Неудачливые «скауты»

Неудачливые «скауты»

Перейдя в начале XX века за остальными главными «морскими игроками» к постройке больших броненосных крейсеров, Британия была на некоем распутье. Очень бессчётные бронепалубные суда малых размеров и этого класса средних были как бы вне игры Вправду, они очевидно и безнадежно проигрывали бы любой бой с прекрасно забронированными «латниками», превосходившими их еще и по размеру, и по оружию. В качестве соперников крейсерам 2-го и 3-го ранга оставались разве что более ветхие суда того же типа, к тому же продукция сэра Армстронга, предназначенная для заморских государств В это же время теория войны на море оставалась близкой к линейной классике Предполагалось, что финал борьбы за обладание морем примет решение главное сражение, в котором будут принимать участие бессчётные броненосцы И для таких эскадр требовалась хорошая тактическая разведка, проводить которую имели возможность лишь крейсера Так что необходимость легких быстроходных единиц никто не оспаривал, оставалась только неприятность подбора скорости и необходимого сочетания силы.

Именно тут британцы решили максимально сэкономить Считалось, что основной бой случится рядом от своих берегов, где-нибудь в Северном море либо Ла-Манше, в нехорошем случае — вблизи от какой-нибудь собственной заморской базы Исходя из этого для разведчика фактически отпадало одно из основных чисто крейсерских качеств — громадная дальность Не так остро стоял и вопрос о боевой силе каждой единицы. «Владычица морей», все еще придерживавшаяся принципа «стандарта двух соперников», в соответствии с которым английский флот должен был равняться по неспециализированной мощи суммарным силам двух следующих морских держав, не через чур опасалась за финал главного сражения Задача разведчиков состояла в первую очередь в сообщении и обнаружении неприятеля его курса и координат руководству флота Дальше в дело вступали броненосные крейсера и многочисленные броненосцы В общем, на таких «следопытов» не возлагались обязанности пробивать силой вражескую завесу либо не допускать крейсера неприятеля к собственной эскадре. Но содержать корабль столь ограниченного назначения было бы очевидно нерационально Исходя из этого разведчики (британцы так и назвали новый класс — «скауты») по совместительству предназначались для совместных действий с новомодными и все более бессчётными эскадренными миноносцами.

Они имели возможность бы возглавить атаку торпедных сил либо же оказать помощь отбивать подобное посягательство со стороны соперника.

Такие задачи не потребовали уж через чур сильного оружия (в начале XX века для борьбы с тогдашними эскадренными миноносцами водоизмещением до 300 — 400 т в полной мере доходили кроме того трехдюймовки).

Но совсем нужной являлась высокая скорость и чтобы уйти от преследования по окончании успешной разведки, и чтобы не через чур отставать от своих «торпедистов»

Очень успешным кораблем для того чтобы рода являлся русский «Новик», со собственными 120-мм узловой скоростью 25-и орудиями. Он просто напрашивался в качестве прототипа «скаута» Но «у англичан личная гордость», и они решили пойти своим методом.

Причем не торопясь. Первый ход они произвели в 1903 году, заложив серию из четырех единиц, взявших заглавия драгоценных камней Ход был весьма и весьма робким- в сущности, они являлись не более чем предстоящим развитием пресловутых крейсеров 3-го класса, пара поднятых в размерах и более быстроходных. Прежней осталась конструкция корпуса, с полубаком и внушительным фальшбортом и полуютом в средней части

Суда оказались не через чур успешными, но сыграли ключевую роль для английского судостроения Дело в том, что Адмиралтейство решило повторить древний «натурный» опыт, подобный тому, что был совершён 70 лет назад для сравнения качеств гребных винта и колёс Сейчас решался не меньше ответственный вопрос как пригодны новомодные турбины в качестве основных механизмов для громадных судов, например, крейсеров На этот раз не было нужно кроме того прибегать к «перетягиванию каната» Турбинный «Аметист», заказанный, кстати, Армстронгу, — адмиралы наконец-то решили применять умение и опыт известной личной компании для собственных потребностей — показал превосходство уже на стадии проектирования При размерах и типовом водоизмещении, той же артиллерии и защите он имел практически наполовину более замечательную силовую установку и на полтора узла громадную скорость, чем остальные, снабженные самыми идеальными четырехцилиндровыми паровыми машинами. Единственным недочётом сочли малую экономичность при маленькой скорости на 10 узлах корабль имел возможность пройти лишь 5,5 тыс. миль, в то время как «паровики» — до 7 тыс (Обстоятельство заключалась в невыгодности малоскоростного режима для турбин с ярким приводом на вал; совсем избавиться от этого свойства удалось лишь с введением зубчатых редукторов.) Но недочёт в полной мере компенсировался полуторным повышением дальности на громадной скорости.

Однако кроме того достаточно успешный «Аметист» в полной мере разумно сочли не хватает скоростным для роли разведчика. Адмиралтейство отменило заказ на еще одну четверку «драгоценных камней» и отправилось в предстоящие поиски идеала Для работы с флотом и лидирования эсминцев, согласно расчетам адмиралов, требовалась как минимум 25-узловая скорость Ясно, что при сохранении либо кроме того уменьшении размеров разведчиков требовалось пожертвовать вторыми качествами.

Было нужно пойти на уменьшение главного калибра артиллерии, что решили снизить до 76 мм.

Потом последовал увлекательный опыт Правительство уже пара лет с радостью передавало заказы частным компаниям, но все крейсера строились по очень строгим спецификациям, в большинстве случаев по чертежам, созданным в управлении кораблестроения Не так обстояло дело с эсминцами, для которых , задавались лишь самые неспециализированные элементы (скорость, оружие, примерное водоизмещение), оставляя на фантазии фирмы и волю умения-строителя конкретную реализацию И вот таковой принцип в первый раз попытались на крейсерах-«скаутах».

Восемь судов были попарно розданы «Армстронгу», «Фэйрфилду», «Кэммел Лэйрд» и заводу «Виккерса» в Бэрроу-ин-Фернесс, лишь вступившему в ряды кораблестроителей.

Неудивительно, что все пары были мало похожими друг на друга Армстронг решил сделать «Эдвенчер» и «Эттентив» четырехтрубными, с красивым клипперским форштевнем, в то время как остальные строители ограничились тремя трубами и сохранили таранную форму носа.

самый последовательным хранителем традиций был «Фэйрфилд», покинув привычную архитектуру с полуютом и полубаком Другие ограничились высоким полубаком, в следствии чего маленькие крейсера купили стремительный «миноносный» вид, на долгое время ставший отличительной внешней чертой английских (а позже и всех других) «разведчиков». Различным был и тип, а также количество паровых машин и котлов (а устанавливались до тех пор пока как раз они: к моменту закладки «скаутов» хороших результатов, достигнутых «Аметистом», оставалось ожидать еще около года).

Полный разнобой наблюдался кроме того в таком серьёзном элементе, как броневая защита! Требование Адмиралтейства формулировалось как «37-мм броневая палуба либо эквивалентная бортовая броня». «Армстронг» отправился по классическому пути, действительно, сумев «выкроить» 51-мм скосы, суда «Виккерса» всецело соответствовали спецификации (палуба с 37-мм скосами), а вот две другие пары обзавелись 51-мм бортовыми поясами — в первый раз на малых крейсерах.

И тут любой строитель отправился своим методом. «Фэйрфилд» снабдил «Нападающий» и «Форсайт» более протяженным поясом на протяжении машинных и котельных отделений, в то время как лэйрдовские «Патфайндер» и «Пэтрол» ограничились маленьким, лишь наоборот автомобилей Другая часть корпуса прикрывалась простой палубой со скосами.

91. Крейсер-«скаут» «Куарто» (Италия, 1913 г.)

Строился на верфи ВМФ в Венеции.

Водоизмещение 3270 т, большая протяженность 131,6 м, ширина 13,8 м, осадка 4,1 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 25 000 л.с., скорость 28,5 узла. Оружие: шесть 120-мм/50 и шесть 76-мм/50 скорострельных орудий, два 450-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 37 мм, рубка 100 мм. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века три 76-мм заменены зенитными пулеметами. Исключен из перечней в 1939 г.

92. Крейсер-«скаут» «Пэтрол» (Англия, 1906 г.)

Строился компанией «Кэммел Лэйрд» в Биркенхеде. Водоизмещение 2900 т, большая протяженность 115,52 м, ширина 11,77 м, осадка 3,96 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 500 л.с., скорость 25 узлов.

Оружие: десять 76-мм скорострельных орудий, восемь 47-мм малокалиберных, два 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 51 мм, палуба 16 — 37 мм, рубка 76 мм. Всего в 1904 г. выстроено две единицы: «Патфайндер» и «Пэтрол». «Патфайндер» затонул в сентябре 1914 г., «Пэтрол» исключен из перечней в 1920 г.

93. Крейсер-«скаут» «Марсала» (Италия, 1914 г.)

Строился на верфи ВМФ в Кастелламаре.

Водоизмещение 3575 т, большая протяженность 140,3 м, ширина 13,00 м, осадка 4,1 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 22 500 л.с., скорость 27,5 узла. Оружие: шесть 120-мм/50 и шесть 76-мм/50 скорострельных орудий, два 450-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 37 мм, рубка 100 мм.

Всего в 1914 г. выстроено две единицы: «Марсала» и «Нино Биксио». Исключены из перечней в 1927 и 1929 гг. соответственно.

«Скауты» имели один абсолютный и пара менее очевидных недочётов. Абсолютным являлось довольно не сильный оружие.

Именно практически сразу после их вступления в строй эсминцы стали скоро «пухнуть» в размерах, и 76-миллиметровки в качестве главного калибра их «фаворитов» смотрелись совсем неубедительными Британцы сперва добавили еще одну несколько, а спустя шесть лет заменили их на более соответствующие боевым задачам девять четырехдюймовок. Однако первые «скауты» весьма скоро устарели Их 25-узловая скорость, выдающаяся на фоне 18-узловых броненосцев, смотрелась куда менее убедительной по окончании появления 21-узловых дредноутов Броня уже не через чур прекрасно защищала от орудий эскадренных миноносцев, каковые также обзавелись 102-мм калибром Исходя из этого неудивительно, что в Первую мировую «следопыты» не прославились и употреблялись на третьих ролях.

самый известным в истории из восьмерки остался «Патфайндер», да да и то по печальному предлогу: он был первым надводным кораблем, погибшим от торпеды подлодки.

Восьмерки хилых «скаутов» для лидирования все возраставших в числе, скорости и размере эсминцев все равно не хватало.

Исходя из этого Адмиралтейство решило повторить собственный опыт, поручив в этом случае постройку всех последующих крейсеров этого класса одной и той же национальной верфи в Пемброке, сохраняя надежду, что она в случае если и не сможет удовлетворить всем требованиям сходу, то хотя бы последовательно будет улучшать личный проект. Для этого суда заказывались маленькими сериями: сперва парами, причем между первой и второй имелся двухлетний промежуток, помой-му достаточный для внесения нужных трансформаций.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Но попытка «подлатать» неудачную идею, в сущности, стала причиной еще большей неудаче Начальная пара, заказанная по программе 1907 года («Бодишия» и «Беллона»), была чуть ли лучше первых «следопытов».

Не смотря на то, что новые суда имели современную турбинную механическую установку с приводом на четыре вала (и это на крейсере водоизмещением всего в 3300 т), их скорость осталась на том же недостаточном 25-уз-ловом уровне. Защита ухудшилась чуть ли не ниже допустимого предела и состояла лишь из 25-мм броневой палубы в районе турбинных и котельных отделений, утончавшейся еще больше к оконечностям.

Некое дополнительно прикрытие снабжал запас угля (котлы имели смешанное угольно-нефтяное отопление), но, в общем, таковой крейсер был обречен в сражении фактически с любым соперником собственного класса. Не придавало оптимизма и оружие, состоявшее всего из шести четырехдюймовок, из которых в один момент вести пламя на борт имели возможность лишь четыре Явную ущербность артиллерии частично компенсировали уже на протяжении Первой Мировой, добавив в 1915 — 1916 годах еще по четыре 102-миллиметровки Но спасти очевидно не сильный суда такие меры уже не могли.

Лорды Адмиралтейства разламывали головы, куда бы приспособить «фаворитов», отстающих от эскадренных миноносцев уже на 5 — 7 узлов Не годились они и для работы в составе крейсерских эскадр, состоявших к тому времени из куда лучше вооруженных и защищенных судов В следствии в главном сражении всемирный войны — Ютланде — они выступили в роли собственного рода «блуждающих форвардов», не включенных в состав конкретных отрядов Будущее (да и начальники) хранила их, и оба крейсера благополучно пережили битву, по окончании чего их направили на предстоящее переоборудование В 1917 бывшие «скауты» превратились в быстроходные минзаги и успели до конца войны выставить практически полтысячи мин С завершением постановок они стали уже вовсе ненужными и завершили собственную карьеру в качестве портовых судов

Не отправился на пользу и двухгодичный срок, зарезервированный для улучшения проекта Вторая пара пемброкских крейсеров, «Блонд» и «Бланш», полностью повторяла первую Лишние 50 т водоизмещения пошли на утолщение палубы в районе механической установки до 40 мм и на дополнительные четыре 102-мм орудия Еще одним трансформацией стал калибр торпедных аппаратов, доведенный до нового стандарта — 533 мм За модификацию было нужно, но, и заплатить И без того скромная проектная скорость упала на пол-узла, не обращая внимания на попытки ослабить перегрузку, уменьшив запас горючего Медлительных «скороходов» ожидала та же будущее, что и их предшественников невыразительная карьера на протяжении большей части Первой Мировой, после этого, в 1917, переоборудование в минзаги и стремительная сдача на слом Они прослужили всего около десяти лет, что говорит только о заурядности проекта.

Но с упорством, хорошим лучшего применения, Адмиралтейство продолжило собственный опыт По программе 1910 года безотлагательно закладывается очередная серия, сейчас уже из трех единиц. «Эмфайон», «Фирлесс» и «Эктив» мало отличались от предшественников, воображая собой необычную комбинацию «Беллоны» и «Блонды». Они несли десять орудий, но 18-дюймовые торпедные аппараты В отчаянной попытке хоть как-то усилить защиту, инженеры прибегли к суррогату, увеличив толщину обшивки борта в районе котлов и турбин, создав так 19 — 25-мм псевдопояс «Псевдо» вследствие того что материалом послужила обычная судостроительная сталь, нормально пробиваемая любыми боеприпасами эсминцев Но она защищала хотя бы от небольших осколков

Будущее последней тройки скаутов пара отличалась от работы прошлой четверки С началом Первой Мировой все они реально являлись фаворитами миноносных флотилий Меньше всех повезло «Эмфайону», ставшему первым английским кораблем, погибшим в «всемирный мясорубке» 5 августа 1914 года он с парой эсминцев собственной флотилии нашёл германский минный заградитель «Кенигин Луизе», затопленный командой

Но «немец» сделал собственный тёмное дело при возвращении к себе следующим утром крейсер напоролся на две мины, одна из которых привела к взрыву погребов А самая любопытной была карьера «Фирлесса» Он прослужил два года в качестве фаворита флотилии эскадренных миноносцев, а после этого взял неповторимое задание, став «главой» отряда крейсерских подводных лодок типа «К» Предполагалось, что эти скоростные субмариныпод руководством крейсером, будут функционировать в боевых порядках Гранд-Флита Но до конца войны они поучаствовали лишь в одной «битве» 31 января 1918 года при многочисленном учебном выходе отрядов флота имел место конфуз, приведший к гибели и столкновениям либо тяжелым повреждениям сходу пяти лодок «Фирлесс» внес собственный вклад, потопив лихим таранным ударом «К-17» Восстанавливать ненужный и очень сильно поврежденный корабль не имело громадного смысла В первой половине 20-ых годов XX века он и самый «медлительный» «Эктив» отправились на слом, пробыв на активной работе всего 5 — 6 лет — необычный рекорд бесполезности в самом востребованном классе боевых судов

Так закончилась, чуть успев начаться, история английских «скаутов» Малые ли-деры-разведчики были через чур слабо защищенными, слабо вооруженными и не хватает скоростными В те же годы уже строились более сбалансированные (не смотря на то, что и более большие) боевые единицы, всецело вытеснившие этих «недотеп» Нужно заявить, что таковой ожесточённый опыт со столь сокрушительными результатами имела возможность позволить себе разве что первая морская держава мира Опыт британцев решились повторить немногие В первую очередь, их верные ученики в те времена — итальянцы Фактически в один момент с несчастливыми «блондами» в 1909 году был заложен скаут «Куарто», считающийся одним из самые удачных судов Италии того времени Вправду, кроме того при чуть меньшем, чем у его английских родичей, водоизмещении «Куарто» имел замечательные турбины, разрешавшие развивать практически 29 узлов (на опробованиях и данный предел удалось превзойти) Более сильными являлись и оружие, и броневая защита Плюс к тому крейсер имел возможность, без ущерба для остальных качеств, принимать до 200 мин Неожиданным «бонусом» стала, в неспециализированном-то, порочная свойство создавать огромную волну у форштевня на громадном ходу Впечатленные замечательным буруном, германские и австрийские подводники раз за разом «мазали», очень сильно завышая скорость собственной цели при ответе торпедного треугольника «Куарто» благополучно пережил Первую мировую и, в отличие от «англичан», практически дослужил до Второй Утершие шнобель «старшему брату» итальянцы решили закрепить успех, заложив спустя два года еще несколько «скаутов» В проект «Марсалы» и «Нино Биксио» внесли массу трансформаций, каковые, как казалось, должны были пойти лишь на пользу. В частности, сейчас на борт имело возможность стрелять пять орудий (вместо трех-четырех на «Куарто») Всецело изменился силуэт, купивший прекрасные стремительные очертания Но и утраты были громадными Уменьшение неспециализированной мощности турбин (их в новом проекте стало три вместо четырех) стало причиной понижению «табличной» скорости до 27,5 узла Но проектный движение смог развить лишь «Марсала», да и то по окончании продолжительных мучений, «Нино Биксио» не покорились и 27 А на работе и эти не через чур выдающиеся характеристики «просели» весьма скоро, механические установки приходилось все время ремонтировать и модернизировать Не помогла и смена котлов на «Марсале» В итоге «улучшенные» итальянские «скауты» отправились «на покой» значительно раньше, чем первенец «Куарто»

В. КОФМАН

Выстрелил себе в ногу в тире

Статьи, которые будут Вам интересны: