Очень боевые «малыши»

Очень боевые «малыши»

Слоноподобные «лёгкие» крейсера, такие, как «Могами», «Бруклин» либо «Белфаст», отличавшиеся от тяжёлых лишь заменой 8-дюймовой артиллерии на 6-дюймовую, непременно, замечательно доходили для ответа любых боевых задач. В общем, весьма хорошие суда во всём, не считая одного — цены. Чудес в кораблестроении не бывает: до предела набитые оборудованием и вооружением, 10-тысячники по цене зашкаливали далеко за пределы, дешёвые кроме того для самых богатых стран мира.

Их нереально было строить в надлежащих для сбалансированного флота количествах, уж совершенно верно — не в мирное время. Ни один парламент либо конгресс не утвердил бы соответствующий бюджет, в особенности с учётом тлевшего с первых послевоенных лет финансового кризиса, то разгоравшегося, то пара затихавшего.

В ситуации в самоё неприятном положении в свете сообщённого была Британия. Управление ВМС постоянно считало крейсера базой могущества империи, разбросанной по всем уголкам земного шара. Для защиты невидимых нитей морских дорог, снабжающих жизнедеятельность этого сложного организма, вправду, требовалось большое количество судов.

Так большое количество, что они никак не вместились бы в пределы, оговорённые Английским соглашением при условии продолжения постройки 8 — 9 — 10-тысячетонных единиц кроме того в том случае, если на них нашлись бы средства. В это же время для действия совместно с флотилиями эсминцев и линейными эскадрами совсем не требовались столь большие крейсера, что продемонстрировал успех маленьких «аретьюз».

Исходя из этого в первой половине 30-ых годов XX века Адмиралтейство сделало вторую попытку создать «флотский крейсер» — корабль для работы вместе с главными силами, смотревшимися в то время всё ещё весьма и весьма внушительно. Первыми среди перечня условий для проектантов являлись стоимость и размер, конечно, мельчайшие. Конструкторы сели за кульманы и взялись за логарифмические линейки, и скоро адмиралы взяли предварительные эскизы, повергшие их в изрядную тоску.

Большая часть проектов воображало собой пара «подштукатуренных» стариков — типов «С» и «D». Самый пристойно смотрелась чуть модифицированная «Аретьюза», а самым интересным — совсем небронированный суперэсминец водоизмещением 1850 т с оружием из пяти двухорудийных 120-мм установок. Именно он и отправился в дело, породив, в итоге, известный тип «Трайбл».

Но вот неприятность эскадренного крейсера от этого не продвинулась ни на ход, не смотря на то, что к её ответу присоединились сами адмиралы. От руководства Средиземноморского флота поступило уже совсем уникальное предложение: защищённый лёгкой бронёй корабль водоизмещением всего в 3500 т с двенадцатью(!) 120-миллиметровками в шести установках. Его возможно было бы назвать бронированным фаворитом, если бы не скорость, ограниченная всего 26 — 27 узлами.

Мысль, в принципе, понятна: тогдашние английские линейные корабли развивали на 2 — 5 узлов меньше данной скорбной цифры, и для действий с ними кораблик в полной мере доходил. Но за рубежом вовсю проектировали и подготовились строить новые быстроходные линкоры, против которых такие «флотские крейсера» совсем не годились. Безрадостно смотрелись мысли кроме того о встрече с простыми крейсерами неприятеля.

При превосходства в силах «хромоногие парнишки» не могли бы их догнать, а при обратной ситуации им оставалось лишь умереть, нанеся сопернику разве что незначительный ущерб собственными очевидно не сильный пушками.

Но сама мысль корабля, вооружённого большим числом более лёгких, чем в большинстве случаев приличествует крейсеру, орудий, запала в голову.

Тем более, что всё заметнее вырисовывалась возможность проблем со стороны авиации, а для отражения воздушных атак шестидюймовки доходили не хорошо, не смотря на то, что их и пробовали сделать более либо менее универсальными. Уже в начале 1935 года последовало ответ о том, что будущий «флотский» крейсер возьмёт в качестве главного калибра универсальные орудия, талантливые функционировать как по самолётам, так и бороться с эсминцами, каковые неумолимо «распухали» в размерах.

На выбор соответствующего чудо-орудия ушёл целый год, в то время, когда наконец остановились на совсем новом и нестандартном для британцев калибре в 133-мм. Как раз такие пушки предполагалось устанавливать на новых линкорах (будущих «кинг джорджах»), так что ответ являлось весьма разумным с позиций затрат на снабжение и разработку боезапасом.

Разумным смотрелся и сам калибр: боеприпасы весом более чем 36 кг только мало уступали шестидюймовым в действии по лёгким судам, а вот сами орудия были заметно легче.

От средиземноморской тихоходности тут же решили отказаться, а при обеспечении стандартных для того времени 32 — 33 узлов водоизмещение сходу подскакивало до 5 с лишним млн кг. Что же, было нужно пойти на эту жертву, дабы создать более либо менее сбалансированный проект.

И новый «флотский» крейсер смотрелся весьма хорошо. При водоизмещении 5350 т он нёс новейшее оружие: десять 133-миллиметровок и два четырёхствольных 40-мм автомата, имея притом 6 торпедных труб и довольно пристойное для «малыша» бронирование. Удачность выбора как бы подтверждалась красивым стремительным корпусом, над которым возвышалась «горка» из трёх башен в носу, перетекавшая в надстройку с мостиками и придававшая маленькому кораблю чувство мощи.

О скорости свидетельствовали наклонные мачты и дымовые трубы.

К сожалению, как это часто бывает, хорошие идеи натолкнулись на неприятности в их осуществлении. В первую очередь это касалось той базы, около которой создавался проект, — 133-миллиметровок.

Орудия и их установки были не в полной мере подходящими для ПВО. Подкачала и скорость наводки, и скорострельность, оптимистически определенная в 14 — 16 выстрелов в 60 секунд. На деле прекрасно, если она достигала 10 выстрелов.

Помимо этого, новые орудия сходу стали недостатком: они устанавливались ещё и на линкоры в качестве универсального калибра, так что «флотским» крейсерам доставались лишь остатки. В это же время, условия армейского времени потребовали скорейшего ввода новых боевых единиц в строй. Исходя из этого в качестве «временного» оружия две единицы, «Сцилла» и «Харибдис», взяли по восемь 114-миллиметровок — вместе с иронической кличкой «беззубые чудища».

Само собой разумеется, такое оружие скорее пристало громадному эсминцу, но, на удивление, более скорострельные и подвижные установки были весьма хорошими для обороны от авиации. Так временное стало постоянным. Появляется лишь вопрос: как было нужно бы «чудищам» в сражении с неприятельскими крейсерами?

Ответ достаточно очевиден.

Но, как говорится, «отдельные недочёты» не означали, что новые «флотские крейсера» потерпели провал. Наоборот, сначала карьеры они стали весьма востребованными.

Все единицы взяли имена героинь и героев древней мифологии, людей, чудовищ и богов, как уже упомянутые «Сцилла» с «Харибдой». Среди них были и «Дидона» («Дидо»), «Гермиона», «Ориолис», «Феб» и другие. Не хватало лишь Одиссея-Улисса, и данный пробел заполнил узнаваемый создатель приключенческих романов Алистер Маклин.

Созданный им «Корабль Его Величества «Улисс»», в котором проглядываются все черты «флотского крейсера», волей автора был на Севере, в охране конвоя, следующего в Мурманск. Нужно заявить, что некоторым из них вправду было нужно повоевать в арктических условиях, к примеру, «Аргонавту», неоднократно выходившему в ледяную Атлантику в составе Флота метрополии, либо «Сцилле», умело и действенно оборонявшей от германских самолётов конвой РQ-18.

Но на деле большая часть «дидо» было нужно сражаться в куда более удобных с позиций климата водах Средиземноморья. Но не меньше критических, с другой точки зрения.

Опасность поджидала их и из глубины, и с воздуха. «Бонавенчер», «Гермион» и «Найяд» затонули по окончании атаки подводных лодок, но первый из них успел до этого потопить итальянский миноносец и повредить ещё один. «Фебу» и «Клеопатре» повезло больше: по окончании попаданий торпед и аналогичных атак им удалось добраться до спасительных гаваней и по окончании ремонта опять войти в строй.

Пробовали не отстать от своих субмарин и неприятельские самолёты.

Бомбы германских пикировщиков повреждали и «Бонавенчер», и «Сириус», и «Найяд», и «Клеопатру», а торпеда с «Сваойя-Маркетти» поразила «Аргонавт». Но вражеским авиаторам повезло меньше: все их жертвы сохранились и возвратились в строй. Обычно чтобы умереть. Благополучно переживший все неприятности на Средиземном море «Харибдис» будущее поджидала в Ла-Манше, где его поразили торпедами германские миноносцы.

Вместе с крейсером погибла большинство экипажа. Взрыв замечательной донной мины под корпусом «Сциллы» привёл к так тяжёлым повреждениям, что крейсер больше не восстанавливался, не смотря на то, что и промаялся на отстое до 1950 года. А вот «Аргонавт» показал завидную живучесть.

Две торпеды с итальянской подлодки оторвали ему и шнобель, и корму в открытом океане у побережья Конго, но крейсер благополучно добрался до базы и по окончании ремонта в Соединенных Штатах продолжил собственную карьеру, в то время как обстрелянный им за 14 дней до «наказания» итальянский эсминец «Фольгоре» раз и окончательно отправился ко дну. По большому счету настоящая история время от времени не уступает литературным фантазиям.

Данный один из прототипов «Улисса» успел до собственного воистину прекрасного спасения поучаствовать в эвакуации армий из Крита и Греции, проводке конвоев на операции и Мальту «Пьедестал», взять собственную торпеду и отремонтироваться И продолжить не меньше примечательную карьеру по окончании: принимал участие в высадках в Нормандии и в южной части Франции, сражался против немцев в Эгейском море (месте действия ещё одного романа Маклина — «Пушки острова Наваррон») и, наконец, отправился в Тихий океан, где сопровождал английский флот в операциях против Аракана и Суматры, а позже дошёл с ним до Окинавы и Шанхая. Столь же сильную жажду к судьбе показал «Феб», носовую и кормовую оконечности которого оторвали уже не итальянские, а германские торпеды.

И данный крейсер «вылечили» в Соединенных Штатах, по окончании чего он кроме этого попал сперва в Эгейское море, а после этого на Тихий океан.

Как видно из отнюдь не исчерпывающего описания работы, «дидо» вправду пользовались популярностью и действовали достаточно удачно. Исходя из этого неудивительно, что на флоте уже в первые месяцы войны "настойчиво попросили" продолжения «сериала». В начале и 1939 самом конце года 1940-го последовала закладка пятёрки усовершенствованных «дидо».

Первоначально предполагалось всецело повторить исходный проект, но уже на протяжении постройки выяснились кое-какие «тонкости». Так, крейсерам, по большей части сопровождавшим или собственные тяжёлые суда, или конвои, очевидно не хватало лёгкого зенитного оружия для самообороны от авиации. Помимо этого, третья (самая высокая) носовая башня очень сильно утяжеляла оконечность и понижала остойчивость.

Ответ помой-му убивало двух зайцев: проблемную башню заменили на третий четырёхствольный «пом-пом». В остальном «начинка» осталась прошлой, а по внешнему виду вторая серия отличалась от первой прямыми дымовыми трубами. (Считалось, что таковой вариант в меньшей степени выдаёт направление перемещения корабля.) Уже на протяжении войны «Беллона» со товарищи взяли до полутора-двух десятков 20-мм «эрликонов».

Сперва предполагалось вместо основательно устаревших к тому времени «пом-помов» установить четырёхствольные «бофорсы», но спрос на них был через чур велик. По большому счету, события очень сильно отразились на вооружении «флотских» крейсеров (по большей части первой серии).

Так, «Сцилла» и «Харибдис» не смогли взять 133-мм установки и вместо них сражались с восемью 114-миллиметровками — оружие, пара не сильный для крейсера, но появлявшееся не меньше действенным в отношении ПВО. «Дидо», «Бонавенчер» и «Феб» продолжительно несли вместо третьей носовой башни ветхую 102-мм пушку, годную только для стрельбы осветительными боеприпасами.

Вошедшие в строй в первой половине 40-ых годов двадцатого века крейсера второй серии, однако, успели понюхать пороху.

В январе 1944 года «Спартан», закрывая высадку у Анцио, взял попадание германской планирующей бомбы. Ясно, что средство, талантливое потопить линейный корабль, маленький крейсер «переварить» не смог. Тонущий «Спартан» сумел добраться до небольшого места и выбросился на берег.

Исходя из этого в некоторых справочниках он числится как потопленный, а в некоторых — как не легко повреждённый. Факт же пребывает в том, что восстанавливать его британцы не стали: финал войны уже не вызывал сомнений, и мучения в борьбе за ещё одну боевую единицу показались излишними.

Остальные модифицированные «дидо» добились значительных успехов в потоплении неприятельских судов и кораблей.

Два военных транспорта числятся на счету «Роялиста». «Беллона» вместе с ли-дируемыми ею эсминцами прикончила несколько вражеских тральщиков, пароход и сторожевик у побережья Франции, а после этого в паре с тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Кент» добавила ещё два тральщика. «Блэк Принс», кроме этого вместе с эсминцами, потопил миноносец «Т-29» соперника и повредил ещё два, а «Диадем» с «Моришисем» не легко повредили громадной эсминец «Z-31».

196. Лёгкий крейсер «Сан-Диего» (США, 1944 г.)

Строился компанией «Бетлехем» в Куинси. Стандартное водоизмещение— 6590 т, полное — 8100 т, большая протяженность—165,05 м, ширина— 16,21 м, осадка — 6,25 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 75 000 л.с., скорость 32,5 узла. Бронирование: траверзы и борт 95 мм, палуба 32 мм, башни 32 мм, рубка 65 мм.

Оружие: шестнадцать 127/38-мм орудий, шестнадцать 40-мм и восемь 20-мм автоматов, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1942—1946 гг. выстроено 11 единиц: «Атланта», «Джюно», «Сан-Диего, «Сан-Хуан», «Окленд», «Флинт», «Рено», «Таксон», «Джюно-Н», «Спокейн» и «Фресно». «Атланта» и «Джюно» погибли 13 ноября 1942 г.; из остальных 5 посланы на слом в 1960—1962 гг., 3 — в 1966-м и последний («Спокейн»)— в 1973 г.

197. Лёгкий крейсер «Аргонавт» (Англия, 1943 г.)

Строился компанией «Кэммел Лэйрд». Стандартное водоизмещение—5972 т, полное—7171 т, большая протяженность—156,05 м, ширина—15,39 м, осадка—5,21 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 62 000 л.с., скорость 32,25 узла. Бронирование: борт 76 мм, палуба 51 —25 мм, башни 12,7 мм.

Оружие: десять 133/50-мм орудий, восемь 40-мм автоматов, четыре 20-мм автомата, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1940—1942 гг. выстроено 11 единиц: «Дидо», «Бонавенчер», «Феб», «Ориолис», «Гермиона», «Харибдис», «Клеопатра», «Аргонавт», «Сириус» и «Сцилла». «Бонавенчер», «Харибдис», «Гермиона» и «Наяд» погибли во Второй мировой, «Сцилла» сдана на слом в 1950 г., остальные — в 1956 — 1959 гг.

198. Лёгкий крейсер «Якоб ван Химскерк» (Голландия, Англия, 1940 г.)

Строился компанией «Недерландсе Шипсбоу» в Амстердаме, вооружался в Англии. Стандартное водоизмещение — 3765 т, полное—4860 т, размерения, бронирование и энергетическая установка: борт 16+20—30 мм, палуба 25—15 мм, рубка 12 мм. Оружие: десять 102/45-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и шесть 20-мм автоматов. Исключён из перечней боевого флота в 1951 г., употреблялся в качестве плавказармы, совсем исключён из перечней в 1970 г. и сдан на слом.

Активная работа в годы сражений сказалась на послевоенной судьбе «флотских крейсеров». Из сохранившихся единиц первой серии ни один не прослужил предельных 20 лет; более того, к 1957 году разделки на металл избежали лишь трое из семи. Больше повезло модернизированным «дидо»: «Беллону» и «Блэк Принса» во второй половине 40-ых годов XX века передали Новой Зеландии, а во второй половине 50-ых годов двадцатого века к ним добавился «Роялист».

Мелкий доминион трепетно относился к доставшимся им весьма большим, «по меркам антиподов», судам, но финансы были «не резиновыми», и друг за другом они отправились на слом (последним стал во второй половине 60-ых годов XX века «Роялист»). Ещё продолжительнее прослужил «Диадем», реализованный во второй половине 50-ых годов двадцатого века Пакистану и ставший флагманом называющиеся «Бабур». Но сама Британия поспешила расстаться со собственными крейсерами сопровождения флота легко вследствие того что и её «громадный флот» таял со скоростью снега в сильную оттепель.

Но перед Второй мировой войны войной мысль малого крейсера для действия с главными силами представлялась весьма перспективной, так, что о ней задумались кроме того американцы — принципиальные приверженцы громадных крейсеров. Были к тому и внешние побудительные мотивы. Заключённый в 1936 году второй Английский морской соглашение (кстати, значительно менее узнаваемый, чем первый, 1931 года) снизил предел разрешённого водоизмещения лёгкого крейсера до 8 тыс.тысячь киллограм.

Сейчас ограничение калибра артиллерии 152 мм уже не считалось значительным, но втиснуть орудие большего калибра в столь маленький корпус не представлялось вероятным. Более того, крейсера «нового стандарта» через чур очевидно уступали бы своим предшественникам и при таком калибре: разумно разместить более 8 — 9 шестидюймовок не представлялось вероятным.

По окончании изрядных раздумий, занявших три года, американцы решились на несимметричный ответ, создав корабль размерами меньше максимума, вооружённый более лёгкими орудиями, но много. Таковой мини-крейсер прекрасно доходил для той же роли, что и «дидо» — совместных действий с эсминцами, и при необходимости, конечно же, с линейными кораблями.

Лишь в Соединенных Штатах пошли ещё дальше, выбрав в качестве главного калибра 127-мм универсальные орудия с длиной ствола 38 калибров, как на эскадренных миноносцах. Либо, в случае если угодно, скорее как на новейших линкорах, где такие же пятидюймовки устанавливались в таких же башенках и употреблялись в качестве зениток. Исходя из этого во множестве справочников и книг лёгкие крейсера типа «Атланта» фигурируют в качестве крейсеров ПВО, как, но, и английские «дидо».

В действительности оба типа предназначались для действия с другими силами флота; отличие пребывала в том, что американцы больше рассчитывали на собственные малые крейсера в качестве фаворитов эсминцев. Но, жизнь забрала собственное: 127-миллиметровкам (как и английским 133-мм) значительно чаще было нужно стрелять по воздушным целям, чем по неприятельским судам. Но в Соединенных Штатах, в итоге, однако официально признали их судами ПВО, но лишь по окончании войны, во второй половине 40-ых годов XX века.

Возвратимся, но, к концу 1930-х. Перебрав два десятка проектов, американские эксперты остановились на 6000-тонном корабле, практически утыканном двухорудийными установками. По три башни возвышались приятель над втором в корме и носу, ещё двум нашлось место лишь по бортам, ближе к корме. Шестнадцать стволов соответствовали мощи целого дивизиона эсминцев, в особенности в случае если учесть усовершенствованное управление стрельбой и более устойчивую платформу.

По конструкции корпуса «атланты» во многом напоминали очень сильно уменьшенный «Бруклин». Это заметно по его форме: такой же гладкопалубный, с транцевой кормой, но изгиб верхней палубы сказался значительно более крутым, дабы довольно маленький корабль не через чур зарывался в воду на сильном беспокойстве. Куда больше отличий выяснилось во «внутренностях».

Энергетическая установка выполнялась по типу, характерному для легких судов, — очень сильно облегчённой и имела всего два вала и четыре котла. Базой «лоскутной» защиты стал 95-мм пояс закрывавший лишь механизмы, но вот защита погребов (глубоко ушедших под воду) оставалась лишь противоосколочной. Несомненной изюминкой проекта, как и у «англичан», являлась артилерия. Причём в отличие от судов бывшей метрополии, американцам всецело удалось обеспечить громадную скорострельность.

В благоприятных условиях «Атланта» имела возможность выпустить по кораблю соперника около 250 снарядов в 60 секунд (а по самолётам — до 300) — больше, чем какой-либо второй крейсер Второй мировой. Повезло малым крейсерам и с торпедным оружием.

Вообще-то американцы с середины 1930-х годов оставались ярыми соперниками наличия страшных не только для соперника «рыбок» на борту громадных судов, но так как «малыши» таковыми не являлись; помимо этого, они предназначались для действий с эсминцами, и в этом случае торпедные трубы никак не смотрелись лишними. Первоначально конструкторы предполагали по одному трёхтрубному аппарату на борт, но тут под руку подвернулись четырёхтрубные, снятые с эсминцев типа «Симс» при их модернизации.

Американские крейсера-фавориты, они же крейсера ПВО, оказались в полной мере успешными, не смотря на то, что и не без недочётов; самая неприятной стала большая перегрузка. У первых единиц она не превышала приемлемых 240 т, но у последующих, выполненных по улучшенному проекту, достигала 570 — 580 т — практически 10% от исходного водоизмещения.

Неудивительно, что появились неприятности с достижением проектной скорости, которая у последних крейсеров серии не дотягивала до 35,5 узла кроме того при лёгкой нагрузке, а при полном водоизмещении была практически на узел меньше. Самое любопытное, что американцам удалось, как и при с бронёй собственных новых линейных кораблей, создать и удачно поддерживать в течение многих лет легенду о необычайной быстроходности «атлант», которым справочники тех лет приписывали и 38, и 39, а также 40 узлов!

Но они скрывали столь неповторимые для крейсеров чёрта, как наличие бомбосбрасывателей и гидролокатора.

Первым заокеанским «малышам» выпала тяжёлая часть: они поспели именно своевременно чтобы угодить в пекло яростных схваток, разгоревшихся около Гуадалканала. В том месте и сложили голову «Атланта» и «Джюно», погибшие за одни сутки, 13 ноября 1942 года. «Атланта» сперва приняла до трёх десятков снарядов с японских эсминцев, взяв «на закуску» 610-мм «долгое копье».

Этого имело возможность бы хватить и более большому кораблю, но крейсер держался на воде и, быть может, выжил бы, если бы не личный тяжёлый собрат «Сан-Франциско», что не разобрался в обстановке и добавил к «коллекции» попаданий 18 восьмидюймовых снарядов. Для того чтобы выдержать шансов уже не было, и наутро крейсер затонул, унося с собой 170 человек. Ещё хуже было нужно «Джюно», кроме этого не легко повреждённому торпедой и снарядами японских эскадренных миноносцев.

Окончательный удар беззащитному кораблю нанесла подлодка. В отличие от «Атланты», рядом не выяснилось собственных, и на дно с крейсером отправилась практически вся команда. Примечательно, что оба погибших успели заиметь 5 и 4 «звезд»-отличий соответственно, не смотря на то, что пребывали в строю менее года.

Неудивительно, что их имена приобрели новые крейсера, причём при с «Джюно» — того же типа. А рекордсменом в сборе призов был «Сан-Диего», удостоенный аж 16 «боевых звёзд».

По окончании войны американские малые крейсера просуществовали немногим продолжительнее, чем их английские сотрудники.

Действительно, они чуть не стали базой для послевоенных судов. В то время, когда в первой половине 40-ых годов XX века морское министерство решило выстроить ещё пара «атлант», конструкторы внесли предложение вооружить их новыми 127-миллиметровками с длиной ствола 54 калибра — замечательным оружием, ставшим стандартным в 1950-е — 1960-е годы. О проекте вспоминали неоднократно и по окончании войны, но наконец-то сделали вывод, что новым временам требуются принципиально новые суда.

В один момент с грандами армейского кораблестроения собственный вариант экономного «малыша» разрабатывали и «малые мира этого». Но до воплощения в металле дошли лишь в Голландии, где к делу отнеслись самый серьёзно. Проектирование малого крейсера началось в первой половине 30-ых годов двадцатого века, к нему подключили конструкторов таких известных британских компаний, как «Торникрофт» и «Ярроу».

Но в итоге дело сделали как раз голландские эксперты, не в полной мере довольные предложенными им вариантами с оружием из 120-миллиметровок. Им удалось мелкое чудо: перед самым началом Второй мировой в строй вошёл крейсер водоизмещением менее 3800 т, нёсший притом шесть 150-мм орудий, торпедные аппараты и автоматы, и гидросамолёт.

К тому же корабль имел достаточно широкое по площади бронирование, не смотря на то, что и совсем узкое: бортовой пояс всего 15 мм, но за ним простирались более солидные 20 — 30-мм продольные переборки, являвшиеся дополнительной защитой и против снарядов, и (по возможности) против торпед. При всём том кораблик имел возможность развивать приличную скорость: на опробованиях — до 34,5 узла.

К «Тромпу» в конце 1940 года должен был присоединиться всецело однотипный систершип, «Якоб ван Химскерк», но неожиданное наступление Германии вынудило отвести ещё не вооружённый корабль в Англию, где он соединился-таки с «Тромпом».

Британцы, конечно, не имели соответствующего оружия и оборудовали «полезный кадр» по-своему. «Химскерк» взял пять спаренных 102-мм универсальных установок и стал настоящим крейсером ПВО, которому гидросамолёт и торпедные аппараты уже были не необходимы (их он и не имел).

Но на нём смонтировали радиолокаторы, заменённые после этого на протяжении модернизации на более современные модели. А до тех пор пока он спешно отбыл на Дальний Восток, где уже деятельно дрался с японцами «Тромп». Голландский «кроха» принимал участие в одном из первых битв тихоокеанской войны в проливе Бадунг, взяв дюжина попаданий из японских 127-миллиметровок.

Ему повезло благополучно уйти из яванской ловушки в Австралию, где он прошёл модернизацию, на протяжении которой с него сняли кран и гидросамолёт для операций с ним и более комфортно переставили лёгкие зенитки. Оба крейсера с голландскими экипажами в течение практически трёх лет сопровождали конвои и искали германские блокадопрорыватели в Негромком и Индийском океанах, завлекая внимание «старших» союзников собственными ладным видом и небольшими размерами. По окончании войны много походившие кораблики помогали совсем недолго: к 1955 году обоих вывели из состава флота, а после этого не торопясь послали на слом.

Best Action Chinese Movies — Kung Fu Boys 2016

Статьи, которые будут Вам интересны: