Новое поколение универсалов

Новое поколение универсалов

Ксередине 80-х годов XX века у военно-морских экспертов государств Запада не оставалось сомнений в том, что самый перспективным классом надводных судов обозримой перспективе останутся фрегаты. Эти универсальные суда-ракетоносцы уже были самыми бессчётными — по океанам и морям под знамёнами различных стран в то время плавало не меньше 350 фрегатов, причем их «поголовье» продолжало неуклонно возрастать.

Они практически вытеснили крейсера и эсминцы почти во всех государствах, став самыми большими боевыми единицами их флотов. Очевидно, и отношение к ним изменилось: к постройке и проектированию фрегатов сейчас стали подходить более шепетильно, стараясь избегать использования и излишней спешки непроверенных ответов.

Требования к натовским фрегатам нового поколения разрабатывались с учетом опыта англо-аргентинского вооруженного конфликта 1982 года. В первую очередь, нужно было повысить живучесть и боевую устойчивость судов. Особенное внимание уделялось противопожарной защите. судостроители и Конструкторы наконец-то отказались от применения в качестве материала для надстроек пожароопасных алюминиево-магниевых сплавов, дав предпочтение простой стали.

Само собой разумеется, это повысило «верхний» вес корабля, и для обеспечения остойчивости при заданной высоте надводного борта было нужно расширить ширину корпуса — в плане очертания «послефолклендские» эсминцы и фрегаты стали совсем вторыми. Внутренние помещения корабля сейчас делились на пара изолированных количеств с свободными средствами пожаротушения и дымопоглощения.

По окончании продолжительного перерыва на надводных судах снова показалась броня — на современный лад она начала именоваться «надводной конструктивной защитой». Не смотря на то, что до тех пор пока обращение шла только о прикрытии погребов боезапаса и самые важных боевых постов особыми экранами из стали либо кевлара толщиной не более 25 мм, сам факт восстановления брони в кораблестроении очень красноречив.

Второй серьёзной задачей стала необходимость всемерного понижения физических полей корабля.

С целью вибрации и уменьшения шума все механизмы начали устанавливать на особых амортизаторах, а снаружи в районе самые шумных отсеков корпус начал оборудоваться подводной совокупностью подачи воздуха — так называемой воздушной завесой. Похожую совокупность взяли и гребные винты. Они, кстати, также изменились — скорость их вращения уменьшилась, а лопасти купили сильную кривизну.

Для понижения теплового излучения употреблялись системы охлаждения и специальные фильтры дымоходов. Широкое распространение взяли тепловые экраны, почему дымовые трубы фрегатов нового поколения стали широкими и массивными на вид.

Но, больше всего на внешнем виде судов отразилось рвение снизить их радиолокационную заметность.

Как раз в 1980-е годы в военной технике начала внедряться разработка «стэлс» (от британского «by stealth» — украдкой, тайком). Мысль конструкторов заключалась в том, дабы создать какой-либо объект (корабль, самолет, наземное сооружение) из плоских панелей с минимумом криволинейных мелких деталей и поверхностей — в этом случае отраженный сигнал радиолокатора понижается многократно. Так показались «суда-невидимки» — непривычно угловатые, полностью лишенные хотя бы какой-то эстетики…

Начало им положил экспериментальный американский катамаран «Си шэддоу» («Морская тень»), а первыми серийными представителями этого семейства стали французские фрегаты типа «Лафайет». Но о них рассказ — чуть позднее.

Говоря об главных чертах «послефолклендских» фрегатов, нужно кроме этого упомянуть внедрение модульного метода их постройки (влияние германской разработке МЕКО — см. «Моделист-конструктор» № 3 за 2005 г.), повсеместный переход на ЗРК самообороны с установками вертикального пуска; продолжение численности тенденции и сокращение экипажа к понижению большой скорости хода. Последнее очень примечательно: борьба за скорость, в течение ста лет являвшаяся основа эволюции армейского кораблестроения, сейчас совсем осталась в прошлом.

У государств НАТО первый фрегат, созданный с учетом опыта англо-аргентинского конфликта, показался в Англии. «Норфолк» (тип 23), он сходу вспоминал как головной корабль большой серии, исходя из этого его характеристики должны были максимально соответствовать критерию «цена — эффективность». С целью удешевления постройки цельносварной корпус фрегата изготавливался из упрощенных металлических профилей, использовавшихся ранее только в гражданском судостроении.

Форма корпуса разрабатывалась посредством новой совокупности компьютерного проектирования и была оптимизирована по мореходным и гидродинамическим качествам. Все боковые поверхности металлических надстроек имеют наклон на 7° вовнутрь и снабжены радиопоглощающим покрытием — так снизилось отражение радиолокационных сигналов.

Особенное внимание уделялось обеспечению непотопляемости: корпус поделили на влагонепроницаемые отсеки 15 поперечными переборками, причем при затоплении любых трех смежных отсеков корабль должен был оставаться на плаву.

Вместительный ангар «Норфолка» намерено спроектировали «на вырост»— так, дабы на протяжении работы вертолет «Линкс» возможно было заменить новым перспективным ЕН-101 «Мерлин».

Ракетное оружие фрегата — 8 американских противокорабельных ракет «Гарпун» и 32 зенитных — «Си Вулф» в вертикальных транспортно-пусковых контейнерах, без совокупности перезарядки.

98. Фрегат «Бранденбург» (тип 123), ФРГ, 1994 г.

Выстроен на верфи «Блом унд Фосс». Водоизмещение стандаргнос 4150 т, полное 4700 т. Протяженность громаднейшая 138,9 м, ширина 16.7 м, осадка громаднейшая 6,8 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 51 000 + 11 070 л.с., скорость 29 узлов.

Оружие: 4 ПКР «Экзосст» ММ-38, 1×16 ПУ ЗРК «Си Стрроу», 2×21 ПУ ЗРК ЯАМ, одна 76-мм артустановка и два 20-мм автомата, два спаренных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета «Линке». Всею в 1994 — 1996 гг. выстроено 4 единицы.

Очень необычно выглядит энергетическая установка «Норфолка». Она включает в себя две газовые турбины, четыре дизеля и два электромотора. Последние употребляются для малошумного хода на протяжении поиска подводных лодок посредством буксируемой антенны гидроакустической станции.

Электромоторы трудятся на два гребных вала через прямую передачу, дизели и газовые турбины — через редукторы. Предусмотрено пара режимов работы механизмов, как порознь, так и совместно; не исключаются кроме того столь экзотические варианты, как вращение одного винта электродвигателем, а другого — газовой турбиной. По сообщениям британской печати, фрегаты типа 23 отличаются прекрасной внушительной дальностью и манёвренностью плавания — 7800 миль 15-узловым ходом.

Большая скорость хода наряду с этим мала — 28 узлов, что меньше, чем у любого крейсера либо эсминца постройки 30 — 40-х годов XX века.

Головной фрегат «Норфолк» был заложен в конце 1985 года; он вступил в строй в июне 1990-го. Всего планировалось выстроить 24 корабля этого типа. Но в связи с распадом СССР и трансформацией геополитической обстановки в мире серию сократили до 16 единиц.

На данный момент эти фрегаты являются самыми массовыми кораблями ВМФ Ройял Нэйви.

Ближайшими «родственниками» британских «норфолков» можно считать канадские фрегаты типа «Галифакс», очень похожие и по концепции, а также снаружи. Они кроме этого имеют гладкопалубный корпус, металлические надстройки с наклонными стенками, громадный ангар для тяжелого вертолета «Си Кинг» и еще более громоздкую, чем на британских собратьях, дымовую трубу с уникальной совокупностью охлаждения выхлопных газов.

Одновременно с этим у «Норфолка» и «Галифакса» имеется значительные различия. Одно из них содержится в другой конструкции корпуса с ледовыми подкреплениями, второе — в отсутствии бульбового обтекателя на форштевне— они позваны необходимостью несения работы в северных широтах. Силовая установка на канадском фрегате более классическая, она включает две газовые турбины LM-2500 американской компании «Дженерал электрик» и один дизель французского производства.

Газовые турбины смогут трудиться на два гребных вала совместно либо поодиночке. А вот совместная работа турбин и дизеля не предусмотрена. Обе турбины установлены в одном отсеке, что оценивается экспертами как недочёт проекта, снижающий неспециализированную живучесть корабля.

Частично это компенсируется хорошей совокупностью разделения корпуса на отсеки, наличием двойногодна, переходящего в двойной борт, и балластных цистерн для выравнивания крена.

Оружие «Галифакса» — в основном американского производства. В Европе канадцы закупили только часть радиоэлектронного оборудования (в Голландии) и автоматические артустановки «Бофорс» (в Швеции).

Кстати, среди собственных натовских «одноклассников» фрегаты типа «Галифакс» владеют самым малым «главным калибром» — всего 57 мм.

В случае если канадцы и англичане собственные новые фрегаты создавали в качестве замены устаревших судов постройки 1950-х годов, то обстановка у их партнеров по Североатлантическому альянсу, голландцев и немцев, складывалась совсем другая. Правительства ФРГ и Нидерландов очевидно поспешили выдать заказы на очень бессчётные серии фрегатов типа «Бремен» и «Кортенаэр».

В следствии на верфях этих государств полным ходом шло строительство судов «до-фолклендской» концепции — отнюдь не недорогих и уже не во всем отвечающих современным требованиям. Осознавая их недочёты, голландцы реализовали два недостроенных фрегата Греции, а вместо них заложили два корабля типа «Якоб ван Хеемскерк», весьма похожих на «Кортенаэр», но дополнительно вооруженных американским зенитным ракетным комплексом коллективной обороны «Стандарт» (для этого было нужно пожертвовать вертолетом и 76-мм артустановкой).

Это, но, не решало главной неприятности, и Королевскому флоту Нидерландов не оставалось ничего другого, как приступить к проектированию новых фрегатов типа «М», головной из которых позднее взял имя «Карел Доорман».

Примечатепьно, что по составу радиоэлектронного оборудования и вооружения «Карел Доорман» фактически не отличается от «Кортенаэра», и однако он принадлежит к новому поколению.

У корабля значительно уменьшился уровень физических полей, повысилась живучесть, улучшилась защита от оружия массового поражения. Не смотря на то, что надстройки стали металлическими, размерения и водоизмещение удалось снизить за счет применения новых и внедрения технологий более компактных пусковых установок для зенитных ракет вертикального старта.

Энергетическая установка складывается из двух британских газовых турбин и двух дизелей, причем совместная работа двигателей обоих типов не предусматривается. В общем, оказался прекрасно сбалансированный универсальный фрегат, в полной мере успешный, не смотря на то, что и без каких-либо революционных новшеств.

Правительство ФРГ во второй половине 80-ых годов двадцатого века решило сократить серию фрегатов типа «Бремен» 8 единицами (вместо планировавшихся 12).

Четыре последних корабля типа «Бранденбург» решено было строить по новому проекту, созданному компанией «Блом унд Фосс» в соответствии с концепцией МЕКО. При составе оружия, близком к установленному на «Бремене», они разительно отличались от предшественников и снаружи, и по конструкции. Корпуса фрегатов стали более широкими и высокобортными, с громадным коэффициентом полноты мидель-шпангоута. Все надстройки изготавливались из стали.

Расчетный срок работы судов типа «Бранденбург» оценивается в 30 — 40 лет, а не в 25, как у многих их собратьев. Дабы сохранить боевую сокровище в течении столь долгого времени, заблаговременно предусматривалась возможность нескольких перевооружений и модернизаций— благо модульная конструкция МЕКО разрешает сделать это без особенных неприятностей. С той же целью в проект заложен большой запас водоизмещения — около 300 т.

94.

Фрегат «Галифакс», Канада, 1992 г.

Выстроен на верфи «Сент Джон» в Канаде. Водоизмещение стандартное 3875 т, полное 4770 т. Протяженность громаднейшая 134,7 м, ширина 16,6 м, осадка 5 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 47 500 + 8800 л.с., скорость 29 узлов. Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 2×8 ПУ ЗРК «Си Спэрроу», одна 57-мм артустановка «Бофорс» и один 20-мм автомат «Вулкан-Фаланкс», четыре 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет «Си Кинг». Всего в 1992 — 1996 гг. выстроено 12 единиц.

95. Фрегат «Норфолк» (тип 23), Англия, 1990 г.

Выстроен на верфи «Ярроу». Водоизмещение стандартное 3500 т, полное 4200 т. Протяженность громаднейшая 133 м, ширина 16,1 м, осадка 5,5 м. Мощность дизельгазотурбоэлектрической установки 31 100 + 8100 + 4000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×32 ПУ ЗРК «Си Вулф», одна 114-мм артустановка и два 30-мм автомата, четыре 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет «Линке». Всего в 1990 — 2002 гг. выстроено 16 единиц.

96.

Фрегат «Карел Доорман», Нидерланды, 1991 г.

Выстроен на верфи KMS. Водоизмещение стандартное 2850 т, полное 3320 т. Протяженность громаднейшая 122,3 м, ширина 14,4 м, осадка 4,3 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 33 800 + 9790 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 8×2 не меньше «Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка, один семиствольный 30-мм автомат «Голкипер», два 20-мм автомата «Эрликон», два спаренных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет «Линке». Всего в 1991 — 1995 гг. выстроено 8 единиц.

97.

Фрегат «Лафайет», Франция, 1996 г.

Выстроен на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 3200 т, полное 3600 т. Протяженность громаднейшая 124,2 м, ширина 15,4 м, осадка громаднейшая 5,9 м. Мощность дизельной установки 21 100 л.с., скорость 25 узлов.

Оружие: 8 ПКР «Экзосет» ММ-40, 1×8 ПУ ЗРК «Наваль Кроталь», одна 100-мм артустановка и два 20-мм автомата, вертолет «Пантер». Всего в 1996—2002 гг. выстроено 13 пара различающихся единиц, а также 6 для Тайваня и 2 для Саудовской Аравии.

Живучесть фрегата «Бранденбург» обеспечивается наличием 14 поперечных влагонепроницаемых переборок, причем четыре из грамотных ими отсека считаются отсеками-убежищами.

Последние имеют взрывостойкие двойные переборки и оснащаются всецело независимыми противопожарной и вентиляционной совокупностями, и средствами управления и связи. Корабль обязан остаться на плаву при затоплении трех любых смежных отсеков. Все межпалубные трапы, как в корпусе, так и в надстройках, заключены в огнестойкие металлические шахты и оборудованы особыми тамбурами, исключающими возможность распространения через них огня при пожара.

Погреба боезапаса и главные боевые посты защищены противоосколочной броней.

Энергетическая установка (две американские газовые турбины LM-2500 и два 20-цилиндровых V-образных дизеля германской компании MTU) в целом повторяла примененную на «Бремене».

Из-за возросшей осадки скорость мало снизилась, но за счет лучших мореходных качеств «Бранденбург» способен в течение долгого времени поддерживать движение в 12 — 14 узлов при высоте волн до пяти метров. Считается, что он может действенно функционировать в северной части антлантического океана, а также за Полярным кругом.

В военно-морских кругах НАТО фрегаты типа «Бранденбург» взяли весьма высокую оценку.

Но через полтора года по окончании вступления в строй головного корабля показался новый фрегат, вынудивший обратить на себя внимание военных и кораблестроителей экспертов фактически всех государств. Речь заходит о французском «Лафайете» — первом серийном корабле, архитектура которого всецело соответствует разработке «стэлс».

Плоские, без иллюминаторов и выступающих подробностей панели надстроек, наклоненные на 10° вовнутрь, вкупе с 12-градусным развалом борта придавали фрегату поис-тине футуристический вид. Большая часть палубы и надстроек была покрыта композитным материалом (бальзовое дерево, помещенное между слоями стеклопластика), прекрасно поглощающим излучение радиолокаторов. Краска также использовалась особая, с повышенной степенью гашения радиоволн.

Целый комплекс мер разрешил значительно уменьшить радиолокационную заметность корабля — в печати сообщалось, что «Лафайет», имеющий водоизмещение более 3000 т, владеет такой же действенной площадью рассеяния (эта черта свидетельствует размеры цели для радара), как 500-тонное судно. Соответственно, и дальность обнаружения корабля стала меньше на 10 — 15%, что в боевых условиях может дать ему неоспоримые преимущества перед соперником.

Громадное внимание французские конструкторы уделили понижению уровня шума, вибрации, теплового и магнитного излучений, и непотопляемости корабля и обеспечению живучести. Так, кроме двойного дна предусмотрен двойной борт, самые важные совокупности продублированы, погреба и боевые посты защищены экранами из высокопрочной 10-мм стали.

Основная энергетическая установка «Лафайета» включает четыре дизеля компании «СЕМТ-Пилстик», расположенных попарно в двух изолированных отсеках и трудящихся на два гребных винта регулируемого шага. Применение лишь дизелей (без газовых турбин), конечно же, снизило удельную мощность установки, но разрешило сделать ее более компактной, экономичной и несложной в эксплуатации. Помимо этого, выхлопные газы дизельных двигателей не нуждаются в громоздкой и сложной совокупности охлаждения.

Дальность плавания экономическим 15-узловым ходом у фрегатов типа «Лафайет» образовывает 7000 миль; по этому показателю они мало уступают лишь английскому «Норфолку».

Фрегаты типа «Лафайет» проектировались и строились по агрегатномодульному принципу, в точности повторяя германскую концепцию МЕКО. Любой корабль планировал на стапеле из 80 блоков, уже насыщенных механизмами и оборудованием.

Масса отдельных блоков, доставлявшихся из закрытых цехов, достигала 300 т. Действительно, сроки постройки фрегатов были очень большими (пять лет и более), но это случилось, в основном, из-за денежных и других неприятностей, не связанных с разработкой.

Модульная конструкция разрешила более гибко подойти к составу оружия фрегатов.

Так, на них зарезервировали место под перспективный ЗРК БААМ («Астер-15»), но до окончания его разработки временно установили ЗРК «Наваль Кроталь». При необходимости возможно скоро смонтирован модуль с двумя парами противолодочных торпедных аппаратов. Помимо этого, на протяжении ремонтов планируется заменить последовательность модулей с радиоэлектронным оборудованием.

Несомненно, фрегаты типа «Лафайет» открыли новую страницу в стали военного и истории кораблестроения законодателями мод как минимум на десятилетие вперед. Не обращая внимания на большую цена (более 600 млн. долларов — практически в два раза больше, чем у германского фрегата проекта МЕКО-200), к ним показали зарубежные заказчики и интерес. К настоящему времени французы выстроили 13 судов этого типа — пять для собственного флота, шесть для ВМС Тайваня и два для Саудовской Аравии.

С.

БАЛАКИН

2017 Hyundai i30 Tourer. Новое поколение универсала от Хёндэ.

Статьи, которые будут Вам интересны: