Переходим эту реку вброд

В годы Первой Мировой самые манёвренным родом армий русской армии являлась кавалерия. В Рабоче-крестьянской Красной армии, не обращая внимания на появление танков и бронеавтомобилей, кавалерии так же, как и прежде отводилась ключевая роль в ведении маневренных военных действий. Одним из качеств, дававших кавалеристам преимущества перед моторизованными армиями, была свойство довольно быстро преодолевать водные рубежи

Вопросы форсирования рек были подробнейшим образом расписаны в боевых руководящих документах кавалеристов царской, а потом Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы проводили ее тщательную разведку. Существовало пара видов преодоления рек подразделениями конницы: по мостам, вброд, на особых плавательных средствах (паромах, лодках, плотах и т.п.) и вплавь.

Последнее являлось неповторимой отличительной изюминкой этого рода армий.

Прохождение по наведенным мостам производилось в пешем порядке. Наездники двигались на протяжении края моста, держа лошадей в предлогу ближе к центральной части моста. Кавалеристы конных тачанок вели собственных коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади отпрягались и велись раздельно. Дистанции при прохождении мостов между подразделениями возрастали, а остановки на мосту были категорически запрещены.

Единственным случаем, в то время, когда колонна имела возможность остановиться, считалось раскачивание моста до степени утраты устойчивости коней.

Одним из распространенных способов форсирования рек была переправа вброд. Наличие брода определяли по последовательности показателей: подходу полевых тропинок и дорог к реке, уширению реки на прямых участках, перекатам и низменным берегам. Таблица, отображающая скорости и допустимые глубины, наглядно демонстрирует преимущества кавалерии при форсировании рек вброд:

Глубина, м

Скорость течения, м/с

Кавалерия

Артиллерия

Танки

Автомобиль

Колесный обоз

до 1.25

до 2

0.7

1

0.8

2

0.3–1.0

1

0.7

1

При переправе вброд нужно было предварительно произвести разведку, выяснить глубину, грунт дна и берега, скорость течения, устранить преграды, срезать крутые спуски к воде. Ширину брода обозначали вехами. При стремительном течении реки поперек растягивали канат, соединяющий повозки, набитые камнями.

Переправлялись вброд сомкнутыми строями, поскольку идущие в первых рядах разбивали дно и осложняли перемещение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные, как и при перемещении по мостам, отпрягались. Любопытно, что на протяжении переправы вброд отдельным наездникам без команды категорически запрещалось останавливаться и поить лошадей.

Водопой производился составом подразделений выше брода по течению реки на протяжении ожидания собственной очереди на переход.

Переправа вплавь могла быть совершена тремя методами:

  • при незначительной ширине реки 30–50 метров наездники переправлялись при снаряжении и полном вооружении;
  • при ширине реки более 50 метров наездники снимали обмундирование и оружие, пристегивая его к седлу, оружие необходимо было размещать дулами вверх;
  • при наличии переправочных средств наездники переправлялись налегке. Их оружие и обмундирование собирали, перевозили на плотах, а позже раздавали.

Для переправы вплавь использовались колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные промежутки между наездниками составляли 3–6 метров, а дистанции – до 8 метров. До тех пор пока под ногами коня было дно, наездник сидел верхом, когда лошадь теряла дно, наездник соскальзывал в воду и плыл рядом, держась одной рукой за гриву.

Примечательно, что вперед рекомендовалось пускать самых храбрых и умелых лошадей. В случае если лошадь отказывалась плыть, кидалась на вторых лошадей, ее переправляли в числе последних. В случае если при переправе вплавь лошадь вырывалась и начинала уплывать, ее не пробовали поймать, дабы не нарушить построение и не утратить темпа переправы.

Лошадь ловили позднее на том берегу, к которому она приплывала.

Кавалеристы имели преимущество в переправе не только летом, но и зимний период. Переправа по льду для конницы допускалась при толщине льда:

  • для отдельных наездников – 13 см;
  • для разомкнутого строя – 16 см.

Перед началом переправы проводилась разведка, на протяжении которой выясняли:

  • толщину льда;
  • глубину снежного покрова на берегах и льду;
  • состояние льда у берегов;
  • выезды и спуски, наличие материалов (хворост, солома, доски) для усиления льда;
  • обозначали границы и направление переправ по ширине, ограждали трещины, проруби, полыньи;
  • вели постоянное наблюдение за состоянием льда.

Переправа по льду проводилась в спешенном порядке. Конники вели лошадей в предлогу, двигаясь в широких разомкнутых строях. Повозки и орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально вероятному количеству дорог.

По окончании боев состояние переправ уточнялось. Показавшиеся полыньи от разрывов снарядов ограждались.

Свойство кавалерии скоро форсировать водные рубежи была одним из тех факторов, что разрешал ей оставаться актуальной впредь до окончания ВОВ.

Переходим эту реку вброд
Конница генерала Баранова форсирует Вислу, 1944
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/man-yak/post74631047/

Переправа кавалерии, 1944
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/man-yak/post74631047/

Русская кавалерия форсирует реку на плотах. Источник

Аквариум \

Статьи, которые будут Вам интересны: