На страже мира и капитализма
Воктябре 1950 года в конструкторском бюро Детройтского арсенала (Detroit Arsenal Tank Plant) началось проектирование нового танка, призванного заменить средний танк М47. Не будет лишним подчернуть, что последний в тот момент ещё не был принят на вооружение. Разумеется, что управление армии США осознавало, что М47 не есть перспективной военной машиной, поскольку во многом базировался на конструктивных ответах танка М26, созданного в конце Второй мировой.
В базу проекта новой автомобили положили конструкцию умелого тяжёлого танка Т43. От него унаследовали новый цельнолитой корпус обтекаемой подковообразной формы, близкий к овалу в поперечном сечении. Американские эксперты думали, что такая форма корпуса при равной толщине брони обеспечит лучшую баллистическую и противоминную защиту, если сравнивать с классическими конструкциями.
Помимо этого, на новом среднем танке диаметр башенного погона в свету сохранили таким же, как на тяжёлом — 2159 мм. И это не обращая внимания на то, что он должен был вооружаться 90-мм пушкой, а не 120-мм, как Т43. Такое ответ разрешило придать стенкам башни большой наклон и отказаться от развитой кормовой ниши.
В целом башня имела форму близкую к полусфере, что значительно повысило её снарядостойкость.
Проект танка завершили к декабрю 1950 года. А 27 февраля следующего года он был официально одобрен армейскими и взял обозначение 90 mm Gun Tank Т48. Шасси первого прототипа поступило на двухнедельные заводские ходовые опробования на полигон в Челси в январе 1952 года. Остальные пять прототипов изготовили в апреле — июле того же года.
Национальные опробования танков длились на Абердинском полигоне и полигоне в Форт Нокс до конца 1952 года. По их итогам в конструкцию Т48 внесли бессчётные трансформации, но же большое количество вопросов всё ещё оставались нерешёнными. Однако, ввиду срочной потребности армии в новом танке, 2 апреля 1953 года он был принят на вооружение под обозначением 90mm Gun Tank М48.
Кроме этого, ему присвоили имя собственное Генерал Патон III (General Patton III), в честь генерала Джорджа С. Паттона — самого известного американского танкового начальника Второй мировой.
Серийное производство М48, тогда ещё под обозначением Т48, началось на фабриках компаний Chrysler Corporation, Дженерал моторс Corporation, Ford Motor Company и Alco Product ещё до завершения опробований. С 1952 по 1959 год промышленность США выпустила 11 703 автомобили.
Корпус танка воображал собой одну отливку массой 13 т. Её лобовая часть имела округлую обтекаемую форму, удачную с позиций снарядостойкости. Толщина лобовой и бортовой брони составляла соответственно 120 и 75 мм. В передней части корпуса на регулируемом сиденье размешался механик-водитель, руководивший танком посредством штурвала, педали переключения тормоза и рычага передач.
Для наблюдения за полем боя он имел перископические устройства, и инфракрасный прибор ночного видения.
Над боевым отделением размешалась полусферическая литая башня (масса составляла 6,3 т) с оружием. На крыше башни размешались командирская башенка с люком, люк заряжающего и турель зенитного пулемёта, а в — рабочие места начальника, наводчика (справа от пушки) и заряжающего (слева).
Средний танк М48А5Т1 турецкой армии
Главное оружие складывалось из 90-мм танковой пушки М41 с длиной ствола 50 калибров и начальной скоростью бронебойных снарядов 851 — 914 м/с. Для удаления газов из канала ствола пушка была снабжена эжекционным устройством. Затвор пушки вертикальный, клиновой, полуавтоматический. Противооткатные устройства складывались из пружинного тормоза накатника и гидравлического отката. Для наведения пушки на цель употреблялись электрогидравлический и ручной приводы.
Стрельбу из пушки имел возможность вести как командир экипажа, так и наводчик. Начальник пользовался стереоскопическим прицелом-дальномером М13А (большая дальность измерения 4400 м), а наводчик имел перископический и телескопический прицелы. Прицел-дальномер, перископический прицел и пушка наводчика были связаны между собой и с баллистическим вычислителем М13, трудившемся в механическом и электрическом режимах.
Измеренное командиром экипажа посредством прицела-дальномера расстояние до цели машинально вводилось в вычислитель. В том же направлении с пульта управления вручную вводились баллистические характеристики снарядов, и поправки на утрату начальной скорости благодаря износа ствола и на метеорологические условия. Величина угла прицеливания, определённая вычислителем, передавалась в сетки самого прицела и прицела наводчика-дальномера.
В один момент приводилась в воздействие гидравлическая совокупность, снабжавшая установку ствола пушки в положение, соответствующее замеренной дальности.
В качестве запасного оружия употреблялся спаренный 7,62-мм пулемёт Браунинг (Browning) М1919А4 и 12,7-мм зенитный пулемёт М2НВ. Турель зенитного пулемёта имела дистанционное управление, благодаря которому командир экипажа имел возможность вести стрельбу, пребывав в башне. Боекомплект танка составляли 60 выстрелов, 5900 патронов калибра 7,62 мм, 180 патронов калибра 12,7 мм.
На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения AV-1790-5B компании Континенталь (Continental) мощностью 810 л.с. при 2800 об/мин. Двигатель размещался в МТО на протяжении продольной оси танка и был объединён в неспециализированный блок с агрегатами трансмиссии.
Горючим двигателю служил бензин с октановым числом не ниже 80, ёмкость размещённых в танка топливных баков составляла 757 л. Для повышения очевидно недостаточного запаса хода (113 км) танк оснащался блоком из подключённых к топливной совокупности четырёх 208-литровых бочек, размещённых на отсоединяемой раме в кормовой части танка. Потому, что никакой защиты эта конструкция не имела, перед вступлением в бой бочки демонтировались либо экстренно сбрасывались при неожиданной угрозы.
От двигателя крутящий момент передавался на ведущие колёса через гидромеханическую силовую передачу CD-850-5 типа Кросс-Драйв и одноступенчатые бортовые редукторы.
Ходовая часть, применительно к одному борту, складывалась из шести обрезиненных опорных катков, пяти обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего размещения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющего колеса. Подвеска личная торсионная; гидравлические амортизаторы на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески; гусеница металлическая мелкозвенчатая с РМШ шириной 710 мм. Траки гусеницы оснащались резиновыми асфальтоходными подушками.
Масса танка — 44 т, экипаж — четыре человека. Большая скорость — 42 км/ч.
Модернизация, начавшаяся фактически сразу после начала серийного производства, в первой половине 50-ых годов XX века стала причиной появлению модификации М48А1 с устранёнными недостатками, распознанными на протяжении опробований опытных образцов, другими словами ещё до запуска танка в серию. На машине показались Т-образный дульный тормоз пушки, сдвижная крышка люка механика-водителя, командирская башенка М1 с крупнокалиберным пулемётом, усовершенствованная трансмиссия, решётчатая корзина для снаряжения на кормовой части башни, дефлектор на крыше МТО для отвода тёплого воздуха, дополнительный натяжной каток в ходовой части. Над стволом пушки имел возможность крепиться ксеноновый прожектор для подсветки ночного прицела, был установлен двухплоскостной стабилизатор наведения орудия. Боевая масса танка возросла до 47,3 т.
Средние танки М48А5 армии Таиланда
На танках модификации М48А2, показавшихся спустя год, устанавливался бензиновый двигатель AVI-1970-8 с ярким впрыском горючего мощностью 825 л.с., а ёмкость топливных баков довели до 1440 л, благодаря чему запас хода возрос до 400 км. Танк взял трансмиссию Аллисон (Allison) CD-850-5, на нём поменяли отводы крыши МТО и кормы корпуса, смонтировали совокупность ПАЗ. На танках, предназначенных для армии, устанавливались три поддерживающих катка, для морской пехоты — пять.
На автомобилях варианта М48А2С кроме этого установили прицел-дальномер М17С и ликвидировали дополнительный каток для натяжения гусеницы.
На этом серийные модификации танка М48 заканчиваются, все остальные были взяты путём модернизации ранее выпущенных боевых автомобилей. Первой во второй половине 60-ых годов XX века показалась модификация М48АЗ.
Танки М48А1 и М48А2 оснащались МТО танка М60 с дизельным двигателем AVDS-1790-2A и трансмиссией Allison CD-850-6. На них были установлены новая командирская башенка, прицел-дальномер М17В1С, телескопический прицел М105 и баллистический вычислитель. Запас хода составил 463 км.
Всего модернизировали 1019 танков.
Было произведено шесть прототипов ракетного танка М48А4 с башней танка М60А2 со 152-мм орудием/пусковой установкой для ПТУР Shillelagh.
В 1975 году показалась модификация М48А5 со 105-мм пушкой М68 и СУО танка М60, командирской башенкой израильской конструкции с 7,62-мм пулемётом М60, спаренным пулемётом M60D и пулемётом М60 на турели люка заряжающего. Боекомплект складывался из 54 патронов и 10 000 выстрелов. Боевая масса — 49,1 т. Модернизировано 2064 танка.
Кроме линейных танков выпускался и огнемётный вариант — М60. Огнемёт Мб устанавливался вместо 90-мм пушки. В башне размещался и 1480-литровый бак для огнесмеси. Горючая смесь выстреливалась через ствол сжатым воздухом. Стрельба была вероятна как постоянной струёй в течение 60 секунд, так и маленькими выстрелами по 2 — 3 с. Второй метод использовался чаще. Теоретический радиус действия огнемёта составлял 150 — 200 м, но на дальности более 100 м рассеивание струи огнесмеси было уже чрезмерным.
Снаружи М67 отличался от М48 более толстым и маленьким стволом орудия. Экипаж огнемётного танка включал трёх человек — заряжающий, из-за отсутствия пушки, отсутствовал. Стрельбу из огнемёта и спаренного с ним пулемёта вёл наводчик. Производство М67 началось в 1955 году. По окончании запуска в серию танков М48А2 огнемётные М67А1 стали изготавливать на его шасси.
Танки М67А1 оснащались усовершенствованными огнемётами М7. Обозначение М67А2 огнемётные танки взяли по окончании модернизации их шасси до отметки М48АЗ.
Вид сверху на М48АЗ. Прекрасно видны командирская башенка и новая башенная корзина
самая популярной машиной на базе танка М48 стала БРЭМ М88. Её серийное производство началось в первой половине 60-ых годов XX века компанией BMY в г. Йорк (штат Пенсильвания), где менее чем за четыре года выпустили более чем 1000 единиц.
В первом варианте базисной платформой служил танк М48А2. На нижнюю часть его корпуса устанавливалась надстройка из броневых страниц, образующих отделение для экипажа из четырёх человек. Над механиком-командиром и водителем размешались громадные башенки.
12-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения развивал мощность 825 л.с., а неспециализированная масса автомобили достигала 50 т. Особое оборудование включало подъёмный кран грузоподъёмностью 18,4 т, механическую лебёдку с все возможным тяговым упрочнением 45,9 т и запасного лебёдку. Спереди был установлен сошник-бульдозер.
В 1975 году компания BMY приступила к выпуску новой БРЭМ, которой присвоили индекс М88А1 (масса 51 т). Эта машина с дизельным двигателем AVDS-1790-2DR мощностью 750 л.с. состоит на вооружении и на данный момент. Из-за поменянных передаточных чисел коробки передач максималычая скорость снижена до 42 км/ч, но наряду с этим улучшились показатели, воздействующие на буксирование. Если сравнивать с предыдущей эта модель имеет более идеальное ремонтно-эвакуационное оборудование.
Грузоподъёмность крана образовывает 23 т при опоре корпуса на сошник и 18,4 т при заблокированной подвеске. Трос лебёдки барабанного типа имеет длину 61 м. Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 11 л.с. снабжает работу оборудования независимо от функционирования основных гидравлических совокупностей. От него мощность кроме этого подаётся на топливоперекачивающий насос для заправки восстановленных боевых автомобилей либо забора горючего из автомобиля, не подлежащей ремонту. Вместимость главных топливных баков БРЭМ -1500 л.
Выпуск М88А1 завершился во второй половине 80-ых годов XX века.
Всего к тому времени изготовили около 3500 автомобилей М88 и М88А1.
Во второй половине 90-ых годов двадцатого века руководство армии США выдало заказ на новую БРЭМ, взявшую обозначение М88А2 HERCULES (Heavy Equipment Recovery Combat Utility Lift and Evacuation System — совокупность для ремонта и эвакуации тяжёлой боевой техники неспециализированного назначения). Она оснащена более трансмиссией и мощным двигателем с лучшими чертями, не снижающими свойство к буксировке, имеет усиленное бронирование, снабжающее защиту от 30-мм снарядов. К хорошим факторам возможно отнести ещё и наличие усовершенствованной А-образной кран-стрелы грузоподъёмностью при опоре на сошник 32,6 т, и лебёдки с тяговым упрочнением 64,8 т и тросом длиной 85 м. Другое приспособления и оборудование подобны имеющимся на вторых моделях этого класса.
Не считая производства БРЭМ М88А2 в самих США, американцы заключили сделку с египетским танкостроительным заводом на сборку 50 таких автомобилей из комплектующих, поставляемых США.
На базе танка М48 был создан мо-стоукладчик А\^В, предназначенный для преодоления разных преград шириной до 18 м танками и другими военными машинами в зоне военных действий. Вместо башни на нём смонтировали мостовую оборудование и конструкцию для её укладки. Мостовая конструкция типа ножницы представляла собой две клёпаные колеи коробчатого сечения шириной по 1,3 м, изготовленные из алюминиевых сплавов.
Мост длиной 19,3 м и грузоподъёмностью 54 т снабжал преодоление 60% водных рубежей в Западной Европе. Укладка моста на преграду осуществлялась посредством гидравлики за 2 — 3 60 секунд, снятие — за 10-30 мин.. Укладка моста производилась без выхода экипажа из мостоукпад-чика.
На вооружение эту машину приняли во второй половине 50-ых годов двадцатого века. В качестве базы употреблялись шасси танков М48, М48А1 и М48А2. Во второй половине шестидесятых годов прошлого века бензиновые моторы на мостоукладчиках заменили дизельными.
Кроме корпуса и армии морской пехоты США, танки Генерал Паттон состояли на вооружении армий многих стран, наряду с этим много раз модернизировались по национальным программам.
Так, к примеру, М48А2С наровне с леопардами являлись базой танкового парка сухопутных армий ФРГ в начале семидесятых годов двадцатого века. Снаружи паттоны Бундесвера отличались от американских наличием громадных прямоугольных ИК-про-жекторов компании АЕ(3-Телефункен на масках пушек и коробками, наваренными на кормовые башенные корзины, для имущества членов экипажа, и смонтированными по бортам башни двумя блоками из четырёх 76-мм дымовых гранатомётов германской конструкции. Ещё одним внешним показателем западногерманских М48 стали установленные на корпусе танка зеркала заднего вида.
Во второй половине семидесятых годов прошлого века компания Вег-манн модернизировала 650 танков в вариант М48А20А2. Объём работ приблизительно соответствовал американскому М48А5, но с ориентировкой на конструктивно-технологическую преемственность станком Леопард-1.
Были установлены 105-мм пушка L7AЗ с теплозащитным кожухом, новое крепление пушки по-походному, пассивные устройства ночного видения для командира экипажа, механика и наводчика-водителя, модернизирована командирская башенка, поменяна боеукладка (46 выстрелов) и усовершенствована совокупность управления огнём. На танке употребляются устройства низкоуровневого телевидения компании АЕв Телефункен с приёмной камерой, размещённой над пушкой, и выдачей изображения на наводчика и экраны командира. Пять танков и 165 наборов сборочных единиц, нужных для модернизации танка М48 до отметки M48A2GA2 реализовали в Турцию.
Танк М48А5
Компоновка танка М48АЗ :
1 — 90-мм пушка М41; 2 — Т-образный дульный тормоз; 3 — ксеноновый прожектор; 4 — сиденье механика-водителя; 5 — штурвал; 6 — короб воздушного фильтра; 7 — вентиляторы совокупности охлаждения; 8 — откинутая крышка люка заряжающего; 9 — крышка люка командирской башенки; 10 — командирская башенка; 11 — устройства наблюдения; 12 — 12,7-мм пулемёт; 13 — сиденье начальника; 14 — укладка 90-мм выстрелов; 15 — казённая часть пушки
Танки M48A2GA2 поступили на вооружение бригад Heimatschutz — территориальных формирований Бундесвера. В первой половине 90-х годов двадцатого века в связи с снижением числености вооруженных сил их сняли с оружия и передали Турции по программе военной помощи.
В первой половине 80-ых годов XX века Германия взяла заказ на модернизацию 182 турецких М48. Кроме доведения танков до стандарта М48А5, одним из требований турецкой стороны стала установка дизельного двигателя. Немцы предложили свой 8-цилиндровый дизель MTU МВ837 Ка-500 мощностью 1000 л.с., для установки которого было нужно переделать моторное отделение, но танк оказался значительно динамичнее американского аналога с двигателем в 750 л.с.
Не совсем ясно, был ли выполнен заказ, либо всё ограничилось опытным образцом, проходившим опробования в Трире.
Модернизация большей части парка турецких танков проводилась с участием американцев. В 1983 — 1993 годах в Турции на двух танкоремонтных фабриках до отметки М48А5Т1, приблизительно соответствовавшего М48А5 армии США, переоборудовали около 1900 боевых автомобилей. С 1987 по 1995 год ещё около 760 М48 модернизировали в вариант М48А5Т2 путём установки термоизоляционных чехлов на стволы орудий, введением в состав СУО нового баллистического вычислителя и двухплоскостного стабилизатора пушки.
И в том и другом случае модернизационные наборы поступали в Турцию из америки.
Программа модернизации танков М48 в Турции ещё не закончена, но сейчас к её реализации привлекаются компании Израиля. По состоянию на 2007 год турецкая армия располагала 1369 М48А5Т1 и 751 М48А5Т2. Кроме этого в армиях пребывали 658 танков М48АЗ и 183 БРЭМ М48Т5.
Огнемётный танк М67
В Южной Корее 597 танков М48, М48А1, М48А2С и М48АЗ переоснастила компания Hyundai PrecisionIndustry Со ЛТД. до стандарта М48А5К. Считается, что корейский вариант превосходит по своим боевым качествам американский. На танки установлены 105-мм пушки М68, ИК-при-боры наблюдения механика-водителя и прожектор-осветитель на маске пушки, дымовые гранатомёты по бортам башни, бортовые противокумулятивные дизели и экраны AVDS-1790-2D. Помимо этого, усовершенствованы СУО, электрооборудование, ходовая часть и командирская башенка.
7,62-мм пулемёты М60 установлены и перед люком начальника, и перед люком заряжающего.
Около 400 танков М48А5, состоящих на вооружении греческой армии, прошли модернизацию путём установки компьютеризированной СУО MOLF германской компании Rheinmetall Defence Electronics.
На вооружении армии Тайваня состоят два варианта модернизированных М48. Первый — М48Н/СМ-11 Brave Tiger (Храбрый тигр) — является синтезом башни М48А2 и корпуса М60АЗ. На нём установлены: 105-мм пушка М68, производящаяся на Тайване по лицензии; новая СУО, включающая лазерный дальномер на углекислом газе компании Texas Instruments; тепловизионные устройства ночного видения; МТО, трансмиссия и двигатель, заимствованные у танка М60АЗ вместе с корпусом и ходовой частью; новая командирская башенка.
Танк СМ-12 представляет собой М48АЗ со всеми усовершенствованиями, внедрёнными на СМ-11 (не считая корпуса М60АЗ).
Танковый мостоукладчик AVLB
В конце 50-х годов М48 являлись главными танками морской пехоты и армии США и дислоцировались как на территории США, так и в Европе. Они учавствовали в известном противостоянии в августе 1961 года в Берлине, в то время, когда советские и американские танки разделяли два десятка метров.
На долю М48 и его модификаций выпала впечатляющая боевая карьера. Боевое крещение новые автомобили взяли летом 1958 года в Ливане в составе бригады американской морской пехоты. Но, до стрельбы тогда не дошло.
Настоящие боевые действия с участием М48 начались в 1965 году в Индокитае. К Январю лишь в частях морской пехоты США во Вьетнаме имелось 65 линейных танков М48 и 12 огнемётных танков М67. В последующие годы танки М48А1 и М48АЗ обширно употреблялись в военных действиях вьетнамской войны.
Причём на последнем её этапе — обеими противоборствующими сторонами.
В 1965 году Пакистан применял М48 в битвах против индийских армий, причём очень неудачно. 1-я пакистанская танковая дивизия, укомплектованная военными машинами этого типа, была уничтожена средствами ПТО и огнём индийских центурионов.
Самый же крупномасштабным было использование танков серии М48 на протяжении арабо-годов и 1967 израильских 1973 войн. Все полученные Израилем М48 были доведены до отметки М48А5 а также более того.
Танки М48 учавствовали в гражданской войне в Ливане (1975 — 1990), употреблялись Ираном на протяжении ираноиракской войны (1980 — 1988) и пакистанскими армиями на протяжении миротворческой операции в Сомали (1992 — 1995). Последней войной с их участием стал конфликт между ливанской армией и палестинскими боевиками в Северном Ливане в 2007 году.