От «ляонина» к атомному «тайваню» — «военные действия»

24 апреля ожидается спуск на воду первого «полностью китайского» авианосца «Шаньдун» (замысел 085). И это лишь начало. Руководство ВМС НОАК возлагает на авианосцы громадные надежды.

Анализ фотоматериалов говорит о том, что на «Шаньдуне» взлетная палуба трамплинного типа, но комплекс вооружения и радиоэлектронного оборудования в сравнении с первым авианосцем – «Ляонином» (http://vpk-news.ru/articles/34972) претерпел важные трансформации. В палубной надстройке установлены четыре панели РЛС Х-диапазона, каковые повышают дальность освещения воздушной обстановки и разрешают использовать зенитные ракеты для борьбы с баллистическими и аэродинамическими целями.

С радугой и мечом
Третий и четвертый авианосцы ВМС НОАК, согласно данным японских источников, возьмут более замечательные газотурбинные силовые установки, а взлетная палуба будет прямой. Это разъясняется тем, что на судах предусмотрены паровые катапульты. Их устройство скопировано с американских судов. Эти события ведут к повышению водоизмещения авианосцев до 80 млн кг.

Возможно, судам будут присвоены следующие наименования и бортовые номера: 18 «Хайнань» и 19 «Чжэцзян».

На кораблестроителей из Шанхая и Даляня возложена задача по созданию первого для ВМС НОАК ядерного авианосца, он возьмёт наименование «Тайвань» (замысел 089) и бортовой номер 20. Как мы знаем, что на Цзяннаньском судостроительном заводе (Шанхай) ведется строительство плавучего дока с большим водоизмещением 300 млн кг. Он пригодится для, и модернизации и обслуживания ядерного авианосца.

В соответствии с замыслом 089 кораблестроители тесно сотрудничают с НИИ ядерной индустрии. Перспективная ЯЭУ, в конструкции которой использованы решения русского реактора на стремительных нейтронах БН-1200, обеспечит возможность установки сперва паровой, а после этого электромагнитной катапульты для запуска палубных самолётов и истребителей ДРЛО. Водоизмещение «Тайваня» может составить 93 тысячи тысячь киллограм.

На перспективных авианосцах с прямой взлетной палубой, не считая истребителей «Цзянь-15», будут развернуты вертолеты «Чжи-20» в транспортной, ударной и противолодочной модификациях, легкие истребители «Цзянь-31С», БЛА ДРЛО и ПЛО «Радуга-5», малозаметные разведывательно-ударные БЛА «Острый клинок».

Представители НИИ аэродинамических разработок Китайской космической научно-технической корпорации (http://vpk-news.ru/articles/32161) информируют, что БЛА ДРЛО и ПЛО «Радуга-5» взял крыло размахом 21 метр, более замечательный летный поршневой двигатель, что разрешило расширить большой взлетный вес до 3300 килограммов и уменьшить расстояние разбега. Благодаря большему количеству горючего беспилотник способен делать полет длительностью до 60 часов, а радиус района боевого патрулирования образовывает две тысячи километров.

Разработку малозаметного разведывательно-ударного БЛА «Острый клинок» выполнили сотрудники НИИ авиационного проектирования Китайской авиастроительной промышленной корпорации (НИИ 601) и Авиакосмического университета в Шэньяне по начатому в 2009 году проекту «Небесный арбалет». В нем принимали участие и эксперты авиастроительного предприятия «Хунду», но на протяжении отборочных тестов в 2011-м победителями были признаны конструкторы из Шэньяна. Стимулом для аналогичного БЛА стали успешные разработки аппарата Х-47В американскими экспертами и БЛА «Нерон» французскими конструкторами.

Пилотный «Острый клинок» для стендовых опробований был предоставлен производителем в декабре 2012 года, а первый тестовый полет прошёл в ноябре 2013-го. Согласно данным СМИ КНР, «Острый клинок» оснащен турбореактивным двигателем РД-93, что разрешает делать перелеты на дальность до четырех тысяч километров. Радиус района боевого патрулирования БЛА образовывает тысячу километров, что на четверть больше, чем у палубного истребителя «Цзянь-15».

Как мы знаем, что тепловая малозаметность аппарата достигнута за счет применения вольфрама при изготовлении выхлопной части двигателя. Китайские конструкторы предусматривают возможность дозаправки в воздухе, что разрешит повысить боевые возможности «Острого меча». По оценкам армейских корреспондентов из КНР, этот БЛА будет вооружен малокалиберными оперенными корректируемыми снарядами либо универсальными ракетами «воздух-поверхность» для нанесения ударов по наземным и надводным целям.

Короля выручает свита

В состав группы охранения авианосца будут входить тяжелые крейсеры с управляемым ракетным оружием проекта 055 и перспективные сторожевые суда (СКР) проекта 054Б. Для борьбы с подводными лодками соперника решено использовать ударные АПЛ проекта 095 «Аврора».
От «ляонина» к атомному «тайваню» - «военные действия» Перспективные СКР проекта 054Б имеют стандартное/полное водоизмещение 5000/5600 тысячь киллограм. В качестве силовой установки смогут быть использованы проверенные временем дизельные двигатели SEMT Pielstick PA6V280 STC (производятся по лицензии в Китае) или газотурбинные QC140, каковые являются уменьшенными копиями ГТД QC-280, устанавливаемых на эсминцах проектов 052 и 055. Независимо от варианта силовой установки корабль обязан владеть большой скоростью 30 узлов, а экономическим ходом (18–20 узлов) преодолевать 7000–8000 миль.

В качестве главного ракетного оружия на СКР будут устанавливать восемь ПУ для противолодочных ракет С-805 с большой дальностью 280 километров. Для борьбы с надводными целями на расстоянии до 30 километров планируется использовать артиллерийское орудие калибра 76 миллиметров.

Для исполнения задач ПВО корабль возьмёт вертикальные пусковые установки (32 направляющих) ЗРК LY-80N, что разрешит использовать ракеты «Морское Красное знамя 16С» и «Морское Красное знамя 9» с дальностью 120 и 75 километров соответственно, и ПЛУР «Рыба-8» (до 50 км). Предельное число последних в ВПУ может составлять 8, а большое – 16 единиц. Помимо этого, для борьбы с ПЛ соперника на малой расстоянии будут использоваться 324-мм торпеды из двух строенных ТА, расположенных по бортам.

По оценкам китайских экспертов, трехкоординатная РЛС S-диапазона для ЗРК LY-80N есть копией станции SMART S Mk.2, разрешающей обнаруживать суда на дальности 200 километров, самолеты типа бомбардировщик – 150 километров, истребитель – 100 километров, ракету – до 50 километров. Как мы знаем, что проверка возможностей РЛС LY-80N была совершена в 2015–2016 годах экипажем судна ВМС НОАК «Хуа Логэн», что уже принимал участие в отработке таких образцов оружия, как ПКР «Инцзи-62, 83», КР «Долгий клинок-10», ЗРК «Морское Красное знамя 7, 9, 16», и зенитных артиллерийских установок Тип 730, 1130.

В дополнение к ЗРК на корабле будут размещены две зенитные пушечные установки Тип 730 с боекомплектом четыре тысячи выстрелов на каждую.

Не считая корабельного оружия, на СКР проекта 054Б кроме этого будет размещен противолодочный вертолет Ка-27Б либо «Чжи-9С».

Напомним, что СКР проекта 054Б рожден под впечатлением от постройки в Российской Федерации фрегата проекта 22350, что, согласно точки зрения китайских экспертов, есть примером современного ударного корабля дальней морской и океанской территории.

Кто в обозе?

Обеспечение деятельности перспективных авианосных ударных групп ВМС НОАК в дальних походах будет возложено на универсальные транспорты снабжения (УТС) проекта 901. Первый УТС уже принят на вооружение, на одном из судостроительных фирм КНР завершается строительство второго корабля этого проекта.

По сообщениям китайских источников, УТС проекта 901 имеют следующие ТТХ: протяженность – 240 метров, ширина – 32 метра, осадка – 11 метров, стандартное водоизмещение – 18 млн кг, полное водоизмещение – 48 800 тысячь киллограм, экипаж – 550 человек.

Подобные размеры разрешают разместить в отсеках и танках около 20 млн кг мазута для судов, 4000 тысячь киллограм авиационного топлива, по 1500 тысячь киллограм снарядов, продуктов питания и пресной воды. Для размещения других грузов предусмотрены складские помещения, рассчитанные на 500 тысячь киллограм.

Перемещение грузов с УТС на суда группировки снабжают три кран-стойки грузоподъемностью 65 тысячь киллограм, и четыре стрелочных крана на 10 тысячь киллограм любой. Для ускорения процесса перегрузки на УТС будут базироваться два тяжелых транспортных вертолета «Чжи-18» либо два средних «Чжи-20».

Как отмечают китайские эксперты, средняя скорость УТС проекта 901 составит 25 узлов. Она задается авианосцем, правильнее – необходимостью обеспечения полетов палубных истребителей. На 22 узлах дальность похода составит шесть тысяч миль, а на 18 этот показатель увеличится в 2,5 раза.

Подобный скоростной режим для достаточно большого корабля стал вероятным благодаря формированию морского двигателестроения в Китае. Правильный состав элементов силовой установки остается засекреченным, но возможно высказать предположение, что китайские корабелы выбирали из двух вариантов. Первый – шесть дизельных двигателей SEMT Pielstick 16РС2-6В суммарной мощностью 97 890 лошадиных сил производства германской компании IMS на данный момент & Marine Services Gmbh&Co.KG, что снабжает большую скорость до 25 узлов.

Второй – два новейших ГТД QC-280ICR, изготовленных в Китае, и два германских дизельных двигателя MTU-20V956-TB93, каковые обеспечат суммарную мощность 108 тысяч лошадиных сил, соответственно, повышение дальности плавания и максимальной скорости.

Любой УТС проекта 901 будет оснащен двумя ЗРК малой дальности «Морское красное знамя 10» с 18 либо 24 ракетами в ПУ и двумя зенитными пушечными установками самообороны Тип 730.

При проектировании этих УТС китайские кораблестроители ориентировались на практику применения многоцелевых транспортов снабжения «Кларк и Льюис» и быстроходных «Сапплай», танкеров-заправщиков «Генри Кайзер», каковые действуют практически во всех акваториях Мирового океана.

В возможности китайские кораблестроители собираются строить УТС водоизмещением 55 млн кг, каковые будут оснащены громадным числом крановых установок и владеть грузовыми отсеками увеличенной вместимости.

Армейские Тайваня пристально смотрят за маневрами авианосца КНР в проливе

Статьи, которые будут Вам интересны: