От «буревестника» до «меча» и «секиры»
в течении многих лет советские сторожевые суда (СКР), формально считавшиеся как бы аналогами зарубежных корветов и фрегатов, практически являлись миноносцами — ударными боевыми единицами ближней морской территории. Фактически говоря, и их преемники проектов 35 и 159, ориентированные уже на борьбу с подводными лодками, сохраняли многие «миноносные» черты: та же высокая скорость хода, те же торпедные аппараты в роли главного оружия, тот же «приземистый» силуэт с минимумом надстроек… Но появление у США ядерных субмарин с баллистическими ракетами вынудило СССР пересмотреть приоритеты.
Сейчас перед советским ВМФ ставилась задача не подпустить потенциального соперника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Соответственно, вместо флотилий миноносцев появлялась потребность в более больших судах ПЛО, талантливых удачно бороться с подводным соперником на океанских пределах — не меньше чем в 3000 миль от своих берегов. Громадные противолодочные суда (БПК) из-за собственной малочисленности выполнить эту задачу не могли.
Нужно было спроектировать принципиально новый корабль — достаточно мореходный для независимых действий в океане, но наряду с этим довольно недорогой и пригодный для крупносерийной постройки.
Техзадание на разработку СКР проекта 1135 (кодовое наименование — «Буревестник») было выдано в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Новый уровень боевых возможностей «Буревестника» обуславливался последними достижениями отечественного военно-промышленного комплекса — прежде всего ракетоторпедами «Метель» и весьма замечательными гидроакустическими станциями (ГАС), подкильной «Титан» у\ буксируемой «Вега».
Принципиально противолодочный комплекс «Метель» воображал собой развитие американской совокупности АСРОК, но владел значительно лучшими чертями. Управляемаяракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (АСРОК — около десяти километров). В качестве боевой части употреблялась торпеда АТ-2У.
Она сбрасывалась в заданной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, неспешно погружаясь все глубже и глубже. Совокупность активного самонаведения все это время вела постоянный поиск подлодки; когда аппаратура захватывала цель, торпеда срочно направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Громаднейшая дальность хода торпеды АТ-2У составляла 8 км.
По большому счету, появление судов проекта 1135 в свое время именовали (и не без оснований!) прорывом в будущее.
Новая разработка постройки, широкое применение нетрадиционных конструкционных материалов (титана и актуальных тогда алюминиево-магниевых сплавов), идеальные совокупности радиоэлектронной борьбы и автоматики — вот лишь кое-какие из примененных в проекте новшеств. Очень уникальной была энергетическая установка — две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, трудившихся на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты.
Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и особые амортизаторы. Помимо этого, звуковое поле корабля снижала совокупность подводной пузырьковой маскировки. В следствии «одиннадцать — тридцать пятые» для собственного времени стали самыми малошумными судами советского ВМФ.
Головной корабль проекта 1135, взявший имя «Бдительный», был заложен на заводе «Янтарь» в Калининграде в июне 1968 года. 31 декабря (дата, весьма характерная для эры плановой экономики!) 1970-го он официально вошел в строй, не смотря на то, что опробования и сдача разных совокупностей длились еще в течение нескольких месяцев, а также на Феодосийском полигоне на Черном море. Кстати, на протяжении перехода около Европы новый корабль привлек к себе особенное внимание соперников по «холодной войне».
Внешний вид «Бдительного» показался западным специалистам такими внушительным, что те посчитали его новым ракетным крейсером, созданным на базе проекта 58 («Грозный»).
Но, по своим чертям головной «Буревестник» в действительности разительно отличался от предшественников — СКР проектов 50, 35 и 159. Неудивительно, что его сначала отнесли к классу ВПК.
Только во второй половине 70-ых годов XX века суда проекта 1135 снова переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в ходе их разработки.
«Одиннадцать — тридцать пятые» серийно строились на трех фабриках — в Калининграде, Керчи и Ленинграде— с 1968 по 1981 год. Всего в состав советского ВМФ вступили 32 корабля этого типа, а также 11 — с усиленным артиллерийским оружием (проект 1135М).
Они были на уникальность успешными судами, владея высокой надежностью механизмов, хорошими мореходными и маневренными качествами. К ответственным преимуществам возможно отнести весьма замечательное для их размеров оружие и идеальную электронику. Любопытно, что служившие на «буревестниках» моряки единодушно оценивают их только с хорошей стороны.
102. проект «и» (Фрегат 11356). Индия, 2003 г.
Выстроен в Петербурге на Балтийском заводе. Водоизмещение стандартное 3620 т, полное 4035 т. Протяженность громаднейшая 124,8 м, ширина 15,2 м, осадка средняя 4.2 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 48 000 л.с., скорость 30 узлов.
Оружие: 8 вертикальных ПУ ПКР «Club-N», 1×1 ПУ ЗРК «Ураган» (экспортное обозначение «Штиль»), два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик» (экспортное обозначение «Каштан»), одна 100-мм автоматическая артустановка, 2×2 противолодочных торпедных аппарата, один РБУ-6000, один вертолет. Всего в 2003 — 2004 г. выстроено три единицы: «Тальвар», «Трипгул» и «Табар».
103.
Корабль «Татарстан» (проект 11661), Российская Федерация, 2003 г.
Выстроен на заводе в Зеленодольске. Водоизмещение стандартное 1500 т, полное 1930 т. Протяженность громаднейшая 102,2 м, ширина 13,1 м, осадка средняя 3.5 м. Мощность двухвальной дизельгазотурбинной установки 38 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: 8 ПКР «Уран», 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», одна 100-мм автоматическая артустановка, два шестиствольных 30-мм автомата, 2×2 противолодочных торпедных аппарата, один РБУ-6000.
Всею выстроено две единицы: «Дагестан» и «Татарстан».
Но на протяжении эксплуатации судов проекта 1135 выявились и их недочёты, основной из которых — несоответствие дальности действия противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения.
Сколь ни идеальны были ГАС «Вега» и «Титан», все равно им в большинстве случаев получалось установить надежный контакт с подлодкой потенциального соперника на расстоянии 10 —15 км, другими словами многократно меньше, чем дальность полета ракетоторпеды. Эту проблему имел возможность бы решить вертолет с соответствующей поисковой аппаратурой, но разместить его на борту корабля без радикальной переделки проекта было нереально.
Во второй половине 80-х годов предприняли попытку повысить боевые возможности «одиннадцать — тридцать пятых» за счет замены обеих ГАС гидроакустическим комплексом нового поколения «Звезда-М1». Попутно предлагалось вместо РЛС «Ангара-А» установить новейшую станцию обнаружения Фрегат-МА» с фазированной антенной решеткой, а вместо реактивных бомбометов — две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран» (коммунистический аналог американского «Гарпуна»).
Такая модернизация не смотря на то, что и не решала всех неприятностей, но все же заметно повышала противолодочные возможности судов и к тому же делала их многоцелевыми, талантливыми бороться с надводным соперником. Но цена работ была высокой — под установку «Звезды» было нужно не только всецело переделывать подводный обтекатель, но и удлинять корпус на 1,5 м (в противном случае появлялся риск зацепить обтекатель якорем). К тому же с началом «перестройки» финансирование флота быстро сократилось.
В следствии программу модернизации свернули; до распада СССР успели совершить работы только на трех судах, да да и то на одном из них («Жарком») — только частично, без замены РЛС и демонтажа РБУ.
Прямым потомком «Буревестника» стал пограничный корабль «Менжинский» (проект 11351, кодовое наименование «Нерей»).
Он создавался по заказу КГБ специально для охраны широких акваторий Тихого океана, входящих в 200-мильную экономическую территорию СССР Особенное внимание уделялось мореходности корабля, исходя из этого в качестве прототипа выбрали проект 1135. механизмы и Корпус остались неизменными, но радиоэлектронное оборудование и вооружение были изменены.
От противолодочного комплекса «Метель», второго ЗРК «Оса-М» и одной артустановки главного калибра решили отказаться, но на «Менжинском» показались ангар и взлетно-посадочная площадка для вертолета Ка-27, и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М. Гидроакустические станции «Вега» и «Титан» заменили более компактными комплексами «Бронза» и «Платина».
Водоизмещение выросло на 370 т, но эта цена за создание в полной мере универсального корабля с прекрасно сбалансированным оружием выглядит в полной мере приемлемой. Всего в 1983 — 1990 годах для дальневосточных морских погранчастей КГБ было выстроено восемь ПСКР проекта 11351. Недостроенный девятый по окончании распада СССР достался Украине и в первой половине 90-ых годов двадцатого века вступил в строй под именем «Гетьман Сагайдачный». Сейчас он официально числится фрегатом и есть флагманским кораблем ВМСУ.
Любопытно, что «Буревестник» изначально создавался как специальный противолодочный корабль (это в полной мере соответствовало тогдашним взорам), и с возникновением на Западе фрегатов-универсалов он по собственной концепции сразу же устарел. А вот ПСКР типа «Менжинский», явившийся как бы побочной линией развития советских СКР, в конечном итоге «попал в точку»; как раз такими виделись в начале 1980-х многоцелевые суда его класса.
Логично было высказать предположение, что модифицированный вариант проекта 11351 начнет строиться и для ВМФ. Но, увы, этого не случилось; высшее управление флота сделало ставку на новый проект 11540. Как продемонстрировал последующий движение событий, отказ от предстоящего развития успешного «одиннадцать — тридцать пятого» был преждевременным.
99. Громадный противолодочный корабль «Бдительный» (проект 1135), СССР, 1971 г.
Выстроен в Калининграде на заводе «Янтарь». Водоизмещение стандартное 2835 т, полное 3200 т. Протяженность громаднейшая 122,9 м, ширина 14,2 м, осадка средняя 4,5 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 48 000 л.с., скорость 32 узла. Оружие: 1×4 ПУ ПЛРК «Метель», 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М», две спаренные 76-мм автоматические артустановки, 2×4 противолодочных торпедных аппарата, два РБУ-6000. Всего в 1970 — 1981 г. выстроено 32 единицы, а также 11 по проекту 1135М (две одноствольные 100-мм артустановки вместо спаренных 76-мм).
100. Пограничный корабль «Менжинский» (проект 11351), СССР, 1983 г.
Выстроен в Керчи на заводе «Залив».
Водоизмещение стандартное 3180 т, полное 3545 т. Протяженность громаднейшая 122,9 м, ширина 14,2 м, осадка средняя 4,7 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 56 000 л.с., скорость 32 узла. Оружие: 1×2 ПУ ЗРК «Оса-М», одна 100-мм автоматическая артустановка, два шестиствольных 30-мм автомата, 2×4 противолодочных торпедных аппарата, два РБУ-6000, один вертолет Ка-27. Всего в 1983 — 1993 г. выстроено девять единиц, а также одна для ВМС Украины.
101. Корабль «Неустрашимый» (проект 11540), СССР, 1990 г.
Выстроен в Калининграде на заводе «Янтарь». Водоизмещение стандартное 3600 т, полное 4250 т. Протяженность громаднейшая 129,6 м, ширина 15,6 м, осадка средняя 4,6 м. Мощность двухвальной газотурбинной установки 57 000 л.с., скорость около 30 узлов. Оружие: 4 ПУ ЗРК «Кинжал», 6×1 ПЛРК «Водопад», четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик», одна 100-мм автоматическая артустановка, один РБУ-6000, один вертолет Ка-27.
Всего выстроена одна единица.
Корабль «Неустрашимый» (проект 11540, кодовое наименование «Ястреб») создавался продолжительно и мучительно. Первоначально он вспоминал как МПК водоизмещением около 800 т (проект 1154), но в ходе работы перед конструкторами ставили все новые и новые задачи, а корабль, соответственно, всегда увеличивался в размерах и «обрастал» различными видами оружия.
В итоге его водоизмещение превысило 4000 т — он стал самым большим представителем класса СКР в отечественном флоте. Отказ от неоправданной экономии разрешил изготовить надстройки из стали (вместо пожароопасного алюминиевого сплава), и разместить на борту самое современное оружие — зенитные ракеты «Кинжал», противолодочные ракетоторпеды «Водопад», зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик», вертолет Ка-27…
По совокупности черт «Неустрашимый» не уступал, а кое в чем кроме того превосходил всех собственных зарубежных «одноклассников». Успешный (по крайней мере, на бумаге) проект 11540 был выбран для массового строительства — руководство ВМФ высказывало пожелание иметь не меньше 70 таких судов. Но сбыться всем этим замыслам было не суждено.
Головной СКР «Неустрашимый», как и «Бдительный», строился на заводе «Янтарь» в Калининграде и был передан флоту в канун 1991 года. Проект был «сырым» — многие совокупности потребовали доводки, на что в условиях разразившегося финансового кризиса катастрофически не хватало средств. Дело усугублялось тем, что Калининград был отрезанным от России, и любая доставленная ко мне через пара границ подробность становилась безумно дорогой.
В итоге достройка второго корабля серии, «Ярослава Умного», была приостановлена, а третий, «Туман», по большому счету было нужно разобрать на металл. Так что сейчас в строю находится единственный корабль этого типа; еще один законсервирован в недостроенном виде.
Бессчётные неприятности, выявившиеся в ходе опробований «Неустрашимого», стали стимулом для разработки другого варианта СКР.
В этот самый момент снова отыскали в памяти об успешном и прекрасно отработанном в технологическом замысле «одиннадцать — тридцать пятом» — правильнее, о его пограничном варианте. Забрав корпус и «общую» компоновку Менжинского, модернизированный под установку ГАС «Звезда-М1», конструкторы из Северного ПКБ заново спроектировали надстройки (в соответствии с новомодной разработкой «стэлс») и разместили оружие, близкое к имевшемуся на «Неустрашимом».
Так у «Буревестника» показался еще один прямой потомок — проект 11356, удовлетворяющий самым придирчивым требованиям, предъявляемым к судам XXI века.
Потому, что взять заказ на постройку новых СКР для отечественного флота не удалось, потенциальных клиентов было нужно искать за границей. В ноябре 1997 года договор на постройку трех фрегатов проекта 11356 был заключен с Индией. В экспортном варианте суда оснащались второй гидроакустикой и имели пара другой состав оружия.
В частности, вместо ЗРК «Кинжал» на них установили ракетный комплекс «Ураган», а вместо ПКР «Уран» — особый экспортный «Club-N». Фрегаты взяли заглавия «Тальвар» («Клинок»), «Тришул» («Трезубец») и «Та-бар» («Секира»), Все они вошли в строй в 2003 — 2004 годах, и ВМС Индии стали обладателем одних из самых идеальных надводных судов в мире.
А первым сторожевым кораблем, вошедшим в состав Российского ВМФ по окончании продолжительного, более чем 20-летнего перерыва, стал маленькой и значительно более недорогой «Татарстан» (проект 11661, кодовое название «Гепард»). Вообще-то он вспоминал как чисто экспортный фрегат, преемник некогда успешного проекта 1159 (см. «Моделист-конструктор» № 7 за 2004 г.).
Первые два «гепарда» были заложены на заводе в Зеленодольске для ВМС Ирака, но санкции, наложенные ООН на режим Саддама Хусейна, сделали поставку судов клиенту неосуществимой. Около десяти лет простояли они на верфи, пока, наконец, не решили достроить их для Каспийской флотилии. Приемный акт головного «Татарстана» был подписан в июне 2003 года — фактически в один момент с индийским «Тальваром».
Само собой разумеется, на фоне последнего несостоявшийся иракский фрегат выглядит весьма робко, но на Каспийском море (на которое сейчас выходят пять свободных стран) он все равно есть наибольшей и замечательнейшей боевой единицей. Действительно, противолодочное оружие «Татарстана» и однотипного ему «Дагестана» выяснилось невостребованным: подводных лодок ни у одной из прикаспийских государств нет и обозримой перспективе не предвидится.
С.
БАЛАКИН