«Оса» — первая «самоходка» вермахта
«Полевыми пушками на мобильном лафете» сначала именовали в армиях Вермахта 105-мм самоходные гаубицы Sd.Kfz.124 Wespe («Веспе», «Оса»), Они показались на фронте весной 1943 г. и их боевое крещение пришлось на операцию «Цитадель», на участие в Курской битве. Имеются эти, что тогда в германских боевых порядках пребывало до семидесяти новых орудий, полтора десятка из которых были тут же стёрты с лица земли огнём отечественных подразделений.
До этого времени в Вермахте самоходная артиллерия ещё не состояла на вооружении. Так, Вторую мировую войну немцы начали с полевыми гаубицами LeFH 18/36 по большей части на конной тяге, не смотря на то, что в моторизованных дивизионах они буксировались тягачами. Это были трёхтонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 либо пятитонные Sd.Kfz.6.
Но большая скоростьдвижения таких артиллерийских совокупностей составляла всего 17 км/ч и уже боевые действия в Польше распознали большое отставание артиллерийских подразделений от моторизованной пехоты и танковых частей. Исходя из этого для увеличения мобильности артиллерийских частей огневойподдержки было нужно срочным образом создавать самоходные орудия. Первые из них представляли собой образцы на шасси трофейных танков, захваченных в 1940 г. у англичан и французов.
Только к 1942 г. на базе списанного к тому времени с оружия лёгкого танка T-Il Pz. Kpfw. Il Sd.Kfz.121 промышленность наладила выпуск самоходного орудия 10,5 cm LeFH 18/40 Wespe.
Установка разрабатывалась на компании Alkett (Altmarkische Ketten-fabrik), являвшейся подразделением компании Rheinmetall-Borsig AG в Шпандау, районе Берлина. Серийное производство её наладили с февраля 1943 г. на заводе FAMO во Вроцлаве (польск. — Бреслау), а после этого и на FAMO-URSUS в Чеховицах, под Варшавой; изготовили до августа 1944 г. 676 самоходок (по другой информации, 682) и 159 тягачей-подвозчиков боекомплектов. Выпуск прекратили из-за эвакуации завода в глубь Германии, в связи с советским наступлением.
САУ «Веспе» поступали на вооружение дивизионов артиллерийских полков танковых дивизий. В дивизионе состояли две батареи, имевшие по шесть установок и по два перевозчика в каждой. Задачей установок являлись сопровождение и поддержка огнём танковых и моторизованных подразделений на поле боя. Они вели стрельбу по большей части с закрытых позиций по близости от передовой линии.
105-мм САУ «Веспе» в экспозиции Армейского музея в Коблинце, ФРГ.
Создана на базе германского лёгкого танка Sd.Kfz.121. Употреблялась в танковых частях Вермахта с августа 1943 г.
САУ «Веспе» из экспозиции Военно-исторического музея в Мюнхене, ФРГ
Самоходки вести войну на фронте до самого финиша войны. По некоторым данным, к этому времени их осталось чуть более трёхсот единиц.
Конструируя установку, её создатели пара поменяли базисное шасси танка Т-II. Они увеличили его длину, перенесли двигатель ближе в переднюю часть вместе с системой и трансмиссией охлаждения. Освободилось в корпусе хватает места для боевого отделения. Над ним установили бронированную открытую рубку, в которой разместили казённую часть орудия.
Место механика-водителя наряду с этим сместили вперёд-влево, высвободив пространство для трансмиссии, и обнесли его броневыми вертикальными стенками.
Двигатель поставили Maybach HL-62 TRM бензиновый четырёхтактный верхнеклапанный жидкостного охлаждения, имевший мощность 140 л.с. и рабочий количество 6191 см3, с карбюратором Solex 40 JFF II и стартёром Bosch GTLN; движение поршней — 130-мм, их диаметр — 105-мм, степень сжатия — 6,5, предельное количество оборотов — 2600 об./мин.
Горючим двигателя являлся этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Им заполнялись два топливных бака неспециализированной ёмкостью 200 л.
Воздухозаборников было три: два — для двигателя, каковые пребывали по бортам корпуса, ещё один с выхлопной трубой на правый борт — из боевого отделения. Глушитель стоял по правому борту у кормы.
САУ «Веспе»:
1 — дульный тормоз; 2 — ствол 105-мм гаубицы; 3 — боковая смотровая щель рубки водителя; 4 — боевая рубка установки; 5 — ведомое колесо; 6 — опорный каток; 7 — эллиптическая полурессора катка; 8 — ведущее колесо; 9 — подъёмный механизм; 10 — казённик гаубицы; 11 — поворотный механизм гаубицы; 12 — выходной люк водителя; 13 — рубка водителя; 14 — передняя смотровая щель рубки водителя; 15 — стойка оптического прицела
Германский танк Pz. Kpfw.
II (T-Il), на шасси которого создана САУ «Веспе»
САУ «Веспе»
Ходовую часть покинули от танка T-Il. Она имела пять опорных катков с резиновыми бандажами; они независимо подвешивались на эллиптической полурессоре. Гусеницы — раздельнозвенные двухгребневые — шириной 500-мм — складывались из 108 траков любая. Поменяли только число поддерживающих роликов -их уменьшили до трёх и поставили резиновые ограничители хода на рессоры.
Коробка передач была механическая, семискоростная, с редуктором Aphon SSG 46. Ведущий вал, передававший на неё крутящий момент, проходил на протяжении правого борта; бортовые передачи — синхронные. Сцепление — двухдисковое сухое FichtelSachs К 230К. Тормоза — дисковые MAN, ручной — механический.
«Веспе» имела безбашенную конструкцию: башню замещала боевая рубка, сварная — из бронированных страниц толщиной 15-20 мм. Они имелись только спереди и с боков, крыша отсутствовала.
Оружие складывалось из 105-мм гаубицы LeFN 18/28 и пулемёта MG 34. Гаубица имела длину ствола 28 калибров, горизонтальный клиновой затвор, массу — 726 кг; сконструирована была компанией Rheinmetall-Borsig. Она оснащалась особым дульным тормозом SP18.
Сектор обстрела из гаубицы равнялся по сторонам 20°, углы возвышения: — 5°… +48°. Дальность стрельбы — 10 600 м. При ведении стрельбы употреблялся оптический прицел RSFЗ6.
В боекомплекте пребывали 32 выстрела раздельного заряжания с бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными боеприпасами. Масса последнего, к примеру, составляла 14,8 кг, масса его метательного заряда — 1,02 кг; начальная скорость боеприпаса — 4370 м/с.
Боекомплект хранился в рубке в четырёх коробках: справа в двух — гильзы, слева кроме этого в двух — боеприпасы.
Пулемёт MG34 калибра 7,92 мм перевозился в боевом отделении: пламя из него возможно было вести и по наземным, и по воздушным целям. Помимо этого, у экипажа имелись пистолеты-пулемёты МР-40 с боекомплектом около 200 патронов; они хранились по бортам рубки в особых зажимах.
105-мм гаубица установки, оснащённая противооткатным устройством
Боевое отделение установки.
В центре-стойка оптического прицела, ниже — механизм подъёма гаубицы, справа от него — казённая часть гаубицы
Кроме этого в рубке по левому борту в раме-стеллаже, имевшей резиновые амортизаторы, защищавшие от сотрясений и вибраций, пребывала радиостанция FuG Spr f, её антенна крепилась вне рубки.
Экипаж автомобили складывался из пяти человек: начальника, механика-водителя и трёх участников орудийного расчёта. Механик-водитель размещался раздельно от остальных, в отделении управления.
Он имел возвышающуюся над бортами автомобили смотровую рубку, в передней части которой устанавливался прибор наблюдения со стеклоблоком «триплекс», а слева и справа были прорезаны смотровые щели. Лобовой лист её шофер имел возможность приподнимать, дабы улучшить обзор. В крыше рубки монтировался двухстворчатый выходной люк.
Первая германская «Веспе», по словам армейских экспертов, была очень целесообразной «переделкой» устаревшего T-Il, удачно поддерживающей боевые действия танковых подразделений.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ВЕСПЕ»
Экипаж, чел……………………………………………………………………………………………………………………..5
Масса, кг………………………………………………………………………………………………………………….11 000
Протяженность, мм……………………………………………………………………………………………………………………5810
Ширина, мм………………………………………………………………………………………………………………..2280
Высота, мм………………………………………………………………………………………………………………….2300
Бронирование, мм:
— лоб корпуса……………………………………………………………………………………………………………….30
— борта корпуса…………………………………………………………………………………………………………….15
— лоб рубки…………………………………………………………………………………………………………………..20
— борта рубки……………………………………………………………………………………………………………….15
Оружие:……………………………………………………………………105-мм гаубица, 7,92-мм пулемёт
Боекомплект:………………………………………………………………………………32 выстрела, 600 патронов
Двигатель:………………………………………………………………..карбюраторный Maybach HL-62 TRM,
четырёхтактный верхнеклапанный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с……………………………………………………………………………………………….140
Ходовая часть:……………………………………………………………………………………пять опорных катков,
три поддерживающих ролика, эллиптические полурессоры
Гусеницы:………………………………………………………………………………………………раздельнозвенные,
ширина — 500 мм, траков — 108
Скорость по шоссе, км/ч…………………………………………………………………………………………………40
Скорость по просёлку, км/ч……………………………………………………………………………………………..20
Запас горючего, л…………………………………………………………………………………………………………….200
Радиостанция……………………………………………………………………………………………………….FuG Spr f
Совокупность бортовой связи…………………………………………………………………………………………Bord Spr
Произведено, ед…………………………………………………………………………………………………………….676
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЦЫ LeFN 18/28
Годы производства…………………………………………………………………………………………… 1935 — 1945
Производитель…………………………………………………………………………………………………..Rheinmetall
Калибр, мм……………………………………………………………………………………………………………………105
Скорострельность, выстр./мин…………………………………………………………………………………….4-6
Начальная скорость боеприпаса, м/с……………………………………………………………………………………470
Прицельная дальность, м…………………………………………………………………………………………. 10 675
Заряжание…………………………………………………………………………………………..раздельно-гильзовое
Противооткатное устройство……………………………………………………………..гидропневматическое
Затвор………………………………………………………………………………………..горизонтальный клиновой