Панорамный мир

Панорамный мир

    Самая узнаваемая фотография руин Сан-Франциско сделана Лоуренсом с высоты 2000 футов (610 м) над заливом Сан-Франциско 28 мая 1906 года
    2-й принт 1906 года сделан с высоты 500 футов (152 м) над районом Хайд-Грин и стрит-стрит. Размер 47,6 х 96,6 см
    О паровозе компании Chicago & Alton Railway благополучно забыли, пускай он и считался в то время лучшим в мире.
    А вот камера, которой он был снят, окончательно осталась в истории фотографии
    Суммарный вес «Мамонта» с фотопластиной достигал 640 кг. Для его транспортировки был изготовлен особый вагон
    Успехи Лоуренса в области фотовспышки разрешали ему снимать огромные полутемные пространства с высокой четкостью

Восемнадцатого апреля 1906 года в городе Сан-Франциско случилось землетрясение, из-за которого было уничтожено около 80% строений, более 250 000 человек остались без крова, около 3000 погибло — при том что суммарное население города тогда составляло около 410 000 человек. Действительно, бoльшую часть разрушений причинило не само землетрясение, а его последствия, а также повсеместные пожары, самая ужасная напасть для древесной застройки, и мародерство. Более того, при ликвидации последствий армейские убили на месте около 500 мародеров, многие были посажены в колонии.

Панорама мертвого города

фотографы и Журналисты ринулись в Сан-Франциско, как золотоискатели на золотые прииски. Самые необыкновенные, самые свежие фотографии руин и погибших раскупались издателями легко на ура.

Только один человек не спешил. Он показался в Сан-Франциско несколькими семь дней позднее, в последних числах Мая, в то время, когда часть города уже расчистили. Его кликали Джордж Раймонд Лоуренс, он был известным коммерческим фотографом, экспериментатором и новатором.

Вместе с ним в Сан-Франциско прибыла целая команда помощников и около 20 воздушных змеев разных размеров и форм.

Работа началась в начале утра 28 мая. В течение нескольких часов помощники под руководством Лоуренса скрепляли сложную совокупность змеев, а после этого запускали их в атмосферу. Для снимка была использована сцепка из девяти воздушных змеев, к последнему из которых крепилась созданная Лоуренсом фотокамера для панорамных съемок.

Ее вес составлял 22 кг, но змеи надежно удерживали ее в полете.

Сам процесс съемки был непрост из-за множества технических неприятностей, основной из которых была стабилизация камеры в воздухе. Еще прежде Лоуренс пробовал снимать с воздушных шаров, но два раза выпадал из корзины — и отказался от аналогичных рискованных трюков.

Необходимо подчеркнуть, что патент на применение воздушных змеев для фотосъемок принадлежал не Лоуренсу, а изобретателю Сайласу Конину, что придумал эту совокупность еще в 1902 году. Лоуренс получил от Конина официальное разрешение на эксплуатацию ряда и изготовление змеев их в сфере коммерческой фотографии. Но отечественный храбрец без шуток усовершенствовал аппарат стабилизации камеры, складывающийся из витиеватого сплетения вант.

Систему Лоуренс назвал «военнопленный воздушный корабль» (Captive Airship).

Само собой разумеется, камера была сердцем конструкции. В собственных воздушных съемках Лоуренс применял две модификации, изготовленные из алюминия и дерева. В первой модификации он заменил простые мягкие меха на твёрдый короб (ею и сняты последствия землетрясения).

А во второй Лоуренс поставил панорамный экран на вертикальные рельсы, взяв возможность снимать полугоризонтальные-полувертикальные панорамы с огромным углом захвата.

Всего Лоуренс сделал четыре успешные фотографии уничтоженного города. Самый узнаваемый снимок — панорама с воды — был сделан с высоты 610 м. Его размеры — 48,6х122,9 см. Так как Лоуренс ни при каких обстоятельствах не показывал чертежи собственных камер, и они не сохранились до отечественного времени, правильный угол обзора выяснить нереально, но исследователи сходятся на 130°.

Снимок не просто удался — он был прекрасен. При ближайшем рассмотрении возможно рассмотреть лица людей и небольшие подробности строений. Бессчётные издания неоднократно перепечатывали его, и Лоуренс получил около $15 000 лишь на продаже принтов частным лицам (по $125 отпечаток).

Кстати, панорамные его системы и камеры Лоуренса стабилизации еще в 1905 году заинтересовали правительство США в качестве разведывательного оборудования. Фотограф демонстрировал их возможности пара раз, среди них и на борту армейского корабля Maine, но в итоге военное ведомство так и не разорилось на приобретение — в частности, из-за очень нежелания Лоуренса и высокой цены реализовать чертежи и расчёты: он желал быть эксклюзивным изготовителем таких совокупностей.

Возвращаясь к известной фотографии, стоит заявить, что эта серия снимков была только одним из последовательности неповторимых опытов Джорджа Лоуренса. В 1908 году Лоуренс возвратился в Сан-Франциско, дабы сделать еще одну фотографию с той же точки — с воды — и показать прогресс в восстановлении города. Он сделал и второй снимок — с почвы. Обе фотографии не были выставлены на широкую продажу: вероятнее, Лоуренс делал их для частных клиентов либо по правительственному заказу.

До наших дней сохранилась одна- вид с воды.

Самая громадная камера

Мало раньше, в 1900 году, Лоуренс прославился тем, что сделал самый большой в мире фотоснимок.

Представители ЖД компании Chicago & Alton Railway весьма желали взять уникальную рекламу. На акцию было выделено $5000, безумный по тем временам сумма, эквивалентная стоимости маленького особнячка. Для особого рекламного буклета нужно было сделать, как говорилось в уникальном тексте, «величайшую в мире фотографию самого роскошного поезда».

Заказ взял уже известный своими проектами Лоуренс.

Но, была и еще одна обстоятельство, по которой на единственную фотографию выделили такую огромную сумму. Компания Chicago & Alton Railway планировала учавствовать во Глобальной выставке 1900 года в Париже, а перевозка целого поезда через океан обошлась бы большое количество дороже, нежели транспортировка и создание таковой неповторимой фотографии.

В то время размеры приобретаемого снимка напрямую зависели от величины фотопластины и от величины фотокамеры. За пара месяцев Лоуренс спроектировал фотоаппарат, названный «Мамонт» (The Mammoth Camera). Камера весила 408 кг (640 вместе с фотопластинкой); раздельно для нее был изготовлен транспортировочный фургон, перемещаемый четверкой лошадей, и спецвагон.

Камеру сконструировали в чикагской мастерской Андерсона за два с половиной месяца весной 1900 года. Для нее применяли два объектива Карла Цейса, изготовленных по особому заказу компанией Bausch and Lomb Optical Company of Rochester. Один объектив был телескопическим (с фокусом 10 футов), второй — обычным, в случае если возможно так сообщить об устройстве аналогичных размеров.

Материалы были использованы недешевые: натуральное вишневое дерево для рамы и белая древесина для вставок, трехслойная резина изобретения Лоуренса для мехов. Стеклянные пластинки заказывали раздельно в мастерской Крамера из Сент-Луиса. Кстати, компания Крамера потом кроме этого оказывала услуги по печати взятых фотографий.

По окончании постройки камеру транспортировали в Брайтон-парк, местечко в шести милях от Чикаго. Камера была установлена в подходящем месте, прямо в поле, и направлена объективом на железную дорогу. Паровоз подгоняли так, дабы он стоял прямо наоборот камеры.

Все эти действия кроме этого происходили по руководствам Лоуренса. Оператор камеры трудился внутри, для этого на задней панели была предусмотрена дверь.

Камера и в действительности разрешила делать огромные снимки — 2400 на 1400 мм, что превосходило все вероятные пределы. С ее помощью был отснят один из паровозов компании — потом эти снимки употреблялись на рекламных плакатах. Снимки потребовали выдержки в 2,5 60 секунд.

Кстати, при сканировании фотографии аналогичных размеров с разрешением 300 dpi мы возьмём 460 МPx! Современные цифровые фотокамеры до тех пор пока до для того чтобы уровня не добрались, за исключением узкоспециализированных устройств, изготовленных в единичных экземплярах.

Самое забавное, что организаторы Глобальной выставки не поверили в возможность получения аналогичного снимка, сочтя заявку компании за розыгрыш! В Чикаго был отправлен особый специалист (его обязанности делал консул), что подтвердил существование «Мамонта» и направил в Париж отчет. Закончилось все благополучно: Лоуренс взял Гран-при Глобальной выставки в области фотографии.

Лоуренс: деревенский гений

А кем, фактически, был Джордж Лоуренс? Он появился в Оттаве, штат Иллинойс, 24 февраля 1868 года, a в возрасте 20 лет уехал в Чикаго и устроился на вагоностроительный завод. Запатентовав последовательность усовершенствований, которые связаны с железной дорогой, Лоуренс увлекся фотографией и снял в аренду часть мастерской у одного из муниципальных фотографов.

Так, в первой половине 90-ых годов XIX века на углу Йейл-авеню и 63-й улицы показалась первая портретная мастерская Дж. Р. Лоуренса.

Лоуренс отыскал собственную нишу. Он фотографировал многочисленные объёмные пространства и группы людей, будучи вне конкуренции благодаря последовательности изобретений. Он взял пара новых составов порошка для вспышек и усовершенствовал правила применения электричества для получения искусственного света. Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века он взял особый приз Американской ассоциации фотографов за собственные успехи в области освещения. Испытания с синхронизацией вспышки не прошли для Лоуренса бесплатно.

Его лаборатория систематично оглашалась взрывами, в следствии одного из них он практически оглох на правое ухо. Второй взрыв был так силен, что Раймонд, мелкий сын Джорджа, вылетел из окна!

К своим известным опытам с воздушными змеями Лоуренс пришел не сходу. Он уже много лет делал панорамные фотографии с высоты, но применял для этого высокие лестницы, строения и воздушные шары, на которых поднимался в атмосферу сам. Среди оборудования Лоуренса была телескопическая мачта из проволоки и дерева длиной около 200 футов, благодаря которой он поднимал камеру.

Была в биографии Лоуренса и еще одна уникальная съемка. В 1909 году чикагское издательство Бойса заказало у Лоуренса серию снимков научно-исследовательской экспедиции в Восточную Африку. Сложностью было то, что ученые желали взять снимки ночной судьбе животных.

Никто и ни при каких обстоятельствах не снимал аналогичного раньше. Но неповторимые разработки Лоуренса в области вспышки разрешили ему выполнить такую работу.

Но, практически сразу после этого жизнь изобретателя без шуток изменилась. От него ушла забрала и жена с собой обоих детей, он дал собственный фотобизнес помощникам и больше ни при каких обстоятельствах не возвращался к фотографии. Возможно, это было результатом стресса из-за распада семьи.

По окончании 1910 года Лоуренс нежданно увлекся конструированием самолетов. Он взял пара десятков патентов на разные усовершенствования в сфере авиастроения и выстроил пара самолетов-амфибий различных конструкций. Но все же это не было его призванием, и к 1919 году компания Лоуренса разорилась.

Он погиб в Чикаго 15 декабря 1938 года и был похоронен на родине. Он стоял на отшибе довольно всех собственных современников и был гением в сфере фотографии, каких до него, возможно сообщить, не видел мир.

Все его снимки поражают: кроме того сейчас сделать подобные фотографии поразительно тяжело. И Лоуренс окончательно остался в истории фотографии одним из ее столпов.

Стабилизационный аппарат Captive Airship

Камера укрепляется на конструкции из трех легких древесных реек, подвешенных за основания к тросу, что ведет к воздушным змеям. К финишам реек прикреплены тросы, на них подвешен груз (к примеру, пушечное ядро). Трос помогает чтобы камера поворачивалась совместно со змеями по требованию фотографа.

Такое устройство гарантирует стабильное положение камеры в течение времени, достаточного для выдержки. Съемка производится методом нажатия на кнопку — камера соединена с почвой электрическим проводом.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№85, ноябрь 2009).

<

h4>

WOOW! Панорамный мрачный мир! Страшилка, кошмары 360 градусов!

Статьи, которые будут Вам интересны: