Новейшему российскому аэропорту мешает война в донбассе — «новости дня»

Новейшему российскому аэропорту мешает война в донбассе - «новости дня»

В Российской Федерации раскрывается первый новый громадный аэропорт за целый постсоветский период – Платов в Ростове-на-Дону. Прежде упор делался на успехи и – реконструкцию аэропортов РФ в этом неоспоримы, сейчас же речь заходит о принципиально новом объекте, что будет большим пересадочным узлом между Азией и Европой. В случае если, само собой разумеется, не помешает война в Донбассе.

Строительство Платова – хорошая иллюстрация принципа «можем, в то время, когда захотим». Первые рейсы с VIP-пассажирами совершили посадку в новом аэропорту всего через три года по окончании начала строительных работ в «чистом поле». В плане строительства инфраструктуры для гражданской авиации ростовский аэропорт также стал серьёзной вехой.

Скоро принципиально новыми «воздушными гаванями» должны обзавестись и ряд других больших городов. По крайней мере, кое-какие региональные столицы на это очень сильно рассчитывают – вопрос нового аэропорта стоит для них очень остро.

Хаб в чистом поле

Вопрос возведения в Ростовской области нового аэропорта поднимался еще при позднем СССР, в то время, когда Ростов стал миллионником, но после этого проект по понятным обстоятельствам отложили в продолжительный коробку. Стимулом для его восстановления стала серия авиакатастроф в Иркутске, где аэропорт, как и в Ростове, расположен в городской черте. В конце 1997-го военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» при попытке взлета упал на жилые кварталы, а в 2006-м пассажирский А310 компании «Сибирь» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в гаражи, в следствии чего погибли 125 человек.

Действующий ростовский аэропорт, что планируется закрыть уже в следующем феврале, среди авиаторов считался «чемпионом» по выкатыванию с полосы, а продолжить ее для приема дальнемагистральных воздушных судов типа «Boeing-747» не было возможности – по периметру находятся коммерческие объекты и жилая застройка.

Первоначально новый аэропорт планировалось выстроить на левом берегу Дона недалеко от города Батайска на месте армейского аэропорта. Такие замыслы озвучивались в конце прошлого десятилетия Владимиром Чубом – губернатором-«тяжеловесом» еще ельцинского призыва.

Но в середине 2010 года в Ростовскую область нежданно для всех местных групп влияния был назначен «варяг» Василий Голубев, что ранее возглавлял Ленинский район Подмосковья (но, Голубев был условным «варягом», потому, что появился в Ростовской области и сохранил хорошие связи с регионом). При смене власти большое количество говорилось о том, что задача Голубева – открыть Дон для новых инвесторов.

Это предположение подтвердилось в начале 2011 года, в то время, когда поступила информация, что постройкой нового аэропорта займется Виктор Вексельберг – предприниматель, близкий к тогдашнему президенту Медведеву и управлявший его любимое «детище» – фонд «Сколково». Нередким гостем в области стал и еще один статусный представитель команды Медведева – министр транспорта Максим Соколов.

Еще во время Чуба новый аэропорт взял кодовое наименование «Южный хаб» (наименование в честь атамана Матвея Платова было выбрано позднее на протяжении онлайн-голосования). Предполагалось, что в нем возможно будет стыковать разные авиарейсы – от внутрироссийских до межконтинентальных, что разрешит существенно расширить пассажиропоток.

С возникновением инвестора в лице Вексельберга данный момент акцентирован в новой локации будущего хаба – в 40 километрах к северу от Ростова рядом от Новочеркасска. Как продемонстрировали экспертные изучения, эта точка была самая выгодной, к примеру, чтобы стыковать рейсы между Европой и Юго-Восточной Азией.

Но хабовые амбиции имел и второй аэропорт юга России – Краснодар, причем, в отличие от Ростова, в том месте управлением аэропортовым хозяйством уже занимался профильный холдинг «Базэл аэро», входивший в структуру группы «Базисный элемент» Олега Дерипаски. В ростовском же аэропорту еще с девяностых годов главным частным акционером были структуры предпринимателя Ивана Саввиди, обладающего фабрикой «Донской табак» и мясокомбинатом «Тавр».

В следствии, кроме того не успев появиться, «Южный хаб» был под двойным давлением: с одной стороны, краснодарских соседей, каковые сами желали быть южным аэропортом номер один, с другой – харизматичного Саввиди, что раздал десятки интервью и комментариев, направленных против строительства нового аэропорта. Как утверждал предприниматель, основной целью проекта было закрытие ветхого аэропорта, дабы его территорию возможно было застроить многоэтажками.

Все точки над i в данной истории расставил мировой чемпионат по футболу 2018 года, что, как мы знаем, прошел мимо Краснодара, кроме того не обращая внимания на то, что в том месте уже был выстроен современный футбольный стадион одноименного клуба, принадлежащего местному миллиардеру Сергею Галицкому. Дело в том, что формула отбора городов – хозяев мундиаля предполагала, что регион возможно представлен лишь одной локацией, а в Краснодарском крае планировалось применять инфраструктуру Сочи, где к Олимпиаде уже открыли новый терминал аэропорта под управлением все того же «Базэл аэро». Так, строительство нового аэропорта под Ростовом было внесено в перечень обязательств России к ЧМ-2018, что и решило судьбу «Южного хаба».

Планируемый количество перевозок на начальной стадии был заявлен в 5–8 млн пассажиров с возможностью повышения до 12 млн человек (для сравнения: сегодняшний ростовский аэропорт обслуживает чуть больше 2 млн пассажиров в год). А объем финансирования проекта, согласно данным правительства Ростовской области, составил 37 млрд рублей, включая 18,3 млрд рублей из внебюджетных источников.

Что же касается Ивана Саввиди, все вопросы с его структурами были решены по суду. По окончании того как правительство Ростовской области смогло через суд доказать, что именно оно есть осуществляющим контроль акционером действующего аэропорта, управляющей компанией в нем стал холдинг «Аэропорты регионов», что входит в структуру «Реновы». Но влияниям удалось сохранить с Саввиди хорошие отношения, и в сентябре прошлого года предприниматель был награжден медалью «За заслуги перед Ростовской областью».

Форс-мажор Донбасса

Трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Минтрансом, правительством Ростовской области и «Реновой» по постройке нового аэропорта было подписано в сентябре 2013 года, в то время, когда никто из его участников кроме того поразмыслить не имел возможности, что всего через пара месяцев Ростовская область окажется прифронтовой территорией. Конфликт в восточной части Украины имел для развития авиации в регионе очень негативные последствия: по окончании того как в июле 2014 года в небе над Донбассом был сбит малайзийский «Boeing-777», кое-какие европейские компании летать в Ростов.

Зарубежных перевозчиков в донской столице ни при каких обстоятельствах не было большое количество (на данный момент в том направлении летают Turkish Airlines, Czech Airlines, FlyDubai). Сейчас же повышение их количества кроме того в новом аэропорту выяснилось под вопросом.

«Размещение для хаба выбрано идеально – не нужно облетать никаких больших городов, а долететь из Вены либо Мадрида до Ростова возможно стремительнее, чем до Москвы, дабы после этого пересесть на другой рейс до Китая либо Таиланда. Но пока небо над Донбассом закрыто, другого эргономичного подлета с западной стороны к новому аэропорту нет, – констатирует начальник сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. – Исходя из этого никаких новых европейских авиакомпаний в новый аэропорт на данный момент не придет, не смотря на то, что как раз Западная Европа – это самый громадный рынок авиаперевозок.

Российские компании – это ограниченный рынок, через Ростов они смогут летать лишь в аэропорты юга России. А прямые рейсы в Сочи, Геленджик, Анапу и без того потом имеется кроме того из маленьких аэропортов типа Кирова либо Ижевска».

Помимо этого, новый хаб неудачно расположен довольно северной части Краснодарского края, где живёт больше миллиона потенциальных пассажиров с высокой покупательной свойством. Дабы попасть в новый аэропорт, им необходимо будет преодолеть один из самых загруженных участков автострады М4 «Дон». В итоге им несложнее будет улететь из Краснодара, не смотря на то, что он находится дальше, чем Ростов, от таких богатых «зерновых столиц» Кубани, как Кущевская либо Ленинградская.

Если бы аэропорт выстроили на левом берегу Дона, их обитатели совершенно верно летали бы из Ростовской области.

«Одновременно с этим возможно ожидать, что из Платова будут деятельно летать обитатели ЛНР и ДНР, не смотря на то, что раньше они делали это из Харькова либо Днепропетровска. Принципиальный момент – это открытие неба над Донбассом. Когда это случится, аэропорт возьмёт громадный приток свежей крови», – заявил Мкртчян.

Главред портала Avia.Ru Роман Гусаров, наоборот, считает, что рассчитывать на массовые полеты европейских авиакомпаний в Ростов не приходится. Но хорошую роль может сыграть то, что в новом аэропорту сначала будет личный базисный перевозчик – компания «Азимут» с парком из русских «Суперджетов». С ее возникновением в первый раз за много лет из Ростова были заявлены рейсы в Махачкалу, Новосибирск, Самару, Омск.

Помимо этого, «Азимут», как и другие российские компании, сможет летать по код-шерингу (совместное исполнение рейсов) вместе с таким большим перевозчиком, как Turkish Airlines, либо каждый зарубежной компанией, которая поставит маршруты из Ростова в Южную Европу, Средиземноморье, на Ближний Восток – самые популярные у россиян зарубежные направления. Маршрутная сеть данной компании ориентирована именно на такую модель.

Исходя из этого возможности Платова Гусаров оценивает очень высоко. «Процесс частичного перетока транзитных пассажиров в региональные хабы неизбежен. К примеру, питерское Пулково в текущем году быстро увеличило количества пассажиропотока с превышением показателей 2014 года. Это показывает, что растет его транзитный потенциал как северного хаба. Южным будет Ростов.

Думаю, когда-нибудь в Платове будет восемь миллионов пассажиров. Не смотря на то, что сообщить совершенно верно, в то время, когда это случится, на данный момент не возьмется никто. Через чур уж непредсказуема у нас динамика авиаперевозок», – заявил он.

Следующие в очереди

Для российской гражданской авиации Платов есть прецедентным проектом, потому, что это первый за три десятилетия большой аэропорт, выстроенный практически с нуля. Да, были еще Итуруп на Курилах и Талакан в Якутии, но их пассажиропоток по определению мал. Были запущенные в эксплуатацию долгострои, начатые еще в период СССР, к примеру, новый терминал в Сочи либо аэропорт Геленджика.

Счет всецело реконструированных аэропортов по большому счету на десятки. И все же Платов стоит особняком.

Вторым таким проектом (и также под управлением компании «Аэропорты регионов») станет новый аэропорт в Саратовской области – он возьмёт имя Юрия Гагарина, потому, что первый астронавт приземлился рядом от Энгельса – города-спутника Саратова. У этого проекта столь же непростая будущее, как и у Платова.

Первый камень был заложен в 2012 году, но с того времени дата окончания строительства неоднократно переносилась (на данный момент это 2019 год), так как, в отличие от Ростова, Саратов матчи мундиаля принимать не будет. Одновременно с этим для Саратова с населением практически в 850 тысяч людей (в агломерации – около 1,2 млн) новый аэропорт уже давно стал жизненной необходимостью: действующий, как и при с Ростовом, находится в городской черте, но обстановка еще хуже – протяженность полосы разрешает принимать лишь региональные суда типа Як-42 либо Ан-24 (сейчас местная компания кроме этого обзавелась бразильскими Embraer). Вследствие этого многим саратовцам приходится летать из соседних аэропортов – Самары либо Сталинграда, преодолевая для этого пара сотен километров.

Куда более туманна будущее еще двух новых аэропортов, строительство которых много раз анонсировалось прежде – в Иркутске и Омске.

Омский проект через несколько лет отметит сорокалетний юбилей – ответ о постройке аэропорта Совет министров СССР принял еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века. При Леониде Полежаеве, бессменном омском губернаторе первых двух постсоветских десятилетий, за него брались много раз – и всегда напрасно. При преемнике Полежаева – Викторе Назарове – Омск в 2016-м отметил 300-летие, но ожидаемой сдачи объекта к празднику снова не произошло.

В июле этого года поступила информация, что в проект готов войти еще один большой холдинг, управляющий региональными аэропортами России – «Новапорт». Его обладатель Роман Троценко объявил, что за три года в постройку потребуется положить порядка 11 млрд рублей. В первых числах Октября об интересе к Омску заявили и «Аэропорты регионов».

Но затем в переговоры с потенциальными инвесторами вмешался политический фактор – досрочная отставка Назарова.

Иркутску по большому счету в собственности общероссийский рекорд по количеству губернаторов за постсоветский период – сегодняшний глава Иркутской области Сергей Левченко уже седьмой по счету. В августе прошлого года он объявил, что новый аэропорт будет выстроен в течение ближайших семи–десяти лет – по русским меркам возможность весьма далекая. Ранее в качестве инвесторов проекта назывались «Ростех» и «Роснефть», но каких-то конкретных договоренностей пока не достигнуто.

В это же время отраслевые специалисты относятся к этим «долгостроям» без скепсиса. «Аэропорты в Российской Федерации реконструируются не штучно, а массово. За прошлое десятилетие большая часть аэропортов больших городов прошли через реконструкцию. Дойдет и до Омска с Иркутском», – говорит Роман Гусаров.

\

Статьи, которые будут Вам интересны: