поступали к нам по ленд-лизу. Их первая партия пришла в СССР морским методом уже в конце 1941 года. Отечественные летчики высоко отзывались о качестве, надежности, живучести и вооружении этих автомобилей.

Планировали они на фабриках корпорации «Норт Америкэн», причем в основном женскими руками – большая часть мужчин мобилизовали в армию.

«Митчелл» – самый массовый двухмоторный бомбардировщик ВВС Соеденненых Штатов, общее число произведенных В-25 составило 9889 самолетов, причем последний из них был передан в армии в октябре 1945 года. Данный превосходный во всех отношениях самолет оснащался двумя радиальными двигателями Райта мощностью 1700 лошадиных сил любой.

Экипаж – пять-шесть человек, большая скорость – 483 км/ч, большой взлетный вес – 12,9 тонны, высота полета – семь километров, дальность действия – 2170 километров с бомбовой нагрузкой 1,36 тонны. Размах крыльев – 30,66 метра, протяженность – 16 метров, высота – почти пять метров.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века экипаж майора Йорка с холодного Урала перевели на юг – в особый лагерь под Ташкентом. В том месте они некое время, как и желали, обслуживали американские ленд-лизовские самолеты.

Ташкент – Тегеран – Вашингтон

Лишь спустя 14 месяцев по окончании начала одиссеи экипажу «Митчелла» «предоставили возможность» перейти границу – в соседний Иран, где в ту пору наровне с советскими частями пребывали армейские контингенты США и Англии. «Освобождение интернированных солдатах США, участвовавших в войне с Японией, было важным делом для всех союзников и советского правительства, потому, что это имело возможность стать весомым предлогом к преждевременному армейскому столкновению Японии с СССР, – отметил потом глава американской военной миссии в Москве генерал Дж. Дин. – Так или иначе маршал Сталин решил пойти на риск».

Летчиков «Митчелла» как национальных храбрецов принимал в Белом доме Верховный главнокомандующий и президент Рузвельт. В целом же счет солдатах ВВС Соеденненых Штатов, кто по различным обстоятельствам попал в Россию, прежде всего из-за аварийных посадок, за все годы войны шел на много. Лишь в Приморском крае с 1943 по 1945-й приземлились 37 американских самолетов с 291 участником экипажа.

Последние полсотни американских пилотов были вывезены из-под Ташкента в августе 45-го уже легально, через Европу. В то время СССР, верный союзническим обязательствам, уже вступил в войну с Японией.

В СССР вся эта история продолжительные послевоенные десятилетия была под завесой молчания. За океаном же из-за утечек в прессу американское военное руководство в августе 1945-го подготовило пресс-релиз, что начинался такими словами: «Сейчас, в то время, когда СССР объявил войну Японии, произошло поведать об одной из самых тайных историй войны».

Какова будущее американского самолета с бортовым номером 02242, на котором экипаж Эдуарда Йорка принимал участие в рейде на Токио? Как поведал проходивший службу в штабе Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Владимир Плотников, семь лет данный сухопутный бомбардировщик пребывал в составе авиации ТОФ, употреблялся как учебный самолет. В первой половине 50-ых годов двадцатого века его списали.

Но память о самолетах «Митчелл» В-25 осталась не только в хронике Второй мировой войны, а и в песне, которая звучит и Сейчас.

Российская Федерация VS Франция. Страйкбол-шутер BattleArena / GoPro fpv fps бой игры оружие

Статьи, которые будут Вам интересны: