Парадоксы мировых войн

70 лет назад закончилась Вторая мировая война. Она была не только неимоверно кровавой, но и очень парадоксальной — как и её предшественница. Попытаемся отыскать в памяти главные оружейно-технические парадоксы двух самые кровавых событий XX века.

Первая мировая дала старт немыслимому всплеску идей во всех областях оружия и техники.

Армии безотлагательно добывали с забытых складов однозарядные винтовки времён франко-прусской войны — а фабрики подготавливались производить автоматические и самозарядные ружья под промежуточный патрон. Показались ружейные гранатомёты, миномёты, огнемёты, газомёты, первые крупнокалиберные пулемёты.

Танки успели пройти путь от первых хвостатых «ромбов» до «Рено» FT-17, чей вид вот уже около сотни лет есть хорошим для подавляющего большинства потомков, и Char 2C с 50-мм броней — которую имел кроме того не каждый танк начала ВМВ.

Парадоксы мировых войн
Французские самоходные орудия Первой мировой


http://www.aviarmor.net/

Авиаторы начала войны имели возможность угрожать неприятелю с тряпичных аэропланов разве что кулаком либо тараном. К концу войны массово летали цельнометаллические, в противном случае и бронированные самолёты, в воздухе строчили целые батареи пулемётов, отправляли боеприпасы автоматические, крупнокалиберные и безоткатные пушки, оставляли дымные следы ракеты. Немцы, как в большинстве случаев, опоздали закончить очередное чудо-оружие — тяжёлый десятимоторный самолёт-триплан с запасом горючего на 80 часов полёта.

Но они успели пострелять с борта тяжёлого бомбардировщика из 130-мм орудия.

Показались первые активные гидролокаторы, совокупности подслушивания переговоров по телефонному кабелю, радиоуправляемые катера.

Древесное колесо недостроенного триплана

Источник: G. W. Haddow, Peter M. Grosz. The German Giants. The German R-Planes 1914–1918.

По окончании таких чудес армейские, учёные, фантасты пробовали угадать, какой будет следующая война. Уже к концу 20-х годов всерьёз ожидалось, что скоро артиллерия сможет стрелять на тысячи километров, а самолёты достигнут скорости 1000–2000 км/ч.

И прогресс техники помой-му обосновывал эти теории. В апреле 1910 года Юбер Латэм на «Антуанетт» ставит воздушный рекорд скорости в 78 км/ч. Менее четверти века спустя, в октябре 1934 года, Франческо Аджелло на гидроплане «Макки-Кастольди» развивает вдесятеро громадную скорость — 709 км/ч.

В случае если в начале Первой мировой аэропланы поднимали в атмосферу моторы в 80–100 л. с., то уже в 1919 году авиамотор Napier Cub достиг мощности в 1000 л. с. В том же году был достроен четырёхмоторный цельнометаллический лайнер E-4/20, с 12–18 пассажирами на скорости в 200–225 км/ч обгонявший практически все тогдашние истребители. Уже во второй половине 20-ых годов двадцатого века в Германии удачно взлетел ракетный планер Ente («Утка»).

В 1914 году артиллеристы всех государств вычисляли действенной стрельбу полевых пушек не потом 6 км, но уже в 1918 году известная «Парижская пушка» стреляла на 130 км. В случае если перед войной большая часть французских артиллеристов (но не все) вычисляло 75-мм пушку достаточной для ответа любых задач, то в 1917 один боеприпас французского же 520-мм орудия весил больше таковой пушки. За время войны «из ничего» появилась зенитная, батальонная, противотанковая, самоходная артиллерия. Страницы как военных трудов, так и популярных изданий 20–30-х годов пестрят рисунками и фотографиями универсальных, турбинных, многокаморных и электрических орудий, конических стволов, управляемых ракет…

И вот начинается Вторая мировая война.

Истребители начала ВМВ в большинстве вооружены пулемётами простого калибра, часто — предположениями «Максима» (как И-15) либо Браунинга 1919 года (как «Харрикейн», «Гладиатор» и «Спитфайр»). Мощность моторов — та же 1000–1200 л. с. либо кроме того меньше. Бипланы «Свордфиш», кроме того напоминающие «этажерки» прошедшей войны, и в первой половине 40-ых годов двадцатого века выясняются грозой вражеских судов.

В августе 1945 года «антикварные» МБР-2 конструкции начала 30-х годов топят японское судно «Касадо Мару» — одна из наибольших по тоннажу жертв советских ВВС. В этом же году на балканском полуострове ещё сражаются Бреге-19 — прямые потомки заслуженного бомбардировщика финиша Первой мировой Бреге-14.

Вместо в далеком прошлом ожидаемых налётов воздушных армад в июне 1940 года Берлин в первый раз бомбит один (!) бомбардировщик — французский NC.223.4 «Жюль Верн» сбрасывает пара бомб весом от 250 до десяти килограмм. «Цирк Вахмистрова» с подвесными самолётами, «эскадрилья самоубийц» с штучными многотонными бомбами, одноразовые истребители «катафайтеры» а также носители ядерных бомб были практически незаметны на фоне десятков тысяч простых истребителей и бомбардировщиков.

6–10–12-моторные гиганты в подавляющем большинстве так и не покинули чертёжных досок. Вместо них костяк стратегической авиации США образуют В-17 – созданный по результатам конкурса на средний бомбардировщик, заказанный британцами бомбардировочно-транспортный В-24 и, под самый финиш войны, — В-29 с горящими «на лету» моторами; японцы по большому счету обходились двухмоторными автомобилями (если не считать летающих лодок).

B-32 снискал вызывающую большие сомнения славу самолёта, на котором во Второй мировой войны погиб последний американец — над Токио 18 августа 1945 года. А В-36 не только опоздал на Вторую мировую, но так и не повоевал по большому счету. Как и «истребитель» XF8B, талантливый поднять практически три тонны бомб либо торпед. «Твин Мустангам» было нужно ждать войны в Корее, а «Скайрейдеры» заметят ещё и небо Вьетнама.

Тысячный В-29

http://www.boeingimages.com/

Вместо грозных на бумаге КВ-3–5–7, Т-50, ИС-3 либо ИС-7 войну побеждают Т-34 и ИС-2 с куда более скромными чертями. Все тридцатые годы советские танкисты требуют самоходки с вращающейся башней, в стиле 1960-х годов, артиллеристы — дивизионные 95-мм и 107-мм пушки, часть из них кроме того успеют испытать. Конструкторы бьются над автоматическими и самозарядными ружьями, гранатомётами. Но тяжесть настоящей войны вынесут конструкции значительно «примитивнее».

Не обращая внимания на мольбы танкистов США, в битвах в Европе успели учавствовать всего около тридцати М26 «Першинг».

Отравляющие газы вместо уничтожения целых эскадр, городов и государств использовались разве что против беспомощных китайских сёл — да и то малыми партиями и с маленьким эффектом. Ещё громадным фиаско выяснилось использование биологического оружия, обрисованного ещё Альбером Робидой, Джеком Гербертом и Лондоном Уэллсом. На поле боя зажигательные и дымовые смеси были куда надёжнее и действеннее, а армейские биологи тратили силы в противодействии естественным эпидемиям тифа (бывших бичом Первой мировой).

Вместо погони за чудо-оружием СССР, США, Англия, не сговариваясь, обратили внимание на развитие военной индустрии и транспорта, модернизацию имеющейся техники. 2710 транспортов «Либерти» (спускавшихся на воду за месяц-два), 640 тысяч джипов и более 200 тысяч «Студебекеров» внесли неоценимый вклад в неспециализированную победу.

Первые Т-34 и «Шерманы» отнюдь не были шедеврами технологии и конструкции. Но к концу войны в тех же по заглавию автомобилях неизменными остались разве что катки — и сейчас танки разрешали творить настоящие чудеса.

Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле

http://waralbum.ru/

Напротив, Третий рейх устремился за миражом технического превосходства, сохраняя надежду превзойти соперников неповторимым оружием. И проиграл по всем статьям — на земле, на море и воздухе.

«Тигры», после этого «Фердинанды», «Пантеры» и «Королевские Тигры» всецело провалили собственные начала. Да, германская военная техника была ужасным соперником на поле боя, но всё более тяжёлые автомобили потребовали топлива в немыслимых количествах и надёжной ходовой части — а ни того, ни другого Германия дать уже не успевала. Так, «Пантера» при схожем весе уступала ИС-2 по расходу горючего в полтора раза — не говоря уже о «Королевском Тигре».

Толстая броня с падением качества уже не обеспечивала прежней неуязвимости. А при грамотной тактике кроме того «Насхорны» с 30-мм лбом не уступали «Тиграм» в истреблении танков. Ужасные «Маусы» вместо побед украсили собой советские полигоны.

Трофейная германская техника на выставке в парке имени Неприятного в Москве в осеннюю пору 1945 года

http://waralbum.ru/

И в относительно консервативной артиллерии немцы ухитрились дойти до монструозных 128-мм противотанковых пушек и зениток. 600-мм мортиры и 800-мм «Дора» стали наглядным воплощением тупикового пути развития сверхтяжёлой артиллерии.

На протяжении высадки в Нормандии германские подводники получили приказ атаковать корабли десанта в надводном положении — а расстреляв торпеды, таранить. Так бесславно кончались годы доминирования кригсмарине в океанах.

В воздухе ставка на новейшие реактивные самолёты также пока не оправдала себя. Ме-262 в эффективности уступал поршневым предшественникам. Английские «Метеоры» гонялись за Фау-1, но пушки истребителей довольно часто отказывали, исходя из этого их эскадрилья смогла сбить всего чуть больше десятка ракет — поршневые «Темпесты» и «Спитфайры» продемонстрировали себя в разы действеннее.

Американским P-80 так и не довелось повоевать во Второй мировой войны. А пилоты более 300 выпущенных ракетных Ме-163 смогли заявить сбитыми лишь 16 самолётов — в каждом полёте за одну секунду рискуя взорваться либо взять пары гидразина в лицо.

Германский реактивный истребитель Me-262 в кадре фотопулемёта американского истребителя P-51 «Мустанг» из состава 8-й воздушной армии

http://waralbum.ru/

Ракеты Физилер 103, более известные как Фау-1, и А-4 (Фау-2), само собой разумеется, послужили по окончании войны замечательным стимулом процесса, что привёл человечество на Луну. Но по большей части не своим конструктивным совершенством либо тем более боевой эффективностью, а наглядным примером – вот смотрите, немцы же смогли, лишь нужно сделать всё не так, как у немцев, а верно. Фактически же боевая эффективность ракет, в совершенных условиях приблизительно в 30% случаев талантливых попасть в громадный Лондон, была околонулевой.

Не смотря на то, что на первых порах психологически впечатляющей – кое-какие лондонцы, отвыкшие за три относительно спокойных года от германских бомбёжек, опять бросились в провинцию, опасаясь «базз-бомб», а о «неслышной смерти» в виде сверхзвуковых Фау-2 военная цензура Британии по большому счету запретила упоминать, дабы не позволить неприятелю корректировать обстрел.

Но какова цена? В случае если путём разработок массового производства и трудом «кацетников» (узников концлагерей) цена Фау-1 удалось довести с 60 тысяч марок опытного образца, до 10, а после этого под самый финиш войны всего до 3,5 тысяч марок (автоматическая винтовка FG-42 первой серии стоила более 2000 марок), то цена А-4, не обращая внимания на все усилия, с начальной 300 тысяч марок снизить более чем до 120 тысяч не удалось.

Для сравнения — танк «Тигр» стоил порядка 300 тысяч марок, а истребитель FW 190D-9 — около 57 тысяч. Наряду с этим мощность обоих типов ракет была не так уж громадна – 750–1000 кг аматола бледнеют на фоне английских «печеньиц» (cookie) с практически полутора тоннами той же взрывчатки (для бомб в 4000 фунтов — а были и в три раза тяжелее) и их американских копий – «блокбастеров».

Эффективность кроме того Фау-1, мягко говоря, вызывающа большие сомнения — так, на 66 ракет воздушного старта, достигших Лондона, приходится 77 потерянных тяжёлых бомбардировщиков-носителей He-111. А действия ракет Фау-2 были легко разбиванием окон золотыми монетами.

Подвеска «печенья» в 4000 фунтов

https://www.flickr.com

Разработка управляемых зенитных ракет (германских «Водопада», «Дочери Рейна» и другой красиво названной романтики, так и не вступившей в войну) понадобилась только для будущих войн, но да и то в советском С-25 и в американском «Найк-Геркулес» имелись только отдельные конструкторские ответы германских инженеров.

Противотанковые управляемые ракеты в первый раз были применены более чем десяти лет по окончании окончания ВМВ, в Алжире — да и то против пещер, а не танков. Управляемые и самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух», чьи разработки шли параллельно в Соединенных Штатах и Германии, опять-таки опоздали не только на эту войну, но и на Корейскую, в первый раз отметившись только во второй половине 50-ых годов двадцатого века — в дуэлях между истребителями двух Китайских республик, народной и той, что на Тайване.

Кроме того массовое производство выдающихся для собственного времени образцов оружия (отыщем в памяти хотя бы пулемёт MG-42, заслуживший самые высокие оценки оружейных экспертов всей земли) не спасло Третий рейх от развёртывания к концу войны выпуска ужасных не хорошо продуманных эрзацев наподобие ружей «Фольксгевер» с дальностью прицельной стрельбы в сотню метров и самолётов из фанеры и прессованной угольной крошки. И это был ещё весьма прекрасный результат если сравнивать с Японией, докатившейся к лету 1945 года до однозарядных ружей под пистолетный патрон.

Но и это не стало апофеозом деградации. Японцы развернули выпуск гладкоствольных дульнозарядных (!) ружей и пистолетов — в ствол калибром 13 мм вкладывались заряд тёмного пороха и пуля из обрезка прутка, сверху вставлялся капсюль, по которому должен был ударить «стрелок».

К счастью всего человечества, вот уже 70 лет мир обходится без таких войн со всеми их парадоксами…

Начало 2-ой всемирный войны. парадоксы и Мифы. Robinzon.TV

Статьи, которые будут Вам интересны: