Небесный культ горячего воздуха: дирижабли

Небесный культ горячего воздуха: дирижабли

    Прототип воздушного корабля Skyacht взмывает над лугами рядом от Амхерста, штат Массачусетс. Он может пройти прикасаясь к вершинам деревьев — хоть обрывай листочки с веток. Создатели аппарата сохраняют надежду когда-нибудь реализовывать эту модель для развлекательных полетов.
    Но, другие самодеятельные дирижаблестроители не уверены, что на такую игрушку будет громадной спрос
    24-сильный двигатель с переменным вектором тяги, которым оснащен дирижабль Skyacht, снабжает кораблю безукоризненную маневренность. В будущем конструкторы сохраняют надежду установить более замечательный мотор, талантливый разогнать судно хотя бы до тридцати километров/ч
    Дэн Нахбар, механик и конструктор в одном лице, отправляется на прогулку на собственной воздушной яхте. Совершенное управление высотой разрешает лететь на этом дирижабле чуть ли не в сантиметре над газоном
    Обладатели дирижабля «Губки» готовятся к летней прогулке над ландшафтами Вермонта. Слева показывается надувной руль направления

    Долгий факел пропанового пламени заполняет горячим воздухом 23-метровый дирижабль, выстроенный специально для получения удовольствия. Тёплый воздушное пространство снабжает подъемную силу. Роль балласта играются бутылки с пивом (они же понадобятся и для отдыха по окончании полета).
    Пилот находится в корзине-гондоле, подвешенной на долгих тросах

Нейлон, винт и пламя

На фермерской луговине рядом от Амхерста в Западном Массачуcетсе разложена груда промокшего от росы армированного нейлона. Протяженность яркой кучи — метров сорок. Предрассветный час, воздушное пространство негромкий, прохладный и мокрый. «Погодка — именно то что нужно!» — говорит один из энтузиастов, нервничающих около бесформенного нейлонового бугра.

Но вот чириканье утренних пташек и кваканье лягушек утопают в реве громадного вентилятора, и бугор набухает, неспешно обретая форму продолговатого пузыря 20-метровой высоты. Дирижаблестроитель, пилот и изобретатель Майк Кюльмус стоит в импровизированной гондоле, сваренной на скорую руку из металлических труб. Он жмет ногой на гашетку, и вверх с гулом вырывается факел горящего газа.

С практически невыносимой медлительностью огромная нейлоновая дыня отрывается от почвы. Игривые черно-красное и жёлтые полоски оперение дирижабля напоминают шутовской карнавальный костюм. За взлетом неспокойным взором следит бородатый мужчина большого телосложения, в тенниске и тёмных очках.

Это Дэн Нахбар, обладатель летательного аппарата. Вместе с Кюльмусом они попеременно выполняют обязанности пилота, а сейчас задача Дэна — присматривать за действиями наземной команды и отвечать на вопросы, каковые то и дело доносятся из скоро собравшейся толпы зевак.

Ассистенты удерживают на месте гондолу, пока Кюльмус пристегивается к креслу, позаимствованному у списанной в утиль «тойоты короллы». Позже он контролирует показания устройств: температура в баллоне, уровень горючего, курс по компасу, обороты двигателя. Щелчок тумблера — и вовнутрь оболочки врывается порция тёплого воздуха.

А Кюльмус тем временем осматривает закрепленный на корме пропеллер — его изображение передается с камеры, наподобие тех, что ставят на заднем бампере «дома на колесах». Снова вспыхивают горелки, и гондола отрывается от почвы. Сейчас воздушный корабль ведет себя как совсем простой, хоть и имеющий достаточно необычные пропорции монгольфьер.

Но вот включается 24-сильный мотор, и аппарат с грацией и величественностью проплывающего мимо облака медлительно набирает высоту и уходит в небесную даль.

Флотилии эйфории

Имя воздушного корабля — Skyacht («Небесная яхта»). Конструкторы сохраняют надежду, что в один раз их первенец станет флагманом целой флотилии тепловых дирижаблей, созданных специально для развлекательных целей.

Новый тип летательных аппаратов показался на периферии современного авиастроения. Маленькие дирижабли мягкой конструкции строят только для развлечения, а не для транспортных потребностей. Их основная отличительная черта — применение в качестве подъемного газа не водорода либо гелия, а простого нагретого воздуха. Водород, самый легкий из химических элементов, идеально подходит для аэростатов, но взрывоопасен. Гелий надёжен, но дорог.

В случае если же в дирижабле применять легко тёплый воздушное пространство, то в конце каждого полета баллон возможно опустошать, не опасаясь ни взрыва, ни лишних трат. После этого оболочку возможно сложить в компактный сверток и послать на хранение.

«Я желал бы возродить мир мягких дирижаблей, — говорит Нахбар. — Данный закоулок авиации совершил ‘в спячке’ большое количество десятилетий. А до тех пор пока он дремал, человечество сделало выбор в пользу куда более разрушительных разработок».

Надутые губки

В 200 км к северу трудится один из давешних и самые одарённых энтузиастов дирижаблестроения. В отличие от Нахбара и Кюльмуса данный человек выбрал другой, более взвешенный подход к постройке воздушных судов. Брайан Боланд — настоящий бородач 59 мастер и худощавый лёт «золотые руки». В 1970-х он был одним из первых в новом поколении воздухоплавателей, экспериментировавших с горячим воздухом.

Брайан провел в небе практически 9000 часов, поднимаясь на самых различных типах аэростатов. Но основное его хобби — конструирование тепловых дирижаблей, и за прошедшие годы ему удалось выстроить семь различных моделей.

Боланд — обладатель травяной взлетно-посадочной полосы в сонном местечке Пост-Миллз (штат Вермонт). Он предоставляет полосу в публичное пользование и смотрит за порядком на этом мелком аэропорте. на данный момент, ранним летним утром, Брайан надувает собственный последнее детище прямо у кромки полосы, и на траве колышется гора из ткани размером с автобус.

Сперва оболочку из армированного нейлона раскатывают на траве и посредством вентилятора надувают холодным воздухом. В следствии она приподнимается над почвой как огромная пульсирующая бактерия. После этого в эту дрожащую пещеру из вздутой ткани направляют факел от пропановой горелки.

Воздушное пространство в неспешно нагревается. Еще пара мин., и ярко-оранжевая оболочка длиной 23 м полностью надута. Вес гондолы оттягивает середину баллона вниз, так что силуэт дирижабля напоминает двугорбого верблюда. «Губки» — такое прозвище с лаконичностью подлинного поэта дала аппарату Луиза, супруга Боланда. Основное преимущество этого воздушного корабля — не красивые формы, а практические преимущества.

К примеру, всю оболочку возможно хорошо свернуть и упаковать в маленькую сумку, которая уместится в багажнике маленького автомобиля.

Боланд дергает шнур стартера у шестисильного четырехтактного движка Briggs & Stratton, и за гондолой оживает 90-сантиметровый древесный пропеллер. Тарахтенье моторчика никак не злит Боланда. «Любование миром с высоты — умиротворяющее занятие. В большинстве случаев, в то время, когда говорят о покое, имеют в виду тишину, — поясняет Боланд, — но тут ты чувствуешь полный покой благодаря раскрывающимся перед глазами просторам».

Угощение для гостя с неба

Еще одна аппарат и — вспышка пропана отрывается от почвы. В то время, когда Боланд приводит в перемещение надувной руль направления, тот скручивается в причудливую завитушку. Чрезмерная мягкость оболочки — основной недочёт конструкции. Горелка всегда нуждается в притоке кислорода, так что оболочку нельзя закупорить и поддерживать ее форму давлением, как это происходит в гелиевых дирижаблях.

А вдруг избыточного давления нет, дирижабль получает мешковатый, рыхлый силуэт. В случае если скорость превышает хотя бы 5 км/ч, шнобель начинает проминаться набегающим потоком. Так что летать возможно только в мертвый штиль.

В противном случае пилот рискует утратить управление, врезаться в деревья, линии электропередач либо сесть на поверхность какого-нибудь водоема.

На своем самодельном дирижабле Боланд обожает выполнять воздушные прогулки над расположенным рядом озером Фэрли. Пролетая над береговой линией, он примечает дымки туристических костров. А люди у огня машут руками, приветствуя летящий практически над самой почвой воздушный корабль.

Время от времени Боланд приземляется в этот самый момент же вступает в дружеское общение. «Мы как бы напрашиваемся к себе домой, — говорит он, говоря о собственных прибрежных экспедициях. — У для того чтобы костра в большинстве случаев и выпивкой угостят, и закусить дадут. К себе уже, само собой разумеется, в таковой вечер не летим». Боланд не питает надежд, что когда-нибудь в будущем тепловые дирижабли станут массовой формой развлечения.

В итоге, за последние 33 года он реализовал всего один экземпляр. «Время от времени кто-нибудь звонит и задаёт вопросы, запрещено ли приобрести такую штуковину, но я сам их отговариваю, потому, что уж больно данный аппарат непослушен, — растолковывает Боланд. — В случае если подняться на нем, не имея приличного опыта в воздухоплавании, неподалеку до беды».

инженер и Творец

В 2001 году, в то время, когда Нахбар (трудившийся тогда инженером в лабораториях компании Bell) решил действительно заняться созданием малошумного и легкого в управлении дирижабля, он обратился с просьбой о помощи к изобретателю Джону Фабелу. Тот жил по соседству и знал толк в конструкциях из натянутой ткани. Исходный проект удалось набросать весьма скоро. После этого Нахбар позвал Кюльмуса, что трудился механиком на ближайшем аэропорте.

Пробный полет их воздушный корабль совершил в октябре 2006 года. «В то время, когда отрываешься от почвы, начинаешь чувствовать сообщение со всем миром, — говорит Нахбар. — Люди довольно часто поднимаются в атмосферу без какой-то конкретной практической цели, легко для души. Пилоты именуют это воздушной терапией, а отечественный аппарат представляет собой совершенную машину для таких лечебных процедур».

Жизнь в мире воздухоплавания в один раз свела Дэна Нахбара с Брайаном Боландом. В течение многих лет Боланд организовывал у себя ежегодные слеты Ассоциации дирижаблестроения и экспериментального воздухоплавания. Ежегодно в мае на взлетной полосе в Пост-Миллз планировала маленькая компания аэронавтов-изобретателей со всех Соединенных Штатов.

Время проводили за выпивкой, барбекю и воздушным озорством. Сейчас Боланд уже не командует ассоциацией, а Нахбар жалеет, что ему так и не довелось побывать ни на одном из этих сборищ. Нахбар благодарен Боланду за уроки шитья нейлоновых оболочек, но сожалеет о том, что сотрудник не может заметить возможности, каковые раскрываются перед тепловыми дирижаблями. «Он творческая личность, — говорит Нахбар, — а я инженер.

Исходя из этого мы видим проблему с различных сторон». Два энтузиаста редко видятся, а в частных беседах отзываются приятель о приятеле в вежливо-скептическом тоне.

Дабы совладать с мешковатостью, присущей тепловым дирижаблям, Нахбар с сотрудниками создал совокупность из семи алюминиевых ребер жесткости, каковые проложены от носа к корме его корабля. По центральной оси вся конструкция стянута металлическим тросиком. Данный каркас натягивает ткань подобно спицам зонтика, так что вся совокупность обретает столь нужную жесткость.

Наряду с этим удается избежать заметного повышения веса аппарата. Помимо этого, благодаря каркасу большой двигатель возможно укрепить прямо на корме оболочки. Это значительно действеннее, чем в то время, когда он болтается на задней стенке гондолы, как это сделано у Боланда.

Шесть бутылок балласта

В то время, когда Skyacht совершает собственный предрассветный облет Амхерста, чувствуется, что его 24-сильному моторчику все-таки недостает мощности, дабы толкать такую махину. Но маневренность дирижабля — выше всяческих похвал. Благодаря изменяемому вектору тяги двигателя корабль способен зависать на месте либо крутиться около собственной оси.

Конечно же, из-за всех этих ребер и тросов Skyacht оказался более громоздким и более сложным в сборке, чем аппарат Боланда. Действительно, Нахбар обещает, что, отладив двигатель и всю конструкцию, он займется разработкой приспособлений и методов, облегчающих процесс сборки. Он утвержает, что в совершенстве команда из трех человек обязана собирать и надувать данный аппарат всего за два часа, а перевозить Skyacht возможно будет на шестиметровом трейлере.

Внеся еще кое-какие усовершенствования, Нахбар сохраняет надежду взять лицензию от FAA и начать продажу воздушных яхт по цене около $150 000.

У Боланда таких амбиций нет. Да и тяжело представить себе, как отреагировали бы эксперты FAA на его балластную совокупность.

Посадив корабль на свежеподстриженную лужайку, Боланд кличет собственную Луизу и требует добавить балласта в нейлоновую сумку, свисающую с носа летательного аппарата. «Еще четыре пива! — кричит он очень громко. — Нет, пожалуй, лучше кроме того шесть!» Супруга бежит к холодильнику и выходит на крыльцо с запотевшим свежим балластом. «Вот сейчас полное равновесие, — говорит отважный пилот. — Снова же, ни при каких обстоятельствах не знаешь, в то время, когда тебе захочется холодного пивка». С этими словами он решительно давит на гашетку и под гул пропанового пламени неспешно удаляется в прохладные утренние небеса.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№73, ноябрь 2008).

<

h4>

Небесные монстры. История развития дирижаблей.

Статьи, которые будут Вам интересны: