Откуда прилетели двуглавые орлы?

В статье раскрываются сущность и истоки военной семантики двуглавого орла. На данной базе раскрывается содержание военной семантики герба России, что образовывает базу эмблемы ее Армии.

Двуглавый орел в составе эмблемы Армии России помещается на многих военных предметах, но его военная семантика остается неизвестной. Ученые еще не занимались данной проблемой: в советские годы это было неактуально а также страшно по идеологическим соображениям, а в наши дни двуглавый орел был возрожден совсем сравнительно не так давно.

В имеющейся литературе о гербе России авторы не углублялись в происхождение двуглавого орла, не смотря на то, что признавали, что его первые узнаваемые изображения пришли с Востока. На вопросы, где конкретно и в каком качестве показался данный знак, они не отвечали. Попытаемся разобраться в этом.

Двуглавый орел показался более 4000 лет назад как олицетворение огромной военной силы. Так, он упоминается в древних текстах индуизма как Гандаберунда («ганда» – сильный, «берунда» – двухголовый). К примеру, в «Вишну-пуране» рассказывается, что всевышний Вишну преобразовывался в Гандаберунду, в то время, когда была нужна фантастическая сила: орел легко поднимал в клюве льва и каждой лапе либо слона.

Вишну был призван защищать порядок в мироздании, исходя из этого он предстает как солдат, что «совершает подвиги на благо угнетенных и притесняемых», и играется «решающую роль в битве всевышних и асуров».

Вишну значительно чаще изображается вооруженным парнем. В одной из четырех рук он держит чакру – диск, оружие сверхъестественной силы, в второй руке – раковину, издающую звук, вгоняющий в страх в соперников, в третьей – булаву, в четвертой – лук. Его вычисляют непобедимым солдатом, и неспроста изображение Гандаберунды употребляется в индийской военной символике, к примеру в гербе 129-го дивизиона королевских ВВС Англии, пребывавшего под патронажем индийского города Майсур, либо в гербе эсминца «Майсур».

Откуда прилетели двуглавые орлы?
Барельеф в храме Рамешвара, округ Шивамогга, Индия
(http://366-getaways.blogspot.ru)

Герб 129-го дивизиона королевских ВВС Англии
(www.nationalcoldwarexhibition.org)

Неспешно представления о двуглавом орле распространялись в соседние с Индией регионы, где он также понимался как верховная власть и военная сила. Примером этого есть аккультурация двуглавого орла в агрессивной Сельджукской империи, где он олицетворял Аллаха либо султана, исходя из этого на многих изображениях на его груди арабскими буквами помещалось одно из имен Аллаха либо слово «Аль султан». Аккультурация двуглавого орла в Византийской империи несла отпечаток христианства.

В VI–IX вв. императору стали поклоняться наравне с Всевышним – так в менталитете византийцев сформировалась мысль симфонии (сотрудничества) двух правительства – духовной и светской, военной.

Изображение двуглавого орла как герба Священной Римской империи относится к XV в. Тогда формируется германский стиль двуглавого орла, отразивший германский агрессивный менталитет. Германский философ Вальтер Шубарт, характеризуя его, писал, что немцы, как прирожденные воины, обожают войну. Он остроумно увидел: «Британец желает перевоплотить окружающий мир в фабрику, француз – в салон, немец – в казарму, русский – в церковь…».

Герб индийского эсминца «Майсур»
(www.wikipedia.org)

Рисунок на керамической плитке с надписью «Аль-султан»
(http://www.turkishconsulategeneral.us)

Военная семантика занимала главное место и в гербе России, двуглавый орел которого символизировал победоносную военную силу, бдительную охрану России с Запада и Востока, грозное предупреждение неприятелям о неотвратимом возмездии. Изображение двуглавого орла на оружии считалось талисманом и оберегом, снабжающим победу в сражении обладателю оружия. Вот из-за чего оно стало в Российской Федерации популярным в среде армейских.

Военная семантика герба России в отдельные периоды (особенно по окончании 1812 г.) усиливалась тем, что в лапах орла изображались клинок, шпага, клинок, обвитый лавровой ветвью, пучок молний, перун и др. В составе Громадного герба России, утвержденного в 1882 г., изображались покровитель воинства архистратиг Михаил с клинком, девиз «С нами Всевышний!» и шлем святого князя Александра Невского.

Герб Священной Римской империи, 1510 г.
(www.wikipedia.org)

Небольшой герб России
(Р. И. Маланичев. Русский орел. – М.: ВГО, 1994)

Военная семантика герба России улучшается и другими фигурами – лентой, скипетром, державой и особенно наездником, поражающим копьем дракона. Лента в гербе России показалась при Петре I. В 1699 г. был создан первый российский орден св. апостола Андрея Первозванного, имевший ленту голубого цвета. Она и украсила герб России.

Андрей Первозванный считается покровителем России и ее ВМФ. Скипетр – знак военной силы главнокому, которая снабжает независимость и суверенитет страны. Держава – знак цельности страны, которую довольно часто приходится отстаивать при помощи оружия. На груди двуглавого орла помещено изображение наездника, которого при Петре I стали именовать Святым Георгием Победоносцем.

Георгия вычисляют покровителем солдат. В царствование Федора Ивановича монеты с его изображением давали за храбрость солдатам для ношения на груди. Эта традиция была развита в будущем: в 1769 г. Екатерина II создала высшую военную приз – орден св. Георгия, а с 1849 г. фамилии его кавалеров заносились на мраморные доски в Георгиевском Зале Громадного Кремлевского Дворца в Москве.

богатый и Таковы истоки арсенал военной семантики герба России. Знание их окажет помощь воспитанию не только уважительного отношения к гербу России, но и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, в эмблеме которых основной фигурой есть двуглавый орел.

История двуглавого орла (говорит историк Игорь Данилевский)

Статьи, которые будут Вам интересны: