Некоролевский дебют «королевского тигра»

Некоролевский дебют «королевского тигра»

В августе 1942 года Управление оружий сухопутных армий Вермахта создало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в возможности заменить сравнительно не так давно запущенный в производство «Тиф» — Pz.VI Ausf.E (см. «Моделист-конструктор» № 7, 2003). На новой машине предполагалось применять сконструированную в первой половине 40-ых годов двадцатого века компанией Krupp 88-мм пушку KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр. В осеннюю пору 1942 года к проектированию танка приступили компания Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, снова вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

Нужно заявить, что ничего принципиально нового врач Порше не внес предложение. Его танк VK4502(P) воображал собой пара переработанный применительно к новому тех-заданию танк VK 4501 (Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. любой и электрическую трансмиссию.

Были созданы два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним размещением башни. При заднем размещении башни двигатель размешался в средней части корпуса, а отделение управления — в первых рядах. Главными недочётами проекта стали недо-веденность и низкая надежность электротрансмиссии, невысокая технологичность и дороговизна производства.

Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у него фактически не было, однако в первой половине 40-ых годов двадцатого века завод Friednch Krupp AG в Эссене успел изготовить 50 башен для этого танка.

Что касается проекта, предложенного компанией Henschel, — VK 4503(Н), то он в намного большей степени отвечал требованиям армейских. В частноста и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимальной унификации с танком «Пантера II».

Но, создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего уникального: вместо «ящикообразного» корпуса ветхого «Тигра» в базу новой автомобили были положены формы и башни Пантеры и пропорции «корпуса». Наряду с этим 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую — 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией.

Часть подробностей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у «Пантеры» и «Тигра». В наследство от последней новой машине достались 700-сильный двигатель Maybach HL 230Р30 и совокупность охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-«пантеровски» в силовом отделении разместили и вентиляторы. У «Тигра» заимствовали карданный вал, а установку и маску пушки курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II».

В середине января 1943 года Гитлеру продемонстрировали модель танка VK 4503(Н). «Игрушка» понравилась, и работа отправилась полным ходом. Наряду с этим, так же как при с танком «Тигр», поступило распоряжение применять на танке Henschel уже изготовленные башни конструкции Порше. Как видим, история снова повторилась.

20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру показали полноразмерный древесный макет новой автомобили. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с компании Wegmann поступили первые три всецело скомплектованные башни и началась сборка танков. До Января этого года были изготовлены три предсерийные автомобили.

Новый танк взял обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позднее замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B либо Tiger II. Неофициальное наименование Konigstiger — «Королевский тигр» — в Вермахте употреблялось достаточно редко, но как раз оно стало самый популярным у соперников Германии. Так, к примеру, у нас наименование «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр Б», либо «Тигр II» как правило вызовет удивление и недоумение.

Серийное производство началось в январе 1944 года.

В соответствии с заказом Управления оружий предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 автомобилей в месяц. Но замыслам этим сначала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, другими словами спустя три дня по окончании показа на полигоне Арис, 486 британских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был уничтожен на 80%, досталось и фабрикам Henschel.

В следствии к маю 1944 года заводские цеха покинули лишь 20 серийных «королевских тигров».

Собственного максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотянуло до планового. Еще один большой удар по германским танковым фабрикам авиация союзников нанесла в осеннюю пору 1944-го. Затем выпуск «королевских тигров» сократился практически в три раза.

С марта 1945 года к их производству должны были подключиться фабрики Niebelungenwerke в Сент-Валентине, но, по понятным обстоятельствам, этого не случилось.

В итоге было произведено всего 489 боевых автомобилей этого типа. Кое-какие источники приводят иное число — 477 единиц.

Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же битвы с участием новых автомобилей распознали у нее кое-какие недочёты. К примеру, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в нижнюю часть маски, что угрожало пробоиной в довольно узкой крыше корпуса.

К маю 1944 года компания Krupp создала новую башню, которую стали устанавливать на танки начиная с 51-й автомобили. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный количество новой башни разрешил расширить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Кроме замены башни, ставшей самая крупной модернизацией, в конструкцию танка в ходе серийного производства вносились и другие, более небольшие трансформации.

Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В последних числах Ноября 1944 года на «королевских тиграх» показалась новая гусеница, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из особого цилиндра, куда он нагнетался посредством энергии отката орудия.

К этому же времени пулеметы MG34 заменили на MG42, а шаровую установку курсового пулемета — на установку пистолета-пулемета МР40.

По мере приближения финиша войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На автомобилях последних выпусков, к примеру, отсутствовала кроме того внутренняя окраска.

В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но бесплодные попытки усовершенствовать двигатель танка и бортовые передачи.

Pz. Kpfw.

VI Ausf.B Tiger II

Тяжелый танк Tiger II:

1 — 88-мм пушка KwK 43; 2 — маска пушки; 3 — кронштейны крепления запасных траков; 4 — антенна; 5 — заводная рукоятка; 6 — бронировка вентилятора; 7 — амбразура спаренного пулемета MG 34; 8 — амбразура прицела TZF 9d; 9— фара со светомаскировочной насадкой; 10 — бронировка курсового пулемета; 11 — люк для загрузки боекомплекта; 12 — выхлопные трубы; 13 — буксирные серьги; 14 — люк стрелка-радиста; 15—люк механика-водителя; 16—амбразура устройства ближнего боя; 17—лючок для выброса стреляных гильз; 18— командирская башенка; 19 — отверстия воздухопритока; 20—отверстия воздуховывода; 21 — заглушка отверстия для заливки воды в совокупность охлаждения; 22— заглушка отверстия для установки трубы ОПВТ; 23 — заглушка отверстия для доступа к заливной горловине совокупности питания; 24— бронировка отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам

«Королевские тигры» поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов, е которых они заменяли танки «Тигр I».

Никаких новых частей для оснащения этими танками ни в Вермахте, ни в армиях СС не создавалось. Батальоны отзывались с фронта и в учебных центрах на полигонах в Ордур фе и Падерборне приобретали новую материальную часть и проходили переподготовку Последняя облегчалась применением на «Королевском тигре» громадного количестве стандартных для других германских танков агрегатов и узлов. В частности, органы управления полностью соответствовали таковым на несложном «Тигре».

Одним из первых приобрел новые танки 503-й батальон. 22 апреля 1944 года sPzAb 503 был отозван с фронта на переформирование. Его 1-ю роту вооружили 12-ю «королевскими тиграми» с башней «типа Порше» В двух вторых ротах остались ветхие «тигры: Ausf.E.

Такое смешанное оружие не быпо случайным, в случае если учесть , что с января по апрель 1944 года компания Henschel смогла изготовить всего 20 танков «Тигр) Ausf.B (за это же время цеха покинули 378 «тигров» Ausf.E). В последних числах Июня батальон от правили из Ордурфа во Францию — сражение в Нормандии было в самом разгаре.

Боевой же дебют новых танков на Восточном фронте прошёл в августе 1944 года, и об этом направляться поведать поподробнее.

Дело в том, что за послевоенные годы в отечественной печати это событие описывалось много раз и неспешно обрастало бессчётными и далеко не всегда точными подробностями. Точным был, пожалуй, лишь сам факт случившегося боя, а в остальном авторы расходились кроме того в дате, не говоря уже о количестве участвовавших и подбитых «королевских тигров».

В случае если быть кратким, то самая расхожая версия смотрелась так: на Сандомирском плацдарме немцы кинули в бой танковый батальон (время от времени — полк) «королевских тигров», всего до 40 автомобилей, и были разбиты, утратив половину танков. Наряду с этим пара танков были захвачены отечественными армиями в исправном состоянии.

И, наконец, самая пикантная подробность: в головном танке погиб его конструктор Фердинанд Порше (в некоторых публикациях— сын конструктора), самонадеянно уверовавший в несокрушимость собственной автомобили.

Несложнее всего разобраться с «смертью Порше». Германский конструктор погиб в первой половине 50-ых годов XX века, его сын — в 1998-м. К тому же на Сандомирском плацдарме действовали танки с башней «типа Хеншель», к каким Порше не имел кроме того частичного отношения.

Что касается остального, то попытаемся изложить события, опираясь на факты. Итак, все началось 14 июля 1944 года, в то время, когда в Ордурф прибыл для переформирования 501-й тяжелый танковый батальон. Взяв новые танки, батальон убыл на фронт и 9 августа 1944 года выгрузился на ЖД станции неподалеку от польского города Кельце. На протяжении марша к линии фронта большое количество танков вышло из строя по техническим обстоятельствам, так что утром 11 августа в батальоне оставалось лишь восемь боеготовых автомобилей.

Целый сутки велись ремонтные работы, и часть неисправных танков была введена в строй.

Ситуация же на этом месте фронта к тому времени складывалась следующая: войска 1-го Украинского фронта к 4 августа 1944 года захватили плацдарм до 45 км по фронту и 25 км в глубину на левом берегу Вислы. Соперник предпринимал отчаянные попытки отбросить отечественные войска, вышедшие в район Сандомира.

Прежде всего немцы нанесли последовательность контрударов по флангам войск СССР, размешавшихся на правом берегу Вислы. Встречными ударами с юга и севера в общем направлении на Баранув германская армия стремились выйти в район переправ, отсечь отечественные соединения, пребывавшие за Вислой, от остальных сил и вернуть оборону полевому берегу. По окончании провала контрудара соперник предпринял попытки ликвидировать конкретно отечественный плацдарм на левом берегу.

Первый контрудар силами двух танковых и моторизованной дивизий неприятель нанес 11 августа в направлении Сташува и продвинулся за два дня на 8 км.

Плацдарм к этому времени воображал собой неровное полукольцо, упиравшееся финишами в Вислу. Приблизительно в середине этого полукольца, закрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада.

К финалу дня 12 августа бригада покинула сперва ЖД станцию Шидпув, а после этого — село Оглендув. Тут имеет суть обратиться к воспоминаниям комбриг В.С.Архипова, что не без противоречий и неточностей (воспоминания-то писались спустя 3 десятилетия по окончании упомянутых событий) воспроизводит события тех дней.

«В ночь на 13 августа в бригаде никто не дремал. Во тьме, в особенности летом, на большом растоянии и прекрасно слышно. А звуки, каковые до нас доносились, говорили, что утром будет тяжелый бой.

За передним краем соперника, в стороне Оглендува, непрерывно и слитно, все приближаясь и нарастая, гудели танковые моторы.

Местность была тут не просто песчаная, но с песком не сильный и зыбучим. Достаточно заявить, что попытки танкистов отрыть укрытие для автомобилей были тщетными — стенки окопа оседали тут же. В прошлых атаках мы неоднократно замечали, как буксуют в этих песках германские «пантеры», как их механики-водители вынуждены подставлять нам борта автомобилей.

В битвах за Шидпув и Оглендув эти воистину черепашьи маневры «пантер», существенно уступавших «тридцатьчетверке» в подвижности, помогли нам нанести сопернику сверхчувствительные утраты (лишь за 11 августа бригада стёрла с лица земли восемь танков соперника. — Прим.авт.). Нужно считать, что атаке в лоб по песчаным открытым полям он предпочтет обходное перемещение. Перед отечественным левым флангом (батальон Коробова) вся местность на виду.

Но на правом фланге (батальон Мазурина) имеется глубокая и широкая лощина, по которой из Оглендува к Сташуву, пересекая передний край, тянется полевая дорога. За лощиной, где занимала оборону стрелковая часть, танки не пройдут— в том месте болото. Значит, нужно хорошо прикрыть огнем выход из лощины.

Решили поставить пара танков в засаду.

Имеется неофициальный термин: «заигрывающий танк». Его задача — вынудить вражеские танки развернуться так, дабы они подставили борта под огневой удар основных сил обороны. Эту роль мы поручили группе танков из батальона Мазурина».

В засаду поставили три танка, обложив их копнами сжатой ржи и замаскировав так под стога.

Ближе к лощине стоял танк Т-34-85 младшего лейтенанта А.П.Оськина, взявшего приказ без команды огня не открывать. Остальные танки бригады расположились справа и слева от дороги за грядой низких песчаных дюн. Но, по окончании нескольких недель постоянных боев танков в 53-й гвардейской оставалось очень мало— по-видимому, не более 15 автомобилей.

Но потому, что бригада пребывала на направлении главного удара соперника, в ночь на 13 августа начальник 6-го гвардейского механизированного корпуса генерал В. В. Новиков передал в ее распоряжение большое количество артиллерии. Прибыли корпусные 185-й гаубичный и 1645-й легкий артполки и 1893-й самоходный артполк СУ-85. Позже подошел 385-й армейский полк ИСУ-152.

Не смотря на то, что все эти части и не имели штатной численности, однако представляли собой грозную силу. Помимо этого, в тылу бригады был развернут 71-й гвардейский тяжелый танковый полк (11 танков ИС-2 и 1 ИС-85). Так, выход из лощины был под прицелом нескольких десятков орудийных стволов калибра 76 — 152 мм.

Pz. VI Ausf.

В. 502-й тяжелый танковый батальон СС. Восточный фронт, 1945 год

Pz. VI Ausf. В. 501-й тяжелый танковый батальон.

Был захвачен на Сандомирском плацдарме бойцами 53-й гвардейской танковой бригады Красной Армии. Польша, август 1944 года

Pz. VI Ausf.B.

503-й тяжелый танковый батальон СС. Район Данцига, март 1945 года

На руку отечественным танкистам было да и то, что германская аэроразведка приняла вторую линию обороны бригады (часть артиллерии и батальон автоматчиков) за первую. В следствии предшествовавший атаке удар авиации и вражеской артиллерии пришелся не по танковым батальонам.

В 7.00 13 августа соперник под прикрытием тумана начал атаку силами 16-й танковой дивизии при участии 11 (по другой информации, 14) танков «Тиф» Ausf.B 501-го тяжелого танкового батальона.

«Глаза были прикованы к выходу из лощины, — вспоминает В.С.Архипов. — Ужасных размеров танк выбирался из нее. Он полз на подъем рывками, буксуя в песке.

Радировал с левого фланга и майор Коробов: «Идут.

Те самые, неопознанные». (В ночь на 13 августа разведка бригады рассказала о появлении в Шидлуве танков малоизвестного типа. — Прим.авт.) Отвечаю: «Не торопиться. Как уговорились: бить с четырехсот метров». Меиеду тем из лощины выползла вторая такая же фомадина, позже показалась и третья. Оказались они со большими промежутками. То ли это расстояние у них уставная, то ли не сильный фунт их задерживал, но пока вышел из лощины третий, первый уже миновал засаду.

Вижу, как легко шевельнулся бок копны, где стоит танк младшего лейтенанта Оськина. Скатился вниз сноп, стал виден пушечный ствол. Он дернулся, позже еще и еще. Оськин вел пламя. В правых бортах вражеских танков, светло различимые в бинокль, оказались тёмные пробоины. Вот и дымок показался, и пламя вспыхнуло.

Третий танк развернулся было фронтом к Оськину, но, прокатившись на раздробленной гусенице, поднялся и был добит».

«Заигрывающие танки» сыграли собственную роль. Германские военные машины, выходя из лощины, поворачивали в сторону засады, подставляя собственные левые борта под самоходчиков и пушки танкистов тяжелого полка. Прямой наводкой ударило десятка три стволов, гаубичные дивизионы накрыли лощину навесным огнем, и она на всем протяжении до Оглендува скрылась в песчаной пыли и тучах дыма.

В довершение отечественные штурмовики «проутюжили» германские боевые порядки. Атака соперника захлебнулась.

Вечером 16-я германская танковая дивизия возобновила атаки, но, "Наверное," «королевские тигры» в них уже не принимали участие. По крайней мере, среди 24 подбитых в данный сутки германских танков, оставшихся перед обороной бригады, их было лишь три.

Причем все три сгорели и, по утверждению B.C.Архипова, сжег их экипаж младшего лейтенанта А.П.Оськина, в который кроме него самого входили механик-водитель А.Стеценко, начальник орудия А.Мерхайдаров (стрелял-то, фактически говоря, именно он), радист А.Грушин и заряжающий А.Халычев.

Но, сам же В.С.Архипов так пишет об этом бое: «Кто подбил и какое количество — вопрос тяжёлый, по причине того, что вели танкисты и огонь двух батальонов — Коробова и Мазурина, и приданные нам два артиллерийских и два самоходно-артиллерийских полка.

Превосходно трудилась и штурмовая авиация, и не только в поле отечественного зрения, но и за его пределами».

Маловероятно, дабы «тридцатьчетверка» Оськина, пускай кроме того и с предельно маленькой дистанции, в то время, когда любой выстрел — в цель, за считаные 60 секунд, если не секунды, успела подбить три германских тяжелых танка. В засаде были так как еще два танка, каковые также вели пламя.

Наконец, на головные германские автомобили обрушился шквал огня главных сил 53-й гвардейской частей усиления и танковой бригады. Если судить по фотографиям практически изрешеченных боеприпасами «тигров», подбитых в этом бою, пламя велся с различных направлений и отнюдь не одним танком. По-видимому, полностью совершенно верно возможно утверждать, что экипаж А.П.Оськина подбил головной «Королевский тиф», что также не мало.

За данный бой Александр Петрович Ось-кин был удостоен звания Героя СССР, а Абубакир Мерхайдаров нафажден орденом Ленина.

Натолкнувшись на замечательную противотанковую оборону (а к полудню 13 августа в распоряжение 53-й бригады в дополнение к уже приданным частям усиления были переданы пара батарей 1666-го истребительно-противотанкового артполка и дивизион 272-го гвардейского минометного полка БМ-13), немцы к вечеру отошли на исходные позиции.

Пополнив 1-й и 2-й батальоны (за счет 3-го и 10-го) танками, прибывшими из ремонта, около полуночи бригада без бомбардировки нападала Оглендув. К восходу солнца деревня была очищена от соперника.

Среди забранных трофеев были и германские танки малоизвестного типа.

Тут-то и стало известно, что бой незадолго до было необходимо вести с тяжелыми танками «Тиф-Б». Об этом определили из руководств по эксплуатации, найденных в кинутых танках. Утром, в горячке боя, разбираться было некогда. Исходя из этого в первом донесении, сосчитав горящие танки, сказали об уничтожении трех «Пантер». С учетом внешнего сходства это было неудивительно.

Захваченные военные машины имели башенные номера 102, 234 и 502.

Танки № 102 и № 502 были командирскими — на них имелись дополнительные радиостанции. Танк № 502 нашли во дворе дома на окраине деревни. Обстоятельство, по которой экипаж кинул технически исправную машину, прозаически несложна и понятна: дабы бежать не мешала. В танке пребывали достаточный запас и полный боекомплект горючего. "Наверное," в утреннем бою 13 августа эта машина участия не принимала.

При попытке запустить двигатель он завелся «с пол-оборота».

В 9.00 2-й батальон 53-й гвардейской танковой бригады во сотрудничестве со 2-й ротой 71-го гвардейского тяжелого танкового полка и 289-м стрелковым полком возобновили наступление. Пребывавшие западнее Оглендува «королевские тифы» встретили их огнем.

Тогда взвод танков ИС-2 гвардии лейтенанта Клименкова выдвинулся вперед и открыл огонь по танкам соперника. В следствии маленького боя один «Тигр» был подбит, а второй сожжен.

По мере продвижения вперед бригады 6-го гвардейского механизированного корпуса уже не встречали организованного сопротивления соперника. Бой распался на спорадические контратаки и отдельные стычки. На подступах к Шидлову в одной из таких атак участвовали семь танков «Тигр-Б».

Пребывавший в засаде в кустарнике танк ИС-2 гвардии лейтенанта В.А.Удалова подпустил «тигры» на 700 — 800 м и открыл огонь по головному. По окончании нескольких выстрелов один танк был сожжен, а второй подбит. После этого Удалов лесной дорогой вывел свой автомобиль на другую позицию и опять открыл огонь. Покинув еще один горящий танк, соперник развернул назад. Скоро атака «королевских тигров» повторилась.

На данный раэ они шли на стоящий в засаде ИС-2 гвардии лейтенанта Белякова, что открыл огонь с дистанции 1000 м и третьим боеприпасом зажег вражеский танк. Так, за 14 августа танкисты 71-го полка подбили и сожгли шесть «королевских тигров».

Всего же на поле боя между Сташувом и Шидлувом осталось 12 подбитых, сожженных и исправных, но покинутых экипажами, «королевских тифов».

Столь плачевный для немцев итог, вне всякого сомнения, стал следствием грамотной организации боя с отечественной стороны. Руководство 53-й гвардейской танковой бригады навязало неприятелю собственный сценарий, вынудив его всецело «сыграть по отечественной партитуре». За данный бой комбриг полковник В.С.Архипов был награжден второй Золотой Звездой Храбреца СССР.

Ну а трофейный «Королевский тиф» № 502 сохранился до наших дней.

Его возможно заметить в экспозиции Военно-иторического музея бронетанкового оружия и техники в подмосковной Кубинке. Таковой вот был финал у того памятного боя.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Танки Т34 и ИС2 против \

Статьи, которые будут Вам интересны: