«Новая волна» за океаном

«Новая волна» за океаном

Большое количество крейсеров, сохранившихся в составе флота США по окончании Второй мировой, часть из которых прошла глубокую модернизацию с установкой ракетного оружия, не стало препятствием для новых проектов. Не смотря на то, что в 1950-е годы имеющиеся силы в полной мере имели возможность совладать с любым соперником фактически в любой точке мирового океана, заканчивать гонку оружий Соединённые Штаты не планировали.

Конечно, отрасли и военное судостроение, которые связаны с производством новых оружий имели могущественное лобби в органах власти. Кораблестроительные проекты означали новые рабочие места для бедных и новые прибыли для богатых. И те, и другие были в них прямо заинтересованы — на своём уровне.

Задумки о модернизации существующих и создании новых крейсеров не прекращались ни на год, но в середине 1950-х годов интересы промышленников и адмиралов настоятельно потребовали начать их воплощение в металле. По окончании обрисованных нами перестроек балтиморов и кпивлендов моряки замахнулись на более современные и большие суда. Во второй половине 50-ых годов XX века рассматривался вариант ракетизации так и не отыскавших себе хорошего места в строю флота алясок.

Огромные громадные крейсера имели возможность вместить более чем двойную дозу ракет если сравнивать с тяжёлыми. Рассматривались такие варианты, как установка четырёх ПУ Тэйлос, либо ещё более амбициозный вариант со спарками тэйлосов в корме и носу, коробкой ракето-торпед Асрок вместо возвышенной башни, и четырьмя пускачами для тартаров по бортам, вместо зенитной артиллерии, с боезапасом аж в 168 ракет!

По другому варианту пара терьерных установок и их боезапас уступали место 20 стратегическим ракетам Поларис. В следствии бывшие линейные крейсера представили бы собой необычный гибрид ядерной подлодки с баллистическими ракетами и всецело модернизированного варианта Олбани. Стоила такая благодать где-то на уровне 120 млн. долларов: для того времени огромная сумма, не смотря на то, что в полной мере сравнимая со ценой перестройки тяжёлых крейсеров (85 — 90 млн.).

По-своему экономично, в случае если учесть ещё одну задумку: переоборудование крейсеров ПВО типа Атланта в носители терьеров угрожало затратами 75 млн. зелёных на каждую единицу, не смотря на то, что ракетная мощь составляла бы намного меньше половины от всецело оракеченной Аляски.

не меньше впечатляющим смотрелся проект модернизации самых громадных и сильных тяжёлых крейсеров типа Де-Мойн. На них предполагалось взгромоздить все виды зенитных ракет, от спарок тэйлосов в оконечностях с расположенным поверх них ПУ терьеров в корме, до четырёх установок для Тартара по бортам вместо бывших 127-миллиметровок. Наряду с этим помой-му оставалось место и для Асрока, и для торпедных аппаратов, а также для артиллерии, которую воображали четыре 76-мм спарки в средней части корпуса.

Само собой разумеется, такое буйство фантазии ракетчиков приводило к появлению на палубе огромных воздушных замков для размещения и предполётной подготовки ракет бессчётных и тяжёлых антенн для их наведения. Подробные расчёты остойчивости проекта не проводились, она у для того чтобы футуристического корабля без сомнений была бы на грани. Проверить же остойчивость так и не удалось ввиду нового течения в морском министерстве новой хозяйки океанов.

Вправду, у любых самых привлекательных проектов перестройки приблизительно одновременно с этим показался весьма важный соперник в лице новых разработок с применением принципиально новых разработок. Основной из них стало применение ядерной энергии для двигательной установки судов. Первые ядерные подводные лодки произвели настоящий фурор, так они превосходили собственных предшественниц по скорости хода под водой, автономности и дальности.

Соблазн заполучить столь же перспективные надводные суда, конечно же, не миновал адмиралов. Ясно, что очень тяжёлые и объёмные реакторы потребовали громадной коробки, т.е. нового крейсера, разработка которого началась ещё с 1955 года.


Новый класс, пока ещё не существующий, взял обозначение CLGN (ракетный лёгкий крейсер с ядерной установкой). Его лично курировал адмирал Эрли Бёрк, лихой командующий отрядами американских эсминцев, взявший прозвище тридцатиузловый Бёрк за пристрастие к атакам на полной скорости.

Сначала вправду предусматривалось создание полу-крейсера, полуэсминца, ракетного корабля умеренных размеров (около 9000 т), вооружённого парой автоматических 127-миллиметровок в носу и единственным Терьером в корме. Но цена за внедрение актуального ядерного реактора была через чур большой: корабль оказался практически в два раза больше и более чем в два раза дороже, чем простой Дьюи, имевший в точности такое же оружие.

Проектанты, конечно же, скоро сообразили, что ядерный крейсер не может быть мелким. Их продукция начала неуклонно наращивать жирок. Вариант D взял уже две спарки терьеров в корме и носу, но на нём ещё оставалась та же артиллерия. Решающий ход был сделан в варианте Е: к двум спаренным ПУ Терьер в носу прибавилась спарка Тэйлос в корме.

Эти разработки 1956 года и стали базой для окончательного проекта Лонг Бич, ставшего единственным ядерным крейсером флота Соединённых Штатов. Однако, число вариантов проекта практически зашкаливало: для их буквенных обозначений (соответствующих большим трансформациям) не хватило всего британского алфавита — последний вариант нёс обозначение АА-1, следующее за Z-1.

Ядерный крейсер оказался, без сомнений, очень уникальным. В первую очередь, в глаза кидался его необыкновенный внешний вид, с огромной прямоугольной надстройкой, напоминающей кинотеатр советских времён, поднятый на высоту 9-этажного панельного небоскрёба.

В его залах размешались бессчётные посты управления его вооружением и кораблём, а роль экранов, как бы по необычной причуде сумасшедшего архитектора расположившихся на внешних стенках, сыграли неподвижные фазированные антенны радиолокатора SРS-32/33, в первый раз всецело управляемого ЭВМ. Любопытно, что столь футуристичный продукт взял практически древнюю артиллерию.

Дело в том, что до последнего момента предполагалось, что Лонг Бич станет чисто ракетным, но моряки справедливо подчернули, что его оружие не имеет возможности поразить ничего на расстояниях до пяти километров от корабля! И на ядерный первенец безотлагательно установили несколько 127-миллиметровок времён Второй мировой — на всякий случай. Ещё одной изюминкой стал быстро разный боезапас установленных в носу ПУ Терьер: одна спарка имела 40 ракет, в то время как вторая — в два раза больше.

Обстоятельство заключалась всё в том же недочёте пространства кроме того на столь современном и большом корабле. Излишне сказать о том, что брони он не нёс; соответствующие задумки рассматривались, но цена защиты была через чур высокой, не в смысле финансов (Лонг Бич и без того потянул за 200 млн. тогдашних долларов), а в смысле веса. Не удалось ядерному крейсеру стать и надводным носителем стратегических ракет.

Несостоявшийся Регулус-2 отвергли как раз по причине того, что он не состоялся (разработка была неудачной), а от в полной мере успешного Полариса отказались из-за трансформации теории. Но шахты для межконентальных ракет остались, по крайней мере, до последней большой модернизации.

До этого ответственного события ядерный ракетный крейсер успел учавствовать в военных действиях. Летом 1968 года он сбил собственными тэйлосами два вьетнамских истребителя на огромной для того времени расстоянии 120 км. (По крайней мере, американцы вычисляют эти случаи первым успешным применением зенитных управляемых ракет дальнего действия на море.)

Первоначально Лонг Бич желали осовременить весьма основательно, разместив на нём новую контейнерную совокупность пуска ракет Иджис и снабдив его настоящей пушкой -разрабатывавшейся в 1970-е годы облегчённой восьмидюймовкой, предназначенной для стрельбы по береговым целям. Но в итоге работы были намного более скромными, за два с половиной года с корабля по большей части снимали оборудование и устаревшее вооружение.

Так он лишился пусковой установки для тейлосов (как, конечно же, и самих ракет). Её место в корме заняли контейнеры с крылатыми ракетами Гарпун, а прожекторы РЛС наведения заменили 20-мм скорострелками Вулкан-Фаланкс. Свезли на берег и известные фазированные решётки, украшавшие надстройку.

Редчайший случай: для компенсации очень большой массы, расположенной весьма высоко, их заменили 45-мм броневыми страницами. Так управленческий кинотеатр получил защиту хотя бы от огня бортовых пушек неприятельской авиации и осколков. В будущем планировалось произвести замену гарпунов крылатыми ракетами Томагавк в бронированных контейнерах, но в первой половине 90-ых годов двадцатого века крейсер вывели в резерв.


В действительности, направляться оговориться, Лонг Бич стал единственным громадным американским ядерным ракетным крейсером. Мысль пребывала в создании всецело атомизированного соединения во главе с авианосцем Энтерпрайз. Но соединение из двух судов смотрелось как-то несолидно, и в качестве сопровождения к ним решили добавить то, что в первой половине 60-х годов прошлого века классифицировалось как корабль океанского эскорта.

Реально же Бэйнбридж водоизмещением более 7000 т воображал собой маленький крейсер, что и отразилось в последующем — из эсминца УРО (DLG-25) он стал ядерным крейсером УРО (CGN-25). Возможно легко выяснить, сколько стоила ядерная двигательная установка в смысле роста водоизмещения.

Дело в том, что Бэйнбридж по составу оружия всецело повторял начатую закладкой тремя годами ранее серию океанских эскортни-ков типа Лихи. (В отечественной литературе фамилия друга и известного адмирала Ф. Рузвельта Leahy довольно часто транскрибируется как Леги), В водоизмещении чуть больше 5000 т американцам удалось создать очень замечательный ракетный корабль, вооружённый двумя спарками терьеров в корме и носу, совокупностью для запуска торпедо-ракет Асрок, торпедными аппаратами для противолодочных торпед а также парой двухорудийных 76-мм зениток. Суда, взявшие имена известный адмиралов уже последней войны, вышли не только сильными, но и достаточно элегантными: к тому времени конструкторы уже обучились делать мачто-трубы не столь устрашающими, как на перестроенных крейсерах.

Не обращая внимания на наличие противолодочного оружия, главным назначением этого океанского эскорта непременно оставалась ракетная ПВО. В этом смысле огневая мощь новых судов особой постройки уступала лишь всецело оракеченным Олбани, но при весьма скромном водоизмещении. Более продуманными и приспособленными к новым условиям системы корабля и стали помещения.

Так, в соответствии с требованиями противоатомной защиты корпус не имел ни одного иллюминатора, а в надстройке остеклённой оставалась лишь ходовая рубка. Единственным недочётом Лихи (как и большинства вторых больших судов тех лет, новых либо только что прошедших переоборудование) стало стремительное устаревание электронного оборудования, которое соответствующим образом обновили в середине — финише 1960-х.

А позднее совсем признанные ненужными 76-миллиметровки уступили место равному числу контейнеров с противокорабельными гарпунами. Тогда же лихи стали не только всецело ракетными, но и доросли до крейсеров. Как и Бейн-бридж, они поменяли эсминные обозначения DLG на крейсерские СG, конечно, без ядерной буквы N.

Не обращая внимания на очевидные преимущества судов с ядерной установкой, их большая цена и заметно большее водоизмещение при тех же боевых чертях заставляло очень сильно задуматься кроме того сверхбогатых американцев. История с одиноким Бэйнбриджем и серийными лихи повторилась пара лет спустя. Практически в один момент в 1962 — 1963 годах состоялась закладка 9 полуэсминцев типа Белнэп с классической турбинной установкой и их ядерного варианта — Тракстена — в единственном числе.

В случае если делать выводы по оружию, их возможно расценить, как полшага назад от своих предшественников в сторону артиллерийско-ракетных перестроек. Место одной из ПУ для ракет занимала 127-мм автоматическая установка, в корме у простых белнэпов и в носу у их ядерного аналога. Но, в случае если обратиться к истории их появления, то эту конфигурацию возможно разглядывать как несомненный прогресс.

Первоначально предполагалось создать значительно более не сильный полуартиллерийский корабль, ракетное оружие которого ограничивалось только одиночным Тартаром ближнего действия, да ещё с боезапасом в 12 ракет. Действительно, таковой потомок эсминцев должен был иметь замечательный гидролокатор и громадную дальность плавания, что хорошо понадобилось бы при охоте за субмаринами.

Но в следствии удалось всё это утрясти в корпусе лихи с заменой Тартара спаркой Терьера, причём с той же ПУ возможно было создавать пуски ракето-торпед Асрок, каковые пребывали в том же погребе, что и ЗУР. Такие возможности создавали громадную гибкость в вариациях боезапаса; критичной имела возможность появляться только одновременная атака с воздуха и из-под воды, возможностью чего (уж весьма незначительной) разумно пренебрегли.

Два корабля из данной серии, Стеретт и Биддл, имели шанс не успеть стать крейсерами (что случилось в 1975 году на протяжении неспециализированной переклассификации). В первой половине 70-ых годов двадцатого века в Тонкинскм заливе они подверглись атакам вьетнамских истербителей-бомбардировщиков. По американским данным, любой сбил по паре мигов.

По крайней мере, попаданий они не взяли и сумели прикрыть собственных опекаемых.

Ближе к концу 1970-х новообретённые крейсера прошли модернизации с заменой радиоэлектронного оборудования. На некоторых, как и на Лихи, заодно сняли 76-миллиметровки и торпедные аппараты и заменили их контейнерами с гарпунами и фаланксами для самообороны. Но более позднюю программу по установке бронированных томагавков осуществить не удалось: в середине 90-х годов прошлого века всех исключили из перечней флота.

Ненадолго пережил собственных простых собратьев и ядерный Трак-стен. Снова, как и при с Бейнбриджем, его водоизмещение выяснилось очень сильно больше, в этом случае уже практически на 3000 т. Любопытно, как сказалось наличие ядерной энергетической установки: в полном грузу корабль весил всего на 770 т больше, чем без каких-либо запасов, в то время как у белнэпов эта отличие достигала 2500 т. Сказалось присутствие ядерной энергоустановки (ЯЭУ) и на наружности, поскольку сейчас не требовались ни трубы, ни мачто-трубы, так что для антенн было нужно установить две громадные решётчатые конструкции, напоминавшие те, что показались на первых модернизированных из ветхих крейсеров ракетчиках.

Как уже отмечалось, состав оружия был совсем тем же, с единственной рокировкой между ПУ Терьер и артустановкой. Подобной стала и модернизация: В первую очередь 1980-х 76-мм зенитки заменили на Гарпун, а после этого на Тракстене показались Фаланкс и новое электронное оборудование. В 1995 году и ему раздался сигнал На выход! — ядерный крейсер вывели из состава флота.

В целом ядерную программу США для надводных судов 1960-х годов можно считать достаточно скромной. адмиралы и Конструкторы скоро осознали, что наровне с несомненными пользами в лице неограниченной дальности отсутствия и плавания необходимости приёма горючего у таких боевых единиц имеются и недочёты. В первую очередь, яблоком раздора стала цена.

Помимо этого, как показал опыт постройки и эксплуатации, их простые аналоги с проверенной паротурбинной установкой имели практически вдвое громадную мощность и имели возможность развивать скорость на несколько узлов больше. (Тут, действительно, имеется некая часть лукавства: американские источники до сих пор не раскрывают полной мощности собственных корабельных ЯЭУ и большой скорости их носителей. В большинстве случаев для них указывается около 30 узлов либо более чем 30 узлов.

Сложно сообщить, есть ли это сокрытием резервов либо же, напротив, скрытой рекламой.) Так или иначе, вместо первоначально предлагавшихся экзотических и дорогостоящих модернизаций громадных судов военной и послевоенной постройки Соединённым Штатам удалось в 60-е годы XX века обновить собственный крейсерский флот без резких рывков, в следствии очень модернизации и последовательных программ строительства по большей части простых единиц с уже пара кроме того немодными паротурбинными энергетическими установками. К несомненным преимуществам американских судов возможно отнести то внимание, которое уделялось их переоснащению современной радиоэлектроникой.

В частности, все они взяли — раньше либо позднее — совокупность отображения тактических данных NTDS, разрешавшую значительно легче смотреть за скоро изменяющейся обстановкой. Ну, а к ядерным крейсерам они ещё возвратятся — в следующем десятилетии.

Святослав Вакарчук (Океан Эльзы) — Буду неизменно с тобой — Новая волна 2013

Статьи, которые будут Вам интересны: