На южном фланге нато

На южном фланге нато

В случае если США и Англии по окончании Второй мировой было нужно задуматься о разумном сокращении собственных ВМС, то главные средиземно-морские державы, Францию и Италию, мучила совсем вторая головная боль. Не обращая внимания на то, что одна из этих государств оказалась в рядах победителей, а вторая — среди побежденных, неприятности у них были приблизительно однообразными. В огне войны полностью сгорели оба некогда могущественных флота.

Когда экономике удалось преодолеть послевоенную разруху, началось энергичное восстановление французского и итальянского флотов. Такое положение во многом содействовало более стремительному обновлению всех классов кораблей ВМФ, среди них и эскортных.

Во многом этому процессу помогали и США: так как Средиземноморье стало южным флангом НАТО, таким важным, что его защита от «красной» угрозы в глазах заокеанских стратегов смотрелась одной из самых приоритетных задач. Исходя из этого первые послевоенные противолодочные суда Италии и Франции строились, по сути дела, на американские деньги, шедшие в Европу по программам военной помощи.

Обе государства распорядились этими средствами достаточно удачно — по крайней мере, более удачно, чем сами их покровители с другого берега Атлантики. Действительно, первые французские эскортники типа «Ле Коре» («Корсиканец») по архитектуре очень сильно напоминали американский «Дили», что дало основание некоторым экспертам вычислять, словно бы они создавались на базе проекта из америки.

Но по окончании снятия грифа секретности стало ясно, что их полностью создали французские инженеры, перенявшие самые интересные, на их взор, решения из самых различных государств.

Фрегаты, значившиеся как проект Е-50, уже на чертежных досках взяли уникальное оружие. На конструкторов яркое впечатление произвели доставшиеся по окончании раздела германского флота миноносцы, исходя из этого и на «корсиканцах» показалось 105-мм орудие, расположенное в корме, подальше от волн и брызг.

Его дополняли две спаренных установки 57-мм автоматов, представлявшие собой в первой половине 50-ых годов двадцатого века достаточно замечательное средство ПВО. В носовой части — четыре трехтрубных торпедных аппарата, каковые было нужно поднять на надстройку вместе с контейнерами для запасного набора малогабаритных противолодочных торпед.

Уже на протяжении постройки, которая затянулась на пять лет, 105-миллиметровку заменили на третью 57-мм спарку. Претерпела трансформации и решетчатая мачта.

Последним, но крайне важным трансформацией стало появление шестиствольного 375-ммреактивного бомбомета шведской компании «Бофорс», являвшегося весьма замечательным и перспективным для собственного времени противолодочным оружием. Но для него уже не оставалось «удачного» места ни на палубе, ни на надстройках. Было нужно разместить «изюминку» проекта в средней части спардека, спереди от КДП.

Увы, стрелять оттуда глубинными бомбами по корме и носу, где самый возможно имела возможность появляться неприятельская подлодка, было весьма непросто.

Недочёт ликвидировали на следующей серии из 14 фрегатов типа «Ле Норман» (проект Е-52), равно как и их предшественники, названных в честь народностей исторических провинций Франции. Бомбомет занял лучшее место в самом носу, а торпедные аппараты переместились в кормовую часть.

В остальном первые 11 единиц типа Е-52 очень сильно напоминали собственных родоначальников — тип Е-50. На трех последних, взявших обозначение тип Е-52В, число стволов нового реактивного «Бофорса» сократилось до четырех, но его возможности увеличились за счет применения более стремительной и рациональной совокупности перезарядки. Бомбомет установили на место кормовой возвышенной 57-мм установки. Не смотря на то, что число последних уменьшилось до двух, но оставшиеся спарки сейчас имели красивые углы обстрела.

Из вторых трансформаций направляться отметить ликвидацию запасных наборов противолодочных торпед, очевидно ухудшавших остойчивость маленьких судов.

Первую семерку Е-52 еще финансировали США, но свободная политика правительства де Голля, ратовавшего за полную самобытность всех видов армии, покончила с денежными поступлениями из-за океана. Как выяснилось, с очень хорошими результатами.

Вместо намечавшегося строительства фрегатов проекта Е-54, повторявших предшественников в пара уменьшенном варианте (в котором не нашлось места кроме того 57-миллиметровкам — вместо них предполагалось иметь лишь четыре 40-мм автомата), французам удалось создать «Командан Ривьер» — один из самые интересных и замечательных многоцелевых судов 1960-х годов.

В первой половине 60-ых годов XX века на одном из представителей серии Е-50, «Ле Брестуа», обе кормовые 57-мм спарки уступили место экспериментальной 100-мм автоматической пушке французской разработки.

Опробования продемонстрировали прекрасные результаты: техническая скорострельность 60 выстрелов в 60 секунд делала ее эквивалентной (по крайней мере, на бумаге) четырем орудиям того же калибра времен Второй мировой. Исходя из этого эта пушка стала базой оружия фрегата нового проекта, первоначально претенциозно названного «эскортный корабль Французского Альянса». Но, потом его переклассифицировали в более привычное «авизо».

46.

Фрегат «Ле Коре», Франция, 1955 г.

Выстроен на верфи ВМФ в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 1290 т, полное 1700 т. Протяженность громаднейшая 99,7 м, ширина 10,3 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 20 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: шесть 57-мм орудий, два 20-мм автомата, двенадцать 550-мм торпедных аппаратов ПЛО, шестиствопьный 375-мм аккумуляторная «Бофорс». Всего в 1955—1956 гг. выстроено четыре единицы: «Ле Коре», «Ле Брестуа», «Ле Бупоннэ» и «Ле Борделе».

Все списаны в 1975 г.

47. фрегат «Ле Норман», Франция, 1956 г.

Выстроен на верфи «форж э Шантье» вТупоне. Водоизмещение стандартное 1295 т, полное 1700 т. Протяженность громаднейшая 99,7 м, ширина 10,3 м, осадка 4,3 м. Мощность, вооружение и скорость — как на «Ле Коре». Всего в 1956 — 1960 гг. выстроено 14 единиц. Все списаны до 1981 г.

48.

Фрегат «Команден Ривьер», франция, 1962 г.

Выстроен на верфи ВМФ в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 1750 т, полное 2250 т. Протяженность громаднейшая 103 м, ширина 11,5 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 25 узлов.

Оружие: три 100-мм орудия, два 30-мм автомата, шесть 550-мм торпедных аппаратов ПЛО, четырехствольный 375-мм РБУ «Бофорс». Всего в 1962—1965 гг. выстроено девять единиц. Два корабля («Шельшер» и «Бурдэ») в 1988 и 1990 гг. реализованы Уругваю, остальные списаны в 1992—1994 гг.

49. Корвет «Д’Этьен д’Орв», Франция, 1976 г.

Выстроен на верфи ВМФ в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 950 т, полное 1250 т. Протяженность громаднейшая 80 м, ширина 10,3 м, осадка 3 м. Мощность двухвальной дизельной установки 11 000 л.с., скорость 24 узла. Оружие: две ПКР ракеты «Экзосет», одно 100-мм орудие, два 20-мм автомата, четыре торпедных аппарата ПЛО, шестиствольный 375-мм РБУ «Бофорс».

Всего в 1976— 1984 гг. выстроено 17 единиц. К настоящему времени семь списаны, остальные находятся в строю.

Суда типа «Команден Ривьер» предназначались для двух, казалось бы, не хорошо совместимых ролей.

Одна из них соответствовала концепции Североатлантического альянса — борьбе с советскими подводными лодками. Вторая же предусматривала классический «показ флага» (а при боевые — действия и случай) во все еще бессчётных заокеанских владениях Франции.

Для решения второй задачи «Командан Ривьер» нес замечательную артиллерию, а широкие помещения разрешали принять на борт 80 морских пехотинцев, которых в два приема имели возможность доставить на берег два малых десантных катера, занявшие места простых шлюпок. Кроме того реактивный «Бофорс» имел возможность использоваться для обстрела берега: с целью этого в его боезапас включили особые бомбы. Для усиления противолодочных качеств возможно было снять кормовое 100-мм орудие, на место которого принимался легкий вертолет.

В действиях против субмарин очень сильно помогала только высокая маневренность — диаметр циркуляции кроме того на полной скорости не превышал двух длин корпуса.

Потому, что эти необычные «канонерки второй половины XX века» должны были выполнять дальние переходы, их оборудовали дизельными моторами.

Исключением стал «Бальни», на котором разместили комбинированную газотурбинно-дизельную установку, трудившуюся на один вал с винтом громадного диаметра — скоро подобная энергетика взяла общее признание. Но из-за множества технических неприятностей окончательное вступление «Бальни» в строй затянулось до 1970 года.

Во второй половине семидесятых годов прошлого века достаточно успешные авизо типа «Командан Ривьер» прошли модернизацию, сделавшую их многоцелевыми боевыми единицами.

Место возвышенного кормового орудия заняли четыре пусковые установки противокорабельных ракет «Экзосет», сделавшие «авизо-эскортеры» страшными для любого соперника — как подводного, так и надводного.

Но, к тому времени в строй начали вступать первые французские боевые суда нового поколения. Официально классифицированный как корвет, «Д’Этьен д’Орв» являлся по-настоящему универсальной боевой единицей.

Конструкторам удалось вместить менее чем в 1000 т стандартного водоизмещения и артиллерию, и противокорабельные ракеты, и реактивный бомбомет, и торпеды.

Новые авизо унаследовали от предшественников большую дальность и хорошую манёвренность плавания, но были очевидно перегружены оружием и имели ограниченные противолодочные возможности.

Первоначально предполагалось разместить на них и вертолет, ставший к тому времени необходимым элементом в борьбе с подводным соперником, но кроме того легкий «Дофин» не имел возможности безопасно оперировать с маленького «пятачка» в самой корме. Дизели было нужно запихнуть в один отсек, оборудовав их дистанционным управлением, потому, что людям в нем уже просто не оставалось места.

50.

Фрегат «Касторе», Италия, 1957 г.

Выстроен компанией «Кантьери Навали Риунити». Водоизмещение стандартное 1800 т, полное 2250 т. Протяженность наибольшан 103,1 м, ширина 12 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 22 000 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: четыре 76-мм орудия, четыре 40-мм автомата, два 533-мм торпедных аппарата ПЛО, трехствольный РБУ «Менон». Всего в 1957—1959 гг. выстроено четыре единицы: «Касторе», «Канопо», «Чеитауро» и «Чиньо».

Исключены из перечней флота в 1980—1984 гг.

51. Фрегат «Луиджи Риццо», Италия, 1961 г.

Выстроен на верфи ВМФ в Кастелламаре.

Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 1650 т. Протяженность громаднейшая 94,1 м, ширина 11,4 м, осадка 3,1 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: два 76-мм орудия, шесть 324-мм торпедных аппаратов ПЛО, трехствольиый РБУ «Менон», вертолет. Всего в 1961—1963 гг. выстроено четыре единицы: «Карло Бергамини», «Виргилио Фазан», «Карло Марготини» и «Луиджи Риццо». «Бергамини» исключен из перечней флота в 1981 г., остальные— в 1988 г.

52.

Фрегат «Альпино», Италия, 1968 г.

Выстроен компанией «Кантьери Навали Риунити». Водоизмещение стандартное 2000 т, полное 2700 т. Протяженность громаднейшая 113,3 м, ширина 13,1 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной комбинированной газотурбиино-дизельной установки 31 800 л.с., скорость 29 узлов. Оружие: шесть 76-мм орудий, шесть 324-мм торпедных аппаратов ПЛО, трехствольный РБУ «Менон». Всего выстроено две единицы: «Альпино» и «Карабииьсре».

Оба исключены из перечней флота в 2001—2003 гг.

В случае если французы предпочитали для собственных сторожевиков и авизо довольно малые размеры, то их традиционные соперники и соседи — итальянцы — в собственных пристрастиях отличались необычным непостоянством. Родоначальник первой их серии послевоенных эскортных судов, фрегат «Канопо», заложили фактически в один момент с эсминцами «Импетуозо» и «Индомито», уменьшенной копией которых он, в сущности, и являлся.

Место 127-мм пушек американского производства заняли отечественные 76-миллиметровки. Как продемонстрировала история, они были очень перспективными (их дальние потомки, автоматические пушки компании «ОТО-Мелара», до сих пор остаются самыми распространенными артсистемами в мире). Первоначально новые трехдюймовки размешались в двух необыкновенных спаренных установках, где один ствол размещался над вторым.

Но приблизительно через десятилетие по окончании вступления в строй на всех четырех фрегатах установили маленькие башенки, вмещавшие по одному орудию и имевшие дистанционное управление.

Следующая серия более компактных фрегатов типа «Карло Бергамини» уже сначала несла одиночные артустановки.

Помимо этого, эти суда имели куда более современный внешний вид: дымоходы выходили в становившуюся актуальной мачто-трубу, а в корме показалась маленькая платформа для вертолета, что имел возможность храниться в маленьком складывающемся на манер подзорной трубы ангаре. Наличие вертолета заметно повышало противолодочные возможности фрегата, но на протяжении эксплуатации скоро стало известно, что кроме того компактный и неприхотливый аппарат «Аугуста-Белл-204» (на суше употреблявшийся полицией и карибинерами) чувствует себя очень неуютно на выделенном ему пространстве.

Было нужно убирать кормовое орудие и расширять «мини-аэропорт». В остальном эскортники вышли успешными, с возросшими боевыми качествами. Дизели разрешили расширить дальность плавания и заметно сократить водоизмещение если сравнивать с предшественниками.

Действительно, первые итальянские фрегаты годились только для борьбы с дизельными подводными лодками: догнать атомнуюсубмарину им было очень затруднительно.

И потому следующие фрегаты «Альпино» и «Карабиньере» взяли перспективную комбинированную силовую установку. Скорость до 22 узлов снабжали четыре дизеля, а при необходимости к ним подключалась газовая турбина, разрешавшая достигнуть 29—30 узлов. По архитектуре более большие новые фрегаты полностью повторяли собственных предшественников, но с одним серьёзным дополнением.

На маневрах выяснилась громадная уязвимость «Бергамини» от воздушных атак с кормовых углов, где посадочная площадка вытеснила практически все оружие. Было нужно прибегнуть к достаточно расточительному для современных судов размещению: из шести 76-мм орудий четыре разместили по бокам от трубы и достаточно объемистого ангара, в следствии чего в любом секторе цель имели возможность обстреливать как минимум два ствола. Базирующихся на палубе вертолетов сейчас стало два.

В общем, новые фрегаты удовлетворяли всем современным требованиям, в особенности если не забывать, что на срезе кормы имелась спускаемая буксируемая гидроакустическая станция, разрешавшая заметно расширить дальность обнаружения подводного соперника. Главным же оружием борьбы с последним формально оставался реактивный бомбомет «Менон», мало напоминавший пресловутый американский автомат «Уэпон Альфа», но более надежный.

Практически же главным противолодочным средством стали вертолеты, производство которых Италия удачно наладила по лицензии компании «Белл».

Так, к 1970-м годам обеим средиземноморским державам удалось создать достаточно хорошие образцы эскортных судов, что разрешило им выйти с ними и на интернациональный рынок. Но это — тема отдельного беседы.

В. КОФМАН

Толстов: РФ превращает Крым в военную базу против южного фланга НАТО 11.01.18

Статьи, которые будут Вам интересны: