Напрасные старания

Напрасные старания

Условия подписанного в 1919 году в Версале мирного контракта, завершившего Первую мировую, для германского флота были сокрушительными. Победители, и в первую очередь британцы, настаивали на фактически полной ликвидации флота некогда второй морской державы мира. Немцам разрешалось иметь минные силы, состоящие всего из двенадцати миноносцев и для того чтобы же числа эсминцев.

Причем последние возможно отнести к настоящим эскадренным миноносцам только условно: все они принадлежали к довоенным сериям, имели изношенные механизмы и слабое вооружение. Очень показательно, что самой новой боевой единицей флота Веймарской республики был эсминец S-23, вступивший в строй за шесть месяцев до начала войны.

Прошли продолжительные семь лет разрухи, безработицы и голода, пока немцы не взялись за восстановление собственных ВМС. технологии и Состояние промышленности оставалось столь плачевным, что инженерам-судостроителям было нужно ориентироваться на устаревшие проекты армейского времени. Так показалась первая серия из шести судов, названных именами пернатых хищников.

Любопытно, что немцы сразу же начали проигнорировать версальские ограничения, по которым им запрещалось строить суда минной войны стандартным водоизмещением более чем 800 т, действительно, выполняя сначала некую скромность (водоизмещение эсминцев серии «Меве» — от 920 до 935 т). Оружие складывалось из трех прекрасно зарекомендовавших себя 105-миллиметровок примера 1916 года и шести торпедных труб кроме этого ветхого, 500-мм калибра.

Имелись и новшества: в первый раз на германских эсминцах показались зубчатые редукторы от турбин к валам и трехтрубные торпедные аппараты. В начале 30-х годов последние были заменены новыми, 533-мм, ставшими стандартными для подавляющего большинства флотов мира. Спустя два года последовала вторая «хищная» серия из шести судов типа «Вольф».

В надежде хоть как-нибудь улучшить огневую мощь немцы предполагали вооружить их новыми 127-мм орудиями, но союзники сочли это нарушением соглашения, и было нужно ограничиться прошлым калибром — усовершенствованными 105-мм пушками примера 1928 года.

Приход в первой половине 30-ых годов XX века к власти Гитлера разом поменял обстановку. Фюрер начал подготовиться к новой войне с первых же лет правления.

Уже в первой половине 30-ых годов XX века 127-мм орудия установили на «Леопарде» и «Лухсе». Эсминцы основательно погоняли в открытом море и заключили, что новая артиллерия в полной мере годится для оружия будущих торпедных судов «фашисткой германии».

В конце того же года на стапелях «Дойче верке» в Киле были заложены первые настоящие эскадренные миноносцы типа «Маас» (по году закладки серия взяла обозначение «тип 34»), Не смотря на то, что Версальский контракт формально действовал , его ограничительные статьи попирались уже открыто и нагло. Официально заявленное стандартное водоизмещение «типа 34» составляло 1850 т — максимум, предусмотренный Английским морским контрактом. Но на деле немцы пошли еще дальше.

Практически это значение составило 2200 т — практически столько же, что и у весьма замечательных французских фаворитов. Адмиралы фюрера (в первую очередь Редер) очевидно стремились создать самый сильный в собственном классе корабль. Другое дело, во что это рвение воплотилось…

На собственных океанских эсминцах немцы применили суперсовременные силовые установки с высокими рабочими параметрами пара. Котлы совокупности Бенсона и Вагнера имели рабочее давление, превышавшее стандартные для того времени 20—25 воздухов в четырепять раз! Все это в теории разрешало заметно снизить количество и массу механической установки. Но реально пристрастие к техническим новшествам сыграло очевидно отрицательную роль.

Не хватает обкатанные котлы потребовали тщательного ухода и высокой точности регулировки в эксплуатации. На практике трубки и паропроводы всегда текли, создавая угрозу выхода из строя корабля в самый неподходящий момент. Руководство Кригсмарине знало о подобном риске и весьма нехотя отправляло эсминцы в независимые операции.

Отправившись на неоправданный риск в попытке сэкономить на массе, германские конструкторы одновременно с этим на уникальность нераспорядительно отнеслись к сбереженным тоннам. Пять орудий, восемь торпедных аппаратов, скорость 38 узлов — более чем рядовые характеристики для корабля в 1500—1700 т (отыщем в памяти, к примеру, американские эсминцы), а ведь стандартное водоизмещение «немцев» выяснилось больше практически в полтора раза! Нечайно появляется вопрос: на что ушла экономия?

Ответ несложен, и он не делает чести кораблестроителям Германии. Половину водоизмещения поглотил корпус. Весьма долгий (более чем 120 м), он был выполнен из внушительных металлических страниц, на большую территорию имевших толщину до 22 мм, которой имел возможность похвастаться не каждый крейсер.

Совсем непонятен суть аналогичного «вложения». Кораблестроительная сталь, кроме того 22-миллиметровая, не имела возможности задержать ни одного боеприпаса, выпущенного артиллерией любого из эсминцев того времени, и разве что ограничивала размер пробоин при взрыве конкретно на обшивке. Быть может, мысль пребывала в достижении солидной продольной прочности для сохранения высокой скорости в бурном море, но и тут германских моряков ожидал неприятный сюрприз.

Форма носовой части была неудачной для открытого океана — и эсминцы вышли через чур «мокрыми» и к тому же не хорошо держались на долгой волне. В Северном Ледовитом океане они не успевали кроме того за 27-узловыми «карманными линейными кораблями», когда погода начинала портиться.

Пара улучшилась обстановка на следующей шестерке эсминцев типа «Гальстер» (официальное обозначение — «тип 36»).

Более долгие и имевшие не такие высокие надстройки, как их предшественники, они оборудовались скошенным «клиперским» форштевнем и заметно лучше вели себя на волне. В остальном же типы «34» и «36» фактически не отличались.

Частично исправив дело с мореходностью, конструкторы скоро свели на нет все собственные удачи, но, не по собственной инициативе. Обдумывая замыслы мирового господства, Гитлер и командующий флотом Редер хотели иметь для их осуществления надлежащие средства.

Потому, что к концу 30-х годов «Маас» и «Гальстер» смотрелись на фоне новейших зарубежных проектов очень бледно, было решено устанавливать на последующие серии «церштореров» 150-миллиметровые пушки вместо 127-мм. Повторялась история времен Первой Мировой. Осознавая, что тяжеленные орудия никак не улучшат мореходность, конструкторы постарались пойти на хитрость, поместив два носовых орудия в спаренную башенную установку.

Итог был очень неудовлетворительным: при мельчайшем беспокойстве либо легко на громадном ходу вода заливалась в подбашенное отделение, приводя к в цепях электропроводки и выводя из строя механизмы. По окончании продолжительных мучений на всех восьми эсминцах «типа 36А» (Z-23—Z-30) вместо многострадальной башни установили одиночное орудие с легким щитом.

В следствии огневая мощь усилилась не столь уж существенно, тем более, что для 150-миллиметровок эсминцев было нужно создавать особый облегченный боеприпас, потому, что ручная подача стандартного 46-килограммового на беспокойстве замедляла скорострельность до неприемлемых пределов.

251. Эсминец 2-31, Германия, 1942 г.

«Тил 36А мобилизационный».

Строился компанией «Дешимаг». Водоизмещение стандартное 2610 т, полное 3540 т. Протяженность громаднейшая 127 м, ширина 12 м, осадка 3,91 м. Мощность двухвальной турбинной установки 70 000 п.с., скорость 36 узлов. Оружие: четыре 150-мм орудия, четыре 37-мм и шесть 20-мм автоматов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 60 мин. Всего в 1942—1943 годах выстроено семь единиц: Z-31—Z-34, Z-37—Z-39, из которых все, не считая головного, были вооружены носовой двухорудийной башней.

Миноносцы Z.-37 и Z-32 погибли в первой половине 40-ых годов XX века, Z-34 затоплен командой, остальные переданы по одному США, Англии («Нонсэч»), Франции («Марсо») и СССР («Проворный»). Американский Z-39 потом кроме этого передан Франции на запасные части.

252. Эсминец «Ганс Людеман» (Z-18), Германия, 1938 г.

Строился компанией «Дойче верке».

Водоизмещение стандартное 2430 т, полное 3450 т. Протяженность громаднейшая 125 м, ширина 11,8 м, осадка 3,85 м. Мощность двухвальной турбинной установки 70 000 л.с., скорость 38 узлов. Оружие: пять 127-мм орудий, четыре 37-мм и семь 20-мм автоматов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 60 мин. Всего в 1938—1939 годах выстроено шесть единиц: «Ганс Людеман», «Дитер фон Редер», «Герман Кюнне», «Карл Гальстер», «Вильгельм Хайдкамл» и «Антон Шмидт».

Все, не считая «Карла Гальстера», погибли в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Последний во второй половине 40-ых годов двадцатого века был передан СССР и стал называться «Прочный».

253. Миноносец «Вольф», Германия, 1928 г.

Строился на верфи ВМФ в Вильгельмсхафене. Водоизмещение стандартное 940 т, полное 1310 т. Протяженность громаднейшая 92,6 м, ширина 8,65 м, осадка 3,51 м. Мощность двухвальной турбинной установки 23 000 л.с., скорость 34 узла. Оружие: три 105-мм орудия, два 20-мм автомата, два трехтрубных 500-мм торпедных аппарата, 30 мин.

Всего в 1928—1929 годах выстроено шесть единиц: «Вольф», «Ильтис», «Ягуар», «Леопард», «Лухс», «Тигер». Все погибли на протяжении военных действий.

254. Миноносец Т-22, Германия, 1942 г.

«Тип 39». Строился компанией «Шихау». Водоизмещение стандартное 1300 т, полное 1765 т. Протяженность громаднейшая 102,5 м, ширина 10 м, осадка 3,25 м. Мощность двухвальной турбинной установки 32 000 л.с., скорость 33 узла.

Оружие: четыре 105-мм орудия, четыре 37-мм и шесть 20-мм автоматов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 60 мин. Всего в 1942—1944 годах выстроено 15 единиц (Т-22—Т-36), из которых 11 погибли на протяжении войны.

С началом Второй мировой все теоретические неприятности отошли на второй план. Необходимо было строить торпедные суда как возможно скорее и в громаднейших количествах.

Исходя из этого «тип 36А мобилизационный» фактически не отличался от предшествующего довоенного, лишь на некоторых его представителях все же устанавливались пресловутые спаренные башни в носу. В скорости постройки и количестве немцы начисто проиграли союзникам.

В противовес сотням британских и американских эсминцев им удалось ввести в строй только семь «мобилизационных» «церштореров» в их исходном варианте и еще три единицы (Z-35, Z-36 и Z-43), ставших живым свидетельством полного фиаско идеи оружия эсминца 150-мм пушками. На последней тройке, как и на первой серии эскадренных миноносцев, артиллерия снова складывалась из пяти 127-мм орудий.

Осознавая, что 125-метровые суда будут смотреться в узких проливах-фиордах, как слоны в посудной лавке, управление Кригсмарине сделало в полной мере разумный ход, дополнив эти дорогие и не через чур успешные суда маленькими миноносцами. Заложеннные в 1936—1938 годах 850-тонные Т-1— Т-12 очевидно проигрывали любому кораблю соперника в артиллерии, но имели возможность дать шеститорпедный залп, всего на четверть уступая в этом своим «громадным братьям».

Единственное 105-мм орудие разумно размешалось в корме и фактически не заливалось водой, а приличная скорость (35 узлов) делала «торпедоботы» очень нужными судами. В годы войны немцы ввели в состав собственного флота еще девять миноносцев Т-13—Т-21, выстроенных по тому же проекту.

Несомненный успех идеи «нового миноносца» стал причиной появлению судов «типа 39».

Взяв усиленную артиллерию, доведенную до четырех 105-мм орудий, усовершенствованные «торпедоботы» серии Т-22 были перетяжеленными и с той же самой силовой установкой не могли развивать движение более 28 узлов (для работы турбин не хватало пара). Недостаточная скорость затрудняла их сотрудничество с торпедными судами вторых проектов.

Не через чур успешные технические ответы при создании эсминцев дополнились явными проколами при их применении в битвах.

Наглая операция по высадке десанта в Норвегии стоила торпедным силам «фашисткой германии» практически половины их наличного состава. Десять лучших в то время эскадренных миноносцев, доставивших горных егерей в порт Нарвик, появились в ловушке. Лихая атака британской флотилии эсминцев под руководством Уорбертона-Ли задержала отход, а линейный корабль «Уорспайт», рискнувший войти в узкий фиорд, сделал положение немцев неисправимым. Уйти ни одному из германских «церштореров» уже не удалось…

В последующие годы руководство Кригсмарине много раз пробовало применять — с переменным успехом — собственные новые суда с 150-мм орудиями на Севере для рейдов и атак арктических конвоев. В большинстве случаев, в каждой артиллерийской стычке с британцами на дно отправлялся очередной германский эсминец. Действительно, германским морякам удалось добиться нескольких торпедных попаданий в английские крейсера, например, в «Эдинбург», перевозивший советское золото в уплату за союзную технику.

Но сотрудничества с большими рейдерами не получалось из-за неосуществимости сохранять высокую скорость в жёстких условиях Арктики, и в критические моменты «карманные» и простые линейные корабли оставались без помощи собственных торпедных сил.

Последнюю точку в активных действиях германских торпедноартиллерийских судов поставил бой в Бискайском заливе в последних числах Декабря 1943 года.

Два английских крейсера — «Глазго» и устаревший «Энтерпрайз» — не покинули никаких шансов пяти громадным «цершторерам» и шести «торпедоботам», не обращая внимания на огневое преимущество соперника (19 шестидюймовок и 12 четырехдюймовок на борт у британцев против германских соответственно 25 и 24 орудий 150-мм и 105-мм калибра). Три германских корабля затонули, не нанеся неприятелю фактически никакого урона. Сказалась нехорошая погода, в результате которой немцы не могли дать полный движение.

По окончании данной стычки эсминцы Кригсмарине больше не предпринимали никаких сколь-нибудь масштабных операций. Второй поход за мировое господство на море окончился для Германии столь же бесславно, как и первый.

В.

КОФМАН

Напрасные старания — Осёл — Топ 1

Статьи, которые будут Вам интересны: