Невостребованное совершенство

Невостребованное совершенство

Еще гремели залпы русско-японской войны, еще броненосным крейсерам Камимуры предстояло доказать собственную пригодность для принятие участия в линейном бою наровне со «старшими товарищами» — броненосцами, а на стапелях всех наиболее значимых военно-морских держав уже закладывались суда этого класса, принадлежавшие к новому поколению. Конструкторы «отжимали» из проектов все лишнее и применяли последние успехи современной техники, делая собственную продукцию все более рациональной и замечательной.

По сути дела, броненосный крейсер уже прекратил быть крейсером в ветхом понимании этого слова — одиночным рейдером, предназначенным для охоты за торговыми судами соперника. Огромные, закованные в броню великаны, несшие все более сильную артиллерию, являвшуюся несомненным излишеством для планировавшихся им задач.

В морских теориях крейсерам сейчас по большей части отводилась роль разведчиков при эскадре, быстроходного авангарда, талантливого разметать неприятельские дозоры, не давая им возможности следить за развертыванием собственных линейных эскадр. Практически же последние броненосные крейсера создавались по принципу «корабль против корабля».

Строящаяся новая единица никак не могла быть меньше и не сильный введенного в строй потенциального соперника, наоборот, она должна была превосходить его при вероятной «личной встрече». Вторая сторона отвечала на это своим «силачом», причем уже тогда, в то время, когда потенциальный соперник еще был на верфи. Эскалация личной мощи броненосного крейсера захватила все нации. В полной мере конечно, что в таких случаях бурное соперничество приводило к появлению очень идеальных образцов.

Но, как это довольно часто случается в истории бронетехники, оно несло в себе ростки финиша данной линии развития. Финал этого был уже совсем близок. Шансы встретиться в сражении конкретно с тем самым соперником, против которого он строился, для данного корабля становились совсем призрачными, не говоря уже о том, что в настоящей боевой обстановке одна из сторон имела возможность появляться и в численном превосходстве, и под прикрытием линейных кораблей либо эсминцев — так как флоты продолжали быстро расти.

Но пока что в Англии, США, Франции, Италии, России и Германии думали о «крейсере-абсолюте», талантливом сокрушить неприятеля в необычном рыцарском поединке.

Во главе «процесса», как уже повелось, выступала «владычица морей». Последние и самые замечательные броненосные крейсера Британии начали строиться в разгар русско-японской войны.

Но в их проектах конструкторы по возможности учли ее уроки, не смотря на то, что в типично британском духе. Водоизмещение забранного за прототип «Уорриэра» увеличили на тысячу тысячь киллограм, всецело перекомпоновав оружие.

В следствии оказался красивый четырехтрубный корабль, с бессчётными орудийными башнями.

Кроме двухорудийных носовой и кормовой, в которых разместились 234-миллиметровки, по каждому борту выстроились в ряд по пять одноорудийных 190-мм. Утыканные, какежи, скорострельными пушками, «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон» на учениях ухитрялись производить в 60 секунд до 50 тяжелых снарядов из башенных орудий — в 20 раза больше, чем отечественная «Российская Федерация». Но не все было так гладко, как смотрелось на бумаге и на смотрах.

Главные характеристики крейсера были не хватает сбалансированными: защита если сравнивать с предшественниками никак не улучшилась, а местами стала кроме того пара не сильный. По сути дела, боеприпас, пробивший бортовой пояс (толщина которого в середине корпуса составляла шесть дюймов, уменьшаясь в корме и носу до четырех и трех дюймов соответственно), имел возможность нанести страшные повреждения автомобилям, котлам либо погребам боезапаса — единственным дополнительным прикрытием которых являлся чисто символический 19-мм скос броневой палубы.

Не смотря на то, что на одном из предвоенных банкетов с участием британских и германских моряков эскадры Шпее офицеры с «Минотавра» давали слово при встречи с «Шарнхорстом» либо «Гнейзенау» не стрелять из одной 190-миллиметровки, «дабы уравнять число орудий», далеко не факт, что такая встреча в обязательном порядке сложилась бы в пользу «англичанина». Так как целей для неприятельских снарядов хватало: сейчас каждое орудие имело собственную подачу, по которой продвигалась настоящая «цепочка» страшного груза.

Эту опасность подтвердила ожесточённая будущее «Дифенса», в который в Ютландском сражении попал тяжелый боеприпас с германского линейного корабля. Огненная дорожка от воспламенившихся зарядов пробралась во все погреба, и они вспыхнули в один момент, выбрасывая столбы дыма и пламени через снесенные крыши бессчётных башен. Корабль тут же взлетел на воздушное пространство, унеся с собой в пучину всю команду.

Вторым не сильный местом была уже недостаточная для наступившей эры дредноутов скорость. Проектные 23 узла еле достигла первая пара, «Дифенс» и «Минотавр», но чуточку более широкий и мелкосидящий «Шэннон» не превысил и 22,5 узла.

Столь незначительный запас скорости перед собственными линейными кораблями и вызвал гибель «Дифенса», что вместе с товарищами просто не смог скоро уйти с пути армады Джеллико и попал под убийственный пламя неожиданно показавшихся линейных кораблей соперника, под которым смог продержаться всего пара мин..

Но такая будущее явилась неким восстановлением справедливости.

Так как к тому времени на дне Северного моря уже’ покоился германский ответ на «дифен-сы» — последний броненосный крейсер кайзеровского флота «Блюхер». Нужно подчернуть, что немцы подошли к проблеме «улучшения породы» этого класса судов более рационально. «Блюхер» взял единый основной калибр, не смотря на то, что, по национальной традиции, не через чур замечательный — 12 210-мм орудий в шести башнях, из которых на борт имели возможность стрелять лишь четыре.

В соответствии с той же традицией, защищен корабль был заметно лучше, чем у британцев. Более толстый 180-мм пояс подкреплялся изнутри 50-мм скосами палубы, что, но, всего лишь приблизительно соответствовало бронированию японских «асам». Попытались конструкторы и со скоростью: столь же классическая трехвальная установка номинально снабжала 24 узла, а на опробованиях крейсер развил на узел с лишним больше.

Но хорошая защита и высокая скорость (оговоримся — для броненосных крейсеров!) в итоге сыграли с ним злую шутку. Численное преимущество англичан в линейных крейсерах побудило руководство Флота Открытого моря включить «Блюхер» в состав быстроходного отряда адмирала Хиппера, складывавшегося из судов этого нового класса.

В следствии и скорость, и защита его были недостаточными: при преследовании британцами в сражении при Доггер-банке нерасчетливо поставленный в арьергард корабль стал неспешно отставать и приобретать одно попадание за вторым. Наконец, -удачно выпущенный тяжелый боеприпас нащупал «ахиллесову пяту» в конструкции, пробив сверху палубную броню и взорвавшись в бортовом коридоре, по которому подавался боезапас к бортовым башням.

В узкой и долгой «трубе» воспламенились заряды, и пламя, как в камине, потянуло по всему кораблю. Последующие попадания вывели из строя механическую установку. Но выстроен «Блюхер» был прочно: британцам было нужно всадить в уже неподвижный крейсер около сотни снарядов большого калибра и пара торпед, перед тем как он наконец отправился ко дну.

Кроме немцев, броненосный крейсер с основной артиллерией единого калибра создали лишь французы. И также в следствии калибр данный был слабоватым. Два представителя последнего поколения класса, плававшие под трехцветным флагом, «Эдгар Кинэ» и «Вальдек Руссо», несли четырнадцать 194-мм орудий — весьма внушительное на первый взгляд количество. Но как раз лишь на первый. Размешались они в установках трех видов: в двух- и одноорудийных башнях, а также в казематах.

Последнее ответ являлось вынужденным: больше башен разместить кроме того в изрядном по длине корпусе не представлялось вероятным. Внушительные многотрубные 14 000-тонные гиганты при собственной 23-узловой скорости по окончании появления дредноутов полностью утратили собственную сокровище, но французы сохраняли их в строю и в 1930-е годы, по окончании вступления в строй быстроходных крейсеров нового поколения, не смотря на то, что уже в качестве учебных судов.

Собственный вариант суперкрейсера показался и за океаном.

Причем американцы продолжили собственный экономическое давление на Ветхий Свет: не церемонясь, они заложили более большую серию, чем кто-либо из европейцев. Громадные по размерам, но довольно плохо вооруженные («лишь» восьмидюймовками в качестве главного калибра) предшественники — «Пенсильвании», о которых мы говорили ранее, подверглись изрядной критике.

Исходя из этого еще до их вступления в строй следующая четверка («Теннесси», «Вашингтон», «Норт Каролина» и «Монтана») взяла уже 10-дюймовые орудия, боеприпас которых весил 250 кг, более чем вдвое превышая массу боеприпаса у предшественников. В остальном же новые броненосные крейсера слабо отличается от «Пенсильвании» со товарищи: при водоизмещении 14 500 т они имели возможность разогнаться лишь до 22 узлов.

Базой защиты так же, как и прежде оставалась броневая палуба с толстенными 102-мм скосами, подкрепленная с борта 127-мм броневым поясом. Хорошее прикрытие из 229-мм плит имели лобовые части башен и боевая рубка. Но американцы не решились на следующий ход: второй калибр так же, как и прежде складывался из шестнадцати шестидюймовок.

Действительно, эти орудия имели возможность сослужить хорошую работу, по крайней мере в сражении с крейсерами, а частично и с броненосцами, разрушая их небронированные части. А вот двадцать две 76-миллиметровки к моменту вступления в строй смотрелись пара необычно — многовато в качестве противоминного калибра, при фактически нулевом шансе применять их в «громадном» бою.

В итоге американские гиганты владели не столь уж бессчётными преимуществами, но еще и изрядными недочётами чтобы войти в состав главных боевых эскадр. И прослужили они в первой линии совсем недолго. Уже на протяжении Первой Мировой с крейсеров начали медлено снимать артиллерию. Жертвой пали шестидюймовки (их число на некоторых единицах уменьшилось до четырех) и ставшие совсем одиозными 76-миллиметровки, количество которых уменьшилось практически в два раза (до 12).

Но, незадолго перед тем, в 1911 году, статус «Теннесси» и компании формально повысился: на них установили решетчатые «шуховские» мачты, что тогда являлось необыкновенной привилегией американских линейных кораблей. О жажде руководства испытать собственные суперкрейсера «в деле» свидетельствовала и установка на протяжении войны пары 76-мм зениток. Но пока сущность да дело, «Пенсильвании», как и их предшественников, деятельно применяли для опытов с палубной авиацией.

С «Норт Каролины» 5 ноября 1915 года состоялся первый запуск самолета. Позднее «Вашингтон» стал настоящей «броненосной авиаматкой»: на крейсере базировалось четыре гидросамолета, кроме этого пускаемые с катапульты.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Однако по окончании завершения Первой Мировой эти громадные и морально устаревшие единицы сохранились в составе флота: у США, в отличие от Англии, чувствовался явный недочёт любых крейсеров.

Но из четырех «в живых» осталось лишь три. В августе 1916 года только что переименованный в «Мемфис» «Теннесси» пребывал в гавани столицы Доминиканской Республики Санто-Доминго, в то время, когда в данный порт вкатилась огромная 30-метровая волна цунами. И с кораблем водоизмещением 15 млн кг случилось невообразимое: замечательный вал его на берег.

Смятый и «перекрученный», крейсер было нужно сдать на слом. Переименованию подверглись и остальные: «Вашингтон» в том же 1916 году стал «Сиэтлом», а в первой половине 20-ых годов XX века «Норт Каролина» и «Монтана» превратились в «Шарлотт» и «Мизулу». Обстоятельство для того чтобы «понижения в чине» (крейсера вместо «штатов» стали «городами», причем из далеко не первых в Соединенных Штатах) заключалась в первую очередь в том, что заглавия требовались для росшего как на дрожжах флота дредноутов. Но не только.

Последние броненосные крейсера Соединенных Штатов уже не воображали громадной сокровище, и в первой половине 20-ых годов двадцатого века их перевели в резерв. Но на разделку послали не сходу. Руководство ВМС попыталось несколько раз их модернизации. Один из проектов предусматривал, например, установку более замечательных и современных механизмов. Из оружия на крейсерах сохранились лишь 10-дюймовки, дополненные новыми 127-мм скорострелками.

Но кроме того в таком «омоложенном» виде суда оставались бы «отжившими собственный стариками». В итоге предпочтение отдали принципиально новому классу тяжелых крейсеров, а «Мизула» и «Шарлотт» через пара лет отправились на слом. В строю оставался лишь «Сиэтл», являвшийся плавучим штабом и казармой для его клерков до Второй мировой, в то время, когда некогда самый замечательный броненосный крейсер США совсем «разжаловали» до плавучего склада.

Однако бывший «Вашингтон» пережил и эту войну, отправившись на слом вместе с куда более молодыми и сильными судами лишь во второй половине 40-ых годов двадцатого века по окончании 40-летней работы.

К представителям последнего поколения броненосных крейсеров относится и выстроенный в Англии русский броненосный крейсер «Рюрик», о котором рассказывалось ранее.

По оружию он, пожалуй, смотрелся кроме того пара предпочтительнее «американцев»: при тех же четырех 10-дюймовках отечественный корабль имел возможность добавить пламя для того чтобы же числа 8-дюймовых орудий на борт, если сравнивать с куда менее замечательными шестью 6-дюймовками.

Все эти суда имели водоизмещение не меньше 14 млн кг. Инженерам казалось, что в меньшие размеры нереально вместить столь же замечательное оружие плюс адекватную защиту.

Опровергнуть этот постулат взялись итальянцы, достигшие громадных удач в проектировании быстроходных боевых судов. Управлению флота в 1904 году удалось «пробить» постройку пары броненосных крейсеров при том условии, что они будут весить не более 10 ООО т. Конструктор Джузеппе Орландо подошел к делу легко, забрав за базу чертежи броненосцев типа «Рома» и уменьшив собственный корабль до требуемых размеров. Само собой разумеется, было нужно поступиться калибром артиллерии.

Место 12-дюймовок заняли 10-дюймовые орудия, но в удвоенном количестве — по 2 в носовой и кормовой башнях. Восьмидюймовки было нужно заменить на 190-миллиметровки, причем из-за пара меньшей длины корпуса дополнительной жертвой стала одна из трех башен по каждому борту. В итоге «Пиза» и «Амальфи» были «самыми мелкими среди самых сильных»: при водоизмещении в 9850 т они производили столько же металла, сколько и их старшие и «прототипы товарищи» — «ромы».

Весьма солидно смотрелась защита борта, достигавшая в середине корпуса 200 мм. В полной мере прилично прикрывались башни и боевая рубка. Не подкачала и скорость, превысившая на опробованиях 23 узла — больше, чем у «Теннесси» и «Рюрика», при равенстве с «Дифенсом» и французами.

118. Броненосный крейсер «Блюхер» (Германия, 1910 г.)
Строился на верфи ВМФ в Киле.

Водоизмещение — 15 590 т, большая протяженность — 161,7 м, ширина — 24,5 м, осадка — 8,2 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения — 34 000 л.с., скорость — 24,5 уз. Бронирование: пояс 180 — 60 мм, палуба 40 — 50 мм (скосы 50 мм), башни 180 мм, батарея 140 мм, рубка 250 мм. Оружие: двенадцать 210/45-мм, восемь 150/45-мм и шестнадцать 88/45-мм орудий, четыре 450-мм торпедных аппарата. Погиб в сражении у Доггер-банки 24 января 1915 г.

119.

Броненосный крейсер «Минотавр» (Англия, 1908 г.)
Строился на верфи ВМФ в Девонпорте. Водоизмещение — 14 600 т, большая протяженность — 158,19 м, ширина — 22,71 м, осадка — 7,92 м. Мощность двух альной паросиловой установки тройного расширения — 27 000 л.с., скорость — 23 узла. Оружие: четыре 234/50-мм и десять. 190/50-мм орудий, шестнадцать 76/45-мм скорострельных пушек, пять 457-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: пояс 152 —76 мм, палуба 19 — 37 мм (на скосах 19 мм), башни 203 — 114 мм, подачи 178 — 76 мм, боевая рубка 254 мм. В 1908 — 1909 гг. выстроено три единицы: «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон». «Дифенс» погиб в Ютландском бою в мае 1916 г., два вторых исключены из перечней и сданы на слом в 1920 — 1922 гг.

120. Броненосный крейсер «Сан Марко» (Италия, 1911 г.)

Строился на верфи ВМФ в Кастелламаре. Водоизмещение — 10 970 т, большая протяженность — 140,80 м, ширина — 21,0 м, осадка — 7,71 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки — 23 000 л.с., проектная скорость — 23 узла. Оружие: четыре 254/45-мм и восемь 190/45-мм орудий, восемнадцать 76-мм скорострельных, два 47-мм салютных, три 450-мм торпедных аппарата.

Бронирование: пояс 200 — 75 мм, палуба 50 мм, башни 254-мм орудий 200 мм, башни 190-мм орудий 160 мм, боевая рубка 254 мм. Всего в 1910 — 1911 гг. выстроено две единицы: «Сан Джорджо» и «Сан Марко». Оба исключены из перечней флота в 1947 г.

Не обращая внимания на все конструкторские удачи, кое-какую цену за экономию веса было нужно заплатить. Итальянские крейсера имели низкий корпус и при большом беспокойстве, которое часто имело место кроме того в спокойном Средиземном море, прилично заливались водой.

Исправить положение взялся узнаваемый кораблестроитель Эдуардо Масдеа, создавший много весьма хороших судов для итальянского флота. На следующей паре, «Сан Джорджо» и «Сан Марко», он ввел полубак, предотвращающий заливание на волне, что обошлось в лишних 600 тысячь киллограм. Изменилось и неспециализированное размещение: вместо трех труб «Пизы», делавших ее похожей на «исходную» «Рому», на «святой паре» показались четыре, в группах по две, как на первом итальянском дредноуте «Данте Алигьери».

Оружие осталось прошлым; увеличилось лишь число 76-миллиметровок, которых стало 18 вместо 16), а бронирование, при той же толщине отдельных элементов, удалось расположить более удачно: вся средняя часть корпуса представляла собой солидный броневой редут. В случае если «Сан Джорджо» удалось обеспечить отечественными плитами производства завода Терни, то для «Марко» было нужно заказывать их в Соединенных Штатах — мощности отечественных фабрик не хватало для обоих судов, строившихся фактически в один момент.

«Сан Марко» отличался от «систершипов» и «полусистершипов» еще и тем, что на нем установили паровые турбины мощностью 23 000 л.с. (вместо паровых автомобилей тройного расширения в 20 000 л.с. на остальных единицах).

Это новшество пошло ему на пользу: крейсер продемонстрировал на опробованиях 23,75 узла, больше любого из остальных, не обращая внимания на то, что был самым «тяжелым» — водоизмещение фактически достигло 11 млн кг. Массу корабля уменьшили, укоротив внушительные трубы на пара метров, потому, что стало известно, что тяга и без того достаточна чтобы 14 котлов Бэбкока-Уилкокса со смешанным угольно-нефтяным отоплением снабжали достаточное количество пара для турбин.

«Прекрасная четверка» (правильнее, обе пары, вправду красивые по своим чертям) вступила в строй в 1909 — 1910 годах, а на протяжении Первой Мировой претерпела первые значительные модернизации.

На берег сдали часть мало нужных 76-миллиметровок, но в один момент орудия этого же калибра опять показались на борту, но уже в качестве зениток, причем в солидном для того времени количестве — по шесть на корабль. Все броненосные крейсера взяли переднюю мачту, что придало им более классический вид если сравнивать с исходным, в то время, когда их украшала лишь громадная грот-мачта, делавшая целый силуэт каким-то неуравновешенным и необычным.

Как и для их собратьев по классу из других государств, война сложилась для «итальянцев» неудачно. Никаких подвигов и ярких походов, но необходимые жертвы. Практически сразу после вступления Италии в войну в июле 1915 года «Амальфи» торпедировала подлодка. Формально U-26 принадлежала бывшему союзнику, Австро-Венгерской империи, но практически австрийским являлся лишь номер: на субмарине был всецело германский экипаж.

Оставшуюся в одиночестве «Пизу» в первой половине 20-ых годов двадцатого века переклассифицировали в корабль береговой обороны, после этого — в учебное судно, и в данной роли она благополучно просуществовала до 1937 года.

Более увлекательная будущее ожидала несколько «святых». Они до начала 1930-х годов, оставались (по крайней мере формально) в первой линии флота.

После этого «Марко» переоборудовали в радиоуправляемый корабль-мишень, уменьшив мощность механической установки фактически в два раза. Однако с новыми нефтяными котлами и без тяжелых башен бывший крейсер достаточно лихо ходил 18 узлами. В первой половине 40-ых годов двадцатого века, по окончании капитуляции Италии, его захватили немцы, но применять не смогли и, потопленный авиабомбами союзников, он отправился на слом по окончании окончания войны.

«Сан Джорджо» оставался бойцом до самого финиша.

Во второй половине 30-ых годов XX века его существенно модернизировали, установив приличную для того времени зенитную, батарею из восьми 100-мм, шести 37-мм, двенадцати 20-мм и четырех 13-мм автоматов. (Потом число стволов ПВО возросло до 36.) Оказалась собственного рода плавучая артиллерийская батарея, талантливая постоять за себя (и защищаемый объект) и против морского, и против воздушного соперника. Как раз так «Сан Джорджо» и применяли.

Броненосный крейсер-батарея защищал крепость Тобрук в Ливии. В том месте он и отыскал собственный финиш в январе 1941 года, подорванный командой, дабы не попасть в руки наступающих британцев. Но история ветерана на этом не закончилась.

Затопленный на мелководье «Джорджо» подняли в первой половине 50-ых годов двадцатого века и отвели в открытое море, где празднично послали на дно, сочтя, что славный боевой путь должен иметь почетное завершение.

Не обращая внимания на то, что последние представители класса броненосных крейсеров строились в различных государствах и в соответствии с разными идеями, в итоге они имели на удивление похожие характеристики.

Скорость 22 — 23 узла (с минимальными отклонениями) и 8 — 9 стреляющих на борт орудий одного либо двух «основных» калибров — 190 — 254 мм. Защита борта кроме этого являлась приблизительно эквивалентной и складывалась из 5 — 6-дюймового пояса. Действительно, к нему имелось «скрытое дополнение» в виде скосов броневой палубы, толщина которых колебалась очень существенно: от эфемерных 19 мм у британских судов до более чем внушительных 102 мм у американских «полубронепалубников».

В целом все они представляли собой весьма замечательные боевые единицы, заметно превосходящие собственных предшественников, в особенности в части артиллерии.

Считается, что большую эффективность большой боевой корабль получает спустя три-четыре года по окончании вступления в строй, и еще пять-восемь лет есть в полной мере современной единицей первой линии. По этим параметрам все броненосные крейсера последнего поколения вступили в Первую мировую как раз в таком качестве.

Но технический прогресс в военно-морском деле в начале XX века был такими быстрым, что эти хорошие суда, на каковые были затрачены усилия конструкторов и немалые средства, остались невостребованными. Обстоятельство этого кроется в первую очередь в просчетах управления флотов воюющих держав. Как нужнее стал бы тот же «Дифенс», появлявшись в отряде адмирала Крэдока в сражении у Коронеля, как это и предусматривалось начальным замыслом.

Либо наоборот, сколь значительные неприятности имел возможность создать британцам быстроходный и замечательный «Блюхер», пребывав в эскадре Шпее либо в личном крейсерстве. Либо он же — отечественным судам на Балтике. Но руководство предпочитало держать все еще новые, но уже не отвечавшие требованиям первой линии суда при основных силах. Где они и гибли без большой пользы и славы.

В. КОФМАН

Сони CF-580. Техническое совершенство финиша семидесятых

Статьи, которые будут Вам интересны: