Очень прилежные ученики

Очень прилежные ученики

Рядом с признанным морским грандом—Францией на Средиземном море как-то практически внезапно, за какие-то 20 лет вырос неожиданный соперник—итальянский королевский флот. Потерпев во второй половине 60-ых годов XIX века обидное и чувствительное поражение у острова Лисса, за которым последовал естественный период раздумий и сомнений, конструкторы военного и руководство флота Апеннинского полуострова деятельно принялись за дело.

Итальянские морские политика постарались позаимствовать у более соперников «и» сильных коллег лучшие черты: у британцев—их организованность и рациональность, у французов—рвение к техническому прогрессу, у немцев—разумную оборонительную стратегию. Главным собственным вкладом стало ясное познание того, что Италия ни при каких обстоятельствах не сможет сравняться со «старшими братьями» количественно. Значит, следовало по возможности искать «асимметричный ответ» везде, в том числе и в кораблестроении.

У истоков флота объединенной Италии находились два человека: моряк Сен-инженер и Бон-кораблестроитель Бенедетто Брин. Оба они достигли чинов и вершин власти, став, соответственно, генералом и адмиралом. Оба в приз взяли «собственные» суда: их именами назвали новые броненосцы.

В собственную бытность морским министром Брин сумел заложить фундамент итальянской кораблестроительной индустрии.

Наряду с этим он отправился по очень уникальному пути, не заказывая массово суда за рубежом, а дав зеленый свет зарубежным компаниям для открытия производства в самой Италии. Конечно, в первых рядах всех были британцы. Под покровительством Италии Армстронг выстроил в Поццуоли филиал собственного орудийного завода. Наибольшие итальянские машиностроительные компании кроме этого были вынуждены вступить с британцами в необычное «партнерство».

Так, «Ансальдо» в Генуе стала дочерней компанией известного британского производителя паровых автомобилей «Модели», а неапольская «Гуппи» приняла помощь второй аналогичной компании — «Хоторна». Британцы, без преувеличения, поставили на ноги итальянский флот, вкладывая в производство деньги (не без прибыли для себя, конечно) и разрабатывая очень перспективные проекты.

Но Брин и его последователи, отдавая собственную промышленность на откуп, очень шепетильно выбирали зарубежные компании.

В случае если в какой-то области британцы не были лучшими, к «кормушке» допускались другие. В итоге Италия стала настоящей лабораторией, в которой известный фабриканты и европейские изобретатели проводили собственные опыты. Шварцкопф из Берлина основал в Венеции торпедный завод, а за помощью в деле производства стали итальянцы не постеснялись обратиться к предполагаемому сопернику—Франции.

Не смотря на то, что совокупность с организацией дочерних компаний и чуть прикрытого «партнерством» влияния отдавала Италию на милость зарубежных фабрикантов, такая политика все же была более предусмотрительной, чем постройка судов за границей, к которой прибегали многие другие страны, среди них и Российская Федерация. Все эти «дочки» зарубежного капитала сделали собственный дело, выведя ВМС, в неспециализированном-то, экономически неразвитого королевства на в полной мере хорошее место в мире.

Отсутствие достаточных средств накладывало на начальников флота громадную ответственность. Требовалось не промахнуться с выбором главного типа боевого корабля. И тут итальянцы сумели отыскать собственную нишу.

Вместо того, дабы, по примеру собственных основных преподавателей—британцев, строить четко крейсера и выраженные броненосцы, весьма далекие друг от друга по своим чертям, они с 80-х годов XIX века и до Первой мировой пробовали создать что-то промежуточное: суда, призванные и гоняться за рейдерами соперника, и закрывать собственные торговые дороги, а при необходимости—готовые принимать участие в главном сражении. В случае если же сражение сложится неудачно—талантливые своевременно выйти из него и уйти от неприятеля.

Для решения таких разнообразных задач требовались в первую очередь суда быстроходные; притом достаточно защищенные, и, наконец, владеющие сильным оружием. Такие качества, как способность и дальность плавания держать скорость в бурном океане, отходили на второй план. Итальянцы не планировали выходить за пределы собственного обожаемого теплого и по большей части спокойного Средиземного моря, которое они грезили со временем перевоплотить в «собственный озеро».

Итальянские конструкторы показали себя на новом поприще создания металлических судов весьма и весьма хорошо, разрабатывая проекты, приводившие к почтительному уважению английских экспертов, которых они считали опекунами и своими учителями. Приобретя у Армстронга, пожалуй, лучший для того времени крейсер, «Пьемонт», итальянцы создали громадную серию собственных «реплик» типа «Эльба», но отнюдь не успокоились на этом.

Строивший «ее» сестёр и «Ломбардию» инженер-кораблестроитель Карло Винья предложил свой вариант первого чисто итальянского крейсера с бронированным бортом. Отечественный «Марко Поло» имел 100-мм пояс, закрывавший автомобили, погреба и котлы, но его артиллерия размешалась в палубных установках и прикрывалась только щитами. Это неудивительно: и без того конструктору удалось втиснуть в корабль4,5 тысячи тысячь киллограм водоизмещения, кроме брони шестнадцать скорострельных орудий среднего калибра!

Никто не счел, что первый блин вышел комом, не смотря на то, что крейсер не смог развить заявленных 19 узлов. Сама по себе мысль казалась успешной, разве что стоило расширить размеры корабля. Заложенные всего через два года по окончании «Марко Поло» два «боевых судна 2-го класса» (куда относились все боевые единицы водоизмещением от 6 до 9 млн кг), «Карло Альберто» и «Веттор Пизани», «подросли» любой на 2 тысячи тысячь киллограм.

Не напрасно: их конструктор, Эдуардо Масдеа, удачно развил решения собственного предшественника. Броней сейчас защищалась большинство борта, а толщина ее увеличилась до 150 мм.

Новые суда имели ту же длину, что и предшественник, но были на 3,5 м шире. Их скорость не было возможности назвать большой для крейсера, не смотря на то, что требуемых 19 узлов они смогли-таки достигнуть.

Итальянцы все собственные главные суда классифицировали как «боевые суда» 1-го, 2-го либо 3-го класса только по размерам, не разделяя их на крейсера и броненосцы.

Зарубежные эксперты вычисляли некоторым недочётом проекта отсутствие тяжелой артиллерии (крейсера так же, как и прежде несли лишь среднекалиберные скорострелки, часть которых размешалась в бронированном каземате), но признавали, что «итальянцы» способны с успехом сражаться фактически с любым крейсером, за исключением разве что самых больших, превосходящих их по водоизмещению раза в два.

Основной конструктор флота Б.Брин осознавал справедливость аналогичной критики и желал сделать боевые суда 2-го класса настоящими соперниками броненосцам. Согласно его точке зрения, решением проблемы имело возможность стать «скрещивание» крейсеров типа «Пизани» с только что заложенными в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века броненосцами «Эмануэле Филиберто» и «Амиральо ди Сен-Бон», проект которых базировался на идеях сравнительно не так давно скончавшегося адмирала Сен-Бона. Конструктором новых судов стал все тот же Э.Масдеа.

Он сохранил все главные изюминки «Пизани», такие, как размещение котлов и машин, неспециализированная схема броневой защиты, батарейное размещение шестидюймовой артиллерии. Новинкой стали две 10-дюймовые башенные установки, перекочевавшие из чертежей броненосцев типа «Филиберто». Меньшие размеры разрешили установить в каждой башне лишь по одному орудию.

От «старших братьев» «гибрид» взял и силуэт, ставший хорошим для итальянских судов того времени: единственную боевую мачту в геометрическом центре корабля и две обширно расставленные дымовые трубы. На громадных а также средних расстояниях новые крейсера было легко спутать с броненосцами и тяжело выяснить направление, в котором они идут.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Успешный проект взял «зеленую улицу»; первая пара крейсеров-броненосцев в том же 1893 году взяла собственные заглавия — «Джузеппе Гарибальди» и «Варезе».

Но флоту Италии не скоро удалось взять новые суда. Обстоятельством тому стало резкое ухудшение взаимоотношений между двумя государствами, пребывавшими на втором краю земли,—Чили и Аргентиной. Давнишний неурегулированный пограничный конфликт угрожал перерасти в полномасштабную войну, которая неминуемо включала бы активные действия на море, потому, что обе государства имели весьма протяженное побережье.

Чилийский флот в то время превосходил по силе аргентинский, и взгляды управления последнего обратились к Европе. Основная сложность заключалась, как неизменно, в ограниченности денежных средств. Требовалось отыскать и приобрести недорогие, но одновременно с этим сильные суда, нужно из уже пребывавших на стапелях. Неудивительно, что внимание клиентов привлекли строящиеся в Италии замечательные броненосные крейсера.

Ответ об уступке остро нужных собственному флоту боевых единиц было для итальянцев нелегким. Но и соблазн кроме этого был громадным, поскольку оказалась возможность стать поставщиком удачной в те времена бронетехники, потеснив безотносительных монополистов—Англию, Францию и Германию. Компания «Ансальдо» решила проблему, дав обещание, что сможет повторить постройку таких же судов за меньший срок, учтя наряду с этим все недоработки исходного проекта.

Так Аргентина купила два сильных крейсера, причем одному кроме того не было нужно поменять наименование: Гарибальди считался национальным храбрецом не только в Италии, но и в Аргентине.

По окончании продажи итальянский флот тут же заказал тем же компаниям «Ансальдо» и «Орландо» еще два корабля под теми же заглавиями — «Джузеппе Гарибальди» и «Варезе». Но и клиенты, и продавцы уже вошли во вкус.

В игру вступили и чилийцы, захотевшие перекупить «товар». Чуть не сложилась на уникальность экстравагантная обстановка, в которой в далекой Южной Америке две державы сражались бы однообразными итальянскими крейсерами! Но предпочтение отдали аргентинцам, не смотря на то, что и не полностью. Им достался лишь «Варезе», названный «Генерал Бельграно».

Второй же — «Гарибальди» «перехватила» для себя не меньше нуждавшаяся в боевых судах Испания, которой угрожала неминуемая война с США. Генуэзской верфи компании «Ансальдо» было нужно развить ранее недостижимые темпы. Так в сентябре 1896 года состоялся спуск крейсера на воду, а в апреле следующего, 1897 года «Кристобаль Колон» готовься к опробованиям с участием испанской рабочей группе. Дальнейшее его будущее была не через чур радостной.

Не в полной мере готовый к военным действиям корабль (на нем опоздали кроме того установить крупнокалиберную артиллерию) принимал участие в сражении при Сантьяго-де-Куба, где он продержался продолжительнее остальных испанских судов эскадры адмирала Серверы. Но кочегары не смогли продолжительно поддерживать высокую скорость. Сказалось и низкий уровень качества угля, что не снабжал при сгорании нужного количества пара, да и то, что люди ослабли, не приобретая в течение блокады хорошего питания.

По окончании продолжительной гонки «Колон» приткнулся к берегу и выкинул белый флаг. Так крейсер типа «Гарибальди» был родным к тому, дабы попасть в состав флота Соединенных Штатов. Но, в то время, когда флагманский крейсер американцев «Нью-Йорк» постарался столкнуть трофей с отмели, упершись носом через прослойку из матов в правый борт «испанца», «Колон» неожиданно опрокинулся на левый борт и погрузился в воду.

Так первый из «гарибальдийцев» закончил собственный путь, но воистину нескончаемая эпопея с постройкой однотипных судов длилась. Практически сразу после решения о продаже второй пары крейсеров во второй половине 90-ых годов XIX века на верфи «Ансальдо» заложили уже третий по счету корабль с любимым заглавием — «Джузеппе Гарибальди». И, как выяснилось, снова не для себя! Аргентина весьма желала иметь однородную эскадру из четырех судов, и она собственного добилась.

Крейсер, названный «Пуэйредон», кроме этого отправился в Южную Америку.

82. Броненосный крейсер «Карло Альберто» (Италия, 1898 г.)

Строился на верфи ВМФ в Специи. Водоизмещение 6400 т, протяженность большая 105,7 м, ширина 18,04 м, осадка 7,2 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 13 000 л.с., скорость 19 узлов.

Оружие: двенадцать 152/40-мм и шесть 120/40-мм скорострельных орудий, четырнадцать 57-мм и шесть 37-мм малокалиберных, два пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 150 мм, палуба 37 мм, рубка 150 мм, орудийные щиты 50 мм. Всего в 1898—1899 гг. выстроено две единицы: «Карло Альберто» и «Веттор Пизани». В1917 — 1918 гг. «Альберто» перестроен в войсковой транспорт и переименован в «Зенсон». Оба исключены из перечней флота в 1920 г.

83. Броненосный крейсер «Марко Поло» (Италия, 1894 г.)

Строился на верфи ВМФ в Кастелламаре. Водоизмещение 4510 т, протяженность большая 106,05 м, ширина 14,67 м, осадка 5,88 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 10 600 л.с., скорость на опробованиях 17,8 узла. Оружие: шесть 152/40-мм и десять 120/40-мм скорострельных орудий, девять 57-мм и два 37-мм малокалиберных, два пулемета, пять 450-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: пояс 100 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм, орудийные щиты 50 мм. В 1911 г. сняты шесть 120-мм и три 57-мм орудия и один из торпедных аппаратов. В 1918 г. переоборудован в войсковой транспорт и переименован в «Кортелаццо».

В 1920 г. снова переименован в «Европу», в будущем году стал называться «Вольта» и в 1922 г. исключен из перечней флота.

84. Броненосный крейсер «Франческо Феруччо» (Италия, 1905 г.)

Строился на верфи ВМФ в Венеции.

Водоизмещение 7230 т, протяженность большая 111,76 м, ширина 18,25 м, осадка 7,15 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 13 500 л.с., скорость 19,5 узла. Оружие: одно 254/40-мм, два 203/45-мм, четырнадцать 152/40-мм и десять скорострельных 76/40-мм орудий, шесть 47-мм малокалиберных пушек, два пулемета, четыре 450-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 150 мм, палуба 37 мм, рубка 150 мм, башни 120 мм, казематы 150 мм.

Всего в 1901 — 1905 гг. выстроено три единицы: «Варезе», «Джузеппе Гарибальди» и «Феруччо». «Гарибальди» потоплен подлодкой в июле 1915 г. Два вторых крейсера по окончании Первой Мировой употреблялись по большей части в качестве учебных судов. Исключены из перечней флота в 1923 («Варезе») и 1930 («Феруччо») гг.

Лишь спустя еще два года Италия наконец-то приступила к постройке для себя трех броненосных крейсеров этого типа, ставшего уже известным.

Купленный на протяжении работ опыт разрешил избежать небольших недочётов, распознанных на более ранних судах. Очередной (четвертый и в этом случае последний) «Джузеппе Гарибальди» по традиции заложили на верфи «Ансальдо», а третий—«Варезе»—на верфи «Орландо». Последний корабль серии, «Франческо Феруччо», строился на национальном заводе в Венеции.

Обе частные компании, поднакопившие к этому времени основательный опыт постройки уже привычных судов, уложились в 2,5 года, а национальная верфь смогла за данный же срок только спустить собственный крейсер на воду, ввод в строй которого задержался аж до середины 1905 года. Частичным утешением в затянувшейся на 12 лет истории имело возможность помогать то, что компании-строители сдержали обещание: собственному флоту они поставили суда по значительно более низкой цене—на четверть меньше, чем реализовали аргентинцам.

Причем усовершенствованные: в частности, по окончании критики в отношении слабоватой конструкции корпуса его усилили, увеличив вес приблизительно на 15%.

Но и эти боевые суда 2-го класса не стали последними. Конфликт между Чили и Аргентиной все разгорался, и последняя захотела купить еще одну несколько крейсеров типа «Гарибальди». «Ансальдо» взял заказ от аргентинского правительства на два следующих броненосных крейсера, названных «Митра» и «Рока».

Набившие руку в строительных работах однотипных судов, итальянцы сумели спустить на воду заказанные крейсера всего через 7—9 месяцев. За это время аргентинцы успели их переименовать в «Ривадавию» и «Морено». В Италию уже отплыли команды для приемки новых судов. Чилийцы смогли отыскать сокрушительный ответ, заказав в Англии два броненосца, вооруженные четырьмя 254-мм и четырнадцатью 190-мм орудиями, намерено созданными для борьбы с броненосными крейсерами.

Аргентина тут же ответила «увеличением ставок», заговорив о заказе еще пары «гарибальдийцев»! Но за новые суда нужно было платить большие деньги, а обе страны уже истощили все денежные ресурсы. В следствии давешний спор удалось решить дипломатическим методом. На постройку новых судов наложили запрет, и пара хороших судов, уже пребывавших на плаву, осталась бесхозной.

Но ненадолго. В противоположном уголке земного шара, на Дальнем Востоке, назревала новая война.

Разногласия между Россией и Японией увеличивались как снежный ком. Российская Федерация хронически отставала в гонке морских оружий. Давешние хорошие отношения с Италией разрешили бы выгодно купить «аргентинскую парочку», тем более, что компания «Ансальдо» сама направила в Основной морской штаб предложение приобрести оба крейсера.

Но адмирал З.П.Рожественский оповестил русское консульство в Италии, что Морское министерство не планирует приобретать их, аргументируя это решение царским распоряжением—строить новые боевые единицы лишь на отечественных верфях. Возможно, став командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой, он неоднократно втайне сожалел о собственном ответе. Тем более, что суда достались отечественному сопернику. Японцы не колебались и мгновенно заключили контракт в последние дни 1903 года.

Тут наконец «власть предержащие» — русские госслужащие забеспокоились. Наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.А.Алексеев срочной весточкой в столицу просил задержать «Ниссин» и «Касугу» (такие заглавия взяли крейсера от новых обладателей) в Генуе дипломатическим методом. Но было поздно: днем раньше они снялись с якоря и направились к Суэцкому каналу.

Работы на судах не были закончены; более того, на них опоздали кроме того загрузить все нужное снаряжение. Японцы весьма опасались, что русские воспользуются беззащитным положением не готовых к бою судов: их вели английские офицеры резерва, под управлением которых пребывала пестрая команда из английских и японских матросов и итальянских машинистов и кочегаров, насчитывавшая менее половины штатной.

А значение успешной приобретении придавалось огромное: император Страны восходящего солнца кроме того запретил затевать боевые действия , пока крейсера не окажутся в полной безопасности. И под конвоем новейшего английского крейсера «Кинг Альфред» японцы благополучно достигли Дальнего Востока и принимали участие во всех сражениях несчастной для нас войны.

Они много досаждали защитникам Порт-Артура, ведя пламя с предельной дистанции, которая превышала таковую всех остальных японских судов, включая броненосцы. «Ниссин» к тому же являлся адмиральским кораблем, и ему порядочно досталось в сражениях в Желтом море и при Цусиме; в последнем сражении у него вышли из строя три 8-дюймовых орудия из четырех. Но оба крейсера благополучно пережили войну и прослужили до конца 1920-х годов.

История создания крейсеров типа «Гарибальди» имела возможность бы продолжиться и потом. По программе 1900 года итальянское правительство заказало еще четыре единицы. Они должны были взять заглавия: «Амальфи», «Пиза», «Венеция» и «Генуя», но их постройку отменили в следующем году, еще до закладки. Конкурентоспособность пускай и выдающегося, но все же проекта 10-летней давности исчерпалась: во всех государствах строились значительно более замечательные броненосные крейсера.

Стоит подробнее остановиться на одном из основных преимуществ итальянских боевых судов 2-го класса—их весьма сильной артиллерии. Имелись целых три варианта размещения артиллерии главного калибра. Один из них, начальный, включал две одноорудийные башни с одним 254-мм орудием Армстронга в каждой. Второй предусматривал повышение числа орудий в ущерб их калибру: четыре 203-мм пушки (кроме этого компании Армстронга) помещались в башнях попарно.

Такое оружие взяли лишь две единицы: аргентинский «Сан-Мар-тин» и «Морено», ставший потом японским «очень». Наконец, третий вариант являлся комбинацией двух первых: одноорудийная 254-мм установка в носу и двухорудийная 203-мм башня в корме (так вооружались все последние крейсера: три «итальянца» и «Касуга»), Такое достаточно необычное ответ диктовалось заинтересованностями тактики: эксперты того времени думали, что при преследовании нужно иметь возможность нанести тяжелым боеприпасом уходящему сопернику такие повреждения, каковые приведут к понижению его хода и вынудят принять бой.

Наоборот, удирая от более сильного соперника, комфортно сбивать точность его огня, производя как возможно больше снарядов в единицу времени. Уже в ходе постройки итальянских судов рассматривался вопрос о замене носовой 254-мм установки на одноорудийную 305-мм башню, но здравый суть восторжествовал, и проект был отклонен.

Столь же пестрой, но весьма бессчётной являлась и средняя артиллерия.

Она состояла или из 14 шестидюймовок, или из десятка таких орудий плюс шесть 120-миллиметровок. Завершали данный «артиллерийский парад» пушки третьего калибра, представленные на первых судах десятью 57-мм скорострелками, а на более поздних—таким же числом трехдюймовок. Рекорд в собственности аргентинскому «Пуэйредону»—он нес 42 орудия шести (!) различных калибров.

Отмечая выдающиеся качества этих популярных судов, нельзя не упомянуть и об их недочётах.

Как уже отмечалось, «Гарибальди» с большим трудом возможно назвать чистыми крейсерами; скорее они были маленькими скоростными броненосцами. Об этом говорит малое удлинение корпуса (около 6) и, основное, довольно малая скорость. В проектное задание первого «Гарибальди» (аргентинского) закладывался большой движение в 20 узлов, но на мерной миле он смог развить лишь 19. Из-за многократных повторных опробований ввод крейсера в строй было нужно отложить на 6 месяцев.

В итоге выжали практически 19,95 узла. Приблизительно так же обстояли дела с последующими единицами. И это в тепличных условиях, для только что сошедших со стапелей судов.

На работе же скорость не достигала и этих скромных показателей — и это при быстро ускоряющихся зарубежных крейсерах. В русско-японскую войну «Ниссин» и «Касуга» еле давали 18 узлов, да и то ненадолго, так что адмирал Того не напрасно поставил как раз их в строй собственных «судов линии»: среди крейсеров Камимуры они были бы явными тихоходами.

Низкий гладкопалубный корпус (от полубака, принятого на «Пизани», отказались из экономии веса, и из-за неудобства установки тяжелой носовой башни главного калибра на громадной высоте) никак не содействовал хорошей мореходности. Громадная площадь бронирования не разрешала иметь толстые плиты, и «Гарибальди», конечно же, вряд ли имели возможность продолжительно продержаться под огнем настоящих броненосцев. Тут возможно заявить, что «Ниссину» еще весьма повезло.

Помимо этого, на первых судах широкая крыша каземата 152-мм орудий выполнялась из … тиковых брусков, и залетевший через нее боеприпас имел возможность бы нанести много вреда. Тем более, что палуба и каземат над ним были легко утыканы орудиями. Лишь на последних, чистых «итальянцах» данный недочёт удалось устранить, покрыв батарею сверху 40-мм броней.

Нужно заявить, что итальянцы не только удачно строили крейсера, но и удачно их не строили. Неизменно памятуя об ограниченных ресурсах, они удержались от постройки столь бессчётных у главных морских держав незащищенных «колониальных» крейсеров, древесных либо композитных. По большому счету за 20-летний период в составе флота выяснилось лишь три корабля, каковые возможно отнести к хорошим старомодным колониальным единицам.

Во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века в Кастелламаре и Венеции по проекту К.Винья заложили металлические корветы «Флавио Джойя» и «Америго Веспуччи» водоизмещением 2500 т, имевшие полное парусное оружие, несшие по восемь 150-мм орудий и развивавшие под парами не более 14 узлов. Кроме того у этих обычных «представительских» боевых судов имелась некая защита, складывавшаяся из узкой броневой палубы.

Оба позднее понадобились ВМФ в качестве учебных судов и прослужили до начала 20-х годов XX века, большое количество продолжительнее, чем большая часть броненосных. Симпатии моряков к этим неприхотливым и недорогим в эксплуатации корабликам были столь заметными, что спустя 10 лет Б.Брин создал по их подобию третий «корвет», «Кристофоро Коломбо». От своих предшественников он отличался лишь наличием современной скорострельной артиллерии.

По иронии судьбы, «Коломбо», проходившего службу в основном в качестве стационера в Красном море, исключили из состава флота значительно раньше его прототипов.

В. КОФМАН

ANTREOMSK.RU — Образцовый ученик и весьма строгая учительница

Статьи, которые будут Вам интересны: