Новые лица солдат

Одной из неприятностей на протяжении и по окончании Первой Мировой стала помощь обезображенным военнослужащим, взявшим ожоги либо ранения лица. Альтернативой зарождавшейся тогда же пластической хирургии были бронзовые маски, скрывающие последствия таких ранений.

Первая мировая дала толчок формированию разных медицинских методик, потому, что раненых было большое количество, и для многих случаев обычно просто не пребывало аналогов в военно-полевой медицине прошлых лет (к примеру, отравление газами). Лечить же и отправлять военнослужащих обратно на фронт требовалось весьма скоро, дабы не допустить перевеса соперника в живой силе.

Новые лица солдат
Парижская студия Анны Коулман Лэдд (http://www.smithsonianmag.com)

Для уменьшения утрат предпринимались и разные попытки создания лучшей защиты для воинов. Так, железные шлемы скоро поменяли головные уборы из кожи и ткани, каковые воины носили незадолго до войны. Но шлемы не смогли обезопасисть лицо.

Английский врач Фредерик Элби, трудившийся на передовой, был изумлен, что воины «не знают угрозы пулеметов», и скептически принимал их попытки «выглянуть из окопа и скоро нырнуть обратно, увернувшись от града пуль».

В английской армии насчитывалось порядка 60 тыс. солдат, каковые были ранены в лицо, причем не только из-за прямого попадания пули (довольно часто в глаз), вместе с тем из-за осколков гранат либо снарядов. Во Франции 9900 воинов с покалеченными лицами объединились по окончании войны в особенный ветеранский альянс. Под ударом появились моряки и авиаторы, лица которых значительно чаще приобретали тяжелые ожоги на протяжении сражений.

Всем этим людям потребовалась помощь по окончании того, как они, обезображенные, были доставлены к себе. Многим англичанам помог возвратиться к обычной судьбе новозеландский доктор Гарольд Джиллес, что стал пионером пластической хирургии, возглавив особый госпиталь в Сидкапе, городе недалеко от Лондона. Тогда пластическая хирургия была весьма болезненной и очень страшной, потому, что больным угрожал сепсис, а антибиотики еще не были изобретены.

Маска для французского ветерана войны (http://www.smithsonianmag.com)

Но у пластической хирургии была альтернатива. Еще до окончания войны два человека, в Лондоне и Париже, также искали метод оказать помощь воинам, покалеченным ранениями в лицо. Эти люди были не докторами, а скульпторами. В собственной парижской студии с конца 1917 г. трудилась американка Анна Коулман Лэдд, которая была вдохновлена работой доктора наук английской Королевской академии художеств Фрэнсиса Дервента Вуда.

Англичанин начал собственную работу в марте 1916 г. а также забрал под собственный управление отделение в одном из английских больниц, которое взяло у их родственников и пациентов прозвище «Магазин оловянных носов» (Tin Noses Shop).

Анна Лэдд за работой (http://www.smithsonianmag.com)

И Лэдд, и Вуд проводили продолжительные часы, изготовляя маски-слепки лиц собственных клиентов, расспрашивая их о желаемых трансформациях и воспроизводя на бумаге предполагаемый вид. На базе ветхих пожеланий и фотографий раненых они, в меру собственных способностей и творческих сил, изготовляли уже из гальванизированной меди маски, каковые должны были скрыть все последствия ранения.

Кое-какие ветераны стремились не только замаскировать собственные утраты (подбородка, носа, глаза, ушей, челюсти и т.д.), но и улучшить собственный вид если сравнивать с тем, что у них был до трагедии. Довольно часто больные применяли как пример портрет погибшего на фронте британского поэта Руперта Брука. Дервент Вуд, демонстрируя свои работы сомневающимся, сказал, что «наружность больше не источник меланхолии для больных либо печали для их родственников и друзей».

Английские накладки и лицевые протезы (http://www.iwm.org.uk)

Маску нужно было покрыть особой эмалью, дабы добиться цвета, похожего на цвет кожи больного. Добиться для того чтобы оттенка, что смотрелся бы натурально на ярком солнце, в пасмурную погоду либо при электрическом освещении было в то время очень тяжело. Верного цвета удалось достигнуть, воспроизведя что-то среднее между цветом только что побритого лица и легкой щетиной.

Маски весили 100-250 граммов и были, как заметила одна посетительница парижской студии, «уже визитки». Прикосновение железной маски к коже на ранах было неприятным, и мало кто носил ее с наслаждением, но социальный эффект перевешивал все страдания. Один француз согласился Лэдд: «Дама, которую я обожаю, больше не находит мой вид отталкивающим». Личная жизнь многих налаживалась, и мысли о суициде (а его совершили многие искалеченные) отступали.

У маски, но же, имелись и другие недочёты. Она не старела, как остальные части тела, и не имела возможности выразить эмоции, оставаясь пугающе мёртвой. Срок ее жизни был недолгим, всего пара лет – под действием дождя, пота, слез она трескалась и ломалась.

Дервент Вуд за работой (http://www.iwm.org.uk)

Время от времени маски изготавливались из выделанной кожи животных, как необычные временные повязки, дабы скрыть следы длящихся пластических операций. Такие маски выдавались больным Гарольда Джиллеса. Один из них, к примеру, обожал снимать ее в переполненном публичном транспорте, пугая детей и женщин.

Не обращая внимания на ажиотаж, работа Анны Лэдд и Дервента Вуда над изготовлением масок была недолгой. В 1919–1920 гг. и английская, и парижская студии были закрыты. Как мы знаем, что в Париже к концу 1919 г. успели изготовить 185 масок, в Лондоне правильное число их неизвестно, но Вуд начал работату раньше и выделка изделий у него была более стремительной.

Американка Анна Коулман Лэдд переехала обратно в Нью-Йорк уже в 1919 г., о чем сожалели многие ее французские сотрудники. В 1932 г. она была удостоена звания кавалера французского Ордена Почетного легиона. Дервент Вуд погиб в Лондоне в 1926 г., успев покинуть последовательность монументов в честь погибших воинов (самый узнаваемый из них – монумент Пулеметного корпуса на английской площади Гайд-Парк-Корнер).

По данным: 1. Alexander, Caroline. Faces of War // Smithsoniane Magazine. February 2007. (http://www.smithsonianmag.com/history/faces-of-war-145799854)

2. Biernoff, Suzannah. The Rhetoric of Disfigurement in First World War Britain // Social History of Medicine. 2011, No 24 (3). Pp. 666-685. (http://shm.oxfordjournals.org/content/24/3/666)

3. Nicolson, Juliet. The Great Silence. 1918-1920. Living in the Shadow of the Great War. London: John Murray, 2010.

Закон против «навальнят»

Статьи, которые будут Вам интересны: