Многоликая «визель»

Многоликая «визель»

Руководство Бундесвера начало восстановление собственных ВДВ в конце 1950-х гг. Но, как и во времена Вермахта, взор на ВДВ оставался прошлым — как на лёгкую высокомобильную пехоту без каких-либо средств «моторизации», не говоря уже о бронетехнике.

Но скоро, под впечатлением возможности применения атомного оружия, происходит изменение концепции. Сейчас действиям воздушного десанта придаются самостоятельность и большая активность, что свидетельствует необходимость подвижности и большей манёвренности. При таких условиях, для успешной борьбы с «механизированным» соперником в составе аэромобильных частей должны пребывать собственные авиадесантируемые бронемашины.

Согласно точки зрения армейского руководства Бундесвера, в таковой бронемашине имели возможность бы сочетаться «компактность наровне с нужной грузоподъёмностью, своевременная и одновременно тактическая подвижность, достаточная защита, простота управления». Выдвинутые тактикотехнические требования определяли, первым делом, транспортировку их вертолётами СН-47 и CH-53G «Сикорский», самолётами С-130 «Геркулес» и С-160 «Трансалл», и возможность сброса на парашютной совокупности.

Исходя из этого массу автомобили ограничили менее чем в 2,5 т, длину — пара более трех метров, высоту — до 1,5 м.

Такая лёгкая боевая десантная машина (БДМ) должна была являться платформой для 20-мм автоматической пушки, противотанкового ракетного комплекса, самоходного зенитного комплекса, 120-мм миномёта, в один момент употребляться как транспортёр снарядов, в качестве командно-штабной, разведывательной, санитарной.

Минобороны ФРГ на её изготовление заключило сначала соглашение с компанией «Порше», но после этого, в 1978 г. передало её производство и доработку компании «Крупп-Ма К Машиенбаум». Опробования переданных армейским четырёх опытных образцов начались в 1986 г. и проходили в тропиках и пустыне, кроме того в условиях Крайнего Севера. После этого последовали изменения и различные усовершенствования в конструкции.

В следствии оказался бронетранспортёр-носитель оружия, имевший массу около 3 т и грузоподъёмность 750 кг.

«Визель» TOW А1 имели на вооружении противотанковый ракетный комплекс TOW. Открытая пусковая установка М151 комплекса вместе с устройствами управления и наведения размещалась на турели перед дополнительным люком оператора, оборудованного в задней части крыши.

Афганистан, 2009 г.

«Визель» МК20 А1 в варианте автомобили огневой помощи имела одноместную башню, вооружённую 20-мм автоматической пушкой Мк20 Rh 202 «Рейнметалл»

В июле 1987 г. БДМ Wiesel А1 («Визель» с германского — «Ласка») приняли на вооружение ВДВ ФРГ.

Первые две серийные автомобили поступили в 1-ую воздушно-десантную дивизию 1 августа 1990 г.

Одной из конструкционных изюминок «Визель» являлось размещение моторно-трансмиссионного отсека в её передней части. Тут был двигатель. Потому, что он устанавливался спереди слева, то главная правая часть отсека была дана под рабочее место механика-водителя.

корма и Центральная часть корпуса представляли собой единое боевое отделение, откуда начальник (он же стрелок) руководил действиями автомобили.

Корпус автомобили — сварной, из катаных броневых страниц снабжал защиту экипажа только от огня 7,62-мм небольших осколков и стрелкового оружия мин и снарядов, разорвавшихся на удалении от неё.

Верхний лобовой лист имел угол наклона около 25°, в его передней части справа и слева пребывали люки с откидывающимися крышками для трансмиссии и обслуживания двигателя. Спереди крыши справа — люк для механика-водителя; перед ним установлены перископические устройства наблюдения. За ним — ещё один люк, за которым пребывало рабочее место начальника.

В зависимости от оружия, поставленного на БДМ, в задней её части имела возможность пребывать одноместная башня либо мог быть прорезан громадный люк стрелка-наводчика ракетного комплекса.

Борта автомобили — прямые, в нижней части — с отрицательным углом. Надгусеничные полки оканчивались штампованными крыльями.

На «Визеле» устанавливался 5-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель компании «Фольксваген» с водяным охлаждением и турбонаддувом количеством около 2 л и мощностью 86 л.с. при 4500 об/мин. Жалюзи радиатора пребывали в крыше корпуса; выхлопную трубу с глушителем, прикрытую сеткой, разместили слева над гусеничной полкой.

«Визель» Мк20А1

1 — 20-мм автоматическая пушка Мк20 Rh 202 «Рейнметалл»; 2 — выхлопной патрубок двигателя; 3 — ведомое колесо; 4 — опорный каток; 5 — ведущее колесо; 6 — трансмиссии и обслуживания передний люк двигателя;7 — прибор наблюдения механика-водителя; 8 — люк механика-водителя; 9 — патронная лента пушки; 10 — люк начальника автомобили; 11 — жалюзи радиатора двигателя; 12 — верхний лобовой наклонный лист; 13 — патронная коробка пушки; 14 — антенна

Топливный бак в корме вместимостью 80 л воображал собой протек-тированную ёмкость, изготовленную из упрочнённого стеклопластика с прорезиненной тканью.

Так именуемое баллистическое покрытие — протектор — при повреждении бака, к примеру, простреле пулей либо пробитии осколком разбухал под действием горючего и затягивал пробоину, предотвращая его вытекание. Помимо этого, внутренний количество бака был заполнен наполнителем из полиуретановой пены «с открытопористой сетчатой структурой». Это исключало образование в нём топливовоздушной смеси и детонацию паров при простреле.

Напомним, что уменьшение запаса горючего за счёт наполнителя (утрата нужного количества) составляло менее 3% от количества бака, а наличие открытых ячеек наполнителя разрешало легко заполнять бак горючим и всецело производить его в ходе эксплуатации.

Трансмиссия ЗНР22 автомобили имела автоматическую коробку передач с гидротрансформатором, снабжая в движении три скорости вперёд и две -назад.

Ходовая часть складывалась из переднего ведущего колеса, трёх сдвоенных опорных катков на личной торсионной подвеске с вертикальным ходом 170 мм, заднего направляющего колеса, опущенного для повышения опорной поверхности на грунт. Особенность пребывала в том, что опорные катки были спицованными для их облегчения. Помимо этого, гусеничная лента была резиновой типа «Дилль-Кетте».

Она армировалась железным кордом и имела запрессованные металлические поперечины, составляющие «траки», взаимодействующие с зубьями ведущего колеса.

Резиновая лента существенно облегчала ходовую часть, уменьшала шумность в движении.

Имея длину опорной поверхности 1,83 м, «Визель» имела возможность, затормозив одну из гусениц, разворачиваться на месте, не смотря на то, что обычный радиус поворота равнялся 7,2 м. Высокая удельная мощность двигателя, составлявшая 31 л.с./т, снабжала ей приёмистость и необходимую подвижность. Достаточно подчернуть, что она имела возможность с места разогнаться за 5 с до скорости 32 км/ч, а за 28 с — до 75 км/ч.

Выстрелы, готовые к стрельбе, были снаряжены в ленты, пребывавшие в патронных коробках по обе стороны пушки: 60 бронебойных пребывали в левой коробке, ещё 100 осколочных — в правой. При открытии огня они по эластичным рукавам подавались конкретно в казённик

Двигательный отсек автомобили «Визель». Устанавливался 109-сильный 5-цилиндровый 4-тактный дизель «Фольксваген» с водяным охлаждением и турбонаддувом

На корме шасси «Визель-2» открыто разместили 120-мм гладкоствольный миномёт ствольного заряжания с противооткатными устройствами

Самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Оцелот» имел на крыше поворотную пусковую установку. На ней укладывались четыре управляемые зенитные ракеты комплекса FIM-92 «Стингер» в транспортно-пусковых контейнерах

Для обеспечения работы зенитного ракетного комплекса предназначалась самоходная станция радиолокационной выдачи и разведки целеуказаний на управление огнём на шасси «Визель-2»

Пусковая установкам M151 ПТРК TOW на борту «Визель». Экипаж автомобили в таком варианте складывался из механика-водителя (в первых рядах), начальника (слева) и оператора комплекса (справа)

«Визели» были радиофицированы.

На корме устанавливались радиостанции совокупности БЕМ 80 со штыревыми антеннами: по одной — на линейных и по две — на командирских.

Как это часто бывает с «недостающими нужными примерами» — «Визель» безотлагательно приняли на вооружение, а уж позже заказали её изготовление.

В 1988 г. с компанией «Крупп-Ма К» заключили сделку на выпуск 210 единиц с противотанковым комплексом и 140 единиц — с пушкой.

«Визель» TOW А1 имели на вооружении противотанковый ракетный комплекс TOW (ПТРК «Тоу»), создаваемый американской компанией «Хьюз Эйркрафт». Открытая пусковая установка М151 комплекса вместе с устройствами управления и наведения размещалась в корме на турели перед дополнительным люком оператора, оборудованным в задней части крыши.

Боекомплект из семи ракет укладывался тут же в корме в готовых для пуска транспортно-пусковых контейнерах. Установка имела возможность наводиться на цель по азимуту с углами до 45° в обе стороны и до — +10° по склонению.

Позднее на «Визель» стали устанавливать модернизированный комплекс «Тоу-2».

С ПТРК имели возможность использоваться ракеты от BGM-71C выпуска 1972 г. до BGM-71H выпуска 1987 г., различавшиеся калибром и, следовательно, массой боевой части, и совокупностью взрывателя. Их наведение — командное, полуавтоматическое. Для поиска, последующего удержания и прицеливания ракеты на цели по линии прямой видимости оператор применял телескопический прицел. Управляющие сигналы передавались на совокупность управления ракеты по двум проводам, разматываемым с катушек в задней её части.

В качестве прицела употреблялся тепловизионный ночной прицел AN/ТАS-4, разрешавший вести пламя и ночью.

Большая прицельная дальность стрельбы ракетами равнялась 3750 м, минимальная — 65 м при скорости полёта 280 м/с. Бронепробиваемость наряду с этим ракет с кумулятивной частью BGM-71С составляла 430 мм, ракет ВСМ-71Н с тандемной боевой частью — 900 мм.

Экипаж автомобили с ПТРК возрастал на одного оператора и составлял три человека.

«Визель» МК20 А1 в варианте автомобили огневой помощи имела одноместную башню, вооружённую 20-мм автоматической пушкой Мк20 Rh 202 «Рейнметалл». Эта пушка предназначалась для борьбы с наземными целями на дальности до 7000 м и самолётами — на высотах до 2000 м, имея в боекомплекте выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными боеприпасами. Начальная скорость их равнялась 1300 м/с, масса — 0,11 — 0,12 кг.

Но при таких чертях подкалиберный боеприпас, к примеру, на дальности 1000 м имел возможность пробить броню толщиной 20 мм под углом встречи 60°.

«Визель-2» с ПТРК TOW:

1 — люк механика-водителя; 2 — люк начальника автомобили; 3 — пусковая труба комплекса TOW; 4 — управления и приборы наблюдения пуском ракеты; 5 — люк оператора

БМД «визель» являлись аэротранспортабельными. В грузовую кабину среднего транспортного вертолёта СН-53С, как и на СН-47 «Чинук», загружались две автомобили

Выстрелы, готовые к стрельбе, были снаряжены в ленты, пребывавшие в патронных коробках по обе стороны пушки: 60 бронебойных пребывали в левой коробке, ещё 100 осколочных -в правой. При открытии огня они по эластичным рукавам подавались конкретно в казённик. Остальные 240 выстрелов (в боезапасе их всего 400) должны были пребывать в укладах в корме автомобили.

Башня имела возможность поворачиваться по горизонтали на 110° в обе стороны и на углы от -10° до +45° по возвышению.

Наводчик для прицеливания и определения цели применял перископический прицел и лазерный дальномер с свободной стабилизацией поля зрения.

Ещё на одном варианте «Визель» в целях обеспечения наземной разведки разместили радиолокационную станцию RATAC-S. Её поставили на вооружение разведывательных взводов и батальонов артиллерийской разведки.

Это станция среднего радиуса действия имела возможность обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме наземные и воздушные цели на дальности 35 — 40 км.

Машина снабжалась грузовой стрелой, на которой на высоту 12 м поднимались антенна и приёмо-передающее устройство. Аппаратура обработки сигналов размещалась в корпуса: на дисплее имела возможность отображаться траектория перемещения движущихся целей.

Точность определения их координат составляла 10 м.

Практика применения БДМ «Визель» продемонстрировала, что машина в полной мере отвечала требованиям ВДВ в качестве носителя лёгкого оружия, и, что очень принципиально важно, собственной аэротранспортабельностью. Она начала поступать в Бундесвер именно к моменту формирования аэромобильных сил и войск так именуемого стремительного реагирования.

К 1995 г. во снова создаваемой воздушно-десантной бригаде имелось на вооружении 46 единиц «Визель» TOW А1 и 30 — «Визель» МК20 А1. Причём в её противотанковой роте пребывало 9 противотанковых и 6 пушечных таких автомобилей.

25-я воздушно-десантная бригада, к примеру, была включёна в состав германских аэромобильных сил и предназначалась для принятие участия в составе миротворческих контингентов.

Её подразделения имели возможность перебрасываться к месту сосредоточения в зависимости от расстояния самолётами либо вертолётами. Так, основной военно-транспортный самолёт средней и громадной дальности США и государств НАТО С-130 «Геркулес» имел возможность взять на борт 3 автомобили «Визель», второй средний военно-транспортный самолёт С-160 «Трансалл», штатный для ВВС ФРГ и предназначенный для десантных операций и грузовых перевозок, имел возможность перевозить 4 такие автомобили, американский большегрузный дальний транспортно-десантный самолёт С-141А «Старлифтер» — 6 единиц.

Американский стратегический военнотранспортный самолёт повышенной грузоподъёмности С-5 «Гэлэкси» либо дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный «Boeing-747» имели возможность бы перебросить в второе полушарие почвы сходу четверть либо кроме того треть бригадных автомобилей: они вместили бы 30 и 24 БДМ «Визель» соответственно.

В грузовую кабину среднего транспортного вертолёта CH-53G, как и на СН-47 «Чинук», загружались две автомобили.

На наружной подвеске вертолётов 14-60А «Блэк Хок» либо AS 332 «Супер Пума» возможно было перевезти только одну «Визель».

Новую модель боевой десантной автомобили «Визель-2» представили Бундесверу в 1994 г. Главным её преимуществом был в два раза расширенный обитаемый внутренний количество. Корпус автомобили удлинили до 4200 мм, поставив исходя из этого в ходовой части ещё один четвёртый опорный каток и второй поддерживающий ролик на любой борт.

Схема компоновки осталась прошлой — с двигательным отсеком в первых рядах, но добавилось десантное отделение в корме. Пара изменилась форма корпуса — наклонный лобовой лист продолжили, разместив в верхней части люк механика-водителя, а за ним на крыше в рубке — люк начальника. В корме поставили двустворчатую распашную дверь для выхода десантников.

Десантное подразделение в составе трёх человек покидает «Визель-2» через распашную дверь в корме корпуса

«Визель» TOW на улице одного из городов Афганистана. Германский контингент сил Интернациональной коалиции по содействию безопасности, Афганистан, 2011 г.

Мощность двигателя увеличили с 86 л.с. до 109 л.с., установив дизель «Фольксваген — Ауди — TDI» с турбонаддувом. Заменили трансмиссию на новую автоматическую ZF LSG 300/4 с гидромеханической передачей; она снабжала четыре передних и две задних скорости. Увеличили количество топливного бака, доведя запас хода 550 км.

Сейчас БТР «Визель-2» имел возможность вмещать и перевозить в ходовой части до шести человек десантников и экипажа.

Броня имела возможность обезопасисть их от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, имелись совокупность кондиционирования воздуха и фильтровентиляционная установка. Наряду с этим сохранились низкий силуэт корпуса, маленькое удельное давление на грунт -всего 0,41 кг/см2, манёвренность и отличная подвижность БМД.

Расширили и само семейство автомобилей разного назначения на базе «Визель-2».

Так, в 1998 г. была создана командно-штабная машина (КШМ) «Примус» С2, которая предназначалась для управления огнём артиллерии с позиций войсковых подразделений, и для действий в качестве передовых пунктов разведки. КШМ снабжалась информационно-управляющей совокупностью HERGIS компании «Сименс и КО» с отображающей обстановку аппаратурой и мониторами передачи данных. Она снабжалась двумя радиостанциями УКВ-диапазона и одной — КВ-диапазона, устройствами спутниковой навигации.

Вооружалась 7,62-мм пулемётом MGЗ с боекомплектом до 500 патронов.

Раздельно был создан вариант боевой разведывательной автомобили (БРМ) «Пионер». Её наземный разведывательный комплекс складывался из лазерного дальномера, телевизионной и тепловизионной аппаратуры, размещённой на выдвигающейся вверх мачте.

На машине устанавливались кроме этого аппаратура обработки данных, средства связи, приёмник совокупности NAVSTAR и второе оборудование. Главной задачей автомобили являлись обнаружение наземных целей соперника, слежение за ними на поле боя.

Ещё одной моделью стал самоходный миномёт, созданный компанией «Рейнметалл».

На корме шасси «Визель-2» открыто разместили 120-мм гладкоствольный миномёт ствольного заряжания с противооткатными устройствами. На марше его ствол укладывался на крыше автомобили в горизонтальном положении.

При стрельбе с кормы устанавливались два откидных поддерживающих домкрата для обеспечения надёжной стабилизации.

Подготовка данных для стрельбы велась посредством усовершенствованной совокупности управления огнём, наведение на цель производилось всего лишь несколькими кнопками клавиатуры; имелись бортовой компьютер, навигационная аппаратура.

Миномёт в вертикальной плоскости наводился в пределах +40°+ — 85°, по горизонтали — в секторе + — 25°. Дальность стрельбы зависела от заряда выстрела и равнялась 6,3 км при простом заряде и до 8,5 км — при увеличенном.

На производство первых трёх выстрелов уходило 20 с. Боекомплект составлял 20 мин (по другим сведеньям — 30 мин).

Расчёт самоходного миномёта — три человека: механик-водитель, начальник, заряжающий.

«Оцелот» — самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия на базе «Визель-2» — имел на крыше поворотную пусковую установку, управляемую дистанционно из корпуса по азимуту цели и углу места.

На ней укладывались четыре управляемые зенитные ракеты комплекса FIM-92 «Стингер» в транспортно-пусковых контейнерах. Эти ракеты, длиной 1,52 м, калибром 70 мм и массой 10,1 кг, несли трёхкилограммовую осколочную боевую часть. Они имели возможность поражать воздушные цели на дальностях 200 — 4500 м, летящие со скоростью до 720 м/с (2,2 М) и на высотах до 3800 м. Совокупность их наведения — пассивная инфракрасная — пребывала в головке самонаведения ракеты.

На пусковой установке размещались кроме этого оптико-электронное устройство ракет и сопровождения целей, лазерный дальномер, аппаратура управления.

Боевой расчёт осуществлял обстрел цели, пребывав в кабине автомобили. Скорость поворота платформы при поиске цели составляла 56 град./с. Перезаряжание установки по окончании запуска четырёх ракет производилось вручную.

Полная масса комплекса — около 4 т.

«Оцелот» должен был употребляться для прикрытия подразделений сухопутных армий на марше, на поле боя и в районах сосредоточения — командных пунктах, узлах связи от атак с воздуха вертолётами и самолётами соперника.

Для обеспечения работы зенитного ракетного комплекса предназначалась самоходная станция радиолокационной выдачи и разведки целеуказаний на управление огнём, смонтированная кроме этого на шасси «Визель-2».

Она оснащалась трёхкоординатной радиолокационной станцией «Хард» (РЛС) сантиметрового диапазона.

РЛС «Хард» имела возможность в один момент сопровождать до 20 разных воздушных целей на расстоянии до двадцати километров.

Наряду с этим она имела три режима работы в зависимости от типа цели: режим для сопровождения и обнаружения высоскоростных целей, режим обнаружения действия и режим вертолётов по неманеврирующим целям, снабжая автоматическое сопровождение всех типов целей в условиях радиоэлектронного противодействия.

Одна самоходная станция имела возможность снабжать радиолокационной информацией до восьми боевых автомобилей ЗРК при передаче данных посредством радиостанций.

Экипаж таковой автомобили составляли два человека.

Следующий вариант «Визель-2» — санитарно-эвакуационная машина. В этом варианте её корпус пара удлинили для возможности размещения в заднем отсеке двух лежачих раненых либо до четырёх сидячих.

В кормовых страницах установили широкую входную выходную дверь. Машина снабжалась медицинским оборудованием для оказания первой помощи конкретно на поле боя, водяным подогревателем, фильтро-вентиляционной установкой, кондиционером.

Небольшой транспортёр на шасси «Визель-2» грузоподъёмностью около 1 т имел возможность служить в качестве перевозчика снарядов к артиллерийским орудиям и миномётам, бензовоза, перевозчика грузов.

Перечисление многоликих возможностей «Визель-2» возможно было бы продолжить. Сообщается, что семейство дополнится ещё и другими примерами. К примеру, предполагается её изменение в артиллерийский тягач лёгких полевых пушек, в транспортно-заряжающую машину, инженерно-разведывательную с аппаратурой разведки минных водных преград и полей.

Все автомобили «Визель-2» являются аэротранспортабельными — вероятна переброска теми же самолётами и вертолётами, что и «Визель», лишь их берут на борт на единицу меньше. Так, в грузовой кабине С-130 «Геркулес» умещаются две автомобили вместо трёх, в С-160 «Трансалл» — три вместо четырёх, на вертолёте CH-53G — лишь одна.

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ РАКЕТ BGM ПТРК TOW

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БДМ «ВИЗЕЛЬ-2»

Боевая масса, кг………………………4,1

Экипаж, чел………….до 6 с десантом

Протяженность, мм………………………………..4,2

Ширина, мм…………………………..1852

Высота по крыше, мм…………….1562

Клиренс, мм……………………………300

Ширина колеи, мм…………………1620

Двигатель……………..«Фольксваген — Ауди — TDI» с турбонаддувом мощностью 109 л.с.

Трансмиссия………..автоматическая

Подвеска…………….личная торсионная

Тип гусеницы…………………резиновая армированная, ширина трака 200 мм

Большая скорость, км/ч……70

Запас хода км…………………………550

Удельное давление, кг/см2………0,41

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стены……………………….0,4

ширина рва…………………………..1,5

глубина брода………………………0,5

подъём, град………………………….31

угол крена, град……………………..18

Вероятно кроме этого десантирование с самолёта на 4-тонной парашютной платформе.

Но однако предпочтение военное руководство отдаёт так именуемому посадочному десантированию — высадке с вертолётов при тактическом десанте либо с самолётов — при своевременной переброске армий.

Автомобили семейства «Визель-2» стали поступать в части Бундесвера с 2001 г. Тогда поступил заказ на первые 67 единиц. Требовалось изготовить 50 зенитных комплексов, 10 разведывательных автомобилей, семь — командно-штабных.

Германские БДМ «Визель» учавствовали и в заграничных операциях военных подразделений ФРГ. В 1993 г. они употреблялись в Сомали в составе германского контингента сил ООН на протяжении миротворческой операции UNOSOM-II. После этого, в 1999 г. — в Косово в составе KFOR — интернациональных сил под управлением НАТО. Главными их задачами и в том и другом случае были ведение разведки и патрулирование дорог.

В Афганистане сначала прибытия в страну германских подразделений автомобили всегда действовали в их составе.

Модернизирование БМД «Визель» длится. Нельзя исключать, что через некое время мы заметим поступившие на вооружение десантных частей и безэкипажные роботизированные автомобили, управляемые лазерными сканерами и видеокамерами.

В. ТАЛАНОВ

БМД Визель Wiesel авиадесантируемая военная машина ВДВ Германии

Статьи, которые будут Вам интересны: