Наигле: лучшее аудио

Наигле: лучшее аудио

    Средства очистки

В случае если быть честным, то данный короткий спрос был спровоцирован модой на танцевальную музыку, которую актуальные ди-джеи полюбили крутить как раз с виниловых дисков. Но и рынок классического винила в последнии месяцы стабилизировался и купил достаточно своеобразную аудиторию, которой все важные исполнители отдают должное — фактически любой компакт-диск дублируется на виниле. Исключения не делает ни Стинг, ни Мэрилин Мэнсон, ни Паф Дэдди.

Что слушать

«Винил на данный момент актуален, как сигары, — говорит страстный поклонник пластинок Дмитрий Марков, начотдела Hi-Fi компании A&T Trade. — В то время, когда имеется деньги и воздух в доме — ее нужно поддерживать. В этом смысле винил, как вещь культовая, увлекателен. Исходя из этого на данный момент и всплеск спроса на такие прекрасные и дорогие вещи, как проигрыватели ClearAudio.

Они собственный место в квартире постоянно найдут и выделятся». Для современных ценителей винила подчас сам ритуал прослушивания не меньше ответствен, чем нюансы звучания. Имеется и просто коллекционеры дисков, которым кроме того не обязательно их слушать — коллекционный рынок пластинок на данный момент ничем не уступает, к примеру, филателистическому.

Что роднит собирателей винила и марок? Выпущенный тираж ограничен, и его никак нельзя допечатать с прошлым качеством. К примеру, диск был выпущен в 1975 году.

И коллекционеры и аудиофилы будут искать прежде всего диски как раз этого года, причем тираж с первой матрицы. И цена на него — большая.

А какая, сообщите, отличие, в случае если тираж был допечатан, к примеру, через два года? Для цифрового компакт-диска — никакая. А вот для аналогового винила — значительная. Студийная пленка, с которой и изготавливались матрицы, стареет, как человек — размагничивается и осыпается, происходит выпадение сигнала, очень заметное на высоких частотах. Исходя из этого диск, допечатанный через два года, звучит несколько хуже первотиражного.

А через 15 лет без особой обработки студийной записи — ремастеринга — уже и вовсе не обойтись: в студии пробуют «немного поднять» высокие частоты, которых в действительности уже нет. Звук получается неестественным.

Но и «нулевые» диски не являются совершенным «консервантом» звука: полихлорвинил, из которого начиная с 70-х изготавливают пластинки, со временем высыхает, теряет гибкость, делается более хрупким, и канавки теряют начальную геометрию. Исходя из этого коллекцию неповторимых виниловых дисков необходимо хранить не меньше бережно, чем коллекционное вино, шепетильно выполняя влажности и режимы температуры.

Иначе, и ремастеринг не редкость различный. Одно дело, в случае если частотная черта компьютерными программами — дешево и со злобой. Второе — в случае если звук пробуют воссоздать аналоговыми способами — это намного большие трудозатраты и — отличных показателей. К примеру, сравнительно не так давно как раз таким способом японцы постарались воссоздать и переиздать Beatles.

Но, не обращая внимания на то что, по отзывам аудиофилов, «воздух студии передана потрясающе», цена восстановленных дисков не идет ни в какое сравнение с настоящими: 35 долларов против 300. Кстати, как и с коллекционированием марок, очень сильно совершить ошибку с ценой не окажется: для ценителей издаются особые каталоги, где совершенно верно указано, сколько стоит любой раритетный диск. Причем диск, как и марка в филателии, должен быть «нулевым», другими словами ни разу не слушанным.

Появляется вопрос: в случае если тираж, к примеру, первых дисков Beatles, разошелся «влет» прямо в год собственного выпуска, откуда берутся «нулевые» диски? Разошелся — это значит, что тираж был выкуплен оптовиками. У оптовиков же бизнес устроен так, что диски продаются в течение строго определенного срока, по окончании чего уходят за бесценок в особые компании, специализирующиеся на распродажах. И вот у них в огромных складах-ангарах возможно отыскать все что угодно.

Включая тех же Beatles. Причем самые громадные запасы дисков у американских стоковых компаний, куда, как в виниловую Мекку, съезжаются копаться в складских запасах мелкооптовые продавцы со всех стран.

На чем слушать

В принципе, слушать винил возможно и на японских вертушках, еще сравнительно не так давно выпускавшихся всеми японскими производителями электроники и все еще создаваемых Matsushita Electric под брендом Technics. Возможно, но этого практически никто не делает. Совершенно верно по той же причине, по которой на данный момент никто не носит недорогие механические часы.

Чтобы получить наслаждение от винила, требуется усилитель и высококлассная акустика. Все это стоит весьма недешево, исходя из этого дополнять совокупность недорогой вертушкой не имеет смысла.

Фактически проигрыватель виниловых дисков (люди в «теме» именуют его транспортом) представляет собой весьма простое устройство, складывающееся из привода диска, звукоснимателя и тонарма. Привод обязан весьма стабильно и не раздумывая вращать диск, тонарм — совершенно верно и с нужным упрочнением позиционировать звукосниматель над звуковой дорожкой, а тот, со своей стороны, — преобразовывать механические колебания иглы в электрические сигналы.

Действительно, любой из этих элементов возможно улучшать до бесконечности. Чем, фактически, и заняты конструкторы.

Диск

Диск-маховик является основанием для пластинки. Чем он массивнее, тем более стабильна частота вращения и тем меньше уровень вредных биений. Раньше диски изготавливали из железных сплавов на базе алюминия (эта разработка жива до сих пор на ди-джейских вертушках), сейчас же чаще возможно встретить акрил и лексан, каковые имеют собственную резонансную частоту в более безвредном, чем металл, диапазоне. Чтобы еще посильнее уменьшить эти частоты, диски время от времени делают слоеными.

Сверху на диск для передачи вращающего момента кладется мат — узкий диск из резины либо ворсистого синтетического материала. Существуют весьма дорогие диски из сверхтонкой, практически невидимой железной проволоки, каковые кроме сцепления снабжают снятие с пластинки статического электричества. В центре диска находится шпиндель диаметром 7,24 мм для установки пластинки.

В дорогих проигрывателях довольно часто сверху на шпиндель для обеспечения лучшего контакта пластинки с диском надевается особый груз.

О подшипниках, через каковые диск-маховик крепится к основанию, продавцы говорят легенды. Солидная их часть — неправда: производство прецизионных подшипников нереально в кустарных условиях. Легко в вертушках используются вправду весьма правильные промышленные подшипники, созданные, в большинстве случаев, для авиационного двигателестроения.

Мотор

Приводы бывают трех видов — прямой, роликовый и пассиковый. Для стабилизации частоты вращения раньше использовались механические устройства, сейчас же практически все производители перешли на электронные кварцевые. Прямой привод (кстати, распространенный среди ди-джейских вертушек), при котором диск-маховик конкретно крепится к ротору электродвигателя, наименее подходит для противодействия вибрациям , каковые неизбежно передаются от двигателя к диску.

Второй тип привода — роликовый, требует безумной точности изготовления роликового механизма, что ведет к сильному удорожанию вертушки. Исходя из этого на сегодня самым массовым есть пассиковый привод. Эластичный пассик — совершенный демпфер, он разрешает максимально развязать источник вибраций и диск маховика — электродвигатель.

Кстати, весьма похожая схема используется в стиральных машинах, действительно, в том месте ремень помогает для обратной цели — демпфирует вибрации барабана, защищая электродвигатель. Возвратимся к вертушкам. Для полной развязки электродвигатель время от времени выносят кроме того за пределы основания, как, к примеру, в вертушках TransRotor.

Либо ставят пара маломощных электродвигателей, любой снабжая своим собственным пассиком, «размазывая» так вредные колебания. И все это для одной цели — вынудить пластинку вращаться с правильной скоростью 33,3 оборота в 60 секунд!

Тонармы

Различают два вида тонармов — поворотные и тангенциальные. Поворотный тонарм ведет звукосниматель по дуге, образуя так именуемую неточность следования. Она частично компенсируется изгибом тонарма в форме букв S и J, и смещением тонарма.

Этого недочёта лишены тангенциальные тонармы, ведущие головку звукоснимателя строго по касательной к звуковой дорожке, повторяя путь резца, что причиняет дорожки на мастер-пластину в студии. Но таковой тонарм требует сложной совокупности сервоприводов, которая сама дает личные неточности слежения. Предстоящее развитие тангенциального тонарма стало причиной полному отказу от сервопривода, а сам тонарм подвешивался на воздушной подушке.

Но столь сложное ответ — скорее курьез, нежели важная техническая разработка.

Исходя из этого, в большинстве случаев, на вертушках стоят поворотные тонармы, главными частями которых являются противовес, подвес, головка и трубка звукоснимателя. Подвес должен быть стабильным, твёрдым и снабжать минимальное трение. Ответ было позаимствовано у часовщиков, в далеком прошлом столкнувшихся с этими требованиями при креплении часовых осей — подшипниками помогают кристаллы сапфира. С противовесами все ясно — грузики, они и в Африке грузики, звучать они уж точно не смогут.

А вот трубки тонарма знатоки смогут различать по звуку. Они должны быть легкими, твёрдыми и вибропоглощающими. По большей части выпускаются алюминиевые и углепластиковые трубки, причем у последних поклонников больше.

Звукосниматель

Звукосниматель, что довольно часто именуют картриджем, самый ответственный, не смотря на то, что не самый дорогой элемент винилового проигрывателя. Существует два типа звукоснимателей — с подвижным магнитом MM (Moving Magnet) и с подвижной катушкой MC (Moving Coil). Головки MM имеют более большой выход (2−8 mV против 0,15−2,5 mV), но и громадную массу подвижной совокупности. (Считается, что чем меньше подвижная масса, тем лучше — по аналогии с неподрессоренной массой в автомобиле.) Исходя из этого аудиофилам приходится выбирать: или более замечательный сигнал, или меньшая масса.

Но это еще не все. Весьма неотъемлемой частью звукоснимателя ценители винила вычисляют кантеливр — маленький рычаг, на котором, фактически, и закреплена игла. Само собой, он кроме этого должен быть легким, твёрдым и не иметь собственных резонансов. Тут уже углепластиком не отделаться — кантеливр делают из бора, бриллианта, сапфира, керамики либо титана.

К тому же умудряются сделать его полым, заполнив изнутри демпфирующим материалом. Причем чтобы кантеливр «зазвучал», его нужно обкатывать 100−150 часов!

Иглы

Ну вот мы и дошли до основной части проигрывателя — иглы. На первых граммофонах иглы были металлическими, и их требовалось поменять по окончании проигрывания каждой стороны диска — другими словами через три-четыре 60 секунд работы! С того времени разработка очень сильно продвинулась: на смену стали пришел бриллиант, а срок работы продлился до 1000 часов.

В совершенстве игла звукоснимателя обязана повторять форму иглы резака, которой и нарезались дорожки на матрице, другими словами иметь треугольное сечение. Но тогда она ничем не будет различаться от резака и мгновенно сломает пластинку.

самая простая и распространенная форма иглы — сферическая, самая износостойкая и недорогая. Эллиптическая заточка снабжает вдвое меньшее искажение сигнала и более широкий спектр воспроизводимых частот. Существуют различные патентованные вариации эллиптической заточки, имеющие собственных поклонников. Как настоящий самурай обязан всегда проверять остроту меча, так и ценитель винила обязан через каждые 300 часов прослушивания контролировать собственную иглу под микроскопом.

Мельчайшие следы износа — и она отправляется на свалку, в противном случае возможно сломать коллекцию грампластинок.

Фонокорректор

И последний термин, что нужно знать, дабы иметь возможность хоть легко поддержать разговор о виниловых проигрывателях, — фонокорректор. Дело в том, что звукосниматель дает через чур не сильный сигнал, дабы подать его на вход современных усилителей. К тому же на «виниле» низкие частоты получаются «заваленными» если сравнивать с высокими.

Исходя из этого фонокорректор поднимает «низы» и усиливает целый сигнал до приемлемого уровня для подачи на вход современных усилителей.

Всего лишь дым

Мы сознательно ушли от противопоставления винила и компакт-дисков. Но, возможно отыскать в памяти забавную историю. В первой половине 60-х годов прошлого века в Соединенных Штатах был налажен выпуск увлекательных устройств — карманных баллонов, в каковые вместо углекислого газа закачивался дым.

Мысль была несложная — особые фабрики сжигали бы табак, очищали дым от негативных смол и примесей, а после этого через особые автоматы заряжали бы им портативные устройства размером с портсигар. Потребители приобретали бы сходу охлажденный очищенный дым сигарет любимых сортов — никаких неприятностей с противопожарной безопасностью, отсыревшими сигаретами и пересушенными сигарами. Но где на данный момент эти устройства?

А архаичные сигары превосходно себя ощущают в не меньше архаичных хьюмидорах.

Лазерные вертушки

Какими бы идеальными ни были иглы и тонармы, при каждом проигрывании диска происходит его механический износ. В конце 80-х американская компания Finial внесла предложение принципиально решить эту проблему, заменив иглу звукоснимателя лазерным лучом.

Кроме сохранности диска данный способ разрешил бы, согласно точки зрения разработчиков разработки, услышать кое-какие нюансы, недоступные для воспроизведения на классических проигрывателях, поскольку диаметр лазерного пятна образовывает 2 микрона против 4 микрон у лучшей механической иглы. Во второй половине 80-ых годов XX века Finial реализовал патент на данную разработку японский компании ELP Corporation. С 1991 года она приступила к серийному производству лазерных виниловых вертушек, каковые сейчас продаются в мире.

Стоит это наслаждение недешево — от 10 до 15 тысяч долларов — но неприятностей с клиентами у компании нет. Что весьма интересно, постоянными клиентами ELP являются наибольшие в мире библиотеки (к примеру, Библиотека Конгресса США) с громадными коллекциями грампластинок, поскольку лазерная разработка вправду не повреждает диски.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№24, октябрь 2004).

<

h4>

Т2 Трейнспоттинг (На игле 2) Самый сильный момент

Статьи, которые будут Вам интересны: