На вершине перед падением

На вершине перед падением

Несомненная успех с разработкой ракетных крейсеров типа «Грозный», по сути, ракетных судов нового типа, очевидно потребовала предстоящего развития. Но перед «продолжением банкета» находились серьёзные препятствия. Мы уже говорили о том, что первоначально планировалось выстроить десять единиц, но программу свернули до четырёх. В большой степени это было связано с трансформацией направления кораблестроения.

Среди громадных надводных судов на первое место выходили противолодочные крейсера, в действительности представлявшие собой вертолётоносцы. За неимением авианосцев кроме того достаточно скромные по размерам «Ленинград» и «Москва» сходу попадали в число самые ценных боевых единиц. Конечно, требующих дополнительного охранения.

Вот под это назначение и начали проектировать новый вариант ракетного крейсера, взявший обозначение проект 1134. (В один момент в связи с новыми веяниями он взял ещё и именное обозначение — «Беркут»). Предполагалось, что такие достаточно большие «эскортники» смогут функционировать в океане, обороняя «вертолётную матку» от всевозможных посягательств: из-под воды, с её поверхности и с воздуха.

Для противодействия самому страшному, воздушному сопернику новый тип решили вооружить зенитным ракетным комплексом «Шторм» — тем же оружием, которое несли сами вертолётоносцы. Для отражения надводных сил неприятеля помогали уже проверенные крылатые ракеты П-35, опробованные на «грозных». Но, в случае если в 58-м проекте они, непременно, являлись главным оружием, то при судов сопровождения посчитали, что использоваться они будут только в редких оказиях.

Исходя из этого «ополовинили» и неспециализированное число пусковых установок, и каналы управления, покинув лишь два. В следствии «беркуты» имели возможность стрелять лишь двухракетными залпами, очевидно недостаточными для поражения сколь-нибудь важной цели, в особенности в условиях активной противорадиолокационной борьбы. Уже потом среди офицеров нашлись умельцы, наловчившиеся стрелять полным залпом в 4 ракеты, с управлением от штатных РЛС, но лишь на прямой радиолокационной видимости.

Но, по задумке проектировщиков значительную помощь операторам на корабле имел возможность оказать вертолёт, в этом случае штатный. В варианте целеуказания он имел возможность показывать на корабль «картину» со собственного локатора, на которой возможно было выбрать цель и машинально ввести её координаты в совокупность управления ракеты перед стартом. Совокупность, для 60-х годов очень продвинутая, но отнюдь не самая надёжная в быстротечном современном морском бою.


Помимо этого, на единственный вертолёт претендовали не только ракетчики, но и противолодочники — со своим вариантом оборудования и вооружения. Требовалось предугадать, какие конкретно как раз боезапас и оборудование нужно принять в том либо другом случае. Вероятнее, в настоящих военных условиях каждому кораблю было нужно бы «трудиться» с тем, что выяснилось на борту на протяжении выхода в поход.

Но основная проблема вышла с зенитным комплексом.

Разработка «Шторма» очень сильно задерживалась. Оставалось или продолжительно ожидать нового оружия, или применять старое. Приняли второй вариант, как выяснилось, в полной мере разумно (реально «Шторм» приняли на вооружение лишь во второй половине 60-ых годов двадцатого века, в то время, когда все 4 единицы уже были выстроены), но «конвоир» был менее вооружённым, чем те суда, каковые ему предназначалось защищать.

Испытанная «Волна» имела возможность поражать воздушные цели лишь на дистанции прямой видимости и годилась по большей части для самообороны, не смотря на то, что две спаренные установки и смотрелись очень внушительно. Для заточенных под атаку 58-х новый крейсер являлся через чур не сильный «напарником» в смысле ударной мощи, а «Ленинград» и «Москва» чуть ли не лучше защитили бы себя от воздушных атак самостоятельно. Совсем поставило крест на совместном применении «умное» распределение новичков по флотам.

Три из четырёх 1134-х попали на северный театр, в то время как их потенциальные «клиенты», крейсера-вертолётоносцы первого призыва базировались в южных водах, а «грозные» — или в том месте же, или на Дальнем Востоке.

Всё это поспособствовало пара необычной классификации: по вступлению в строй «новички» стали ВПК — «громадными противолодочными судами», категория, под которую в советском флоте попадали все большие суда охранения, включая «поющие фрегаты» проекта 61, имевшие больше зенитный «выговор». Но во второй половине 70-ых годов двадцатого века «Кресту» (как обозвали 1134-й в Североатлантическом альянсе) отнесли к ракетным крейсерам. В принципе, по размерам «беркуты» доходили для аналогичных претензий, не смотря на то, что по большей части ответ принималось «для солидности», дабы иметь в составе флота как возможно больше крейсеров.

(Увидим, что отечественные моряки пошли в данной необычной гонке классификаций за главным «возможным соперником»: подобную операцию американцы проделали со собственными ракетными эсминцами несколькими годами ранее).

Большая часть недочётов первой серии, связанных по большей части с несвоевременным поступлением новых видов оружия, удалось устранить на второй, взявшей обозначение 1134А, либо «Беркут-А». Сохранив то же водоизмещение, корабль стал настоящим крейсером. Он взял наконец столь долгожданный «Шторм», разрешавший стрелять как по воздушным, так и по надводным целям, среди них и прячущимся за горизонтом.

Для их наведения служила более помехозащищённая РЛС «Восход». Универсальным стал и противолодочный комплекс «Раструб», заменивший сугубо антисубмаринную «Метель». В первый раз в отечественном флоте гидролокатор, новый «Титан-2», разместили в носовом бульбовом обтекателе.

Вследствие этого было нужно вынести якоря вперёд, дабы при их бросании не повредить хрупкое сооружение, нарастив и без того очень сильно наклонёный форштевень. Действительно, в следствии корабль взял красивый стремительный вид. Улучшилось и базирование вертолёта: его взлётную палубу немного подняли, потому, что на первых 1134-х она очень сильно заливалась водой. По большей части, корабль оказался достаточно успешным.

Вот лишь в крейсера ему формально попасть не было нужно ввиду отсутствия особого ударного ракетного оружия. (На Западе за таковое одно время принимали пусковые контейнеры, в которых пребывали универсальные противолодочные ракето-торпеды). Но формально обозначавшийся до конца работы как БПК, «Беркут-А» владел большой мощью, ни в чём не уступая американским сотрудникам этого класса тех лет, и мы с определённым правом можем включить его в «крейсерский» обзор.

На этом история проекта не завершилась. Ещё один шаг на встречу к современности удалось сделать на третьей серии 1134-х, «беркутах-Б». Им стала в первую очередь замена паротурбинной двигательной установки на новомодные газовые турбины. Советские конструкторы применили комбинацию из маршевых (для экономического хода) и «форсажных» турбин, каковые в режиме полного хода имели возможность трудиться в один момент, развивая на треть громадную мощность, нежели у предшественников.

ГТУ разрешала значительно стремительнее, практически за считанные 60 секунд, набирать высокую скорость, а при необходимости — быстро тормозить и поменять направление перемещения за счёт реверса. Но в новом деле не обошлось и без нескольких ложек дёгтя. Одной из них стал неприятный факт, который связан с тем, что при работе лишь маршевых турбин суда имели возможность развивать через чур скромную скорость, около 15 узлов.

В следствии приходилось в большинстве походов с «напарниками» других типов всё время запускать и главные турбины. (Привет от германских лёгких крейсеров типа «К» времён 1930-х годов с их маломощными крейсерскими дизелями).

Ещё одним вызывающим большие сомнения ответом стала огромная труба для выпуска отработанных газов, в принципе, совсем не необходимая для газотурбинной установки. Обстоятельство заключалась в попытке конструкторов избавиться от теплового излучения, талантливого стать эргономичной точкой наводки для ракет с инфракрасной головкой самонаведения.

Предполагалось, что температуру выходного потока удастся заметно снизить за счёт огромного сечения выходного отверстия «газовой трубы». (Примечательно, что такими совокупностями самонаведения увлекались именно в отечественном флоте, но при том американцы не очень озабочивались исходящим из труб их судов «теплом»). За счёт повышения мощности механизмов и очередного (не через чур громадного) возрастания водоизмещения удалось в очередной раз повысить боевые возможности.

К двум спаренным «штормам» добавилось две установки зенитных ракет малого радиуса «Оса» в уникальных опускаемых установках, заставляющих отыскать в памяти прежние времена прячущихся в барбетах пушек. Тут также ПУ «скрывалась» в погреб, приобретая очередную несколько ракет, и после этого снова скоро выдвигалась над палубой в готовности к следующему залпу. Усилилось и артиллерийское оружие: вместо 57-мм автоматов последний «Беркут» взял автоматические же 76-миллиметровки.

Для ближней обороны от крылатых ракет и самолётов показались 30-мм многоствольные АК-630, коммунистический аналог «Вулкана», превосходящий «американца» фактически по всем статьям. В итоге, не обращая внимания на в неспециализированном-то похожий внешний вид, 1134-Б сильно отличался от собственного не через чур успешного прародителя. Это осознали и натовцы, удостоившие его отдельного обозначения — «Кара».

Но постепенное удаление от «настоящих» ракетных крейсеров было налицо: и «Беркут-А», и «Беркут-Б» вправду являлись судами сопровождения в американском духе, предназначенными в первую очередь для ПВО и борьбы с подводными лодками. Их противокорабельные, тем более ударные возможности оставались достаточно скоромными; себя они, само собой разумеется, имели возможность бы обезопасисть, но вот стереть с лица земли авианосец — вряд ли.

И вот в середине 1970-х годов советские конструкторы взялись за новый проект, взявший шифр и 1164 цифровое обозначение «Атлант». Для экономии и времени за основу взяли конструктивные ответы, отработанные на 1134-Б. Это относится как корпуса, так и энергетической установки. Для повышения экономического хода на маршевых турбинах применили особый теплоутилизационный контур — ТУК, разрешивший поднять её до 18 узлов.

Но наряду с этим газотурбинная установка стала не только весьма идеальной, но и сверхсложной. Инженеры предложили также расширить толщину обшивки до в неспециализированном-то весьма скромных для давешних лет 8 мм. (Отыщем в памяти, к примеру, американские крейсера Второй мировой войны с их вдвое-втрое более солидной обшивкой). Но кроме того эта мера разрешила существенно расширить срок работы корпуса — важный фактор с позиций морских финансов.

Действительно, водоизмещение нового корабля возросло практически на треть, но он сейчас имел возможность в полной мере обоснованно принимать во внимание крейсером.


Да и оружие полностью соответствовало классификации. Ударную силу снабжали 16 ракет П-500 «Базальт», талантливых поражать цели на расстоянии до 500 км. Действительно, при применении сложной совокупности наведения, приобретающей эти и от спутников, и от самолётов — дальних разведчиков Т-95, и от собственного вертолёта.

Но крейсер проекта 1164 имел возможность дать полный залп с личным наведением всех шестнадцати ракет, причём считалось, что фактически каждые совокупности ПВО и радиоэлектронной борьбы соперника не смогут помешать «просочиться» как минимум трём из них. Этого хватило бы кроме того для любого, самого громадного авианосца США, каковые и являлись основной целью нового советского крейсера.


Но он имел возможность не только нападать, но и хорошо постоять за себя. В корме размешалась пусковая установка ракетных «зениток» «Форт» очень уникального конструкции. 64 ракеты размещались в барабанах по 8 штук, запрятанных под палубой. По окончании каждого пуска через особый люк данный револьверный барабан поворачивался так, дабы под люком пребывала следующая «пуля».

В принципе, совокупность напоминает американские «соты» вертикального старта, не смотря на то, что заметно сложнее по конструкции и, что основное, не есть универсальной. Но стоит не забывать, что создавалась она раньше утилитарных заокеанских «сот».

Дополняли «Форт» две установки ЗУРО ближнего действия «Оса-М». В полной мере замечательной по современным меркам возможно счесть и артиллерию: спаренная 130-мм автоматическая установка с радиолокационным наведением способна за минуту-вторую перевоплотить в решето корабль средних размеров. А шесть 30-мм многостволок АК-630М, объединённые попарно вместе с независимой совокупностью наведения должны хорошо справляться и с самолётами, и с крылатыми ракетами.

Заслуживает уважения и противолодочное оружие, помой-му являющееся сугубо побочным для ударного корабля. В противоположность американским 324-мм «фитюлькам», у нас на флоте применяли 533-мм торпеды, очень неприятные не только для подводных лодок, но и для надводных судов. Обеспечивались они так же в полной мере современным гидроакустическим оборудованием, включающим неповторимую гидроакустическую станцию с двумя антеннами — в носовом бульбе и буксируемом блоке.

К сожалению, практически уже традиционно, новое оружие не успевало за кораблестроителями и проектировщиками, исходя из этого созданный в первой половине 70-ых годов XX века «Атлант» удалось заложить лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века. А в строй вступила головная «Слава» ещё шесть лет спустя, напомнив о состоянии дел в отечественном флоте во времена Русско-японской и 1-й Всемирный войн. Спешно созданная за океаном «Тикондерога» была включёна в состав флота США всего через год.

Ясно, что американцам удалось лучше учесть все научные и технологические новшества. Тем более приятно, что отечественные ракетные крейсера в полной мере имели возможность бы соперничать с подобными им единицами «возможного соперника». «Бы» — если бы не абсолютный проигрыш в экономике и последовавший развал СССР. До ужасного финиша великой державы удалось ввести в строй лишь три корабля.

Американцам, как мы знаем, более 20. Помимо этого, крейсера проекта 1164 имели собственную ахиллесову пяту — единственную РЛС «Волна» для подсветки целей зенитного комплекса «Форт». Её отказ либо вывод из строя оружием соперника оставляет корабль в случае если и не «обнажённым», то с минимумом защиты с самого страшного, воздушного направления.


Намного успешнее СССР соперничал с США на ниве создания ядерных крейсеров. Показавшийся в 1960-х заокеанский первенец — «Лонг Бич» — не давал спокойствия отечественным адмиралам. С 1968 года рассматривались самые различные проекты: изначально предполагалось создать маленький корабль, водоизмещением около 8000 т. Но, как и у американцев, респектабельный ядерный крейсер раздувался на глазах по самым различным обстоятельствам: от чисто технических до жажды вместить в него как возможно громадную боевую мощь.

В итоге оказался «Орлан», либо проект 1144, в полном грузу приближающийся к ветхим хорошим линкорам. Тут уж ничего не сообщишь, настоящий «тяжёлый» крейсер.

Суровым ударным оружием стали новые протвокорабельные ракеты «Гранит». Они уже на головном «Кирове» имели сходу пара совокупностей наведения, от простой радиолокационной с применением замечательного высоко расположенного корабельного радиолокатора, до независимой по излучению РЛС соперника. (Считалось, что данный вариант будет очень действенным против новых американских судов с совокупностью «Иджис», замечательную работу которой сложно чем-то замаскировать).

Предусматривалась и передача телевизионного изображения с ракеты, что разрешало корректировать её полёт при особенно сильных помех либо создания фальшивых целей. Помимо этого, «Гранит» владел неповторимой для противокорабельных ракет скоростью полёта, превосходя более чем в 2,5 раза скорость звука. Это разрешало не через чур заботиться о наведении на среднем участке траектории: ракета преодолевала «середину поля» так скоро, что цель не имела возможности ускользнуть из-под захвата.

Более чем внушительно смотрелась и боевая часть огромной семитонной ракеты. Кроме классических ядерных зарядов (мощностью до 350 килотонн), предусматривался и «неатомный» вариант весом около тонны, большинство которого приходилась на замечательное взрывчатое вещество. Задумались и о возможности применения П-500 против береговых целей, для чего боеголовка заполнялась 750-ю поражающими элементами — бронебойными, фугасными и зажигательными в любом комплекте.

В общем, кроме того в неядерном варианте мощь 20 ракет, кстати, расположенных во внутренних шахтах в передней части корпуса, как на тех же «тикондерогах» (действительно, не совсем вертикально, а под углом 60 градусов) впечатляла. Мощь эта, с учётом новых взрывчатых веществ, не имела аналогов в морской истории, оставляя сзади самые громадные артиллерийские боеприпасы японских и американских линейных кораблей Второй мировой.

На последующих единицах проекта 1144.2 совокупность управления подверглась предстоящему усовершенствованию: сейчас по окончании ракетного запуска возможно было не сопровождать: они руководили своим полётом сами! Одна из ракет, «наводчик», летя на громадной высоте, наводила остальные. В случае если её сбивала ПВО соперника, эстафету подхватывала следующая.

С учётом громадной скорости огромной массы и полёта, шансы стереть с лица земли данный ужасный «боеприпас» для лёгких ракет и снарядов американских совокупностей ПВО появились очень призрачными.

Через чур дорогому и полезному для «одноразового» корабля, самому «Кирову» постарались придать как возможно громадную устойчивость. Для этого было нужно кроме того возродить производство корабельной брони — мастерство, прочно забытое с 1950-х годов. Схема защиты во многом напоминала «ящичные» конструкции первых вашингтонских крейсеров.

Что ясно: хороший «линкорный» вариант с броневой цитаделью поднял бы водоизмещение до неприемлемого уровня, а антенны и оборудование в надстройках и рубках всё равняется осталось бы уязвимым.

От главного соперника (воздушного) крейсера закрывал солидный «зонтик» с тремя «куполами». На дальней дистанции вступал в дело ракетный комплекс «Форт», прошедшие через его территорию действия самолёты либо ракеты переходили в ведение ЗУРО «Оса», «подчищали» остатки 30-мм многоствольные автоматы.

На последнем крейсере серии, «Петре Великом», возможности ПВО существенно возросли за счёт поступления на вооружение новых образцов ракетных комплексов. «Осу» заменил всецело непроизвольный, не требующий в ходе стрельбы, управления и перезарядки участия человека, «Кинжал», а 30-мм автоматы — унифицированный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», талантливый производить в 60 секунд до десяти тысяч 30-мм снарядов и восемь ракет ближнего действия. Оба вида оружия не имели аналогов в мире.

Хорошие оборонительные качества дополнялись замечательным противолодочным оружием: так как «Киров» в какой-то момент продолжительного процесса создания предназначался в качестве одинокого океанского охотника за ядерными субмаринами! От для того чтобы варианта применения огромного крейсера в итоге отказались, но он и его товарищи остались самыми сильными судами ПЛО СССР.

В целом советские ядерные ракетные крейсера достаточно с уверенностью претендуют на роль самых сильных кораблей ВМФ в истории, само собой разумеется, без учёта авианосцев, чья мощь содержится в несомой ими авиагруппе. Отечественные конструкторы тут появлялись «в первых рядах планеты всей», но дорогой ценой. Громадный корабль с ядерной установкой был воистину золотым. А строились 1144-е уже во время начинавшегося кризиса страны.

Первые три единицы входили в строй с промежутком в четыре года; действительно, ВМФ ухитрился получить от «долгостроя» кроме того определённую пользу за счёт вооружения и постоянного совершенствования оборудования. Но после этого наступил распад страны, с соответствующими последствиями для всех её университетов, среди них и для флота. Последний в серии, «Пётр Великий», стал уже не советским, а русским кораблём с момента вступления в строй.

К сожалению, на данный момент он остаётся единственным представителем ядерных крейсеров: остальные находятся в ремонте либо отстое. Действительно, последние замыслы предусматривают их ввод в строй к 2020 году с значительно обновлённым оборудованием и вооружением. Остаётся ожидать и сохранять надежду, что Российская Федерация снова станет обладателем неповторимого ядерного крейсерского флота.

В. КОФМАН

KILLY & 16yrold — No Romance