Основной танк т-90

Основной танк т-90

Главным недочётом танков Т-72 всех модификаций, по сравнению с другими автомобилями советского и зарубежного производства тех лет, было отсутствие автоматизированной совокупности управления огнём (СУО). Вследствие этого было решено совершить глубокую модернизацию семьдесятдвойки. Эта работа проходила в рамках темы Совершенствование Т-72Б, заданной распоряжением Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Первоначально проектирование проходило под управлением В.Н.

Венедиктова, а по окончании ухода его во второй половине 80-ых годов XX века на пенсию — под управлением нового главного конструктора В.И. Поткина.

При разработке новой автомобили, взявшей обозначение объект 188, главный акцент сделали на увеличение боевой эффективности с целью довести её до отметки танка Т-80У. У последнего заимствовали комплекс управления оружием 1А45 Иртыш, что по окончании доработки для сотрудничества с автоматом заряжания нижнетагильской конструкции взял обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года четыре умелых примера объекта 188 были представлены на национальные опробования, на протяжении которых машину полтора года обкатывали в Столичной, Кемеровской и Джамбульской (Казахстан) областях, и на полигоне Уралвагонзавода (УВЗ). Танк испытывался на предельных режимах, прошёл 14 тыс. км (другими словами полный цикл до капитального ремонта) фактически без отказов и поломок.

С июня по сентябрь 1990 года ещё два примера автомобили прошли окончательные опробования, в завершение которых один из них расстреляли на полигоне. 27 марта 1991 года совместным ответом оборонной промышленности и министерств обороны танк советовали к принятию на вооружение под обозначением Т-72БУ. Он так и значился в документах — танк Т-72Б усовершенствованный. Но принять его на вооружение Советской Армии опоздали: прекратили существовать и СССР, и Советская Армия.

Тем временем, учитывая опыт операции Буря в пустыне, в УКБТМ решили повысить защищённость танка за счёт установки комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 Штора. В итоге снова начались опробования. Однако, 30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый объект 188 установочной партии, а 5 октября 1992 года распоряжением правительства РФ танк приняли на вооружение Русском Армии под обозначением Т-90.

Спустя месяц началось его серийное производство.

Танк Т-90А по пути на Красную площадь. Москва, 2010 год

Корпус Т-90 аналогичен Т-72Б. Он сварной, со штампованным дном. Верхняя лобовая подробность — многослойная, со встроенной динамической защитой.

Башня — литая, в лобовой части на курсовых углах до 35 влево и вправо от продольной оси танка имеет комбинированную броню.

Также, в лобовой части башни смонтированы семь блоков динамической защиты и один контейнер КДЗ, ещё 20 таких же блоков установлено на крыше башни. Прямоугольные металлические экраны с элементами встроенной динамической защиты устанавливаются и на бортовые резинотканевые экраны.

Встроенная динамическая защита Контакт 5, созданная в столичном НИИ Стали, снабжает большое увеличение противоснарядной стойкости танка. Она закрывает более 50% наружной поверхности лобовых подробностей, бортов, башни и крыши корпуса и снабжает понижение бронепробиваемости кумулятивных снарядов на 50 — 60%, а бронебойно-подкалиберных снарядов — на 20%.

С целью противорадиационной защиты членов экипажа башня и корпус автомобили в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, свинца и бора. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

Главным оружием танка есть 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, адаптированная для работы с автоматом заряжания АЗ-185 и приспособленная под механизм выбрасывания стреляных поддонов. На Т-90 имеется встроенное устройство выверки пушки как с главным, так и с тепловизионным прицелом. С пушкой спарен 7,62-мм пулемете ПКТМ.

На командирской башенке смонтирована защитно-пулемётная установка (ЗПУ) с дистанционным электромеханическим управлением. В ней применён 12,7-мм пулемёт НСВТ-12,7 либо 6П49 Корд. Боекомплект Т-90 складывается из 42 артвыстрелов, 2000 патронов к спаренному и 300 патронов к зенитному пулемётам.

Умело-показательные учения Столичного военного округа, 29 июня 1993 гола. Танк Т-90 на позиции

Установленный на Т-90 комплекс управления огнём 1А45Т Иртыш снабжает наводчику ведение действенного прицельного огня днём и ночью с места и в движении из пушки и спаренного пулемёта, а совместно с аппаратурой комплекса управляемого оружия — стрельбу управляемыми пакетами. В состав комплекса 1А45Т входят: автоматизированная совокупность управления огнём 1А42; ночной прицельный комплекс Т01-К01 с прицелом Буран ПА либо тепловизионный комплекс Т01-П02Т Агава-1; командирский прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С.

Со своей стороны, автоматизированная СУО 1А42 включает в себя стабилизатор оружия 2Э42-4 Жасмин и информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43, складывающийся из лазерного прицела-дальномера, прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1, комплекта и блока переключателей автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, курсового угла и скорости танка относительно цели). Прицельный комплекс машинально учитывает и вводит поправки на трансформацию дальности до цели, боковые упреждения и углы прицеливания, на боковую составляющую скорости ветра, угол крена оси цапф пушки, воздуха и температуры заряда, тип канала снаряда и износ ствола.

направляться подчернуть, что из-за неприятностей с производством Агавы на серийных танках Т-90 установлены прицелы Буран, Агавой же были оснащены лишь две умелые автомобили.

Прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С снабжает начальнику автомобили наблюдение за местностью, обнаружение и поиск цели, целеуказание и корректировку огня, ведение действенного прицельного огня из пушки и спаренного пулемёта в режиме дубль, ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С Агат-С со стабилизатором поля зрения по вертикали, система положения управления и датчик пушки ЗПУ.

На Т-90 установили комплекс управляемого оружия (КУВ) 9К119 Рефлекс, подобный используемому на Т-80У. КУВ Рефлекс имеет полуавтоматическую совокупность управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс 9К119 снабжает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100 — 5000 м при скорости танка до тридцати километров/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на Т-72Б, допускающего стрельбу ракетами лишь с места и с маленьких остановок.

Помимо этого, 9К119 допускает стрельбу и с применением тепловизора.

Главный танк Т-90А:

1 — 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5; 2 — осветитель ОТШУ-1-7 комплекса оптикоэлектронного подавления Штора; 3 — 12,7-мм пулемёт 6П49 Корд; 4 — пусковые установки совокупности 902В Туча; 5 — ёмкостной датчик ветра ДВЕ-БС; 6 — ящик и воздухопитающая труба ОПВТ; 7 — бочка с горючим; 8 — бревно самовытаскивания; 9 — выхлопной коллектор двигателя; 10 — бортовой резинотканевый экран; 11 — секция бортовой навесной динамической защиты; 12 — блоки навесной динамической защиты; 13 — блоки встроенной динамической защиты Контакт-5; 14 — оборудование самоокапывания; 15 — правильная приёмная головка обнаружения лазерного излучения ТШУ-1-11; 16-бронировка головки прицела-дальномера/прибора наведения 1Г46; 17 — бронировка головки ночного прицела Буран-М; 18 — люк наводчика; 19 — неотёсанная приёмная головка обнаружения лазерного излучения ТШУ-1-1; 20 — лючок для выброса поддонов; 21 — люк начальника

Выстрел ЗУБК20 комплекса Рефлекс складывается из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М складывается из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, поддона и хвостового отсека. Рули раскрываются машинально по окончании вылета ракеты из ствола пушки.

Комплекс ТШУ-1-7 Штора-1 в несколько раз снижает возможность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической совокупностью наведения, и создаёт помехи совокупностям управления оружием соперника с лазерным дальномером и лазерным целеуказанием. Комплекс складывается из станции оптикоэлектронного подавления (СОЭП), совокупности постановки завес (СПЗ) и совокупности управления.

СОЭП складывается из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, мешающий правильному наведению ПТУР соперника. СПЗ регистрирует облучение танка лазером соперника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатомётов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдаёт электрический сигнал, пропорциональный углу, на что нужно довернуть башню с гранатомётами, и производит команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55 м от танка. Так обеспечивается защита от противотанковых снарядов соперника с лазерным наведением.

В СПЗ применены пусковые установки совокупности 902В Туча, из которых вероятен отстрел не только аэрозолеобразующих гранат ЗД17, но и дымовых гранат ЗД6.

Т-90, как и Т-72Б, оборудован совокупностями защиты от напалма Сода, ППО ЗЭЦ1Э-1 Иней, встроенным оборудованием самоокапывания и т.д. Совокупность ППО 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1. В МТО танка установлены 10 оптических и 5 термодатчиков.

Танк оснащён 12-цилиндровым многотопливным V-образным дизелем жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин. На выпускных коллекторах двигателя установлены сильфоны, смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что усиливает температурный режим работы коллектора. Ёмкость внутренних топливных баков — 705 л.

ходовая часть и Силовая передача остались практически неизменными если сравнивать с Т-72Б. Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника. Перемещение танка ночью осуществляется

посредством ночного прибора механика-водителя ТВН-5.

На танке установлены УКВ-радиостанции Р-163-50У и Р-163-УП. Диалог между десантом и членами экипажа снабжает аппаратура коммутации и внутренней связи Р-174.

На основании поручения Национальной военно-промышленной рабочей СССР от 4 апреля 1991 года в КБ Уралвагонзавода приступили к проектированию командирского варианта Т-90, взявшего в умелой разработке наименование объект 188К.

Данный танк оснастили дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и независимым агрегатом питания АБ-1-П28. По окончании завершения опробований на основании приказа военного министра от 3 июня 1994 года объект 188К приняли на вооружение Русском Армии под обозначением Т-90К.

Двигатель В-84МС

Первые серийные Т-90 поступили в разные учебные центры. Первый же танковый полк (94 автомобили) был вооружён ими в 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии (Сибирский армейский округ). В середине 1990-х годов Т-90 взяла и 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, дислоцированная в Бурятии. Во второй половине 90-ых годов XX века Русский Армия официально остановила собственный выбор на Т-90 как на перспективном танке для оснащения танковых армий.

Наряду с этим, действительно, количество выпущенных Т-90 было мало: к середине 1998 года в армиях их насчитывалось около 120 единиц. Что касается производства, то к тому времени для Русского Армии оно прекратилось.

Фактически в один момент с созданием танка Т-90 в УКБТМ велась разработка его экспортного варианта — Т-90С. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1992 года была разрешена поставка Т-90С на экспорт. Начиная с марта 1997 года, разные модификации военной машины стали неизменными участниками бессчётных армейских выставок как в Российской Федерации, так и за границей.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века начались переговоры о поставке Т-90С в Индию и продаже лицензии на их производство. Принятию индийским правительством ответа о закупке русских танков предшествовали широкие опробования, проводившиеся индийскими экспертами.

17 мая 1999 года три умелых примера Т-90С послали в Индию. Эти танки отличались друг от друга комплектацией в зависимости от пожеланий клиента. В частности на них устанавливались разные варианты СУО с тепловизи-онными прицелами Ноктюрн и Эсса, имела возможность размещаться и совокупность Штора. Наконец, две автомобили имели литые башни, а третья — сварную. Отправка танков в Индию была омрачена ужасным событием — 13 мая 1999 года на своём рабочем месте скончался основной конструктор УКБТМ В.И. Поткин.

Глава МинОбороны Индии в память о нём внес предложение назвать испытывавшиеся танки Т-90С именем Владимир. Опробования проходили в пустыне Тар — местности, очень сильно пересечённой барханами высотой 20 — 30 м. Дневная температура достигала 54С. В таких условиях любой танк прошёл около 2 тыс. км без значительных неприятностей.

На протяжении боевых стрельб, совершённых в Индии, Т-90С поразили 80% целей, причём на дальностях до 3 тыс. м. По окончании завершения опробований все три автомобили возвратили на УВЗ, где они прошли дефектацию и переборку. Окончательную линии под результатами опробований подвели в августе 1999 года в бронетире артиллерийского полигона НТИИМ, в то время, когда индийские эксперты оценили броневую защиту танка.

Затем начался процесс переговоров по согласованию условий договора, подписанного 15 февраля 2001 года на поставку Т-90С и передачу лицензии на их производство. Обращение шла о 310 танках, 124 из которых должны были изготовить в Российской Федерации, а 186 — в Индии, из русских сборочных наборов.

В соответствии с договором индийской стороне передавалась кроме этого разработка производства танков (без права реэкспорта выпущенных автомобилей в третьи страны) с соответствующей конструкторской документацией, снаряды, учебно-тренировочные средства, и производилась подготовка экспертов завода-изготовителя в г. Авади. Неспециализированная цена договора превысила 800 млн. долларов.

Танки Т-90С индийского договора оснащены многотопливными дизелями В-92С2 мощностью 1000 л.с. Помимо этого, на них вместо осветителей Шторы размещены дополнительные элементы динамической защиты, а гранатомёты совокупности Туча установлены под углом 45, а не 15, как при наличии комплекса Штора. Для применения комплекса ПНК-4С в активном режиме вместо отсутствующих осветителей ОТШУ-1-7 комплекса Штора на командирской башенке установлен ИК-осветитель ОУ-ЗГКУ.

Характерной чертой Т-90С индийской армии есть усиленная противоатомная защита: слой антинейтронного надбоя примерно вдвое толще, чем на русских примерах.

В Индии Т-90С присвоили наименование Бишма. К настоящему времени договор 2001 года всецело выполнен. Все автомобили, каковые должны были изготавливаться в Российской Федерации, посланы клиенту.

На заводе в г. Авади развёрнуто лицензионное производство.

30 ноября 2007 года был подписан новый договор, которым предусматривалась поставка 347 Т-90С. Из них 124 должны быть посланы в всецело собранном виде, а 223 в виде машинокомплектов для сборки на заводе в г. Авади. Отгрузка первых 24 танков по новому договору прошла в 2008 году.

Замыслами развития сухопутных армий Индии до 2020 года предусматривается оснащение танками Т-90С Бишма 21 полка. Всего планируется принять на вооружение 1657 танков Т-90С.

По окончании опробований в Индии во второй половине 90-ых годов двадцатого века пример Т-90С со сварной башней подвергся некоей доработке. В частности, вместо левого коробки ЗИП на башне установили кондиционер. В таком виде танк послали на выставку ОСА-2000 в Малайзии, а после этого он участвовал в тендере на закупку танков для армии данной страны. На протяжении тендера Т-90С принимал участие в опробованиях, летом 2000 года. Но ещё на протяжении предварительных переговоров стало ясно, что договор с Малайзией маловероятен.

Дабы не зависеть в области оружий от одного страны, малайзийское правительство предпочло закупить у России истребители МиГ-29, а договор на поставку танков дать Польше.

Снова Т-90 были заказаны для Русского Армии лишь на 2004 год -14 единиц! Перед Уралвагонзаводом встал вопрос: какие конкретно, фактически, танки необходимы клиенту. Танк примера 1992 года очевидно устарел, да и производить его было физически нереально из-за отсутствия целых производств.

Одновременно с этим, по окончании 1992 года армия ничего другого на вооружение не принимала. В следствии уточнения тактико-технического задания начал формироваться вид модернизированного танка. В его базу положили конструкцию экспортного танка для Индии. Работы над объектом 188А1 велись в УКБТМ под управлением главного конструктора В.Б.

Домнина.

Совокупность управления огнём модернизированного танка строилась около тепло-визионного прицела наводчика Эсса французско-белорусского производства и модернизированного прицельнонаблюдательного комплекса начальника Т01-К04 Агат-МР. В СУО применён и усовершенствованный баллистический вычислитель 1В216М. Огневая мощь танка возросла и за счёт установки усовершенствованной пушки 2А46М-5 с повышенными чертями внутренней и внешней баллистики.

На машину был установлен модернизированный комплекс оптико-электронного противодействия Штора, а в качестве силовой установки приняли уже проверенный в Индии дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с.

Башня Т-90 крупным планом. Над стволом пушки установлены приёмные головки обнаружения лазерного излучения, а справа от пушки — правый осветитель совокупности оптикоэлектронного подавления Штора-1

Не обращая внимания на проблемы с освоением серийного производства модернизированного танка, вся заказанная армией партия из 14 единиц была сдана в начале 2005 года. В том же году объект 188А1 был принят на вооружение Русском Армии под обозначением Т-90А. В 2005 году Уралвагонзавод изготовил ещё 18 автомобилей.

К этому времени заводу удалось завершить отладку технологических процессов и вернуть кооперативные связи. Это разрешило в 2006 году выполнить Государственный оборонный заказ числом батальонного набора автомобилей — 31 единица. Столько же изготовили в следующем году, а в 2008-м и 2009-м заводские цеха покинули по 62 военных машины.

Так, с 2004-го по 2009-й год собрали 30 Т-90А с прицельным комплексом Буран-М и 180 — с комплексом Эсса. Помимо этого, были изготовлены два командирских Т-90К с литыми комплексом и башнями Буран-М и шесть Т-90АК со комплексом и сварными башнями Эсса.

В составе парадного расчёта 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, а после этого 5-й мотострелковой бригады танки Т-90А учавствовали в военных парадах на Красной площади в Москве 9 мая 2008 — 2011 годов.

Следующими государствами, армейские которых обратили внимание на Т-90С, стали Ливия и Алжир. 28 января 2004 года возможности русском техники были показаны представителям Ливии, а 24 — 25 марта того же года -делегации Алжира. Забрав за базу Т-90С примера 1999 года, УКБТМ его доработало под требования нового клиента. Был выбран исходный вариант автомобили с установкой совокупности кондиционирования, и с доработанной совокупностью обнаружения лазерного облучения.

Данный вариант взял заводское обозначение объект 188СА (А — для Алжира) и армейское — Т-90СА. Умелый экземпляр изготовили в мае 2005-го, а в конце того же года он выдержал опробования в Алжире. В январе 2006 года был подписан договор на поставку в Алжир бронетанковой техники. В соответствии с ним Россия к 2008 году поставила в Алжир 185 Т-90СА.

Имеется сведения, что Алжир ведёт переговоры о приобритении дополнительных танков этого типа.

направляться подчернуть, что ливийские армейские от закупок Т-90С отказались из-за более большой стоимости, если сравнивать с Т-72. По подобной причине от приобретения Т-90С отказались Перу и Венесуэла.

В августе 2009 года 10 Т-90С поставили в Туркменистан.

В один момент с Ливией и Алжиром интерес к Т-90С показала Саудовская Аравия. Сравнительные опробования с участием русского танка были совершены в Аравийской пустыне в 2006-м и в мае 2008 года был подписан договор на поставку 150 автомобилей. В 2009 году договор на 41 машину подписали с Кипром.

Информация разной степени достоверности имеется о переговорах, заявлениях о намерениях либо показанном интересе к приобретению Т-90С с Ираном, Йеменом, Республикой Корея, Ливаном, Марокко и Сирией.

Танк Т-90 Самый-Самый

Статьи, которые будут Вам интересны: