Накануне пёрл-харбора

Накануне пёрл-харбора

Кконцу Первой Мировой флот США был громадным, но очень необычным по составу: большие линейные силы, фактически полное отсутствие сколь-нибудь современных крейсеров и огромное количество стандартных «гладкопалубных» эсминцев, хорошая сотня которых еще пребывала в достройке. Все попытки начальников ВМС перейти к созданию новых, более современных торпедных судов довольно продолжительное время наталкивались на недовольство конгрессменов, проповедовавших изоляционизм и «разумную достаточность». Лишь спустя пятнадцать лет, в то время, когда отставание в классе эскадренных миноносцев упорно претендующего на первое место в мире флота стало совсем очевидным, американским адмиралам удалось наконец преодолеть политические и денежные препоны.

Практичные янки стремились применять все новации, утвердившиеся к тому времени в кораблестроении, исходя из этого проектные требования были достаточно твёрдыми. Предполагалось установить все пять орудий и двенадцать торпедных труб в диаметральной плоскости для ведения стрельбы на оба борта, и это в пределах отпущенных полутора млн кг водоизмещения.

Опыт продолжительной эксплуатации «гладкопалубников» побудил управление флота отказаться от данной формы корпуса в пользу классического большого полубака, употреблявшегося фактически на всех современных эскадренных миноносцах мира. В следствии новые эсминцы США были намного более мореходными и «сухими», чем их предшественники.

Оставалась самая принципиальная неприятность — расположение и тип оружия.

Требование иметь двенадцать торпед в бортовом залпе означало необходимость установки трех четырехтрубных аппаратов, что никак не вписывалось в габариты 100-метрового корпуса. Вариант с применением сложных шеститрубных конструкций, в которых по три трубы размешались приятель над втором, был разумно отклонен, и было нужно ограничиться классическим для того времени ответом: два четырехтрубных аппарата в средней части корпуса.

Куда более удачно складывались дела с артиллерией.

С середины 20-х годов, в то время, когда еще лишь велись беседы о необходимости возобновления строительства торпедных судов, предполагалось применять 127-мм орудия, но вопрос о том, какие конкретно как раз, оставался открытым. На флоте использовались два типа пятидюймовок: длинноствольное орудие (протяженность ствола 51 калибр) с высокой начальной скоростью, устанавливавшееся на линкорах в качестве противоминного калибра, и 25-калиберная зенитка с клиновым затвором — скорострельная, но имевшая недостаточную дальность и начальную скорость.

Выбор был сложным: длинноствольная пушка была через чур тяжелой и неповоротливой, но владела настильной траекторией, и ее боеприпасы имели возможность пробивать броню крейсеров кроме того на средних расстояниях. Наряду с этим она совсем не доходила для стрельбы по самолетам. Зенитка же в полной мере удовлетворяла последнему требованию, но в сражении с надводными судами смотрелась «несерьезным» оружием.

Рано поняв роль авиации в будущих битвах, американцы скрепя сердце сделали выбор в пользу зенитки.

И не совершили ошибку, тем более, что продолжительная пауза в постройке кораблей ВМФ разрешила отыскать воистину соломоново ответ: вооружить эсминцы новым 127-мм универсальным орудием с длиной ствола 38 калибров. По начальной скорости боеприпаса (790 м/с) оно только мало уступало, например, британской «миноносной» артиллерии, но наряду с этим сохраняло все преимущества зенитной пушки.

Ясное познание того, что для отражения атак авиации мало владеть хорошей пушкой, вынудило выделить особенное внимание совокупностям управления огнем. Это стало причиной созданию командно-дальномерного поста Мк-33, разрешавшего вести пламя как по надводным, так и по воздушным целям и выдававшего все сведенья для установки дистанционных взрывателей. Потом, с возникновением радаров, его возможности еще более возросли.

С середины 30-х годов американцы прочно заняли лидирующее положение в области ПВО на море, которое они удачно сохраняли в течение всей Второй мировой.

Еще одним новшеством стало введение паротурбинной установки с большими чертями температуры и давления. И тут заокеанским экспертам удалось обойти «острые углы», на каковые сплошь и рядом натыкались, к примеру, техники и германские инженеры.

Американцы повышали параметры пара неспешно, от серии к серии, только убедившись, что прошлый вариант снабжает безаварийное обслуживание основных механизмов судов.

Инженеры и военно-морские эксперты США попытались себя и на совсем новом поприще — создании фаворитов. Данный класс ранее не существовал в их флоте, так что затевать было нужно с нуля.

Потому, что водоизмещение судов строго ограничивалось Английским морским контрактом (до 1850 т), задача смотрелась непростой. Адмиралы настаивали на максимально вероятном оружии. С выбором модели орудия неприятностей не было, чего нельзя сказать об артиллерийских их расположении и установках. Конструкторы перепробовали массу вариантов, включая шесть орудий (по три в корме и носу), расположенных в трех ярусах, с возможностью вести пламя по диаметральной плоскости всей группой.

Окончательный вариант был неожиданным: вместо одиночных орудий первый американский фаворит «Портер» взял четыре спаренных 127-миллиметровки в закрытых башенках. Но, купив мощь огня маленького крейсера, новый корабль лишился не меньше ответственного свойства — возможности стрелять по самолетам.

Универсальные спаренные установки выходили через чур тяжелыми и никак не вписывались в заданное водоизмещение, исходя из этого было нужно ограничиться более легкими, с ограниченным углом возвышения стволов. Все же фавориты смотрелись очень внушительно: кроме могучей артиллерии они имели восемь торпедных аппаратов с таким же числом запасных торпед, солидную дальность и высокую скорость плавания.

239.

Фаворит эсминцев «Уиислоу», США, 1936 г.

Строился компанией «Нью-Йорк Шипбилдинг Компани». Водоизмещение стандартное 1850 т, полное 2610 т. Протяженность громаднейшая 116,15 м, ширина 11,28 м, осадка 3,95 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 л.с., скорость 37 узлов. Оружие: восемь 127-мм орудий, восемь 28-мм автоматов, два 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1936—1937 годах выстроено восемь единиц.

Головной «Портер» потоплен японской подводной лодкой в октябре 1942 года, остальные сданы на слом практически сразу после окончания войны (за исключением «Уинслоу», помогавшего до 1959 года в качестве опытового корабля).

240. Эскадренный миноносец «Фаррагат», США, 1934 г.

Строился компанией «Бетлехем».

Водоизмещение стандартное 1365 т, полное 2340 т. Протяженность громаднейшая 104,1 м, ширина 10,45 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 42 800 л.с., скорость 36,5 узла. Оружие: пять 127-мм орудий, четыре 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1934—1935 годах выстроено восемь единиц. «Халл» и «Монэхен» погибли в центре тайфуна на Тихом океане 18 декабря 1944 года, «Уорден» наскочил на горов при высадке американцев на Алеутские острова в январе 1943 года и больше не ремонтировался, остальные сданы на слом во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

241. Эскадренный миноносец «Бэгли», США, 1937 г.

Строился на верфи ВМФ в Норфолке.

Водоизмещение стандартное 1650 т, полное 2260 т. Протяженность громаднейшая 104,1 м, ширина 10,82 м, осадка 3,91 м. Мощность двухвальной турбинной установки 49 000 л.с., скорость 38,5 узла. Оружие: пять 127-мм орудий, четыре 12,7-мм пулемета, четыре четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего Во второй половине 30-ых годов XX века выстроено восемь единиц. «Джервис», «Блю» и «Хенли» потоплены японцами в 1942—1943 годах. По окончании войны «Мэгфорд» и «Рапьф Тэлбот» затоплены на протяжении ядерных опробований у острова Бикини в марте 1948 года.

Остальные суда сданы на слом во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

242. Эскадренный миноносец «Гливз», США, 1940 г.

Строился компанией «Бат Айрон Уоркс».

Водоизмещение стандартное 1850 т, полное 2410 т. Протяженность громаднейшая 106,17 м, ширина 11,0 м, осадка 4,01 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: пять 127-мм орудий, шесть 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1940—1941 годах выстроено 24 единицы. «Ингрзм», «Лэнсдейл», «Монсен», «Мередит» и «Гуин» погибли на протяжении военных действий. По окончании войны по два эсминца передали Греции и Тайваню, один — Италии.

Остальные сданы на слом между 1961 и 1971 годами.

В общем, новые лидеры и эсминцы в таковой мере превосходили «глад-копалубников», что заказы на них одобрялись Конгрессом США каждый год. Но, были и неприятности: первая серия из восьми единиц типа «Фаррагат» вышла так дорогой, что была прозвана на флоте «золотой».

Помимо этого, решив проблему универсального главного калибра, американские конструкторы (как и их коллеги во всем мире) не смогли обеспечить эскадренным миноносцам действенную ближнюю ПВО. Так, «Фаррагат» взял для самообороны всего четыре 12,7-мм пулемета. На фаворитах, лишенных универсальных 127-миллиметровок, эта неприятность стояла особенно остро.

Четырехствольный 28-мм зенитный автомат, прозванный потом «чикагским пианино» в память о чикагских гангстерах, обильно поливавших собственных соперников свинцом из скорострельных автоматов, разрабатывался продолжительно и не очень удачно. Кроме другого, он был через чур тяжелым для маленьких судов. Забегая вперед, увидим, что обеспечить обычную ПВО удалось лишь с возникновением «бофорсов» и «эрликонов».

Не смотря на то, что фактически все предвоенные эскадренные миноносцы Соединенных Штатов по формальным тактико-техническим чертям близки друг к другу, светло прослеживается достаточно извилистый путь к выбору оптимального сочетания их боевых элементов. Вторая серия (18 единиц типа «Мэхэн») отличалась дополнительным торпедным аппаратом, не смотря на то, что бортовой залп наряду с этим не изменился (два кормовых аппарата размешались по бортам).

Рвение иметь на эсминцах как возможно больше готовых к действию труб (американцы не верили, что в боевых условиях удастся перезаряжать аппараты запасными торпедами, и не пошли по японскому пути) стало причиной появлению на следующих двенадцати единицах (типы «Гридли» и «Бэгли») четырех достаточно громоздких четырехтрубных аппаратов, установленных попарно по бортам. Масса их была так громадна, что было нужно поступиться одним 127-мм орудием.

После этого чаша весов снова качнулась в пользу «всевышнего войны»: двенадцать единиц типа «Симс» по составу оружия были аналогичны «Фаррагату». И это не обращая внимания на то, что английские ограничения к тому моменту отпали, и стандартное водоизмещение возросло практически до 1800 т. Целый прирост отправился на увеличение мореходности и усиление конструкции.

Эксперты неспешно усваивали непростую истину: сокровище боевого корабля заключена не только в числе торпед и орудий, но и в возможности их действенно применять. Недолгий рецидив «торпедной заболевании», выразившийся в установке шестнадцати труб (по типу «Гридли»), коснулся лишь десяти судов типа «Бенхэм», заложенных в 1936—1937 годах.

Линия развития фаворитов была куда более маленькой.

За «портерами» последовала лишь одна серия из пяти единиц типа «Сомерс». Они отличались механической установкой с более высокими параметрами пара, что визуально проявилось в единственной дымовой трубе. Немногие освободившиеся метры палубы тут же были заняты третьим торпедным аппаратом.

Но потому, что места для него все же не хватало, два кормовых аппарата оказались «полутораэтажными», частично перекрывавшими друг друга. Подобные «упражнения» с высоко расположенными грузами стали причиной тому, что остойчивость близко приблизилась к страшному пределу. Но, вторая серия фаворитов стала во флоте США и последней.

Морские стратеги сочли более перспективной постройку вместо них обычных эсминцев и настоящих крейсеров.

К началу осени 1939 года, в то время, когда в Европе разгорелся пожар Второй мировой, американцы успели выстроить шестьдесят современных эскадренных миноносцев и тринадцать фаворитов с однородными тактико-вооружением и техническими элементами.

При конфликта с Германией либо Италией — много, но все еще не хватает чтобы достойно противостоять главному потенциальному сопернику — японцам. Как продемонстрировала история, на реализацию данной задачи у Соединенных Штатов оставалось еще два с лишним года, и они не были утрачены бесплатно.

В.

КОФМАН

Pacific Storm: Allies — Металлические Монстры: Союзники, 18,5 — Незадолго до Перл-Харбора.

Статьи, которые будут Вам интересны: