«Нона» — одна в трех лицах

«Нона» — одна в трех лицах

Военной теорией СССР предусматривалось применение ВДВ (ВДВ) для упреждения военных действий соперника на протяжении крупномасштабных стратегических наступательных операций. Для этого «крылатой пехоте» (как довольно часто именуют данный род сухопутных армий) требовалась большая огневая мощь, обеспечить которую имела возможность лишь приданная артиллерия.

В 1960-е годы на вооружении ВДВ состояли артиллерийские самоходные установки АСУ-57 и АСУ-85, главным назначением которых была борьба с танками соперника. АСУ-57 с 57-мм пушкой Ч-51М десантировалась парашютным методом, но в конце 1960-х ее сняли с оружия.

Более замечательная авиатранспортабельная, АСУ-85, укомплектованная 85-мм противотанковым орудием Д-70, была достаточно действенной против бронированных автомобилей в середине 1950-х годов: с дистанции 1000 м ее подкалиберный боеприпас пробивал 180 — 200-мм броню под углом 60 градусов. АСУ-85 входила в состав противотанковых дивизионов ВДВ до конца 70-х годов прошлого века. Самоходка перевозилась самолетами военно-транспортной авиации Ан-12, Ан-22 и Ил-76, но покидала борт крылатой автомобили лишь по окончании посадки.

Это лишало десант главного тактического преимущества — внезапности.

В первую очередь 1960-х годов в борьбе против современных бронированных целей стали применять ракетные комплексы, более действенные, чем артиллерийские орудия. Они владели высокой мобильностью, потому, что имели возможность перевозиться любыми транспортными средствами ВДВ а также переноситься силами расчета.

Но актуальной задачей десантников оставалась борьба с соперником, укрывающимся за возвышенностями либо применяющим для обороны фортификационные сооружения. На вооружении ВДВ для этих целей имелись буксируемые минометы, но они не полностью удовлетворяли современным требованиям по мобильности. Нужна была военная машина либо семейство унифицированных боевых автомобилей, более соответствующих нуждам и современным условиям ВДВ.

Учитывая это, в СССР велась разработка принципиально новой военной машины десанта — БМД-1. На ее шасси решили выстроить самоходку, названную 2С2 «Фиалка». Но применение достаточно замечательного орудия калибра 122-мм, заимствованного с самоходной артустановки «Гвоздика», стало причиной тому, что шасси БМД-1 не выдерживало нагрузок, появлявшихся при стрельбе.

Но от идеи применять БМД-1 не отказались, и следующим шагом стала разработка на ее базе самоходного 120-мм миномета 2С8 «Ландыш». Но и он остался в разряде умелых экземпляров автомобилей.

К середине 1970-х годов на Волгоградском тракторном и Курганском машиностроительном фабриках на конкурсной базе создали два легких танка, оснащенных длинноствольными пушками калибра 100-мм.

Но и они не были приняты на вооружение ВДВ.

Приблизительно одновременно с этим на вооружение ВДВ начал поступать гусеничный десантный БТР БТР-Д, унифицированный с БМД-1, но с увеличенной грузоподъемностью, а за счет оснащения ходовой части дополнительной парой опорных катков — и громадными внутренними количествами.

В один момент шло создание принципиально нового 120-мм нарезного казнозарядного орудия 2А51, предназначенного для яркой помощи сухопутных армий. Разработка этого орудия началась еще в 1970-е годы в ЦНИИточмаш, расположенном в подмосковном г. Климовске. После этого к ним подключились эксперты пермского завода «Мотовилиха».

Конструкторы завода во главе с Юрием Калачниковым под научным управлением Авенира Новожилова из ЦНИИточмаша создали универсальную артсистему.

Изначально перед разработчиками орудия 2А51 стояла задача, дабы его боеприпасы по собственной эффективности не уступали 122-миллиметровым боеприпасам гаубицы Д-30, и в итоге создали выстрел с безгильзовым заряжанием: перед стрельбой картуз и снаряд (заряд, размещенный в «мягкой» оболочке с замковым устройством) объединялись в единый выстрел, подобный унитарному патрону.

Со своей стороны, применение безгильзового заряжания стало причиной созданию комбинированного полуавтоматического затвора орудия с пластическим обтюратором (герметизатором) пороховых газов, одновременно служащего и для досыла выстрела в ствол. В 2А51 в первый раз осуществлена конструктивно-баллистическая схема «орудие — выстрел», основная изюминка которой заключалась в применении боеприпаса с готовыми нарезами на ведущем пояске (особые осколочно-фугасные, кумулятивные, энергично-реактивные артиллерийские боеприпасы).

Помимо этого, применимы были 120-мм мины и управляемые артиллерийские боеприпасы «Китолов-2», наводившиеся посредством лазерного целеуказателя в самое незащищенное место — сверху. Потому, что траектория полета снарядов 2А51 отличается громадной крутизной, то эффективность их поражающего действия приближается к простым осколочно-фугасным гаубичным боеприпасам калибра 152 мм.

Самоходное орудие 2С23 «Нона-СВК»:

1 — 120-мм орудие 2А60; 2 — прицел прямой наводки 1П30; 3 — панорамный перископический прицел 1П8: 4 — дистанционная управляемая пулеметная установка; 5 и 27 — коробки ЗИП; 6 — крышка люка ФВУ; 7 — створка бокового люка; 8 — пусковая установка совокупности 902В «Туча»; 9 — перископический прибор наблюдения; 10 — кронштейн с мерной базой; 11 — верхний люк боевого отделения; 12 — крышка ниши для аккумуляторных батарей; 13 — крышка воздухопритоков; 14 — наружный кожух эжектора и глушителя; 15 — задний буфер; 16 — колпак воздухозаборника двигателя при работе на плаву; 17 — осветитель прибора наблюдения начальника; 18 — дополнительная фара; 19 — фара со светомаскировочной насадкой; 20 — крышка люка выдачи троса лебедки; 21 — антенна радиостанции; 22 — крышка заправочной горловины топливного бака; 23 — заслонка водометного движителя; 24 — крышка люка лебедки; 25 — крышка люка главного цилиндра гидропривода сцепления; 26 — крышка люка основных цилиндров гидропривода рабочей тормозной совокупности; 28 — воздухозаборник двигателя при работе на плаву в поднятом положении; 29 — отверстие для слива масла из второго моста; 30 — отверстие для слива воды из отопителя; 31 и 32 — поддоны раздаточной коробки; 33 — технологический люк; 34 — крышка люка для доступа к гайкам крепления карданного вала привода четвертого моста; 35 — входное отверстие водометного движителя

Учитывая, что при действиях в тылу соперника не всегда возможно рассчитывать на своевременное пополнение снарядов, в орудии предусмотрели возможность применения 120-мм осколочно-фугасных мин от минометов армий других государств.

Размещение орудия 2А51 на БТР-Д стало причиной принятию и созданию на вооружение ВДВ универсальной артиллерийской совокупности 2С9 «Нона-С», совмещающей в себе функции пушки, миномёта и гаубицы.

Необходимость десантирования «Ноны-С» с самолета посредством парашютно-реактивной совокупности "настойчиво попросила" ее большого облегчения. Исходя из этого корпус самоходки изготовили из алюминиевой брони, защищающей оборудование и экипаж от ружейно-пулеметного огня.

Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. и гидропневматическая подвеска придали «Ноне-С» громадную подвижность. Ее скорость по шоссе доходит до 60 км/ч, а на плаву — до девяти километров/ч. Подвеска не только снабжает плавность хода, но разрешает изменять дорожный просвет на 0,35 м.

В первый раз CAO 2С9 показали на классическом армейском параде на Красной площади 7 ноября 1985 года. В боевой обстановке самоходку удостоверились в надежности в Афганистане, где она продемонстрировала высокую надежность, а своим огнем неоднократно выручала десантников. Громадный угол вертикальной наводки орудия разрешал решать в горах такие задачи, с которыми не справлялись пушки и гаубицы.

По окончании вывода войск СССР из Афганистана часть этих самоходок осталась на вооружении его армии.

Потом на базе установки 2С9 для сухопутных войск и морской пехоты создали самоходное орудие 2С9-1 «Свиристелка», отличающееся швартовочными узлами и увеличенным боекомплектом.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века специально для оснащения мотострелковых батальонов сухопутных армий приняли на вооружение буксируемое маленьким полноприводным автомобилем типа УАЗ-469 орудие 2Б16 «Нона-К» массой всего 1200 кг.

Введенный в строй действующих в первой половине 70-ых годов двадцатого века Арзамасский машиностроительный завод, первоначально специализировавшийся на изготовлении запасных частей к машинам, с 1980 года освоил выпуск БТР БТР-70.

Начавшаяся в середине 1980-х годов перестройка быстро снизила количества выпуска военной продукции. Это вынудило управление завода искать пути сохранения накопленного новых и опыта рынков сбыта собственной продукции. Одновременно с этим создавались и новые виды оружия.

Еще в первой половине 80-ых годов XX века в ЦНИИ «Буревестник» создали артиллерийскую совокупность 8С23, воображавшую собой орудие 2Б16, установленное на шасси БТР-70. Предстоящим развитием этого БТР на Арзамасском заводе стало производство более современного БТР-80, на базе которого, со своей стороны, была создана самоходная артиллерийская совокупность, взявшая обозначение 2С23 «Нона-СВК».

Машина имеет три отделения: управления, боевое и силовое.

Ее оснастили 120-миллиметровой полуавтоматической казнозарядной пушкой 2А60, заряжание которой осуществляется вручную из немеханизированной боеукладки.

Главные эти орудий семейства «Нона»

Одной из изюминок закрывающего механизма затвора есть цилиндр с рамой, каковые в совокупности делают функции досылателя.

Благодаря таковой конструкции заряжающему не требуется затрачивать большие упрочнения, дабы дослать артвыстрел в канал ствола, в особенности на громадных углах возвышения, в то время, когда ствол расположен фактически вертикально. Пушка снабжена устройством, осуществляющим контроль температуру ствола, что напрямую связано с точностью стрельбы. Продукты сгорания метательного заряда не попадают в боевое отделение, и экипаж «Ноны-СВК» трудится в незагазованной среде.

Для действий на зараженной местности самоходка оснащена фильтро-вентиляционной установкой.

Орудие размещено во вращающейся башне сварной конструкции, изготавливаемой акционерным обществом «Мотовилихинские фабрики». Новая самоходка «Нона-СВК» поступает в армии с 1990 года.

На бортах башни расположены шесть пусковых установок совокупности постановки дымовых завес 902Б.

В корпуса предусмотрены места для двух переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-1» и другого ручного оружия.

Командирская башенка оснащена устройствами наблюдения ТНПО-115, а на ее крыше может устанавливаться пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом и дистанционным управлением в 500 патронов.

Корпус CAO 2С23 «Нона-СВК», как и у БТР-80, — герметичный, сварен из катаных металлических броневых страниц и защищает экипаж и десантников от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов, а лобовая броня — от пуль калибра 12,7 мм.

Четырехосное шасси имеет колесную формулу 8×8; подвеска колес личная, торсионная. Пулестойкие шины с центральной совокупностью регулирования давления воздуха разрешают машине продолжать перемещение и при выхода из строя одной либо кроме того двух шин.

Два передних моста — управляемые.

На машине установлен один дизельный двигатель КамАЗ 7403 мощностью 260 л.с. Для перемещения на воде употребляется водометный движитель.

Н. ВАСИЛЬЕВ

Молодая Гвардия (1948) (2 серия) Полная версия

Статьи, которые будут Вам интересны: