Основной боевой танк «абрамс»

Основной боевой танк «абрамс»

Большие работы по проектированию нового главного боевого танка начались в Соединенных Штатах по окончании прекращения в первой половине 70-ых годов XX века совместной с ФРГ разработки перспективного танка МВТ70. В феврале 1972 года в Соединенных Штатах была образована оперативная группа, в состав которой вошли представители и военные компаний-разработчиков. В их задачу входило формулирование концепции будущего танка ХМ1. Результатом работы данной группы стали Требования к матчасти, размещённые в августе 1972 года.

Новый танк разрабатывался на конкурсных началах. Для принятие участия в конкурсе Пентагон выбрал две компании: Крайслер и General Motors. 18 июля 1974 года с ними был заключён сделку на изготовление и разработку опытных образцов нового танка.

В соответствии с условиям договора, опытные образцы следовало представить на опробования к началу 1976 года.

Параллельно с этим в июле 1973 года США и Англия подписали соглашение о передаче американцам разработки производства многослойной брони Чобхэм, новейшей по тем временам. В Соединенных Штатах эта броня стала называться Барлингтон.

По окончании трёх лет напряжённой работы, в январе 1976 года на Абердинском полигоне начались сравнительные опробования опытных образцов, каковые длились до 30 апреля. Компания General Motors представила танк, оснащённый 12-цилиндровым дизельным двигателем с переменной степенью сжатия А\/СR-1360-2 компании Теледайн континентал моторc. Машина имела комбинированную подвеску: гидропневматическую на 1-, 2-м и 6-м опорных катках и торсионную на 3-, 4-м и 5-м.

Упрощённая совокупность управления огнём (СУО) была заимствована у умелого танка ХМ803. Да и в целом машина Дженерал моторc представляла собой глубокую модернизацию последнего.

Что же касается примера компании Chrysler, то тут обстановка была принципиально другой. Сохранив хорошую компоновку, конструкторы данной компании внесли предложение намного более прогрессивный пример. Причём во всёмв отношении силовой установки, ходовой части, совокупности управления огнём и т.д.

Уже в июле 1976 года рабочая группа по закупкам Конгресса США решила о заключении контракта с компанией-победительницей, которая, но, ещё не была названа. Принятие решения затягивалось из-за попытки создания единого танка НАТО. На полигонах США проходил опробования западногерманский танк Леопард 2AV, шли переговоры о производстве его узлов, об установке их на XM1 а также о серийном выпуске Леопарда в Соединенных Штатах. Но всё завершилось ничем.

В Соединенных Штатах, действительно, в рамках процесса унификации была создана новая башня-гибрид для танка XM1. Её сделали с таким расчётом, дабы в ней в будущем возможно было с минимальными трансформациями установить 120-мм пушку.

Лишь 12 ноября 1976 года компания Chrysler была заявлена победителем конкурса на новый танк для армии США. Но до серийного производства было ещё на большом растоянии Новый договор предусматривал изготовление в течение трёх лет 11 опытных образцов элементов и танка бронирования для опробования обстрелом, и восстановление двух автомобилей, участвовавших в начальном этапе опробований.

Танк М1А1 НА на одной из американских баз в Германии. 1990-е годы

Серийное производство нового танка, взявшего официальное наименование М1 Дженерал Абрамc, началось 28 февраля 1980 года, в то время, когда с конвейера национального завода Lima Tank Plant сошёл первый танк Собственное наименование машина взяла в честь генерала Крейтона Абрамса, руководившего во время второй мировой танковым батальоном, а потом руководившего операциями американских армий во Вьетнаме и лично занимавшегося вопросами проекта ХМ1 в собственную бытность на должности главы главного штаба сухопутных сил армии США.

Танк Абраме имеет хорошую компоновку с передним размещением отделения управления и кормовыммоторно-трансмиссионного. Это первенствовал с 1930-х годов американский танк, у которого ведущие колёса размешались позади.

башня и Корпус имеют нетипичную для американского послевоенного танкостроения сварную конструкцию с применением в их лобовых частях многослойной брони. По подобию и образу британского танка Чифтен механик-водитель при закрытом люке занимает положение полулёжа. Это разрешило расположить верхний лобовой лист корпуса под громадным углом наклона (82) к вертикали и так значительно снизить его уязвимость.

Механик-водитель руководит танком посредством Т-образного штурвала мотоциклетного типа. Для удобства работы механика-водителя в полулежачем положении его сиденье выполнено из трёх элементовподушки, спинки и поясничной опоры, расположенных так, что они облегают изогнутую пояснице водителя.

Танк М1 вооружён 105-мм нарезной пушкой М68А1 (британская пушка L7А1, выпускавшаяся в Соединенных Штатах по лицензии), снабжённой эжектором и стабилизированной в двух плоскостях. Для стремительной замены ствола предусмотрено быстроразъёмное соединение его с казенником, выполненное в виде секторной многозаходной резьбы. Справа от пушки в башне находятся наводчика и места командира, слевазаряжающего.

Боекомплект пушки насчитывает 55 выстрелов. 44 из них размещаются в нише башни в двух отсеках, по 22 выстрела в каждом. Отсеки изолированы от боевого отделения посредством броневых шторок толщиной 20 мм. Сверху над отсеками установлены три вышибные пластины для сброса давления при взрыве боекомплекта.

Остальные выстрелы сохраняются в бронированных контейнерах, размещённых в корпусе под башней (8) и на полике башни под пушкой (3).

В боекомплект пушки сперва входили выстрелы с бронебойно-подкалиберными боеприпасами с отделяющимся поддоном М735 с сердечником из вольфрама, а позднее М774 с сердечником из обеднённого урана.

Наровне с пушкой на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемёт М240, 12,7-мм пулемёт М2НВ на открытой штыревой стойке командирской башенки и ещё один 7,62-мм пулемёт М240 на стойке, закреплённой у люка заряжающего. Боекомплект пулемётов складывается из 11 400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. По бортам башни установлены два шестиствольных дымовых гранатомёта М239.

Основной боевой танк М1А2

Танк М1 Абрамc оснащён достаточно идеальной совокупностью управления огнём. На нём установлен перископический комбинированный прицел-дальномер GPS с окулярной отводкой для начальника.

Прицел-дальномер имеет дневную ветвь (канал) с кратностью повышения от 3 до 10 и полем зрения соответственно 18 и 6,5, ночную тепловизионную ветвь, приёмопередатчик лазерного дальномера и гироскопический стабилизатор линии прицеливания в вертикальной плоскости. В состав СУО входит цифровой баллистический вычислитель М21, что непрерывно руководит положением прицельной марки и в один момент осуществляет контроль работы всех систем комплекса управления оружием.

Не считая главного прицела наводчика танк оснащён командирским запасным монокулярным прицелом М919. Он установлен в крыше командирской башенки и рекомендован для наведения на цель 12,7-мм пулемёта как при стрельбе по воздушным, так и по наземным целям. Вспомогательный монокулярный телескопический прицел наводчика М920 с 10-кратным повышением употребляется для наведения главного оружия при выходе из строя прицела GPS.

Основной боевой танк М1А1:

1120-мм пушка;

212,7-мм пулемёт;

3коробка с принадлежностями для дымового гранатомёта;

4броневой колпак прицела наводчика;

56-ствольный дымовой гранатомёт;

6корзина для снаряжения и амуниции;

7ведущее колесо;

8броневой кожух спаренного пулемёта;

97,62-мм пулемёт;

10люк заряжающего;

11люк начальника;

12вышибные панели;

13заливные горловины топливных баков;

14датчик скорости ветра;

15устройства наблюдения механика-водителя.

В едином блоке с обслуживающими системами и трансмиссией на танке установлен газотурбинный двигатель Авко Лайко-минг (Avco-Lycoming) AGT-1500 мощностью 1500 л.с. (1104 кВт) при 3000 об/мин, с двухка-скадным компресссором, свободной силовой турбиной и стационарным теплообменником.

Гидромеханическая двухпоточная трансмиссия Аллисон Х-1100-ЗВ включает в себя однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, четырёхступенчатую планетарную коробку передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота с гидрообъёмным приводом управления и две бортовые передачи.

Ходовая часть применительно к одному борту складывается из семи обрезиненных опорных катков на борт, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего размещения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) и направляющего колеса. Подвеска личная торсионная. Гидравлические амортизаторы установлены на 1, 2-м и 7-м узлах подвески.

Гусеница Т142обрезиненная с РМШ и съёмными асфальтоходными подушками, в каждой гусенице 78 траков шириной 635 мм. ход трака193 мм..

М1 Абрамс. Компоновка танка:

1105-мм пушка;

2перископический прибор механика-водителя;

37,62-мм спаренный пулемёт;

4телескопический прицел;

5наводчик;

6главный прицел наводчика;

7дымовой гранатомёт;

8пульт управления командира экипажа;

912,7-мм пулемёт;

10главный прицел начальника;

11 прицел начальника для ведения огня из пулемёта;

12командир экипажа;

137,62-мм пулемёт;

14вышибные панели;

15вспомогательный вентилятор;

16датчик ветра;

17отсек для снарядов;

18газотурбинный двигатель АGТ1500;

19воздушный фильтр;

20кормовой топливный бак;

21 главный вентилятор;

22трансмиссия;

23воздухозаборник двигателя;

24заряжающий;

25патронная коробка спаренного пулемёта;

26блоки электронной аппаратуры;

27передний топливный бак;

28механик-водитель;

29рулевая колонка;

30 педаль тормоза;

31панель устройств.

Преодолеваемые препятствия: угол подъёма31; ширина рва2,743 м; высота стены 1,244 м; глубина брода 1,22 м (с ОПВТ2,4 м).

Двигатель, ходовая часть и трансмиссия разрешают военной машине массой 57 т развивать большую скорость 72,4 км/ч. Запас хода по шоссе образовывает 394440 км. Экипаж танка складывается из четырёх человек.

Основной боевой танк М1 Абрамс на протяжении манёвров в Германии. 1980-е годы.

Любопытно подчернуть, что темпы сборки новых танков существенно отставали от рассчетных. Так, к 5 ноября 1981 года армия взяла 203 автомобили из 352 заказанных. Одной из обстоятельств для того чтобы отставания от замысла поставки являлась неподготовленность компаний-поставщиков к крупносерийному производству электроники и двигателей, в основном из-за недостатка квалифицированных экспертов, нужных при расширении производства.

В следствии запланированный темп сборки двигателей 30 в месяцбыл достигнут лишь к июлю 1981 года. Но кроме того в конце 1981 года, в то время, когда компания Лайкоминг уже изготавливала 30 двигателей в месяц, они поступали на сборочный танковый завод неритмично, не по одному в сутки, как это предусматривалось, а ближе к концу месяца. Для устранения этих недочётов к производству Абрамса было нужно привлечь гиганта американской индустриикомпанию Дженерал дайнэмикс.

Её дочернее предприятие Land Systems Division в марте 1982 года купило танковое производство и все права на предстоящую модернизацию танка Абраме. В итоге темп выпуска танков к ноябрю 1982 года возрос до 60 единиц, а в январе 1985 года достиг собственного пика90 автомобилей в месяц. Всего же до января 1985 года было произведено 2374 танка М1.

Танк Абрамс, стёртый с лица земли внутренним взрывом в Ираке.

Первыми в июле 1981 года абрамсы взяли части, дислоцированные в Германии,1-я бронекавалерийская и 2-я бронетанковая дивизии 3-го военного корпуса. Особенных неприятностей с освоением новой матчасти у экипажей не появлялось, потому, что многие из них проходили стажировку в Форт-Худ ещё на протяжении войсковых опробований. В конце 1982 года М1 участвовали в ежегодных учениях НАТО Рефорджер 82 и соревнованиях танковых экипажей блока на приз канадской армии.

Дебют был удачнымамериканцы заняли первое место.

Модернизация Абрамса начала осуществляться практически сразу после начала его серийного производства в рамках так называемой программы Блок I. Толчком к её проведению послужила сведения и 1982 Ливанская война года, поступившие от израильтян, о новых советских подкалиберных боеприпасах. Результатом первого этапа программы стал танк IP M1 (IP Improved Productусовершенствованный продукт), показавшийся в первой половине 80-ых годов XX века и взявший усиленное бронирование лобовой части башни и корпуса, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новую гусеницу Т156 и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни. Боевая масса автомобили составила 55,55 т. Всего с октября 1984 года по май 1986 года было произведено 894 танка IP М1.

В августе 1984 года на вооружение был принят танк М1А1. Главным его отличием стала 120-мм гладкоствольная пушка М256, изготавливаемая по германской лицензии. Боекомплект её был уменьшен до 40 выстрелов, боекомплект спаренного пулемётадо 2800 патронов. На крыше башни смонтированы две вышибные панели однообразного размера вместо трёх. В дополнение к существующей личной защите от ОМП установлена совокупность коллективной защиты с ФВУ М43А1.

В связи с возросшей массой танка внесены трансформации в ходовую часть. С 1988 года на некоторых танках в состав лобовой башни и брони корпуса введён обеднённый уран (М1А1 НАHeavy Armor). Боевая масса автомобилей57,155 т (М1А1) и 62,2 т (М1А1 НА).

Всего до конца 1993 года было произведено 4802 танка М1А1 и М1А1 НА. В декабре 1985 года из сборочных цехов завода в Детройте вышли первые два серийных танка М1А1. По мере нарастания выпуска они прежде всего поступали в части, расположенные в Западной Германии.

Первые 10 танков взял учебный центр в Вилсеке, где они употреблялись для переподготовки инструкторов. Первым же соединением, куда были направлены М1А1, стала 1-я бронетанковая дивизия 5-го военного корпуса. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века начались поставки 221 танка М1А1 корпусу морской пехоты США.

Вариант танка для морской пехоты пара отличался от военного, в основном в части удовлетворения требованиям, предъявляемым к военным машинам, участвующим в десантных операциях.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века между Египтом и США был подписан договор на поставку 555 танков М1А1 Абрамс, 25 из которых выпустили в Соединенных Штатах, а остальные 530 до 1998 года собирали по лицензии на выстроенном под данный заказ танковом заводе в Каире. Во время с 2000 по 2004 год с американской стороной был закончён последовательность соглашений на поставку ещё 325 сборочных наборов. В общем итоге финишу 2008 года неспециализированное число собранных танков должно было достигнуть 880.

В дополнение к этому предполагалось произвести дозакупку 125 наборов (20092011 годы). Так, количество собранных в Египте танков М1А1 Абрамс для национальных армии составит 1005 единиц. Американская техника предназначена для постепенной замены устаревших танков производства СССР Т-54/-55 и Т-62.

Боевое крещение абрамсы взяли на протяжении Войны в Заливеоперации многонациональных сил против Ирака, захватившего в первой половине 90-ых годов XX века Кувейт. Первые абрамсы модификаций Р1 М Іи М1 прибыли в Саудовскую Аравию из Европы в составе 24-й механизированной дивизии в августе 1990 года. К ноябрю их количество достигло: 580 единицМ1 и 123М1А1. Но танки ранних модификаций имели ограниченные возможности по обеспечению защиты экипажа от ОМП (ожидалось применение иракцами химического оружия).

Помимо этого, приводили к беспокойству низкие поражающие особенности 105-мм пушек при вероятной встрече с элитными подразделениями армии Ирака, оснащёнными танками производства СССР Т-72М и Т-72М1. Исходя из этого руководством было решено применять танки М1 и IP М1 во втором эшелоне. В первом же эшелоне должны были употребляться автомобили М1А1 и М1А1 НА, имевшие коллективную совокупность защиты от ОМП, действенную 120-мм пушку и более сильное бронирование.

Части 7-го подразделения и армейского корпуса экспедиционных сил морской пехоты США, примененные в операции Буря в пустыне, без промедлений были переоснащены такими танками. К февралю 1991 года американские армии в Саудовской Аравии имели 1223 М1А1 НА и 733 М1А1.

Танк М1А1 на позиции в Ираке.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века четыре абрамса (М1А1) в рамках миротворческой операции ООН Восстановление надежды доставили в Сомали. В сражении за всё время операции танки употреблялись единственный раз7 января 1994 года. Они бронёй и огнём поддерживали атаку на укреплённый пункт сепаратистов Мишеля Айдида.

Танки Абраме М1А1 и М1А1 НА были задействованы в составе миротворческих сил на территории бывшей Югославии.

22 сентября 2006 года первые танки М1А1 поступили на вооружение 1-го танкового полка австралийской армии. До марта 2007 года в Австралию было поставлено 59 единиц. Работы по австралийскому заказу начались в июне 2005 года, в то время, когда выбранные австралийскими армейскими танки прибыли на территорию базы хранения сухопутных американских войск в Аннистоне (штат Алабама).

Тут их всецело разобрали и собрали заново, приведя в нулевое состояние: пробег0 км, эксплуатация0 часов. Затем танки были посланы клиенту.

Последней масштабной программой модернизации Абрамса стала программа Block II. Детищем данной программы, нацеленной в основном на усовершенствование радиоэлектронной начинки танка, стала модификация М1А2, показавшаяся в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Танк взял новый стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным количеством памяти, лазерный дальномер на углекислом газе, интегральную бортовую информационную совокупность IVIS и тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя. В корпусных конструкциях более активно применяются элементы бронезащиты из обеднённого урана, установлены противокумулятивные экраны на крыше башни.

Боевая масса танка достигла 63,1 т. Для армии США первоначально изготовили лишь 62 автомобили. 32 танка были сведены в испытательную группу, а остальные распределены по учебным и испытательным центрам. Но столь мелкий заказ поставил под угрозу существование фабрик в Лайме и Детройте.

Заказ безотлагательно увеличили на 44 автомобили и создали долговременную программу модернизации танков М1А1. Наряду с этим цена снова изготовленного танка составляла приблизительно 4,5 млн. американских долларов, а модернизированного2,5 млн. долларов.

В следствии переориентации танковой программы до 2007 года с выпуска на модернизацию абрамсов и заключённых в 1992 году с Кувейтом соглашений и Саудовской Аравией о поставке в данные государства 315 и 218 танков М1А2 соответственно разрешило, как минимум, до 2010 года покинуть действующим завод в Лайме, завод в Детройте было нужно законсервировать.

Но, и одному заводу в полной мере по силам совладать с осуществлением очередной программы модернизации, взявшей наименование SEP и начатой во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Речь заходит о создании собственного рода цифровой версии танка М1А2.

Обновление предусматривало оснащение танка усовершенствованным бронированием третьего поколения без уранового наполнителя, новой всецело цифровой совокупностью управления огнём, тепловизионной совокупностью 2-го поколения (2nd Gen FLIR) командира и наводчика с значительно улучшенными возможностями обнаружения цели днём и ночью, вспомогательной силовой установкой для функционирования электронных совокупностей при неработающем главном двигателе и тепловой совокупностью управления кондиционирования воздуха для электронного оборудования и экипажа. Кроме этого применены самые современные информационные разработки, включая цветные карты, сетевые коммуникации, увеличенные количества машинной памяти и производительные процессоры чтобы повысить эффективность поражения целей.

Считается, что совокупность 2nd Gen FLIR имеет улучшенную на 70% чёткость изображения, сокращённое на 45% время для производства выстрела и повышенную точность. Усовершенствован и командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV.

Поставки первых М1А2 SEP были начаты в августе 1999 года. Программа предусматривала обновление 1150 ранее выпущенных М1А2. До цифрового стандарта кроме этого модернизированы саудовские M1А2 (договор на модернизацию первых 60 автомобилей был заключён в 2006 году, начало реализацииноябрь2007года).

В июне 2004 года агентством Forecast International танк корпорации General Dynamics Land Systems M1A2 SEP был признан лучшим в мире. Второе место в рейтинге было присуждено израильскому Меркаве Мк.4, третьеяпонскому Туре 90, четвёртоенемецкому Леопард 2А6 и пятоебританскому Челленджер2.

Но американские эксперты не остановились на достигнутом6 октября2008 года из ворот Аннистонского арсенала вышел первый модернизированный танк М1А2 SEP V2 (Systems Enhancement Package Version 2). Это самая последняя и самый продвинутая цифровая модификация американского главного боевого танка М1 Абраме. Под цифровой стандарт SEP V2 обновляются ранее выпуще

Танки железные воины: Танк M1A2 Абрамс

Статьи, которые будут Вам интересны: