Ох, нелегок этот выбор! колесо или гусеница? — «военные действия»

Ох, нелегок этот выбор! колесо или гусеница? - «военные действия»
Надевание гусеницы на танк M1 Abrams на танковом заводе в американском городе Лима

Вот уже в течение практически двух десятилетий при разработке любой военной машины первый вопрос звучит так: колесная либо гусеничная? Но на данный момент споры ведутся скорее не о чертях, а о возможностях создаваемой платформы.

Растерянность части разработчиков боевых совокупностей была в полной мере очевидна в первом десятилетии 21 века, в то время, когда на начальных стадиях рассмотрения концептуальных моментов известной, но потом почившей в бозе программы американской армии Боевые Совокупности Будущего (FCS) с радостью обсуждалось всё, не считая схем ходовой части платформ. «Мы не желаем погрязнуть в спорах о том, что лучше, гусеница либо колесо», – повторяли собственную мантру представители армии.

Совсем сравнительно не так давно проект американской армии по многоцелевой бронированной машине AMPV (Armored Multipurpose Vehicle) с новой силой подогрел интерес к проблеме «гусеницы против колес». Целью данной программы есть замена нескольких моделей устаревших гусеничных БТР семейства M113, и само собой разумеется ее не могли обойти стороной большие производители боевых автомобилей.

Программа привлекла очевидный интерес как компаний, имеющих производства и большой опыт разработки гусеничных автомобилей, к примеру компании BAE Systems с ее семейством Bradley, так и компаний с опытом разработки колесных автомобилей, тут не обошлось без предложения компании General Dynamics Land Systems (GDLS) с ее семейством Stryker. Потому, что неспециализированная тенденция данной программы все больше направлена на создание гусеничного ответа, очень занятно выглядит тут аскетичный показ и разработка гусеничной концепции автомобили Stryker.

Что касается корпуса морской пехоты США, то в том месте часть устаревших десантно-гусеничных машин-амфибий AAV7A1 Amphibious Assault Vehicle будет заменена колесной военной машиной-амфибией Amphibious Combat Vehicle (ACV 1.1), по окончании чего оставшаяся большинство будет, вероятнее, заменена колесной машиной в варианте ACV 1.2.

Помимо этого, такие же трансформации, по-видимому, случатся в тяжелых и легких частях всей линейки боевых бронированных автомобилей. Многие корреспонденты предполагали, что появившийся интерес американской армии к легкой разведывательной машине LRV обязан некоему ответу, базирующемуся на колесной платформе. И много же они были поражены, в то время, когда в демонстрации черт проекта платформы LRV, совершённой в 2015 году, участвовала германская гусеничная машина Weasel.

Скандинавский проект

Времена изменяются и, думается, что ветхие споры «гусеницы против колес» становятся достоянием истории. На данный момент планирующие органы армии, как в Соединенных Штатах, так и в других государствах, сконцентрировались скорее на «возможностях» совокупностей, чем на их технических чертях. Думается, большинство прошлых споров отложена в сторону в пользу разработки тех возможностей и новой технологии, каковые она предлагает.

Разумеется, что примером этого нового мышления есть концепция автомобили Splitterskyddad Enhets Plattform (SEP), созданная пара лет назад в Швеции. По словам начальника проекта CV90 в компании BAE Systems Hаgglunds Дэна Линделла, «машина SEP вспоминала в качестве шведской военной машины нового поколения.

Ее самой неповторимой изюминкой являлось то, что это был одновременно гусеничный и колесный проект с изменяющимися функциональными модулями, другими словами вы имеете возможность взять БМП, санитарный вариант, да что угодно. Вы имели возможность кроме этого поменять эти модули между гусеничными либо колесными базисными платформами».

Гусеничный вариант платформы SEP

Тогда как программа SEP прекратила собственный развитие, требования к ней стали причиной изучению новой разработке, возможности которой реализуются на вторых боевых платформах. «Одним из главных требований к данной машине являлась возможность перевозки транспортным самолетом C-130», – сообщил он, добавив, что выговор на увеличении эффективности стал причиной гибридной электрической схеме с двигателями внутреннего сгорания в спонсонах, что, как следствие, разрешило уменьшить длину автомобили.

Потом Линделл увидел, что еще одно главное требование шведской армии было в том, дабы SEP держалась в одном боевом порядке с БМП CV90 и танком Leopard 2 на труднопроходимой местности, но наряду с этим более маленькая машина имела громадную амплитуду продольной качки. Для решения данной неприятности была создана активная совокупность демпфирования, и резиновая гусеничная лента на смену более классическим металлическим гусеницам.

Говоря о сочлененных вездеходах моделей Bv206 и BvS10, каковые на данный момент выпускаются серийно, он увидел, что обширный опыт компании в сфере резиновых гусеничных лент стал причиной ее установке на машину проекта SEP. «Мы заметили много плюсов в этом, исходя из этого мы перешли к CV90; рабочие чёрта гусеничной ленты кроме этого разрешают платформе принять дополнительный груз».

Норвежская армия стала одним из первых клиентов автомобили CV90 с резиновой другими усовершенствованиями и гусеничной лентой касательно опорных катков, поддерживающих катков и ведущих колес. Кроме проектной деятельности компании Hаgglunds, он отметил что канадский производитель резиновых гусениц – компания Soucy – кроме этого участвовал в этом проекте. Линделл заявил, что за норвежцами заинтересованность без промедлений показали Финляндия, другие страны и Швеция, присоединившиеся к разработке тем либо иным образом.

«Но норвежцы раньше присоединились к нам, помогая нам с опробованиями в арктических условиях и тому подобное, – продолжил он. – Они кроме этого сражались на военных машинах CV90 в Афганистане, исходя из этого практически это они решили установить резиновые гусеничные ленты на две автомобили в Афганистане с целью совершить сравнительные опробования в боевых условиях. Опробования с целью расчета ожидаемого срока работы и расчеты цены эксплуатации гусеничных лент дали дополнительную данные чтобы норвежская армия смогла решить по оборудованию всех собственных автомобилей резиновыми гусеницами».

«Гусеница на данный момент выпускается серийно, исходя из этого все автомобили CV90, состоящие на вооружении Норвегии, как новые, так и прошедшие ремонт, будут иметь резиновые гусеницы, – сообщил он. – Среди экспертов имеется расхожая присказка, которую я не устаю повторять, о том, что разработка металлических гусениц была отличной разработкой в 60-х годах. Но норвежцы ушли от нее. И я считаю, что если вы попытаетесь военную машину с резиновыми гусеницами, вы не захотите возвращаться к металлическим гусеницам.

Между ними существует большая отличие».

Для изготовления резиновой гусеничной ленты компания Iguana Technology применяет разработку конвейерных лент

Резиновые гусеницы

Коснувшись перспективных рынков, он подчернул, что с целью подготовки к программе среднего ремонта парка боевых автомобилей швейцарской армии на двух ее автомобилях CV90 уже установлены резиновые гусеницы. «Они на данный момент испытывают резиновую гусеничную ленту, что окажет помощь им решить, – сообщил он. – Я знаю, что Дания кроме этого показала интерес. Голландцы кроме этого проявляют интерес и, вероятнее, они отправятся по тому же пути, что Швеция и Финляндия. Все пользователи наблюдают на резиновые гусеницы весьма положительно».

«Разработка резиновых гусениц весьма похожа на колеса вашего автомобиля, – подметил Линделл. – Они совершенствуются и становят все лучше и лучше. И я совершенно верно знаю, что в скором времени мы заметим резиновую гусеницу, которая сможет выдержать значительно громадную нагрузку и снизит цена срока эксплуатации. Исходя из этого я считаю, что в следующие пять-десять лет резиновые гусеницы будут надевать на всё большее число автомобилей».

Перечисляя преимущества этого конструктивного ответа, он подвел результат: «С экономической точки зрения цена жизненного цикла уменьшается. И практически понижается достаточно существенно в связи с несколькими обстоятельствами. Во-первых, прогнозируемый срок работы.

Он больше срока работы классических металлических гусениц. Во-вторых, уровень вибраций, влияющих на машину, на 60-80% ниже, чем при со металлическими гусеницами, и, как следствие, существенно возрастает срок работы электроники, оптоэлектроники, снарядов и без того потом. На 10% значительно уменьшается сопротивление качению, а это приводит к меньшему потреблению горючего.

Кроме этого резиновые гусеницы требуют меньшего количества обслуживания по сравнению со металлическими».

Но, он признал и наличие нескольких недочётов. «Ничего не сделаешь, но в случае если нужно произвести какое-то обслуживание либо ремонт, потому, что это постоянная лента, то гусеницу нужно снимать всецело. Но иначе при обычной эксплуатации это нужно будет делать достаточно редко».

Он сказал, что соперники также не спят и трудятся над гусеничными лентами. «Но мы приветствуем это. Мы лидировали в данной области, но перешли к более тяжелым совокупностям и более не желаем расходовать собственные средства. Исходя из этого прекрасно, что имеется соперники, каковые ведут разработки совместно с компанией Soucy, и с другими поставщиками. У нас ушло девять лет на то, чтобы получить достаточно надежную для боевых операций совокупность.

У нас в Швеции имеется пословица: «Не требуется делать всё левой рукой, ты обязан трудиться двумя руками».

В прошедшем сезоне автомобили Stryker 8×8 американской армии участвовали в опробованиях в Англии с целью оценки возможностей колесной автомобили средней категории по массе

Мобильное огневое могущество

Отставим шведские пословицы в сторону, потому, что на горизонте появляются другие проекты по резиновым гусеницам. Тут стоит обратить внимание на новую концепцию американской армии по созданию новой платформы MPF (Mobile Protected Firepower – мобильное защищенное огневое могущество). Необходимость разработки данной концепции была выяснена армией, потому, что разрешит заполнить так именуемое неравенство возможностей в ее легких пехотных боевых бригадах IBCT (infantry brigade combat team).

В соответствии с описанию программы, платформа MPF будет употребляться для «преодоления подготовленных вражеских позиций, уничтожения бронированной техники соперника в ближнем маневренном бою и действий свободы и гарантирования маневра в ближнем контакте с соперником».

Кое-какие представители индустрии в частных беседах высказывают предположения, что целью армии есть приблизительно 750 платформ. Большинство их будет поддерживать действия легкой пехоты, а пара десятков «тяжелых MPF» будут в варианте самоходной артиллерийской установки. Начальные армейские требования по обеим конфигурациям определяют очень высокую мобильность, и это вынудило некоторых производителей внимательнее посмотреть на резиновые гусеницы.

Как следствие, результаты разработок одной из промышленных групп были представлены на выставке AUSA 2015 в Вашингтоне, где компания BAE Systems продемонстрировала концепцию платформы MPF, оборудованную резиновыми гусеницами от компании Soucy.

Представленный на выставке концепция MPFразработки компании BAE Systems
Лежащая в базе новой концепции 105-мм орудийная установка может показаться не таковой уж и новой. Практически, это та же базисная совокупность CCVL (Close Combat Vehicle – Light), которая была продемонстрирована тогдашней компанией FMC еще на выставке AUSA 1985. Тот проект позднее развился в программу по мобильной артиллерийской установке M8 Armored Gun System, которая была закрыта перед самым развертыванием ее в армиях.

Мобильная артиллерийская установка M8 Armored Gun System так и не поступила на вооружение

В новейший проект MPF интегрированы подсистемы и новые технологии. По словам управляющего проектом в компании BAE Systems Дипака Базаза, кое-какие из новых разработок, как к примеру гусеничная лента, на данный момент установленная на машину MPF, ведут собственный начало из программы FCS.

«Мы создали гусеничную ленту для семейства автомобилей программы FCS, – растолковал он. – Обстоятельство, из-за чего мы применяли резиновую гусеницу тогда, заключалась в требованиях по перевозке в самолете C-130, так как масса в этом случае имеет наиболее значимое значение. Подобное ответ разрешает существенно победить в массе по сравнению со металлической гусеницей, исходя из этого мы и трудились в этом направлении. Мы реально испытали новую гусеницу на тех платформах для FCS.

Был изготовлен демонстратор совокупности, и он реально продемонстрировал себя отлично».

Базаз заявил, что проект MPF рассматривается, как еще одна возможность применения гусеничной ленты. «Из-за необходимости развертывания по воздуху, мы заметили тут возможности, потому, что, если бы мы смогли перейти к резиновой гусенице, то имели возможность в полной мере реально снизить массу. Мы раньше и без того соответствовали требованиям транспортника C-130 по вместимости и транспортировке. Но переход на резиновую гусеницу разрешит вам реализовать на машине кое-какие улучшения и другие усовершенствования и повысить ее возможности если сравнивать с тем, то вы имели в середине 90-х годов».

Он увидел, что разные конструкции резиновых гусениц отличаются собственными неповторимыми подходами к ремонту, начиная от замены всей ленты до возможности «поставить заплатку» на конкретный сегмент. Последняя схема изучалась в рамках программы FCS, но она была закрыта прежде, чем компания BAE смогла ее проверить. «Исходя из этого, если бы мы выбрали это решение для программы MPF, то мы должны были бы по-новому посмотреть на него».

Потом Базаз добавил: «Один из аргументов, что мы неизменно слышим от поставщиков гусениц, содержится в том, что в некоем смысле резиновая гусеница менее склонна к полной разборке, поскольку в том месте, если вы воображаете себе обычную металлическую гусеницу, траки соединяются между собой при помощи пальцев. В случае если у вас ломается палец, вы теряете гусеницу. В этом же случае с резиновой гусеницей у вас имеется сталь в гусеницы.

Представьте, в случае если кроме того имеется частичное выкрашивание либо оторван маленький кусок, вы однако имеете возможность двигаться, потому, что у вас остается часть ширины гусеницы. Получается не вся полноценная мобильность, но до базы вы всё-таки сможете доковылять».

Кроме этого, не забыв упомянуть дополнительные преимущества касательно сниженной вибрации от неровностей грунта, он добавил: «Это прекрасно для экипажа. Это прекрасно для электроники. И это содействует увеличению неспециализированной надежности, потому, что вы ездите не на стальной, а на резиновой гусенице».

Натяжение гусеницы

Но не все уверены в том, что современные конструкции гусеничных лент являются лучшим ответом и имеют возможность. Основатель компании Iguana Technology Дэвид Хансен увидел: «По сути, в то время, когда вы смотрите на другие конструкции гусеничных лент, вы видите конструкцию, которая поддерживает постоянную резиновую либо постоянную металлическую гусеницу. И какая бы нагрузка не прикладывалась, перекатывается ли она через бревно, камень либо что-то еще, в гусеницы имеется структура, которая принимает эту нагрузку».

В собственных собственных проектах гусеничных лент Хансен применяет натяжение ленты с целью исключения большей части внутренних элементов, таких как опорных катков, при перемещении гусеницы около колес. «Потому, что я использую конвейерную ленту, то приобретаю гусеницу, которая разрешает выдержать огромные силы натяжения. Но по некоторым обстоятельствам для многих людей это считается неприемлемым».

Правильнее сообщить Хансен применяет то, что обрисовывает как «многослойная механическая структура, складывающаяся из конвейерной ленты и прикрученными к ней болтами армированных резиновых грунтозацепов, каковые предназначены для езды по жёстким поверхностям, к примеру асфальт, либо мягким поверхностям, к примеру снег, песок а также вода». Нынешние экспериментальные работы сосредоточены на том, что он именует «более большой версией этого проекта», которая по его признанию прямо предназначена для предварительных требований проекта MPF американской армии.

«Большая часть производителей гусеничных лент применяют штампы либо формы данного размера, – рассуждает он. – И если они желают другую резиновую либо металлическую гусеницу, они должны применять новую форму. Моя гусеница – это легко механическая сборка. Я могу сделать более легкую ленту, я сделать более долгую ленту. Это достаточно эластичные возможности и тут не необходимы особые инструменты.

Я могу создать гусеницу с огромными возможностями и она будет соответствовать тому, что вы желаете от нее… без проектирования дорогостоящего инструментария».

Ясно, что не во всех новых программах по гусеничным автомобилям избавляются от металлических гусениц. Наглядным примером есть новая машина Ajax английской армии, которая была намерено создана для замены серии боевых автомобилей CVRT (Combat Vehicle Reconnaissance–Tracked).

Легкий танк Scorpion серии CVRT

Критический анализ программы был закончен в 2015 году, и сейчас работа сосредоточена на изготовлении семи предсерийных прототипов, по окончании чего на конец 2016 года запланировано проведение контрольных опробований. Начальник проектов по наземным совокупностям в компании General Dynamics UK Кевин Конелл сообщил следующее: «Это первый год, в то время, когда мы вправду будем испытывать пара платформ в разных конфигурациях». Он сказал, что работы в 2016 году направлены на подготовку к оценочным опробованиям на надежность, каковые начнутся в 2017 году.

«По программе в этом же году предусматривается кроме этого начало отечественного серийного производства, – добавил он. – Первые поставки серийных автомобилей намечены на середину 2017 года; другими словами, уже размещены все долговременные заказы на закупку автомобилей. Сейчас вся эта работа завершается, и мы сможем эти автомобили начать изготавливать».

Не смотря на то, что на смену устаревшим автомобилям CVRT придет гусеничная платформа, это конечно не говорит о финише исследовательских и проектных работ по увеличению мобильности. По результатам конкурса компания GD European Land Systems (GDELS), изготавливающая автомобили в Испании, выбрала в декабре 2015 года компанию Cook Defence Systems на поставку гусениц для всех 589 серийных автомобилей Ajax и семи ее прототипов.

Компания GDELS совершила на своем мобильном тестовом стенде опробования гусениц от двух производителей: германской Diehl и английской компании Cook, которая уже поставляет гусеницы для всех существующих гусеничных автомобилей английской армии, и предоставила новые гусеницы для опробований. С цель понижения массы компания Cook специально для автомобили Ajax создала новую легкую гусеницу массой 92 кг. Это, и очевидное преимущество, в то время, когда один местный подрядчик осуществляет поставку всех гусениц для автомобилей английской армии, склонило чашу весов в пользу компании Cook.

Еще одной изюминкой этого конкурса были достаточно твёрдые требования. Одно из них Коннелл обрисовал как «весьма, весьма строгое требование касательно звукового обнаружения либо шума создаваемого гусеницей. Поставщики гусениц должны были провести работы по понижению уровня шума, и сейчас мы можем соответствовать требованиям к звуковой сигнатуре».

Ответ по выбору компании Cook Defence Systems было принято не без участия GDUK, которая внесла предложение английскому минобороны применять больше местных компонентов на машине Ajax.

Машина CV90, оборудованная резиновыми гусеницами, на выставке Eurosatory 2014

Колесные дела

Не все новые программы ограничиваются гусеницами. В продолжение английской темы увидим, что в осеннюю пору 2015 года рота из 1-го батальона Шотландского гвардейского полка принимала участие в очередных учениях по оценке сотрудничества Network Integration Evaluation (NIE) 16.1 американской армии, проводившихся в Форт Блиссе, Техасе и на полигоне Уайт Сэндс. Подразделение прибыло за много дней до учений с целью знакомства с колесной бронемашиной Stryker.

Опыт, полученный на NIE 16.1, будет использован для изучения возможности принятия на вооружение английской армии колесных автомобилей Stryker.

Начальник бронетанковой бригады, в состав которой входит эта рота, пояснил: «У нас имеется БМП Warrior – аналог американской Bradley. У нас имеется основной боевой танк – аналог американского Abrams. Но у нас нет так называемых средних боевых возможностей, каковые представляет собой такая машина, как к примеру Stryker; она находится где-то посредине между тяжелыми и легкими совокупностями».

«Исходя из этого имеется интерес к таковой машине и поднимается вопрос, должны мы у себя в английской армии иметь что-то подобное. Мы находимся на ранней стадии понимания того, что нам даст подобная техника и по большому счету будет ли она для нас в самый раз. Я полагаю, что машина Stryker имела возможность бы нам определенно подойти.

Но в обязательном порядке необходимо разглядывать других производителей и машины».

Приблизительно в также время, в то время, когда английская рота контролировала автомобили Stryker в пустынях Техаса и Нью-Мексико, компания GDUK совершила впечатляющую визуальную демонстрацию возможностей колесной платформы, прогнав собственный демонстрационный пример легкой бронированной автомобили LAV (Light Armoured Vehicle) 8×8 из британского Плимута в шотландский город Инвернесс (расстояние 1046 км) менее чем за день.

Эта демонстрация имела собственной целью продемонстрировать возможности колесной автомобили средней категории по массе по преодолению расстояния, приблизительно равного расстоянию между Прагой и Варшавой либо между Амстердамом и Берлином, всего за один сутки. В этом кое-какие видят одну из возможностей, которая может вынудить кое-какие планирующие армейские структуры пересмотреть собственную позицию прежде, чем определять требования по развертываемости транспортным самолетом C-130.

Конечно же, в будущем будет сделан выбор оптимальной схемы мобильности боевых автомобилей. Но делается ясно, что некогда распространенный подход а-ля «гусеницы против колес» поменяет скорее подход, в котором основной упор будет сделан на получении требуемых возможностей, а не характеристик как таковых.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.baesystems.com
www.gdls.com
www.armyrecognition.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

гусеницы и Колеса [Гайд за несколько мин. #2]

Статьи, которые будут Вам интересны: