Недолгий век суперфрегатов

Недолгий век суперфрегатов

Гражданская война в Соединенных Штатах нежданно выдвинула на первый замысел маленькие импровизированные крейсера, добившиеся выдающихся удач. Но это отнюдь не означало, что такие суда тут же взяли общее признание. И до, и на протяжении, и по окончании Флориды «и» подвигов «Алабамы» во всех государствах — законодателях военноморской моды длилась постройка больших паровых фрегатов, каковые так же, как и прежде считались самые подходящими для действий на океанских коммуникациях.

Застрельщиком очередного витка на данном поприще выступили, как ни необычно, все те же Соединенные Штаты. Дата 6 апреля 1854 года стала заметной вехой в истории американского парового флота.

Как раз тогда Конгресс утвердил постройку шести паровых фрегатов первого класса, покончив тем самым с веком колес на боевых судах и в один момент кинув перчатку вызова бывшей метрополии Снова, как и во времена берберских конфронтации и войн с Англией в начале XIX века, предполагалось создать под маркой крейсеров сильнейшие в мире суда.

Мысль а также ее воплощение оставались прошлыми — «стремительнее тех, кто посильнее, и посильнее всех остальных».

Снова в качестве главных козырей выступали крупнокалиберная артиллерия (пускай и не столь бессчётная по числу стволов, как на линкорах) и известный «живой» белый дуб в качестве материала для корпуса.

К 50-м годам XIX века американская морская артиллерия без сомнений достигла больших удач.

В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века Джон Даль-грен внес предложение орудие собственной конструкции, талантливое стрелять разрывными гранатами на громадную дальность и с повышенной точностью, нежели предшествующие им бомбические пушки Пексана. За последующие пара лет изобретателю удалось создать и удачно испытать 9-, 10- а также 11 -дюймовые образцы орудий с массой снарядов от 19,3 до 61,7 кг. Дальгреновскую артиллерию различных моделей именно и предполагалось применять на перспективных крейсерах.

Из шести утвержденных Конгрессом «возмутителей самообладания» пять единиц типа «Мерримак» являлись «настоящими» фрегатами с закрытой батареей, в то время как щестой, «Ниагара», классифицировался как шлюп, не смотря на то, что был самым громадным из шестерки (5540 т) и самый мощно вооруженным. Но двенадцать 280-мм гладкостволок Дальгрена, замененные позднее натакое же количество 305-мм орудий, размешались открыто на верхней палубе, что формально низводило весьма сильный корабль до класса шлюпов.

Стало ясно, что ветхая совокупность подразделения парусных судов на классы себя изжила.

Прототипом для «Мерримака» и компании послужил парусный фрегат «Конгресс», со своей стороны, прямой наследник известных «дубовых фрегатов» Хамфрейза — таких, как «Юнайтед Стейтс» и «Конститьюшн». По проекту их оружие включало двадцать восемь 229-мм орудий Дальгрена в закрытой батарее, дополнявшихся двадцатью 203-мм гладкостволками более старого типа.

Но на этот раз трюк с «замаскированным» безоговорочным превосходством удался американцам только частично. Не смотря на то, что протяженность новых суперфрегатов превышала таковую у английских 90-пушечных винтовых линейных кораблей на хороших 15 метров, а артиллерийская мощь, непременно, являлась внушительной, самое ответственное для «разрушителей торговли» требование — высокая скорость — на счастье британцев, осталось невыполненным.

На пяти судах установили паровые машины трех разных типов, но все они были не через чур успешными. Двухлопастные винты диаметром более пяти метров реально имели возможность обеспечить под парами всего 6-узловую скорость (не смотря на то, что большой рекорд достигал 8,8 узла, на работе фрегаты в среднем давали лишь 5,2 узла). При совместном действии автомобилей и парусов в зависимости от ветра новые суперфрегаты показывали от 6,5 до 7 узлов — очевидно меньше, чем чисто парусные суда.

Помимо этого, перегруженные орудиями, они имели весьма сильную и резкую качку.

При всех этих судостроительных неудачах основной проблемой для США стала реакция Британии В этом случае британцы не стали сетовать по поводу «нечестной игры» собственных потенциальных соперников (а возможность еще одной войны бывших колонии и метрополии оставалась очень настоящей), а просто ответили серией собственных подобных судов.

В 1855 — 1857 годах «владычица морей» заложила три пары фрегатов, кроме этого древесных, но в полной мере аналогичных по силе с заокеанскими. Проект,составленный Бэлдуином Уокером, базировался на опыте, взятом на протяжении Крымской войны. Попавшие в историю кораблестроения как «громадные фрегаты Уокера», винтовые суда водоизмещением от 3700 т (первая пара — «Дорис» и «Диадем») до 5645 т (последние — «Мерсей» и «Орландо») считаются отдаленными предшественниками линейных крейсеров лорда Фишера.

Под парами они имели возможность развивать от 11,5 до 13 узлов — практически в два раза больше собственных заокеанских соперников. Не уступали «британцы» и по оружию: от двадцати до тридцати бомбических 10-дюймовок на орудийной палубе, плюс десять-двенадцать 32- (на первых единицах) либо 64-фунтовых (на последних) гладкостволок на верхней.

Наряду с этим англичан не устраивал численный паритет.

К шестерке намерено выстроенных фрегатов добавилась пятерка, переделанная из чистых парусников еще на стапеле. Тип «Имморталити» также был очень успешным: его представители развивали 12 узлов как под парусами, так и под парами. Их создатель, основной смотритель флота Уильям Саймонз, внес предложение занимательный метод улучшения прочности весьма долгого древесного корпуса, соединив простые для фрегатов того времени полуют и полубак целой навесной палубой.

Не смотря на то, что оружие «британцев» смотрелось мало не сильный, чем у их соперников (тридцать 203-мм бомбических орудий и двадцать 32-фунтовок), по совокупности крейсерских качеств они никак не уступали заокеанским.

Тут уместно сообщить пара слов о проблеме прочности корпусов громадных фрегатов.

Все возрастающие размеры вынудили инженеров в очередной раз задуматься о замене дерева как главного судостроительного материала; казалось бы, железо владеет всеми преимуществами: оно более прочное, долговечное и легкое (при равных размерах корпуса), чем дерево. Металлические торговые и пассажирские суда уже несколько дюжина лет бороздили моря и океаны, демонстрируя хорошие качества, но адмиралтейства всех основных морских держав еще долго уклонялись от внедрения новшеств Обстоятельств хватало: к примеру, в Англии имелись такие запасы кораблестроительной древесины, которой хватило бы не меньше чем на полтора десятилетия.

Помимо этого, подводные части металлических корпусов ржавели и очень сильно обрастали в теплых южных водах, быстро снижая скорость. В течение многих лет сохранялась традиция покрывать их одним либо двумя слоями древесной обшивки, поверх которой накладывались еще узкие страницы меди. Само собой разумеется, таковой «бутерброд» значительно меньше подвергался тропическому обрастанию, но заметно утяжелял, а основное, удорожал металлические суда, и без того сначала выходившие очень недешевыми.

Армейские возражали еще и вследствие того что узкий металл легко пробивался ядрами и не снабжал той защиты, которую обеспечивали толстые древесные корпуса. Исходя из этого на каком-то этапе достаточно действенным был компромисс в форме композитного комплекта, в то время, когда из железа выковывались либо отливались киль, шпангоуты (все либо частично), ахтерштевень- и форт, собираемые в железный «скелет», что покрывался после этого несколькими слоями древесной обшивки.

железа объемов и Соотношение дерева в конструкции во многом зависело от конкретного его создателей и проекта. У части боевых судов комплект оставался древесным, но наряду с этим укреплялся бессчётными брусьями и металлическими балками, образующими время от времени достаточно сложную, но прочную диагональную структуру.

Особенно обширно композитные конструкции употреблялись при постройке довольно маленьких крейсеров, протяженность которых разрешала сохранять достаточную прочность при постоянном росте калибра (соответственно и веса) артиллерии.

16. Винтовой фрегат «Дмитрий Донской», Российская Федерация, 1863 г.

Строился на верфи Галерного островка в Петербурге. Водоизмещение 4560 т. Протяженность громаднейшая 82,91 м; ширина 15,5 м; осадка 7,2 м. Мощность паровой машины 2625 п. с., скорость 11,5 уз. Оружие: 51 60-фунтовое (196-мм) орудие. Исключен из перечней в 1872 г. Всего выстроено два корабля: «Дмитрий Донской» и «Александр Невский».

17.

Винтовой фрегат «Миннесота», США, 1857 г.

Строился на верфи ВМС в Вашингтоне. Водоизмещение 4835 т. Протяженность громаднейшая 80,8 м; ширина 15,3 м; осадка 7,98 м. Мощность паровой машины 99,5 л.с., скорость под парусами и парами 8,5 уз.

Оружие: одно 254-мм, двадцать восемь 229-мм и четырнадцать 203-мм гладкоствольных бомбических пушек. Лучший из серии фрегатов программы 1854 г.,включавшей кроме этого «Мерримак», «Уобэш», «Роанок» и «Колорадо». Сдан на слом в 1901 г.

18. Винтовой фрегат «Ариадна», Англия 1859 г.

Строился на верфи в Дептфорде. Водоизмещение 4425 т. Протяженность громаднейшая 85,34 м; ширина 15,24 м; осадка 6,5 м. Мощность паровой машины 3350 л.с.,скорость 13 уз. Оружие: двадцать четыре 254-мм гладкоствольные бомбические пушки и два 68-фунтовых орудия.

Средняя по размерам пара «громадных фрегатов Уокера», «Галатея» и «Ариадна», выстроена в 1859 — 1862 гг. Практически сразу после вступления в строй 68-фунтовки заменены на 110-фунтовые казнозарядные орудия. «Ариадна» пребывала на плаву более чем 60 лет и сдана на слом в 1922 г.

19. Винтовой фрегат «Флора», Франция, 1870 г.

Строился на верфи в Рошфоре. Водоизмещение 3430 т. Протяженность громаднейшая 74,57 м; ширина 13,91 м; осадка 7,15 м. Мощность паровой машины 1465 п.с.,скорость 12 уз.

Оружие: четыре 164-мм и двадцать четыре 138-мм нарезных бомбических орудия. Строился только продолжительно: заложен в 1847 г. как чисто парусный фрегат, фактически готов к спуску на воду в 1862 г.,но простоял на стапеле до 1869 г.,по окончании чего еще год достраивался на ппаву,запоздав на семь лет, если сравнивать с подобными «Мажисьен», «Фемис», «Юнон», «Сирсе» и «Эрмион». Исключен из перечней в 1886 г.

Но, век чистых «деревяшек» пока не прошел. На стапелях пребывало много парусников, заложенных еще в «довинтовую» эру. Кое-какие из них, разрезанные пополам и снабженные новой секцией с паровой машиной, нашли собственный место в составе армейских флотов. Ясно, что таковой операции, в принципе, подлежали лишь древесные фрегаты.

Те же британцы кроме уже упомянутого типа «Имморталити» переделали подобным методом еще семь пара меньших крейсеров типов «Аретьюса» и «Аурора» водоизмещением от 3300 до 3850 т. Их оружие, включавшее десять 203-мм гладкоствольных бомбических пушек, дополнявшихся сорока 32-фунтовками (уже мало нужными в то время), конечно же, не имело возможности равняться в открытом бою с заокеанскими «суперами», но в полной мере годилось для другого классического потенциального соперника — Франции

В то время сами французы ограничились фрегатами среднего размера.

Громадная серия из шести единиц типа «Одосьез» водоизмещением 3765 т, заложенная в конце Крымской войны, имела на вооружении по 56 пушек, калибр которых, но, уступал английским После этого последовал последовательность переделок из парусников, общим количеством более чем десятка, самого года закладки и разного водоизмещения (самый древним являлся «Семирамис», заложенный на верфи в Рошфоре за 30 с лишним лет до спуска на воду).

Формально все «перестройки» числились 56- либо 46-пушечными, но отставание в артиллерийском деле вынудили французов скоро заменить устаревшие 32-фунтовки на 138-мм и 164-мм бомбические орудия в заметно меньшем количестве (от 24 до 36 стволов), по окончании чего их крейсера не смотря на то, что и уступали по артиллерийской мощи британским и американским, но уже не столь существенно.

Не осталась в стороне от увлечения громадными винтовыми фрегатами и Российская Федерация. Действительно, отечественных первенцев преследовали целые неудачи. За прослужившим всего год «Архимедом» последовали «Полкан» и «Илья Муромец», выстроенные в Архангельске и перешедшие на Балтийское море лишь чтобы быть затопленными в Кронштадте в годы Крымской войны. Но русские кораблестроители и адмиралы с радостью присматривались ко всем зарубежным новинкам.

Во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века в строй вошел, непременно, выдающийся для мирового кораблестроения и нашей страны 70-пушечный «Генерал-Адмирал», выстроенный в Соединенных Штатах на нью-йоркской верфи Уэбба и превышавший по водоизмещению кроме того таковой гигант, как «Ниагара». В отличие от «суперамериканцев», российский фрегат продемонстрировал хорошие ходовые качества и превысил на опробованиях 12 узлов.

Заказанная в один момент во Франции «Светлана» в соответствии с французскими традициями имела куда более скромные размеры (протяженность 70 м, водоизмещение 3200 т) и скорость (10,5 узла) и несла наряду с этим всего 40 орудий.

Спустя несколько лет за «чужестранцами» последовали и отечественные суда подобного класса. Первоначально при постройке, фрегатов наблюдался сильный разнобой: любая верфь создавала проект по возможностям и своим силам.

В одинаковый 1860 год на воду сошли: в Кронштадте 4408-тонный «Олег», в Архангельске — 3837-тонный «Пересвет» и на Охгенской верфи в Петербурге заметно меньший по размерам «Ослябя» (2960 т). В случае если тва первых имели английские паровые машины самых завода и «известных» фирм Модели Карра и Макферсона, то на «Ослябе» установили отечественную, изготовленную в «Гальвано-пластическом заведении».

В итоге самый мелкий из громадных фрегатов был еще и самым медленным, чуть достигнув 9,5 узла против 10,5 — 11 у крейсеров с 1аруСежными механизмами,

Композитная конструкция французской «Светланы» послужила базой для первых серийных русских фрегатов «Дмитрий Донской» и «Александр Невский», спущенных на воду в Петербурге в первой половине 60-ых годов XIX века. В их проекте русским инженерам удалось удачно скрестить французский и американский опыт.

Грозная пара принадлежала к числу самых больших крейсеров собственного времени. Но их очевидно планировала затмить следующая «двойка» — «Петропавловск» и «Севастополь». Проект 60-пушечных фрегатов водоизмещением около 6300 т и длиной 90,8 — 91,4 м со скоростью под парами практически 12 узлов являл собой грозную силу. Но история распорядилась этими судами в противном случае…

В действительности все столь заметные удачи конструкторов в деле создания больших крейсеров были фактически ненужными.

Во второй половине 50-ых годов XIX века, раньше многих из вышеперечисленных боевых судов, в Британии состоялась закладка четырех единиц, в одночасье опрокинувших прошлый баланс сил на море. Два больших корабля, 9200-тонные «Уорриор» и «Блэк Принс» и два пара меньших, 6150-тонные «Дифенс» и «Резистенс», имели металлические корпуса, в первый раз поделённые на большое количество (около сотни) влагонепроницаемых отделений, и имели возможность развивать движение от 11 до 14 узлов.

Но, самое основное, они несли броневой пояс на всей протяженности ватерлинии либо на большей ее части. Формально остававшиеся фрегатами и относившиеся к 4-му классу по табели о рангах, они превышали по силе не только любой крейсер, но и любой линкор того времени. Чем как раз может закончиться дуэль между небронированным кораблём и броненосцем, наглядно продемонстрировал известный бой в Хэмптон Роадз 8 марта 1862 года.

Фрегат «Мерримак», возвратившийся по окончании продолжительного нахождения в Тихом океане, был захвачен южанами и переоборудован в броненосец «Вирджиния». Это необычное создание с корпусом, чуть выступавшим из воды, направилось на рейд, где стояла эскадра северян, включавшая среди других двух бывших систершипов «Мерримака»-«Вирджинии» — «Роанок» и «Миннесоту». Броненосец южан начал с потопления прототипа «суперов» — парусного фрегата «Президент» и продолжил уничтожением «Камиберленда».

Следующей на очереди стояла «Миннесота», выскочившая на мель в попытке избежать экзекуции. Завершить разгром помешал лишь известный «Монитор», своевременно явившийся для дуэли и принявший пламя на себя.

Не обращая внимания на довольно успешный для северян финал (броненосцы разошлись «вничью» и остатки эскадры были спасены), итог боя сыграл роковую роль в судьбе древесных крейсеров всей земли.

Небронированные фрегаты ничего не могли противопоставить броненосцам, на их счастье до тех пор пока еще совсем немореходным. Но появление быстроходного высокобортного океанского «Уорриора» поставило класс громадных крейсеров перед выбором — измениться либо погибнуть.

В.

КОФМАН

Джон Кеннеди: недолгий век президента

Статьи, которые будут Вам интересны: